В КОМИТЕТЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.Цель всех работ комитета — воплотить в действительность, зародившуюся уже много столетий тому назад идею товарообмена Сибири с внешним миром Северным морским путем через устья великих сибирских рек.
Ряд долгих лет эта идея вела борьбу, разрушая баррикаду, сложенную вокруг Северного пути, неосведомленностью, неопытностью, технической неподготовленностью и часто невежеством предшествовавших поколений, предубежденностью, явившейся результатом неудач некоторых экспедиций и предвзятым отношением царского правительства, полагавшего, что новый торговый путь, открывая свободный доступ заграничным товарам, несет убытки покровительствуемым им отечественным торговцам.
Опыт позднейших экспедиций разрушил предрассудки в этой области; волна Великой революции смыла последние остатки укрепленной позиции противников Северного морского пути, уничтожив привилегии биржевиков-капиталистов, и мы являемся свидетелями той непреложной истины, что существование Северного пути, как обширной торговой дороги, неоспоримо и что путем этим при создавшейся экономико-политической конъюнктуре следует всемерно пользоваться для ускорения обмена сельско-хозяйственных продуктов сибирского крестьянина на предметы заграничной промышленности.
Но Северный морской путь отличается своеобразными особенностями и еще не настолько благоустроен, чтобы его можно было считать торной дорогой. Его надо непрестанно изучать, улучшать, оборудовать; кроме того - это путь точных сроков, выполнение которых и согласованность действий, является непременным условием успеха товарообменных операций. Отдаленность пути от руководящих центров и все только что перечисленные обстоятельства побуждают признать, что все мероприятия, связанные с Северным морским путем должны сосредотачиваться в одном учреждении, так как распыленность по ведомственным канцеляриям грозит разъединить все начинания, которые должны направляться к одной цели по общему плану.
Таким объединяющим учреждением является комитет Северного морского пути, которому Советом Труда и Обороны и Сибревкомом поручено, как организовывать товарообмен Сибири с заграницей, так в производить все работы, связанные с оборудованием и изучением морского пути.
Ведя работу по систематизированию и изучению добытых научных материалов и по подготовке новых работ, Комитет непосредственную работу свою выполняет рядом экспедиций, отправляемых к устьям сибирских рек и соприкасающимися с ними берегам Ледовитого океана.
В 1921 году комитетом осуществлено всего 11 экспедиций: 2 товарообменных — по Оби и Енисею, 2 гидрографических — в устья Оби и Енисея, портостроительная — Енисейская, портоизыскательская — Обская, Норильская — железнодорожная, Норильская — горная, Енисейская — геологическая, Степная — Шеолитовая, для розысков Кнутсена и Тессема — спутников Амундсена.
Центральное место среди этих экспедиций занимают экспедиции товарообменные; большинство остальных являются подсобными, имеющими назначение улучшить условия плавания и, следовательно, способствовать успеху товарообмена с заграницей.
Обь-Иртышская и Енисейская товарообменные экспедиции являются сибирской половинкой,так навиваемой — "Карской" экспедиции. Другая — европейская половина этой экспедиции организуется в портах Западной Европы.
Груженные иностранными фабрикатами океанские пароходы направляются вдоль берегов Норвегии к Новой Земле и далее — Карским морем к устьям Оби и Енисея; здесь их ждут речные суда с сибирским сырьем. Перегрузочная операция совершается в устье Енисея, в районе строящегося Усть Енисейского порта и в устьи Оби — с 1921-го года в недавно обнаруженной бухте "Новый порт".
Вся картина товарообменной операции в этих двух пунктах в 1921-м году рисуется следующим образом:
Грузооборот "Нового Порта" Обской губы: ввезено фабрикантов из-за границы — 396.180 пуд., смолопродуктов из Архангельска — 46.070 п., вывезено сибирского сырья и асбеста заграницу — 222.496., хлеба в зерне и мукой в Архангельск — 449.935 п. Всего 1.114.681 п.
Грузо-оборот Усть-Енисейского Порта таков: ввезено фабрикатов из-за границы — 158.224 пуд., смолопродуктов из Архангельска — 40.500 пуд., вывезено сибирского сырья и графита за границу — 75.044 пуд., хлеба в зерне и мукой в Архангельск — 89.581 пуд. Всего - З6З.349 пуд.
Весь оборот Карской экспедиции 1.478.030 пуд.
В экспедиции участвовали следующие морские пароходы:
В Обскую губу. Архангельские грузовые: "Русанов" грузоподъемностью 49.000 пуд., "Сибиряков" грузоподъемн. 49.000 пуд., "Юшар" грузоподъемностью 48.000 п., "Канин" грузоподъемностью 26.000 п., "Енисей" грузоподъемностью 130 000 п.
Заграничные грузовые: "Бран" грузоподъемностью — 189.100 пуд., "Тинтерн-Абби" грузоподъемностью —195.300 пуд., "Нитс-Абби" грузоподъемностью—192.200 пуд., и "Ашвин" грузоподъемностью — 192.200 п.
В Устье Енисея — Архангельские: "Седов" — грузоподъемностью — 70.000 п. и "Обь" — грузоподъемностью — 30.000 п., а так же иностранные: "Пайнвин".
Кроме грузовых судов морскую экспедицию сопровождали вспомогательные пароходы: в помощь Архангельским — ледоколы "№ 8“, "Малыгин" ("Соловей Будимирович") и буксир "Выг". Иностранцев сопровождал ледокол "Ленин" ("Александр Невский").
Речной флот, принимавший участие в экспедиции 1921 года:
В устье Оби; составлял 7 буксирных пароходов, 15 грузовых барж, 9 вспомогательных барж, 1 моторный катер, 1 моторная шхуна.
В устье же Енисея: 3 буксирных парохода, 4 лихтера, 1 железная и 3 деревянных баржи, из них — две баржи были нагружены углем для надобностей самой экспедиции.
Размер товарообменной операции через устья Оби и Енисея в 1921 году превысил во много раз такие же операции прошлых лет, что видно из следующего:
1914 г.— общий оборот (привоз и вывоз) через устья Оби и Енисея — всего 342.104 п.
1915 г. „ „ 210.225 п.
1916 г. „ „ 190.068 п.
1917 г. „ „ 0
1918 г. „ „ 6.000 п.
1919 г. „ „ 415.899 п.
1920 г. „ „ 628.943 п.
1921 г. „ „ 1.478.390 п.
В 1922 м году на работах Кемсеверпути сказались условия новой экономической политики. Недостаток материальных и денежных ресурсов и необходимость в связи с этим производить только самые неотложные работы заставали в программе 1922 года значительно сократить работы некоторых подсобных экспедиций, а некоторые из таких экспедиций отложить до белее благоприятного времени.
Карская товарообменная экспедиция этими сокращениями совершенно не затронута; больше того — на Карскую экспедицию в этом году обращено исключительное внимание.
Комитет с весны этого года по постановлению Совета Труда в Обороны возглавляется лично председателем Сибревкома.
В настоящее время Комитетом закончены спешные работы по выяснению количества экспорта и разработке всего плана Карской экспедиции в Европейской и Сибирской ее частях (план выслан в Москву и за границу), устанавливаются размеры ожидаемого в этом году импорта, ведется работа по технически-рациональному построению самой экспедиции, оживлен. идет обмен телеграммами с Народным Комиссариатом Внешней торговли. С последним установлен самый тесный контакт, т. к. Н. К. В. Т. заготовляет на заграничных рынках импорт, который будет привезен к нам в обмен на сибирское сырье.
В данный момент Комитетом заключен уже договор с Сибирским Округом Путей Сообщения, взявшим на себя доставку на своем речном флоте к устью Оби сибирского экспорта и обратную перевозку импорта.
Достигнуты соглашения и с хозорганами — хозяевами экспортируемого сырья. Весь экспорт 1922 г,— предполагается в 370.160 пуд, импорт же ожидается в количестве 961.000 пуд.
Такам образом, вся экспортно-импортная операция Карской экспедиции 1922 года предполагается в 1.331.160 пудов.
Подвозка грузов к речным пристаням и начало погрузки их в баржи ожидается в 20-х числах июня. Отплытие речной экспедиции предполагается в 20-х числах июля.
Встреча с морскими пароходами в "Новый Порт" назначена на15 августа.
Обратное возвращение речной экспедиции с импортным грузом в центр. бухте Сибири (Омск и Новониколаевск) — между 20 и 25 октября.
С. Рыбин.