Неосуществленные проекты

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 21 Октябрь 2008 17:14

Первый раз встретил такую информацию. Явно проект был приурочен к программе МПГ-2. Прообраз ДАРМС?


НОВАЯ АРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ БЕЗ ЛЮДЕЙ

Известия, 15 сентября 1931.

ЛЕНИНГРАД, 14 сентября (Роста) Всесоюзный арктический институт разрабатывает план отправки полярной экспедиции, которая будет разниться от всех ранее бывших экспедиций тем, что на ней не будет ни одного человека. Она автоматически будет передавать все сведения, которые требуются для изучения атмосферы.

Арктический институт для этой цели наметил постройку небольшого крепкого бота, на котором будет укреплено несколько усовершенствованных приборов системы проф Молчанова Бот будет пущен в одном из районов Берингова пролива с таким расчетом, чтобы он носился с запада на восток.

Установленные на боте метеорологические приборы будут автоматически записывать движение и силу ветра давление воздуха и т д

Продолжительность этой своеобразной экспедиции «без людей» рассчитана на один год. Подробный план организаций этой экспедиции будет разработан к весне будущего года.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Неосуществленные проекты

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Октябрь 2008 19:15

Скопировано из "Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции"

Несостоявшаяся "Экспедиция на Юг", 1945.

Бронтман Лазарь Константинович: Дневник событий 1945-46 г. http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wwdnevnik27.shtml


16 ноября 1945

Позвонил мне на днях Водопьянов.
-Есть дело. Помнишь, несколько лет назад мы с тобой писали новогоднюю мечту- полет на южный полюс. Так вот, я уж давно думаю об этом. Так все обдумал. И сейчас зову тебя: я обещал, ведь, иметь ввиду при интересном деле. Пусть там одни были на северном, другие на южном, а мы с тобой- и там и здесь. Приедешь говорить?
В воскресенье 11 ноября я заехал к нему. был еще Орест Минеев- бывший нач. острова Врангель, в последнее время- нач. проводки то в западном секторе Арктики, то на участках.
Михаил - такой же, как всегда, только располнел, помрачнел, в генеральской форме.
Дело рисуется так. Выйти отсюда кораблем, дойти до бухты Китовой, где базировался Берд ("Маленькая Америка"). Это- самая близкая доходимая точка до Южного полюса. Находится она приблизительно на 78о - в 1400 км. от полюса. Там устроить базу. Оттуда самолетами дойти до полюса перед началом полярной ночи, оставить там зимовку Минеева, а по окончании вернуться за ним. Тем временем корабль либо уйдет на базу, предположительно в Новой Зеландии, либо обойдет с океанографической экспедицией берега Антарктики, а, м.б., и всю ее.
-Корабль?
-Ледокольный пароход "Дежнев", у него запас угля на два месяца.
-Сколько сил?
-2500, - ответил Минеев.
-Мало, - сказал я.
-Да. Но зато мореходен, а по дороге- шторма и ураганы. И хорош во льду.
-Сколько самолетов?
-Пять двухмоторных. Плюс парочку "У-2", - ответил Водопьянов.
-Какие двухмоторные?
-Сам еще не знаю. Хорошо бы "Дугласа", но они- иностранные. Ты не знаешь своих?
Я сказал ему о новой ильюшинской машине. Он заинтересовался.
-Поговори с Коккинаки, - попросил он. -Узнай, можно ли поставить на них 82-ые. И вообще.
-Лодку берешь? - спросил я.
-Зачем?
-Для ледовой разведки.
-Нет. Я всегда найду льдину, чтобы взлететь на "У-2".
-Неверно. Может быть битый, но плотный лед. И не взлетишь. А полынью для лодки всегда разыщешь. Ты на ледоколах плавал?
-Никогда, - ответил он. -Я летал.
-А я плавал, - сказал я. -И всегда видели полыньи. Да вспомни, и на полюсе были. Надо лодку!
-А какую? - спросил он, сдаваясь.
-"Ш-2".
-Да их , поди, ни одной не осталось.
-Я найду. Или поговорю с Яковлевым, он специально построит. И геликоптер надо.
-Не нужно этого жука, - запротестовал Михаил.
-Надо, - настаивал я.
Так и не договорились об этом. Успеем, доломаю.
-Сколько человек зимовка? - спросил я у Минеева.
-Пять.
-Это я- пятый?
Он засмеялся.
-Ишь ты, уже торгуешься за участие.
-Сколько тебе надо груза доставить на полюс?
-Семь тонн. Это- жилье, харч, приборы, снаряжение. И запас горючего для самолетов. Думаю иметь там и легкий самолет.
-Мало. Папанину мы дали 11 с лишним тонн, - припомнил я. - А задачи у него были меньше. И без авиагорючего. Ты подсчитай лучше и с запасом.
Разговор перешел на требования к самолетам. Михаил считал, что дальность должна быть 14-15 часов.
-Смотри сам. 1400 км. в один конец. Пусть встречный ветер 100 км, итого- скорость 200. Семь часов, да обратно столько же.
-Значит, - сказа я, - бензина надо на 20 часов. Поплутал, да подогрев, да может сел где-нибудь.
-Плутать не будем- радиомаяк, - сказал он упрямо.
-Ты не будешь, а другой будет. Тут надо весь расчет вести "на дурака", как американцы в ширпотребе. Вот давай прикинем, скажем, головную машину. Экипаж: ты, второй пилот, штурман, два механика обязательно, я, Минеев, да еще кто-нибудь из них, снаряжение, бензин на 20 часов. Ух, большая нагрузка!
-А ты хочешь на первой? - спросил он Минеева. -Лазарь-то пойдет со мной, это я знаю. Но первый полет разведочный, тебе, Орест, не обязательно.
Минеев даже обиделся:
-Кто капитан, кто летчики, ученые, штурманы, механики? -спросил я.
Оказывается, об этом еще не думали- "Люди найдутся". Я сказал, что правительство, решая, будет учитывать две вещи: международную обстановку и людей. Тем паче, что проект придется писать мне.
Договорились, что еще не раз обсудим все, прежде, чем сядем за докладную записку.
Между прочим, Михаил рассказал мне забавную вещь. Когда он летел на Берлин в 1941 году, на обратном пути его самолет сел у линии фронта. Михаил сказал летевшему с ним Пусэпу и Штепенко, чтобы они имели в виду: его фамилия не Водопьянов, а Бронтман.
-От этого тебе легче не будет, - засмеялся Пусэп. -Водопьянова, может, еще пощадят немцы, а Бронтмана наверняка кокнут.

На следующий день я был у Коккинаки. Рассказал ему весь проект, высказал свое мнение, сказал, что нужен очень авторитетный, властный и знающий начальник ("Шевелев?"- спросил он). Дело Володю очень заинтересовало. Про машину он сказал, что 82-ые уже поставил, но еще не пробовал. Настаивал на необходимости взять с собой лодку и геликоптер.
-Незаменимая вещь, с борта может взлетать.
Дальше разговор зашел вообще об авантюрах. Он держится очень насторожено: и хочется и колется. Опять вспомнили Галая.
-Я не понимаю, - сказал он. - Почему он дал согласие взять тебя. Ты- мой друг, но я всегда предпочту иметь 100 км. запаса.
-Ты чудак, - сказал я. -Что осталось от твоих полетов? Газетные вырезки, а кто их знает и найдет?
-Это верно.
-Кроме того, при современной авиационной технике и равнении на классного летчика- 100 кг. не вещь, пустяк. Полетишь ведь не на РД.
-Это верно, - сказал он примирительно.
-Кроме того, мне 40 лет. (тебе 42). Я могу участвовать в авантюрах еще не больше 5 лет (ты- меньше). И я не хочу даром работать на вас.
-Это верно, - расхохотался он. -Значит, я должен отныне иметь тебя на борту?
-Обязательно! Кроме одноместных машин. С дураком я не пойду, а с тобой я пойду. Особенно, если второй будет перегонщик, типа Титлова.
-Правильно, второй должен быть Титловым, - убежденно сказал он.
-Вот тебе экипаж: ты, Титлов, штурман Аккуратов или Погосов, механик и я.
-Зачем механик? - спросил он. -Механики, знающие ероплан до точки, должны быть на земле. А маршрут?
-Кругосветка. За 65часов. 5 посадок.
-Погоди. 25000 км, по пять тысяч за присест. Скорость около 500... Гм.. Так, так... Может и выйти. Трудно. А сколько на земле?
-На всю землю 15 часов.
-Трудно... Но, может, можно.
Видно, что я его разворошил. Уехал в 3 ч. ночи.


27 декабря 1945

Несколько дней назад был снова у Водопьянова. Он мне показал напечатанное на машинке сырое- программа экспедиции, ее задачи, характеристику научных наблюдений, и попросил составить докладную в ЦК. Я посоветовал ему поговорить с Папаниным. Водопьянов несколько нервно относится к этому, т.к., видимо, боится, что тот будет претендовать на командование, хотя тут же сказал:
-Пусть командует. Я возьму на себя летный отряд. Все равно пойду на первом самолете и сяду, хоть разобью машину. А остальные машины- посадим легко. А ты пойдешь на первом или втором.
Рассказал он мне о своем разговоре со Сталиным в начале войны. Водопьянов просился на фронт.
-Будь я командиром части, - сказал Хозяин, - обязательно дал бы вам любой самолет.
После этого его назначили на дивизию.

Вчера я написал докладную записку об экспедиции на имя т.Сталина (3,5 страницы). Изложил задачи и общий план. К записке будут приложены приложения (графики, расчеты). Послал Михаилу. Сегодня он звонил мне, очень понравилось. Собирается поговорить с Папаниным и послать через несколько дней.
Вообще, идеи носятся в воздухе. Был у меня в редакции Алексеев. Хочет лететь на дизельной двухмоторной машине без посадки от Москвы до Прот-Артура. От Иркутска до Москвы уже ходил. Беседовали с ним и об экспедиции на юг. Считает реальной, выбор "Дежнева" - удачным, но, как и я, считает самолеты "Ли-2" или "Пе-82" (Ли-2 с 82-ми моторами) неудобными, надо отечественные, хотя их подходящих для этой цели и не видит.
Вчера был у меня Черевичный. У этого план другой: нынче весной отправиться 4-5 самолетами в район полюса недоступности, покрыть посадками весь район, взять глубины, проследить течения, дрейф и т.д. Один самолет посадить базой, а остальными все обследовать. В полете0 1.5 -2 месяца.
-Иначе, Американцы нас обгонят.


10 января 1946

Звонил Минеев. Сообщил, что написанное мною письмо от экспедиции на юг, они Водопьянов 30 декабря послали Хозяину.

14 марта 1946

Вчера звонил Водопьянов.
-Завтра утром улетаю в Берлин. Хочу побывать на Нюренбергском процессе. Поручений нет?
-Погляди за меня на эту заразу.
-Я для того и лечу. А то только на том свете с ними свижусь.
-Как дела с нашим письмом?
-Лежит у самого Хозяина. Держит у себя на столе. Даже Поскребышеву на возвратил.




пока - все :(
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Проект Трансарктического Автопробега 1936-37 г.

Сообщение Kirindas » 11 Декабрь 2008 05:20

 01.jpg
 02.jpg
 5a5f6bd01a83.jpg

сканы из В. Зиссер "Транспорт Севера и автомобиль повышенной проходимости", ОГИЗ, Гострансиздат, М-Л, 1936
(оффтоп: могу оцифровать всю книжку, но к сожалению она изувечена предыдущим владельцем - вырезана часть картинок)

оригинальная карта публиковалась в "Игрушках для Больных", но статья сильно изувечена редактором, поэтому ценна только иллюстрациями
http://www.autobuy.ru/nite.php?aid=138&aform=3
ну и в архивах есть немного переписки: проект Постановления СНК, совместное обращение председателя Автодора Лежавы и главы Севморпути Шмидта в Правительство от августа 1935 г., коллективное письмо в СНК группы товарищей от июля 1935 г. (Урванцев, Зиссер, Азбукин, Юнпроф и др.)

в связи с ликвидацией Автодора сие грандиозное мероприятие не было реализовано

Необходимость организации длительного пробега

Как мы видели, вездеход до сих пор работал на севере азиатской части Союза только в тундровых районах приморской полосы и кроме того совершил пробег по европейскому Северу. Однако район применения вездехода будет значительно шире. И ближайшие уже годы он будет применяться в той или иной степени на всем пространстве севернее 60-й параллели. Сейчас уже поднят вопрос перед Союзным правительством о выделении специального завода для серийной постройки вездеходов НАТИ-3. Через 3—4 года сотни вездеходов начнут бороздить снежные пространства Крайнего Севера во всех направлениях. Между тем в нашем распоряжении еще слишком недостаточен эксплоатационный опыт и нет совершенно опыта эксплоатации вездеходов в условиях лесотундры и тайги, нет проверенного на работе специального оборудования, выявленных с достаточной ясностью экономических данных, нет опыта прокладки трасс, подготовленных кадров и т. д. и т. п.

Правильное плановое внедрение вездеходного транспорта на Севере будет только тогда, когда мы будем располагать этими данными.

С этой целью безусловно необходимо организовать длительный пробег-экспедицию, укомплектовав ее лучшими автомобилистами и опытными полярниками. Чтобы испытания были полноценны, пробег должен быть организован в разнообразных условиях Севера: в гористой и равнинной местности, по жестким заструженным снегам тундры и мягким глубоким снегам тайги, при максимально низких температурах, какие только возможны на нашем Севере; при полном отсутствии оборудованных гаражей и жилья на длительных участках; полярной ночью и т. д. Словом, нужно охватить наиболее типичные районы Севера, в которых вездеходу в дальнейшем придется работать.

Такой пробег даст возможность не только еще раз испытать основательно вездеходы, отдельные их механизмы и все специальное оборудование, но он даст большой опыт эксплоатации машин, выявит экономику вездеходного транспорта. Этот опыт помогает создать специальные инструкции по эксплоатации вездеходов и учебники для подготовки новой профессии автомобилистов-полярпиков. Он даст возможность подготовить основной кадр механиков и водителей, будущих командиров вездеходного транспорта на Севере; ознакомит конструкторов и строителей вездеходов с теми условиями, в которых их детищам в дальнейшем придется работать, а работников Севера ознакомит с новым видом северного транспорта. Этот пробег проложит первую вездеходную трассу и ознакомит инженеров-дорожников с теми «дорогами», которые им в дальнейшем придется строить для вездехо­дов.

Считая все это исключительно важным, ЦС Лвтодора и Главное управление Северного морского пути разработали материалы для проведения пробега в зиму 1936/37 г. по маршруту Н. Колымск — Якутск — прииск Незаметный — ст. Б. Невер Уссурийской ж. д. общим протяжением 5 000 км (фиг. 19).

В разработке и обсуждении материалов подготавливаемого пробега и его маршрута принимали участие — Л. М. Лежава, начальник Главсевморпути О. Ю. Шмидт, И. А. Халепский, Зам. нач. Главзолото т. Опарин, представитель Якутской республики т. Риу, М. 10. Юнпроф, Я. П. Новиков, конструктор вездехода НАТИ-3, Г. А. Сонкин, Л. Н. Урванцев, Д. Д. Азбукин, В. П. Зиссер и ряд других товарищей специалистов по автомобильному делу и полярных работников.

Такой пробег осуществим только при технике, которой располагает Советский союз.

Этот пробег еще раз покажет трудящимся Советского союза рост и мощь нашей индустрии, рост и укрепление нашей автомобильной промышленности.
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 02 Январь 2009 13:15

Интересная информация об одном из планов по спасению станции СП-1.

Из книги


Б. В. Никитин. Катера пересекают океан. — Л.: Лениздат, 1980


http://militera.lib.ru/memo/russian/nikitin_bv/index.html

В главе "Испытатель крокодилов" есть абзац:

С осени 1937 года в Кронштадте готовился к выполнению ответственного задания «Красин». Ветеран ледокольного флота страны должен был выйти в Гренландское море и пробиться к дрейфующей станции «Северный полюс», чтобы снять отважных зимовщиков И. Д. Папанина, Э. Т. Кренкеля, Е. К. Федорова и П. П. Ширшова. Начальником экспедиции правительство назначило П. И. Смирнова-Светловского. Петр Иванович решил взять на борт ледокола катер на воздушной подушке. В Ленинград Л-9 — судно с деревянным корпусом и двумя 140-сильными моторами — доставили на железнодорожной платформе. Решили, что катер придет к «Красину» своим ходом, над замерзшим Финским заливом. К сожалению, трасса перехода не была обследована, с выходом явно поторопились. В результате капитан-лейтенант К. А. Шилов, который вел Л-9, не справился с управлением и не смог обойти встретившиеся на пути торосы. Катер получил значительные повреждения корпуса, которые не смогли устранить до выхода ледокола в море. От участия катера на воздушной подушке в полярной экспедиции пришлось отказаться. А жаль; при умелом применении судно В. И. Левкова наверняка успешно бы действовало в Гренландском море. И не исключено, что после этого многие организационные трудности, возникшие при доработке приводов от моторов к вентиляторам, удалось бы решить в короткий срок.

Может автор перепутал "Красин" с "Ермаком"?
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 20 Январь 2009 14:52

Изображение


Корабль будет дрейфовать

"Смена" 9 сентября 1935 г.


Всесоюзный арктический институт начал подготовку новой необычайно интересной полярной экспедиции. Она будет совершена советскими полярниками на специально выстроенном деревянном судне, приспособленном для многолетнего дрейфа во льдах.

Как сообщил нашему сотруднику заместитель директора Всесоюзного арктического института профессор В Ю. Визе, судно для этой экспедиции будет окончательно готово в начале 1937 года.

Мощный ледокол проведет деревянный корабль с экипажем в район между Ново-Сибирскими островами и островом Врангеля. Здесь корабль вмерзнет в лед и будет дрейфовать вместе с ним с востока на северо-запад. Продолжительность такой экспедиции рассчитана на 3—4 года. Рейс советской экспедиции во льдах будет несколько напоминать дрейф знаменитого нансеновского корабля «Фрам». (Как известно, в 1898 году Нансен вместе с Свердрупом, Иогансеном и 10 спутниками совершил свое знаменитое путешествие на «Фраме» с целью достичь Северного полюса. Около Ново-Сибирских островов под 78° 50', северной широты «Фрам» был затерт льдами и в течение двух лет передвигался вместе с ними на северо-запад).

Однако, в то время, когда Нансен плавал во льдах, методы исследования морей, особенно в Арктике, были еще несовершенны. Это не дало возможности выяснить Нансену ряд важнейших вопросов. Советский дрейфующий корабль должен разъяснить основные проблемы океанографии Арктики.

Экипаж судна будет состоять на 10 человек команды и 5 научных сотрудников. Экспедиция будет снабжена специальными научными приборами. Сейчас над разработкой конструкции корабля для этой экспедиции работает группа специалистов по деревянному судостроению. Вся подготовка к предстоящей экспедиции ведется под руководством профессора Визе.



Крайне интересная статья, особенно при сопоставлении с дрейфом судна "Г. Седов" (1937—1940) г.
Дрейф начался в районе севернее Новосибирских островов, продолжался два с половиной года, экипаж судна составлял 15 человек.
Интересно, что дрейф "Седова" никто не планировал.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Антарктическая экспедиция 1932-33 гг. на китобазе "Алеут"

Сообщение Молибога » 10 Ноябрь 2014 17:13

В.В.Лукин. Российская антарктическая экспедиция на рубеже веков. Связь времен и поколений // Проблемы Арктики и Антарктики, 2014, № 1(99)

... В 1931 г. при разработке планов участия нашей страны в программе Второго Международного полярного года 1932/33 г. специалисты Института проблем Севера (в настоящее время ААНИИ) Р.Л.Самойлович, М.М.Ермолаев и А.Ф.Лактионов разработали проект проведения первой Советской антарктической экспедиции на борту одного из судов китобойной флотилии "Алеут". В соответствии с разработанными планами предлагалось открыть полярную гидрометеорологическую станцию на о.Петра Первого и выполнить океанографические, метеорологические и геомагнитные исследования в тихоокеанском секторе Антарктики... Однако в связи с отсутствием в то время дипломатических представительств СССР в странах Южного полушария стала невозможна организация бункеровки советских судов в портах Южной Америки. Это и стало основной причиной отмены экспедиции...(с.23)


Не помню где, но попадалось мне в Интернетах, что бункеровать "Алеут" планировали не в Южной Америке, а в Кейптауне. Она-де была приписана к Владивостоку и идти в Антарктиду ей было сподручнее через Сингапур, Индийский океан и Южную Африку! Утверждение неверное уже потому, что в начале лета 1932 г. "Алеут" еще стоял на дооборудовании в Ленинграде. В перегонный рейс на Дальний Восток плавбаза вышла только 28 июня, в Германии к ней присоединились 3 китобойца, заказанные в Норвегии (источник: С.В.Гаврилов, Летопись флота Камчатки рыбацкой (1928-1990 гг.)). Видимо, Самойлович и прочие соавторы проекта знали о предстоящем уходе "Алеута" и пытались ухватиться за эту возможность забросить научную группу в Антарктику. Идти туда должно было не "одно из судов", а вся флотилия: рейс наверняка предлагалось сделать научно-промысловым для уменьшения расходов.

Интересно, что с 1946 по 1961 г.(если не позже) все наши китобойные и научные экспедиции в Антарктиду действительно делали промежуточный заход на мыс Доброй Надежды. Потом буры окончательно закрутили гайки апартеида, отношения прервались, суда стали заходить в Монтевидео и еще куда-то.

Еще интересный момент - почему станцию хотели сделать на о.Петра Первого? Мне кажется, что это было политическое решение. В 1929 г. остров, открытый Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым, был провозглашен владением Норвегии, а в 1931 г. норвежский королевский двор узаконил аннексию. Известно, что мы потом против этого протестовали. Возможно, предполагавшаяся в 1932 г. высадка советской экспедиции рассматривалась, как контрмера, призванная подтвердить наши права, связанные с первооткрытием.

Пара снимков "Алеута" из Сети - скромный кораблик, перестроен из обычного сухогруза, всего одна разделочная площадка...
 aleut (2).jpg

 aleut (1).jpg
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 10 Ноябрь 2014 17:44

Очень интересная информация. У Валерия Владимировича есть ссылка на документ о планировании антарктического рейса во период Второго МПГ? (Кстати, в 1931 году институт уже назывался ВАИ). По нашим данным наиболее ранний, подтвержденный документами, план антарктических экспедиций был разработан в 1932 г. (План научно-исследовательской работы Всесоюзного Арктического института на второе пятилетие 1933—1937 // ЦГАНТД СПб, ф. 369, оп. 1-1, д. 80., лл. 1—252 ). В соответствии с этим документом, первая морская экспедиция на китобойных судах должна была состояться в 1936 году, а в 1937 году должна была быть открыта первая советская антарктическая станция.
У нас тему плана был доклад в прошлом году в Мурманске на конференции "Освоение Арктики. История и современность." Был опубликован в трудах конференции : А. О. Андреев, М. В. Дукальская. "О "Плане научно-исследовательской работы Всесоюзного Арктического института на второе пятилетие 1933—1937""
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Неосуществленные проекты

Сообщение Молибога » 10 Ноябрь 2014 22:10

Увы, Лукин ссылается только на биографию М.М.Ермолаева:
Ермолаев,А.М.,Дибнер, В.Д. Михаил Михайлович Ермолаев. Жизнь исследователя и ученого, СПб: Эпиграф, 2005

Еще в статье есть такая информация:
В дальнейшем, в 1945 г., директор Арктического НИИ В.Х.Буйницкий в докладе, посвященном 25-летию создания АНИИ, выдвинул предложение по созданию на континенте Антарктида советской геофизической обсерватории с целью проведения метеорологических, аэрологических, геомагнитных и прибрежных океанографических исследований на постоянной основе. Вполне понятно, что экономическая ситуация в СССР сразу по окончании войны не могла способствовать осуществлению этих планов. (с.23)


Источник: Буйницкий, В.Х. Основные итоги и перспективы научно-исследовательских работ Арктического инст-та // Доклады юбилейной сессии 1920-XXVMT. М-Л:Изд-во Главсевморпути, 1945

Итого - сколько же было неосуществленных антарктических проектов?
1931 - Поход "Алеута" и сезонная станция на о.Петр 1-го
1932 - План экспедиции 36-37 гг. Станция планировалась на материке или островах?
1945 - План Буйницкого
1945 - План Водопьянова и Минеева

Были еще какие-нибудь? И не являются ли проекты 31 и 32 г. одним и тем же?
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 10 Ноябрь 2014 22:16

Про Буйницкого, конечно, известно.
По плану 1932 года станцию планировалось открыть на Южном полюсе в 1937 году, что, конечно, было нереально. Кстати, "План ВАИ" не был принят, поскольку с созданием ГУСМП система планирования научно-исследовательской деятельности в Арктике была коренным образом реорганизована. "План ВАИ" еще дорабатывался, а Госплан уже издал следующий приказ.

Молибога пишет: И не являются ли проекты 31 и 32 г. одним и тем же?
В "Плане ВАИ" не планируется никакой международной деятельности, и экспедиция намечается через четыре года. "МПГ" - международная программа и экспедиция планировалась на 1932 год. Наверное, это разные планы.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Неосуществленные проекты

Сообщение Молибога » 10 Ноябрь 2014 23:24

Понятно. Но "китобойные суда" в 1936-м - это тот же "Алеут" с китобойцами "Авангард", "Энтузиаст" и "Трудфронт". Других кораблей для пелагического промысла просто не было. Можно предположить, что маршрут перехода "Алеута" в Антарктику через Сингапур и Кейптаун разрабатывался как раз для 36 г.
Если не сама флотилия, то морячки с нее в Антарктиду в итоге все-таки попали: многие из них потом перешли на знаменитую "Славу".
А скан упомянутого вами доклада для Мурманской конфы как-то можно глянуть?
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 10 Ноябрь 2014 23:27

А. О. Андреев, М. В. Дукальская

(Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург)

О «Плане научно-исследовательской работы Всесоюзного Арктического института на второе пятилетие 1933—1937»

Освоение Арктики: история и современность. Материалы научно-практической конференции. Мурманск, 2013, с.55—59

«План научно-исследовательской работы Всесоюзного Арктического института на второе пятилетие 1933—1937» — интереснейший документ, к сожалению, фактически выпавший из исторического оборота. Разработанный видными советскими учеными, работавшими в 1932 году во Всесоюзном Арктическом институте (ВАИ), этот документ наметил основные пути, которыми проходило исследование полярных областей в последующие несколько десятилетий.

Предшественница ВАИ (ныне Арктический и антарктический научно-исследовательский институт) — Северная научно-промысловая экспедиция (Севэкспедиция) — была создана Постановлением Президиума ВСНХ РСФСР 4 марта 1920 года. Ее начальником был назначен геолог и полярный исследователь Р. Л. Самойлович. Севэкспедиция изначально создавалась как ведущая организация, координирующая все научно-исследовательские работы в Арктике. 20 февраля 1925 года Постановлением Президиума ВСНХ Севэкспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера (ИИС), директором ИИС вновь был назначен Р. Л. Самойлович.

22 ноября 1930 года Президиум ЦИК СССР утвердил создание на базе ИИС Всесоюзного арктического института. В Положении о нем говорилось, что ВАИ «является центральным организующим и руководящим научно-исследовательским учреждением для всестороннего изучения полярных стран Союза ССР». Возглавил ВАИ О. Ю. Шмидт, его заместителями были назначены Р. Л. Самойлович и В. Ю. Визе. До 1932 года ВАИ подчинялся непосредственно ЦИК СССР.

Уже в первые годы своего существования Севэкспедиция (а затем и ИИС) развернула широкую экспедиционную деятельность в Арктике, которая значительно активизировалась в конце 1920-х — начале 1930-х годов после принятия 31 июля 1928 года Постановления СНК СССР об усилении научно-исследовательских работ в арктических владениях СССР. Этим же Постановлением была создана Арктическая комиссия под руководством С. С. Каменева — руководящий и координирующий орган, объединивший усилия ряда ведомств и организаций для решения насущных задач исследования и освоения Советского Севера. Одной из задач, поставленных перед этой комиссией, была разработка первого пятилетнего плана научно-исследовательских работ в Арктике на 1929—1933 годы.

Проект пятилетнего плана разрабатывался более полутора лет и был утвержден Госпланом и СНК СССР только в 1930 году. Значительная часть этого плана была посвящена созданию на островах и побережьях советского сектора Арктики сети постоянно действующих полярных станций, что должно было, наряду с исследованиями северной полярной области, способствовать закреплению за СССР территорий, объявленных советскими владениями Декретом ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

Задачи, поставленные планом, были выполнены в 1929—1932 годах — постоянно действующие полярные станции на Земле Франца-Иосифа (ЗФИ), Новой Земле, Северной Земле и др. вошли в единую гидрометеорологическую сеть страны. Более того, пятилетний план был значительно перевыполнен, чему в немалой мере способствовало участие СССР в 1932—1933 годах в реализации программы Второго Международного полярного года (МПГ). Наибольший объем работ по программе Второго МПГ был выполнен советскими исследователями в 1932 году. ВАИ принял самое активное участие в этой программе, в том числе организовал в рамках МПГ три морские экспедиции, самой выдающейся из которых стала экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» по СМП за одну навигацию.

Весной 1932 года началась разработка Плана научно-исследовательских работ в Арктике на вторую пятилетку — документа, которому и посвящена данная статья.

Копия этого документа находится в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга.

План составлен на 122 листах и включает в себя:

а) объяснительную записку;

б) план работы ВАИ в контрольных цифрах;

в) приложения, которые содержат:

— план работ полярных станций;

— планы работ подразделений ВАИ: геологического, гидрологического и промыслово-биологического секторов, сектора воздушных и морских сообщений, музея Арктики.

— планы работ Архангельского отделения и Камчатского и Якутского филиалов ВАИ.

Кроме того, в дело подшиты черновые варианты Плана и переписка, относящаяся к работе над Планом.

Общий объем дела составляет 252 листа.

Основанием для разработки Плана послужило письмо Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями ЦИК СССР от 20 апреля 1932 года, подписанное и. о. председателя Комитета Ю. М. Стекловым, с предложением «на основании Постановления СНК Союза ССР от 25/III-32 г. ... срочно развернуть подготовительную работу по разработке плана второй пятилетки». Ученый совет ВАИ немедленно приступил к работе. Был сформирован авторский коллектив в составе заместителей директора ВАИ Р. Л. Самойловича и В. Ю. Визе, ученого секретаря Н. Ф. Попова, заведующих секторами С. В. Обручева (геологический сектор), А. Ф. Лактионова (гидрологический сектор), В. К. Есипова (промыслово-биологический сектор), И. К. Иванова (сектор воздушных и морских сообщений), заместителя заведующего сектора воздушных и морских сообщений О. Г. Раппопорта, заведующего издательством М. А. Дьяконова, заведующего Архангельским отделением ВАИ Н. Г. Рослова и научного сотрудника М. М. Ермолаева.

Проект Плана был утвержден на заседании Ученого совета ВАИ, состоявшегося 3 июля 1932 года, а 14 июля он был направлен в Госплан с сопроводительным письмом, подписанным Р. Л. Самойловичем.

В объяснительной записке к Плану были представлены цели и задачи научно-исследовательских работ. В ней, в частности, говорилось: «К концу второй пятилетки со всех арктических морей, лежащих на континентальной отмели, должны быть стерты все белые пятна на картах, и для всех этих морей должны быть получены необходимые для практических целей физические их характеристики. В значительной степени должна увеличиться также исследованность полярного бассейна в части, входящей в советский сектор Арктики».

План состоял из двух частей и включал в себя «исследование арктического сектора СССР и экспедиции и работы, имеющие международный характер». Под последними подразумевались исследования в центральной части Арктики, представлявшей собой в те годы огромное «белое пятно».

Остановимся подробно на втором разделе Плана. Отметим, что к началу 1930-х годов Советский Союз еще не обладал достаточными техническими средствами для проникновения в Арктический бассейн, поэтому План верстался на перспективу, с расчетом на научный и технический прогресс, на появление новой, мощной техники — морских судов и воздушных кораблей, причем наибольший расчет делался на развитие дирижаблестроения.

В указанный раздел Плана вошли следующие мероприятия:

— проведение в 1933 году генеральной экспедиции в Арктический бассейн на мощном ледоколе с двумя самолетами на борту, для этой цели планировалось использовать ледокол «Красин»;

— ежегодное проведение (начиная с 1934 года) экспедиций для изучения Арктического бассейна на дирижаблях отечественной постройки объемом 34 тысячи кубических метров;

— осуществление в 1935 или 1936 году трансарктического перелета Европа— Америка, для чего планировалось построить дирижабль объемом 150 тысяч кубических метров;

— доработка и испытания в 1933 году автоматической дрейфующей радиометеорологической станции. (Разработка таких станций велась с конца 1920-х годов профессором П. А. Молчановым.) В 1934 году было запланировано открытие станции на ЗФИ или Новой Земле, в 1935 году — на севере Карского моря, в 1936 году — к северу от Новосибирских островов, а в 1937 году — в центральной части полярной области;

— организация в 1936 году дрейфующей станции в районе Полюса относительной недоступности, на которой в течение года научная группа должна была проводить всесторонние исследования;

— проведение ряда экспедиций на ледоколах с самолетами на борту за пределы континентальной отмели: в 1933 году — в северную часть Карского моря, в 1935 и 1937 годах — в район Гренландии, Шпицбергена и ЗФИ, а также в высокие широты Арктики, в 1936 году — в Арктический бассейн к северу от ЗФИ;

—​ проведение антарктических исследований путем организации попутных наблюдений во время работы китобойных судов в Южном океане в 1935—1936 годах, а затем, с 1937 года, — на постоянно действующей научной станции в Антарктиде.

Этот план не был принят. Еще на этапе работы над документом в ВАИ дальнейшее планирование научно-исследовательской деятельности в Арктике было перенесено на более высокий уровень. 3 июня 1932 года заместитель председателя Госплана СССР В. И. Межлаук подписал приказ № 177, в котором говорилось: «В связи с большим размахом работ, намечающихся по освоению Севера во втором пятилетии… и необходимостью в связи с этим развертывания большой изыскательской и научно-исследовательской деятельности... приказываю: образовать при Президиуме Госплана СССР Совет по изучению и освоению Севера.

В задачу указанного Совета входит:

1.​ Объединение и планирование всей работы по изысканию и освоению Севера, ведущейся как научно-исследовательскими, так и хозяйственными организациями и составление плана научно-исследовательских и изыскательских работ по Северу на второе пятилетие...»

Руководителем Совета был назначен И. Т. Смилга, в Президиум Совета были включены представители Госплана, Академии наук, Комсеверпути, Гидрометкомитета и др. От ВАИ в Президиум вошли О. Ю. Шмидт и Р. Л. Самойлович.

Очевидно, что издание такого приказа было продиктовано необходимостью объединения всей хозяйственной и научной деятельности в Арктике под единым руководством, что и было сделано путем организации в декабре 1932 года Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), в подчинение которому был передан ВАИ. Поскольку основной задачей ГУСМП было скорейшее освоение трассы СМП, научная деятельность ВАИ в 1933—1934 годах концентрировалась на решение этой задачи.

Реализация программы высокоширотных исследований Арктики началась в экспедиционный сезон 1935 года. Первая морская высокоширотная экспедиция на ледокольном пароходе «Садко» провела работы в районах, определенных Планом, исследуя акватории Гренландского, Норвежского, Баренцева и Карского моря, вышла за пределы континентального шельфа в район «белого пятна», сделала ряд научных и географических открытий.

Что касается разработки и установки в Арктике автоматических радиометеорологических станций, то первый этап этой работы проводился с опережением графика Плана. Станция конструкции П. А. Молчанова была испытана на полярной станции Бухта Тихая (ЗФИ) в сезоне 1933—1934 годов. Следует отметить, что идея создания автоматической станции опередила технические возможности того времени. Первая станция получилась ненадежной, выявились проблемы с передачей данных, а также с энергоснабжением. Работы были свернуты, однако возобновились в Арктическом институте в послевоенные годы. В 1950-х годах началась эксплуатация в Арктике дрейфующих автоматических радиометеорологических станций (ДАРМС) конструкции Ю. К. Алексеева. Отметим, что современные автоматические станции широко используются и в настоящее время.

Не оправдался предусмотренный Планом расчет на дирижабли, как на универсальное транспортное средство для Арктики. Задачи, определенные Планом, были решены с помощью самолетов. 15 февраля 1933 года в структуре ГУСМП было организовано Управление воздушной службы, позднее переименованное в Управление полярной авиации (УПА). К середине 1930-х годов летчики полярной авиации накопили огромный опыт работы в Арктике. Оснащение УПА тяжелыми самолетами, способными совершать длительные перелеты и производить посадку на лед, сделало возможным организацию на льду вблизи Северного полюса первой советской дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс». Произошло это 21 мая 1937 года. Метод исследования Арктического бассейна путем организации дрейфующих станций с успехом используется до сих пор. В том же 1937 году состоялись два трансарктических перелета СССР — Америка через Северный полюс.

В Плане была также предвосхищена и последовательность первых советских антарктических исследований. В 1946 году в антарктические воды была направлена советская китобойная флотилия «Слава», с борта которой были проведены первые попутные гидрометеорологические наблюдения в Южном океане, а в 1955 году к берегам ледяного континента отправилась Первая Комплексная антарктическая экспедиция, участники которой открыли первую советскую антарктическую станцию — обсерваторию Мирный.


В заключение заметим, что мы рассмотрели лишь один раздел этого документа, который, несомненно, заслуживает внимания и права стать частью исторического наследия.

Список литературы

Андреев А. О., Дукальская М. В., Фролов С. В. Из истории Международного полярного года // Проблемы Арктики и Антарктики. — 2007. — № 75, с. 7—17.

Андреев А. О., Дукальская М. В., Фролов С. В. Международный полярный год. История и перспективы. — СПб: ААНИИ, 2007. — 116 с.

Андреев А. О., Дукальская М. В., Фролов С. В. Страницы истории ААНИИ // Проблемы Арктики и Антарктики. — 2010. — № 1(84).

Андреев А. О., Дукальская М. В. О неосуществленной экспедиции в Центральную Арктику во время Второго международного полярного года // Информ. бюл. Новости МПГ 2007/2008. — 2007. — № 2, с. 19—20.

Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. III. Советское Арктическое мореплавание. 1917—1932 гг. — Л: Морской транспорт, 1959.

Орлов А. Арктическая комиссия. Пятилетний план научно-исследовательской работы в Арктических владениях СССР // Советский север. — 1932. — № 2, с. 111—116.

План научно-исследовательской работы Всесоюзного Арктического института на второе пятилетие 1933—1937 // ЦГАНТД СПб, ф. 369, оп. 1-1, д. 80., лл. 1—252

Соколов С. И. Автоматическая радио-метеорологическая станция системы проф. П. А. Молчанова // Советская Арктика. — 1935. — № 3 с. 31—33.

Стенографический отчет сессии Ученого совета ВАИ 17–18 февраля 1933 г. // ЦГАНТД СПб, ф. 369, оп. 1-1, д. 86., лл. 1—185.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Неосуществленные проекты

Сообщение Молибога » 10 Ноябрь 2014 23:46

Благодарствую! :tnxman:
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 10 Ноябрь 2014 23:57

Молибога пишет:Понятно. Но "китобойные суда" в 1936-м - это тот же "Алеут" с китобойцами "Авангард", "Энтузиаст" и "Трудфронт". Других кораблей для пелагического промысла просто не было. Можно предположить, что маршрут перехода "Алеута" в Антарктику через Сингапур и Кейптаун разрабатывался как раз для 36 г.


Может и так, хотя никакого развернутого плана плавания в "Плане ВАИ" нет. И суда не упоминаются. Но у обоих планов те же авторы - Самойлович, Лактионов, Ермолаев (хотя у "Плана ВАИ" авторский коллектив шире). Вообщем, тема очень интересная и хотелось бы посмотреть на документы плана МПГ. Летом я работал в ГАРФе по своей тематике, но также заказал документы по подготовке Второго МПГ. Правда у меня не хватило времени внимательно их изучить, к тому же большая часть переснята на микрофильмы и не очень качественно, что затрудняет быстрое чтение. Но никаких упоминаний антарктической программы в этих документах я не встретил. Хотя вполне мог и пропустить, если эта программа описана одним-двумя абзацами.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 26 Ноябрь 2014 15:14

Александр Андреев пишет:
А. О. Андреев, М. В. Дукальская

О «Плане научно-исследовательской работы Всесоюзного Арктического института на второе пятилетие 1933—1937»

...
Этот план не был принят. Еще на этапе работы над документом в ВАИ дальнейшее планирование научно-исследовательской деятельности в Арктике было перенесено на более высокий уровень.
...



Окончательный ответ ГУСМП на "План ВАИ на Второе пятилетие" :

ЦГАНТД по СПб, ф. 369, оп. 1-1, д. 83, лл. 49-57

ПРОТОКОЛ №20
Заседания Коллегии Главного Управления Северного Морского Пути при СНК СССР от 31 марта 1933 г.


ПРИСУТСТВОВАЛИ т.т Шмидт, Ушаков, Баевский, Самойлович, Урванцев, Лавров, Копусов, Михайлов, Огордников, Ландин, Варецкий, Стукатер, Шелепин, Волобуев,Евстигнеев, Пурман, Измайлов, Янкович, Либман, Уменушкин, Красинский, Гринштейн, Ходов, Фридлянд, Муханов

Председатель : тов. Шмидт. О. Ю.

....

4. Об основном направлении работ ВАИ.

В связи с промышленным освоением Арктики и превращении Северного Морского пути в нормальную водную артерию, Всесоюзному Арктическому институту необходимо в дальнейшем коренным образом перестроить свою работу, придав ей научно-прикладной характер. Вся программа научно-исследовательских работ должна быть теснейшим образом увязана с практическими требованиями текущего момента и заданиями, выдвигаемыми ГУСМП и его комбинатами. В силу этого обязать проводить ВАИ все свои научно-исследовательские работы с установкой на разрешение вопросов, связанных с промышленным освоением Арктики. Каждая экспедиция должна иметь вполне конкретные практические задания, четкие целевые установки и по окончании дать в объеме своих работ те или иные практические выводы, способствующие дальнейшему освоению полярных пространств СССР.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Неосуществленные проекты

Сообщение Александр Андреев » 30 Ноябрь 2014 15:55

 001.jpg
 002.jpg
Нашел упоминание о планах открытия Антарктических станций в рамках программы 2-го МПГ. Статья В. Ю. Визе "Международный полярный год 1932—1933" ("Известия Главной Геофизической обсерватории" №2, 1929, с. 43—44) Судя по всему, это первая статья в открытой печати, где опубликованы предварительные планы СССР на 2-ой МПГ.
Текст про антарктические станции в конце второй страницы:
"Признается желательным обсудить возможность устройства в 1932—1933 году станции в центальной части Полярного бассейна по проекту, выдвигаемому Обществом "Аэроарктик" (при активном участии СССР), не менее трех станций на окраине антарктического материка и 1 станции в центре Антарктики."
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения