В четыре дня.Воздушная линия Ленинград — Архангельск — Якутск — Владивосток.В Иркутске проездом остановился германский капитан
г. Брунс, выдвинувший мировой проект перелета на цепеллинах через Северный полюс.
Нам удалось выяснить подробности проекта. Основной целью работ Брунса является установление воздушной связи между Европой и Тихим океаном. Ближайшие путь лежит через Северный полюс.
Г. Брунс обратился со своим проектом в совнарком СССР. В Москве, после обсуждения выяснилось, что для СССР будет целесообразнее, если воздушная линия пойдет через Ленинград — Архангельск, Диксон (устье Енисея) — Якутск — Владивосток.
Г. Брунс приехал в Иркутск, чтобы выяснить возможность переброски из Иркутска в Якутск материалов для создания там аэробазы.
Для организации перелета необходим ряд сооружений (как напр., причальные мачты).
Иркутский губисполком оказал г. Брунсу содействие и он совершил поездку по Якутскому тракту, совместно с инженером Аппингом.
18 августа г. Брунс делал доклад о своем проекте в географическом обществе. Он доказал преимущество цепеллинов перед аэропланами. Последний при порче моторов принужден спускаться. Цепеллин же имеет несколько моторов и порча одного из них мало отразится на полете.
Начальным пунктом полета намечен Амстердам, конечным — Токио. Весь путь займет 4 суток и будет стоить 1400 руб., тогда как на пароходе придется ехать 27 дней, затратив 1200 руб.
На первое время на линии предполагается установить 2 цеппелина. Каждый из них будет летать раз в неделю в ту и другую сторону.
Часть линии проходит по самому побережью Сев. -Ледовитого океана. В метеорологическом отношении это не особенно удобно: там частенько бывают снежные бури. Поэтому возможно перенесение линии несколько на юг (по направлению Обдорск — Туруханск).
Цепеллины, которые будут использованы для перелетов, представляют собой громадные сооружения в 200 метров; одна гондола, например, имеет в длину 105 метров. Цепеллин поднимает 60 человек и до 5. 000 пудов груза.
Возможно, что на линии будет и 3-й запасный цепеллин. Тогда с его помощью можно будет производить быстрые переброски грузов в какой-угодно район, например, из Якутска в Бодайбо.
Предполагается, что полное оборудование линии (6 цепеллинов) будет закончено через 6 лет.
На концах цепеллинов предположено установить по фото-аппарату и производить непрерывную съемку местностей.
Цепеллины не будут нуждаться в остановке: они берут с собой запасы горючего на 18. 000 километров.
Предполагаемая линия не исключает создания и другого пути (через полюс, — как наметил Брунс).
Из Иркутска г. Брунс направляется во Владивосток и дальше — в Японию для переговоров относительно проектируемой им линии.
Б. Kp.