Ещё по этому вертолёту.
http://manvlad.livejournal.com/3774.htmlВчера с интересом прочитал постинг
http://avp23649.livejournal.com/172501.html про пленку с фотографиями аварии вертолета в июле 1955 года на ЗФИ. Непосредственным участников этих событий был мой Учитель, профессор Швецкий Александр Генрихович. В ту пору молодой хирург он трудился врачом на Земле Франца Иосифа.
Я связался с ним (в настоящее время он живет в Израиле) и он прислал мне свои мемуары про это авиапроисшествие. …
"МИ-4" привезли за год до описываемых событий, летом 1954 года. Едва лишь два огромных контейнера сгрузили с теплохода и притащили на базу, прилетел военный экипаж Михаила Евстафьева, быстренько собрал эту удивительную, впервые увиденную нами стрекозу и начал на ней летать. Летали всюду. И на Рудольфа, и на ту же Тихую. Возили академика Шербакова по каким-то делам, возили и меня с художником Рубаном на этюды, летали на моржовое стойбище и садились совсем рядышком с ревущими гигантами. Возили все что угодно. И ГАЗик, и маленький трактор ДТ-35 (их привезли с Рудольфа) и даже бревна. У меня сохранилась фотография: не уместившиеся в кабине бревна торчат под хвостом вертолета между связанными канатом створками заднего люка…
Я очень сдружился с экипажем: со вторым пилотом Гришей Латкиным - шутником и балагуром, всегда что-то мурлыкающим техником Николаем Бурлаковым и молчаливым радистом Виктором Павловым.… Но с приближением Полярной ночи экипаж законсервировал машину. С нее сняли лопасти, закутали в чехлы, и экипаж улетел на Большую землю. С марта 1955 мы ждали своих старых знакомых, но их все не было и не было. Пошел слух, что ВВС отказали УПА: летайте мол, ребята, сами. И УПА стало готовить своих вертолетчиков в Торжке, куда послали на переподготовку опытных полярных пилотов.
И вот они прилетели. Наш старый знакомый Костя Дзегудзе, летавший на "Аннушке" с аэрофотосъемкой и знающий ЗФИ как свои пять пальцев. Рослый, косая сажень в плечах, механик Гриша Хвастунов и совсем молоденький второй пилот Саша Потапов. Они тут же расконсервировали вертолет, но летать не стали - не было радиста. Прошло дней 10, и Москва дала согласие временно использовать в качестве бортрадиста Ивана Францева - сменившего Женю Прокопенко начальника радиостанции.
Это был их первый полет. …»
В итоге. Военный вертолёт в разобранном виде привезли морским путём летом 1954 года. В том же году его собрали и начали летать. Военный экипаж:
командир вертолёта Евстафьев Михаил;
второй пилот Латкин Григорий;
борттехник Бурлаков Николай;
бортрадист Павлов Виктор.Хронология документов по этому вертолёту:Приказ Начальника ГУСМП №61сс.
25.3.55. О проведении ВШВАЭ 1955г. (Север-7).
… 5. Командующему Полярной авиацией т. Моросанову:
а)
принять в 1 квартале 1955г. безвозмездно от МО СССР … и вертолёт типа Ми-4, находящийся в Нагурской; … Бурханов.
13.6.55г. вышел приказ (Р-98) о допуске к самостоятельной производственной лётной работе пилотов, успешно
окончивших обучение на МИ-4. Среди 6 командиров был и Дзегузе О.Я.Пр. УПА Р-100.
14.6.55г. О распределении вертолётов в подразделения ПА и их задачах. В целях наиболее эффективного использования вертолётов по обеспечению задач Главсевморпути в Арктике приказываю: 1. Передать получаемые в 1955г. от промышленности и МО вертолёты МИ-4 и МИ-1:
В состав Диксонского отряда 4 вертолёта МИ-4 и 1 – МИ-1 с базированием в следующих а/п: Амдерма – 1 МИ-4; Диксон – 2 МИ-4 и 1 МИ-1 (ледокол ЕРМАК);
Нагурская – 1 МИ-4. …
Организовать к 1.7 с.г. в составе Диксонского отряда эскадрилью (вертолётов)
30.7.55г. в первом полёте случилась катастрофа. Вертолёту не успели дать бортовой опознавательный знак принадлежности к Полярной авиации с литерой Н-. В документах обозначается с заводским номером 2106.
19.8.55г. приказом по ГУСМП №175с вертолёт был списан с баланса ПА.