1926: Карская экспедиция 1926 года

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение Сергей Шулинин » 14 Июль 2008 11:28

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 199-204.

Карская экспедиция 1926 г. была организована по постановлению Совета Труда и Обороны от 2 апреля. Этим постановлением Народному комиссариату торговли было разрешено провести в предстоящую навигацию экспортно-импортную операцию через устья рек Оби и Енисея при общем грузообороте 16 200 тонн (экспорт 7600, импорт 8600)1. Содержание ледокольного парохода относилось за счет страховых сумм {2}. Для накопления средств на строительство речного флота по примеру прошлого года импортные товары, ввозимые в Сибирь, облагались пошлиной в размере 30% от ставок установленного тарифа. Страховые морские премии снижались с 1,5 до 0,6 процента.

Наркомат Внутренней и Внешней торговли в письме своему представительству в Лондоне отмечал, что «...предпринимаемые из года в год мероприятия настолько улучшили практику кораблевождения по Северному морскому пути, что плавание торговых судов от портов Западной Европы к устьям западносибирских рек с точки зрения различных видов риска ничем не отличается от плавания в Белом море. Среди предпринятых мер следует отметить вполне удовлетворительное гидрографическое исследование судоходных районов и изучение их в физико-географическом отношении, хорошую постановку лоцманской службы, а главным образом обеспечение экспедиций пароходами ледокольного типа и радиосвязью» {3}. Такая оценка гидрографической обеспеченности морского пути не являлась преувеличенной.

Значительные успехи в исследовании северных морей отметило Междуведомственное совещание, состоявшееся в начале 1926 г. при Главном гидрографическом управлении. В совещании приняли участие

{1} О Карской экспедиции 1926 г. см. Отчет Бюро Северного морского пути в Лондоне по Карской экспедиции 1926 г. (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. I, д. 206); Доклад по Карской экспедиции 1926 г. (там же, д. 205); Дневник движения Карской экспедиции 1926 г. (там же, д. 109); Доклад об условиях плавания Карской экспедиции 1926 г. (там же, д. 207). Дневник начальника ледовой разведки Карской экспедиции 1926 г. Л. М. Лаврова (Научные фонды ДАНИИ, № 110172).
{2} Архив МВТ СССР, ф. Торгпредство СССР в Англии, оп. 6, д. 97.
{3} Там же.

[199]

крупные советские ученые Н.Н. Матусевич, Ю.М. Шокальский и другие. Совещание указало, что обслуживание Карской экспедиции ледокольными пароходами с большим районом плавания «вполне предохраняет ее от опасности плавания в Карском море».
Но достигнутые успехи не вскружили головы организаторам экспедиций. Приступая к подготовке очередной экспедиции, Комитет Северного морского пути (с 1926 г., в связи с реорганизацией Сибревкома в Сибкрайисполком, Комитет перешел в ведение Наркомата Внешней и Внутренней торговли) и Главное гидрографическое управление разработали обширный план работы в Карском море. В Новом Порту было открыто постоянное синоптическое бюро, обеспечивающее информацию о погоде. Бюро также явилось специальным учреждением, дающим синоптические прогнозы для Карского моря. Кроме того, в Маточкином Шаре было организовано Бюро ледовой службы, оповещавшее по радио мореплавателей о состоянии ледяного покрова в Карском море и проходимости: новоземельских проливов. К навигации Убеко-Сибирь издало лоцию Обской губы в дополнение к ранее составленной лоции Енисейского залива.
Но самым главным звеном в обеспечении очередной арктической навигации была ледовая служба Карского моря. На этот раз осуществлялась ледовая разведка не части моря, как это было в прошлые годы, а всего моря в целом.
Во главе экспедиции Комитет Северного морского пути поставил опытного советского гидрографа, капитана дальнего плавания Н. И. Евгенова, хорошо знавшего район операций, а начальником ледовой разведки назначил известного советского гидрографа А. М. Лаврова. В морской экспедиции приняли участие пять судов: «Хилкрофт», «Синглетон Абби», «Северолес», «Вага» (Гамбург) и «Ульмус» (Лондон) {1}. Бюро Северного морского пути в Лондоне закупило для Сибири по требованию ее хозяйственных организаций цветные металлы, красители, проволоку и др.
По Оби и Енисею в Новый Порт и в Усть-Енисейский порт направлялись кожсырье, волос, шерсть, жмыхи. Основным экспортным грузом являлся енисейский лес (1513 стандартов) и курейский графит (1355 тонн) {2}.
В связи с возобновлением вывоза графита с 1925 г. возродилось Общество «Русский графит» на Курейке. Весь добытый графит был закуплен германской фирмой.
В 1926 г. наблюдалась повышенная заинтересованность в Карской экспедиции германских капиталистических фирм. Переживая депрессию, германская промышленность в тот период усиленно искала новые пути сбыта своих товаров на мировом рынке.

{1} Н. Сибирцев и В. Итин. Указ. соч., стр. 208.
{2} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, д. 311, л. 37.

[200]

Впервые в экспорте Карской экспедиции 1926 г. участвовала сибирская пшеница (45 тысяч пудов). Вывоз ее на мировой рынок стал возможным благодаря успешному восстановлению сельского хозяйства. Сибирская пшеница была хорошо встречена на лондонском рынке. В дальнейшем она была вытеснена другим, более перспективным видом сырья – сибирским лесом. Опыт с вывозом хлеба повторился и в следующие два года, но не получил развития.
Ледовые условия 1926 г. оказались более трудными, чем в предыдущий год. В течение июля и августа льды сковывали новоземельские проливы, в том числе и Маточкин Шар. Отпал также вариант обхода Новой Земли вокруг мыса Желания, так как, по данным ледовой разведки, льды и там не покидали берегов {1}. Тяжелые льды держались и в юго-западной части Карского моря; в течение длительного времени дули прижимные северные ветры. В такой сложной ледовой обстановке настоятельно требовался мощный ледокол, между тем даже лидер Карских экспедиций ледокольный пароход «Малыгин» опаздывал с ремонтом. Вместо него Комитет Северного морского пути зафрахтовал ледокольный пароход «Седов», который несколько уступал по мощности «Малыгину» и не мог входить в тяжелый лед.
Вся сложность ледовой обстановки наглядно видна из хода операций, развернувшихся еще при входе в Карское море.
6 августа в Югорский Шар прибыл «Седов». Первая же его ледовая разведка выяснила, что обстановка не благоприятствует проходу грузовых судов. 13 августа к Югорскому Шару подошли суда Карской экспедиции Приняв на борт начальника экспедиции, «Седов» 15 августа направился в Маточкин Шар, пытаясь разведать путь в средней части Карского моря. В это время капитан И. Э. Рекстин на грузовом судне произвел разведку к востоку от Югорского Шара и донес Н. И. Евгенову о наступившем разрежении льда в этом районе. Начальник экспедиции немедленно приостановил продвижение «Седова» и повернул обратно в Югорский Шар. Но за несколько дней ледовая обстановка в южных проливах снова резко ухудшилась. Лед еще плотнее закрыл выходы на восток. Пришлось направить «Седова» на разведку в пролив Карские Ворота, что и было сделано 21 августа. Выяснив, что в проливе держится лед сплоченностью до 7 баллов, «Седов» вернулся в Югорский Шар к месту стоянки грузовых судов. 22 августа началась новая глубокая ледовая разведка от Югорского Шара. Вскоре по выходе из пролива ледокольный пароход вошел в 9-балльный лед. Ему удавалось продвигаться, работая переменными, нередко задними ходами. Путь на северо-восток был закрыт.
В это время, с некоторым опозданием, «Иней», следуя от Диксона, провел разведку льдов в направлении о. Белого. Выяснилось, что из этого района льды отжаты на север. Но насколько далеко отошла кромка льда и можно ли пройти через Маточкин Шар и прилегающие к нему с востока районы, оставалось неясным. В современных условиях ледовая разведка дала бы сразу ответ на все вопросы. Но в экспедиции этого года не было авиаразведчика. В такой сложной обстановке командир «Инея», начальник енисейской лоодистанции В. А. Лысенко, рискуя судном, решился на отважный шаг: следуя разводьями, он ушел далеко к северу от о. Белого. В этой части моря обнаружились значительные пространства чистой воды. Так открылась реальная возможность прохода морских судов к устьям западносибирских рек, предположительно через Маточкин Шар.

{1} Б. А. Сергеевский. Условия плавания в Карском море в связи с ледовым его состоянием. «Северная Азия», 1928, № 3, стр. 88–89.
[201]

23 августа на совещании о дальнейшем плане экспедиции было принято решение выждать изменения ледовой обстановки до 27 августа и после этого перебазироваться в Маточкин Шар, откуда и выйти в Карское море. Капитаны иностранных судов согласились с таким решением, всецело полагаясь на опыт советских руководителей. Положение оставалось крайне тяжелым. Каждый день промедления стоил дорого. Короткое время навигации уходило. Произведенные до 27 августа разведки подтвердили, что проход через южные проливы по-прежнему закрыт, как и путь вокруг мыса Желания (см. рис. 73). Тогда, основываясь на данных «Инея» о разрежении льдов в средней части Карского моря, а также благоприятном сеньтябрьском (опечатка – С.Ш.) прогнозе ледовитости, было решено перенести основную базу экспедиции в Маточкин Шар.
29 августа после длительной стоянки все пять пароходов снялись с якоря в бухте Варнека и, следуя вдоль западного берега Новой Земли, 31 августа – 1 сентября благополучно прибыли в Маточкин Шар. Радиостанция Маточкин Шар к этому времени получила сообщение «Инея», который во время повторной разведки обнаружил свободную полосу воды, ведущую к о. Белому. Дальнейшее промедление было нетерпимо.
Под проводкой «Седова» караван судов, с трудом преодолев льды пролива Маточкин Шар, 3 сентября вышел в Карское море. Через сутки удалось беспрепятственно достичь меридиана Обской губы. Это был пер-
[202]

вый караван торговых судов, прошедший в Карское море проливом Маточкин Шар.
От острова Белого три парохода направились в Новый Порт, два, «Ульмус» и «Вага», – на Енисей. Эти суда пришли к острову Диксон 5 сентября, а 9 сентября бросили якорь на рейде Усть-Енисейского порта. В сопровождении парохода Сибводпути «Вага» поднялась на 500 километров южнее Усть-Порта, к месту курейских разработок. Тем временем остальные суда благополучно достигли Нового Порта, где немедленно начались перегрузочные работы. Несмотря на сильные ветры, благодаря слаженной и дружной работе грузчиков перегрузку завершили довольно быстро: 24 сентября на Оби и 28 сентября на Енисее.
Ледовая обстановка в Карском море за это время почти не изменилась, поэтому Обский морской отряд и обратный путь прошел через пролив Маточкин Шар. Со льдами суда встретились только у острова Белого, но под проводкой «Седова» их удалось благополучно преодолеть. 29 сентября суда прошли Маточкин Шар.
По-иному сложился маршрут Енисейской группы судов. До о. Белого они под проводкой «Седова» следовали во льдах с большими затруднениями, пользуясь разводьями. Время было позднее, началось интенсивное образование молодого льда. Командование экспедиции уже собиралось потребовать отправки в Карское море на помощь им ледокола. Но раньше, чем вызвать ледокол, было решено еще раз попытаться пробиться сквозь льды обходным движением с севера. Такой маневр вполне удался. 4 октября, хотя к этому времени море почти сплошь было покрыто молодым льдом, енисейские суда достигли Маточкина Шара, а 6 октября вышли в Баренцево море.
По оценке моряков, участвовавших в ряде операций, ледовая обстановка 1926 г. была более трудной, чем во все предыдущие годы. И, несмотря на трудности, Карская экспедиция прошла успешно. Еще раз подтвердилось то, что не льды Карского моря, а организация дела решает успех. Моряки арктического флота выдержали трудный экзамен.
[203]

Карская экспедиция 1926 г. убедительно продемонстрировала возросшее мастерство в проведении арктической навигации.
Большую помощь Карской экспедиции этого года оказали гидрографы. Суда Убеко-Севера, Убеко-Сибири, Северной гидрографической экспедиции провели важную работу на пути следования Карской экспедиции {1}. В этом же году во время поисков более южного морского прохода из Оби в Енисейский залив экспедиция Комитета Северного морского пути на пароходе «Север» обнаружила в Гыданском заливе судоходный фарватер; из-за недостатка времени, к сожалению, его не удалось положить на карту {2}. В результате работ Комитета Северного морского пути, проводившихся в Гыданском заливе в течение ряда лет, появилась первая достоверная карта этого морского района.

{1} О работе гидрографических судов в 1926 г. см. Б. А. Сергеевский. Указ, соч., а также «Гидрографические исследования морей, рек и озер СССР в 1915–1929 гг.» ч. I, 1931.
{2} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 1, дд. 218—223; М. А. Старокадомский. Экспедиция Комсеверопути на Гыданский Север. «Летопись Севера». № 2, 1957, стр. 86.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Карская экспедиция 1926 года

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Июль 2008 12:24

М.И. Белов. История открытия и освоения Северного Морского пути. Том III. Ленинград: изд-во «Морской транспорт», 1959 г. стр. 200.

Н.И. Евгенов - начальник советских Карских морских экспедиций с 1926 года.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Июль 2014 20:14

Красный Север 1926 № 083(2070)

 Красный Север 1926 № 083(2070) Карская эксп -  подъем товаров.jpg
На далеком Севере

Новые суда для Карской экспедиции.
Комитет северного морского пути заказывает судостроительному тресту один теплоход и один лихтер (морское мелкосидящее судно) для усиления каравана Карской экспедиции. Суда будут готовы к навигации 1927 года. Сборка будет производиться в Тюмени. Лихтер будет снабжен холодильником, что даст возможность перевозить масло.

Подъем затонувших товаров Карской экспедиции.
В прошлом году потерпела аварию на р. Иртыше, близ Солянского переката (в 150 верстах на север от Тобольска), одна из барж, везших грузы Карской экспедиции. В настоящее время закончен подъем потонувших товаров. Часть товаров гужем отправлена в Тобольск. Остатки будут переброшены с началом навигации. Всего извлечено со дна свыше 30. 000 пудов цинка, олова, свинца, частей сельскохозяйственных машин.

Улов трески хороший.
Улов трески на Мурмане траулерами сейчас очень хороший. За один — полтора часа трал поднимает на борт до 150 пудов. Погода за последнее время стоит хорошая. Это тоже способствует траловому промыслу.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Август 2014 20:59

БМП №179 (852). Четверг 12 августа 1926 г.

 BMP_179_1926 КЭ в пути.jpg
Карская в пути.
Везут 8 900 тонн заграничных товаров.

Ново-Сибирск. 4. 1 августа из Архангельска вышел ледокольный пароход Карской экспедиции „Седов", сопровождающий торгов. пароход „Вага". Оба парохода направились к Югорскому шару, откуда проследуют в устье Енисея непосредственно к устью реки Курейки за экспортом графита.
31 июля из Лондона вышел пароход „Сингльтон" с грузом импортных товаров в 2.800 тонн, которые он доставит в Сибирь через устье
Оби.
В тот же день из Гамбурга вышел пароход „Ульмус" с грузом в 2.613 тонн импортных товаров по направлению в Усть-Енисейский порт, пароход „Хикрафт" с грузом в 1.700 тонн и пароход „Северолес" с грузом в 1.820 тонн для Оби.
2 августа иртышская часть Карской экспедиции прошла Тобольск, З-го — пристань Демьяновское, сегодня на рассвете обская и иртышская части соединятся около Белогорья.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Август 2014 21:12

БМП № 216 (889). Суббота 25 сентября 1926 г.

 BMP_216_1926 КЭ прибыла к месту разгрузки.jpg
Сибирский край.
Карская экспедиция прибыла к месту разгрузки.

В Ленинграде получена телеграмма, что Карская экспедиция закончила свой путь. 5 сентября все суда экспедиции прибыли к месту разгрузки. 3 парохода пришли в Новый порт, на реке Оби, и 2 — в Усть-Енисейск, на реке Енисей.
Выйдя из пролива Маточкин Шар, экспедиция еще на протяжении 30 миль пробивалась сквозь льды.
Значительную помощь экспедиции в выборе правильного пути следования через льды оказало гидрографическое судно „Иней", которое вело глубокую разведку льда в восточной части Карского моря.
Настоящую кампанию по состоянию льдов следует считать наиболее тяжелой за все последние годы, в которые совершались товарные экспедиции северным морским путем к устьям сибирских рек.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Август 2014 08:54

По-иному сложился маршрут Енисейской группы судов. До о. Белого они под проводкой «Седова» следовали во льдах с большими затруднениями, пользуясь разводьями. Время было позднее, началось интенсивное образование молодого льда. Командование экспедиции уже собиралось потребовать отправки в Карское море на помощь им ледокола. Но раньше, чем вызвать ледокол, было решено еще раз попытаться пробиться сквозь льды обходным движением с севера. Такой маневр вполне удался. 4 октября, хотя к этому времени море почти сплошь было покрыто молодым льдом, енисейские суда достигли Маточкина Шара, а 6 октября вышли в Баренцево море.


БМП № 228 (901). Суббота 9 октября 1926 г.

 BMP_228_1926 КЭ льды затирают суда.jpg
Льды затирают суда Карской экспедиции.

Архангельск, 4. Ледокол "Седов" с двумя пароходами Карской экспедиции находится недалеко от острова Белого и просит срочно выслать на помощь свободный ледокол, ибо о севера надвигаются льды. На ледокол следует доставить теплую одежду на 90 человек и провизию на 10 месяцев, ибо возможно, что судам придется зимовать в океане.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Август 2014 08:57

БМП № 244 (917). Пятница, 29 октября 1926 г.

 BMP_244_1926 КЭ в Омске.jpg
Прибытие Карской

Новосибирск. 25. (Сиброста). Суда Карской экспедиции прибыли в Красноярск и Омск благополучно. В Омск пришли 4 баржи, два лихтера. Грузы в полной сохранности.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Октябрь 2014 22:30

Бурят-Монгольская правда №007 Среда 12 января

 BMP_007_1927 Пути Карской экспедиции на Урале.jpg
Путь Карской экспедиции на Урале.

Свердловск. 9. (Т). Через пристань Каратунька, на р. Товде*, прибыла часть импортного груза Карской экспедиции для Урала, на сумму 251.455 рублей. Этот путь ускорил прибытие грузов на 1—2 месяца против направления через Омск, по которому направлена остальная часть товаров карского импорта для Урала (на сумму 489.808 рублей).
Направление через пристань Каратуньку кладет начало водному пути Товда* — Тобол — Иртыш — Обь — Обская губа — Карское море, открывающему широкие возможности для уральского экспорта и импорта Великим Северным путем.


* Примечание: правильно р.Тавда
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение ББК-10 » 25 Декабрь 2014 22:46

"Красный Север" 1926 № 232 (2219)

 Красный Север 1926 № 232(2219) КЭ в тяжелых льдах.jpg
Успехи Карской экспедиции.

ТЯЖЕЛЫЙ ПУТЬ.
ЛЕНИНГРАД, 7 октября. В главком гидрографическом управлении получены сведения о тяжелом положении Карской экспедиции, встретившей на своем пути лед и поставленной под угрозу зимовки в океане. Обская часть экспедиции была выведена ледоколом "Седов" на чистые воды. Сейчас ледокол сопровождает Енисейскую группу экспедиции на которую движется лед с севера. Лед в Карском море все время увеличивается в толщине и объеме. Возможно, что Карской экспедиции придется с помощью ледоколов пробиваться через ледяные поля. Вынужденная зимовка в Карском море связана с огромными трудностями и далеко небезопасна.

Карская экспедиция пробилась сквозь льды.
ЛЕНИНГРАД, 8 октября. Енисейская группа судов Карской экспедиции благополучно пробралась сквозь льды и вошла в пролив Маточкин Шар.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2015 21:49

Сергей Шулинин пишет:Н.И. Евгенов - начальник советских Карских морских экспедиций с 1926 года.

Советская Сибирь, 1926, № 093, 24 апреля.

 Советская Сибирь, 1926, № 093 (1926-04-24) Новый нач.КЭ Евгенов Н.И..jpg
Новый начальник Карской флотилии.

Начальником Карской морской флотилии вместо умершего
М. В. Николаева назначен Н. И. Евгенов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение Сергей Шулинин » 11 Февраль 2015 22:10

Давно наблюдаю за поступлением информации по Карским экспедициям. Считаю очень важной эту работу и раскрывающую страницы истории легендарных экспедиций. У меня возник вопрос после знакомства с фондами ГУСМП из РГАЭ, не оттуда ли эти материалы или есть другой источник? Вопрос не из праздного любопытства, стоит ли потом мне изучать дела из РГАЭ, связанные с публикациями о Карских экспедициях?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2015 22:20

С.Ш.
Это публикации из газет, которые мне удалось отыскать в Интернете.
Никакого отношения к РГАЭ они не имеют.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение Сергей Шулинин » 11 Февраль 2015 22:26

Снимаю шляпу. Работа очень весомая, трудная и весьма нужная!
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение ББК-10 » 02 Март 2015 16:28

Советская Сибирь, 1926, № 167, 23 июля.

 Советская Сибирь, 1926, № 167 (1926-07-23) Карская-1926. ШОЛЬЦ.jpg
Карская 1926 года.
(Беседа с зам. председателя Комсевпути тов. Шольц).

План карского импорта и экспорта, утвержденный Сибкрайисполкомом, по включении в него заявок Казахстана и Урала был утвержден СТО. Уже после этого утверждения явилась возможность увеличить экспорт Карской. Поэтому Комсеверопуть по инициативе Сибкрайисполкома возбудил вопрос об увеличении экспортного плана включением в него экспорта графита с Курейских месторождений. Наркомторг утвердил это решение. Благодаря этому перед Комсеверопути появилась возможность в настоявшем году осуществить вывоз графита сверх плана.
В настоящее время уже зафрахтован морской пароход Русско-Норвежской компании «Вага». Пароход этот грузится в Гамбурге углем. Этот уголь будет сдан им в Архангельске для нужд ледокола Карской экспедиции, а затем пароход пройдет через устье Енисея мимо Усть-Енисейского порта прямо к устью реки Курейки, где примет предназначенный для экспорта графит.
Этот необычный по своему расстоянию поход вверх по реке Енисею, когда морское судно с осадкой до 18 футов пройдет на 273 мили южнее Усть-Енисейского порта, расположенного от устья в 167 морских милях, т. е. пройдет по реке всего 440 миль или 772 версты — является первым в истории как Северного морского пути, так в морского судоходства вообще.
Поставка и погрузка графита на морской пароход возложена на Руссграфит, который должен закончить его в 1 1/2 недели.
В Комсеверопуть поступила просьба автономной области Коми доставить продовольствие туземцам области, оказавшихся в очень затруднительных условиях. Комсеверопуть принял на себя обязательство доставить из Архангельска судами Карской экспедиции 15.000 пудов продовольствия для туземцев. Этот груз состоит главным образом из муки, дров, пороха и т. п.
Кроме того к Комсеверопути обратился за содействием комитет содействия малых народностей Севера с просьбой до ставить на Южный берег южного острова Новой Земли дом в разобранном виде. Дом этот предназначен для нужд комитета при работе его среди туземцев Новой Земли. Комсеверпуть также принял меры к осуществлению и этой поставленной перед ним задачи, несмотря на то, что выполнение связано с большими трудностями, в связи с неисследованностью того участка берега Новой Земли, куда нужно будет выгрузить дом.
Благодаря увеличения экспорта увеличилось и число судов, участвующих в морской части Карской экспедиции. В устье Енисея вместо одного направляется два судна, а в устье Оби — 3 судна. Получены сведения, что как на территории СССР, так и в Англии и Германии уже приступлено к погрузке экспортных и импортных грузов.
15 июля начали грузиться экспортные грузы на территории Сибири в Красноярске, Омске, Томске и Новосибирске.
В настоящем году производится первый опыт вывоза в Англию высокосортной экспортной пшеницы в зерне. Натура отправляемого хлеба — 132 золотника и влажность не выше 14 проц.
Следует предполагать, что реализация этой пробной партии пройдет удовлетворительно. Вообще же мы должны готовиться к вывозу Северным морским путем хлеба, в более крупных масштабах, чем его делаем теперь. Доставка сибирского хлеба в Англию в момент наиболее выгодный для реализации (начало октября) сможет открыть английский рынок для сибирского хлеба. В настоящем году экспортером хлеба является Сибсельскосоюз. Что касается фрахтов по Северному морскому пути, то по импорту они в речной части Карской удержаны на прежнем уровне в то, время, как тариф на Ленинград по железной дороге повысился на тридцать процентов. По экспорту Комсеверпути установлено снижение путем применения дифференцированного тарифа. При этом учитывается рентабельность реализации отдельных видов экопорта на иностранном рынке.
В отношении фрахта в морской части Комсеверопути удалось добиться значительного снижения. Морской фрахт за тонну импорта в прошлом году равнялся 35 шиллингам и 9 пенсам. В настоящем же году он снижен до 33 шиллингов. За объемную тонну (40 куб. футов) вместо прошлогодних 20 шиллингов установлен фрахт в 18 шиллингов, а за стандарт леса вместо 80 шиллингов в прошлом году установлен фрахт 70 шиллингов. Чтобы выявить это достижение нужно принять во внимание. что фрахт по импорту в Архангельск из Лондона обходится в 30-35 шиллингов на тонну и на стандарт леса в 65 шиллингов. Считая достигнутое соглашение значительным, Комсеверопуть, однако, полагает, что в области снижения фрахта возножны и дальнейшие достижения.
Расходы по страхованию грузов в морской части в текущую экспедицию понизились, а в речной сохранены на прошлогодней уровне. Таким образом, Карская нынешнего года впервые вывезет из Сибири за границу значительную партию графита и пробную партию пшеницы. В отношении графита низкая оценка его на английском рынке до сего времени не создавала достаточного стимула для вывоза в большом масштабе. Лишь получив весьма благоприятные отзывы о высокой стоимости и высоких качествах курейского графита со стороны германского торгпредства, Комсеверопуть активно принялся за организацию его вывоза Северным морским путем. Эта операция обещает в будущем году широко развернуться. Руссграфит наметил довести добычу графита в 1929 году до 10.000 тонн. Перед Комсеверопути встал во всем его объеме вопрос об организации вывоза графита непосредственно с устья реки Курейки морскими судами. Это исключает двойную операцию с его перевозкой, сначала в речных судах, а потом на морских пароходах. Полученная, таким образом, экономия весьма значительна.
Благодаря этому Комсеверопуть подходит к разрешению общей проблемы изжития пассивности баланса операции Северным морским путем. Завод судов вверх по Енисею открывает огромнейшие перспективы не только для графито-добывающей промышленности, но также и для лесной промышленности Сибири. Представьте себе на минуту, что лесопильные заводы переброшены в низовья рек в те пункты, откуда пиленые материалы грузятся непосредственно на морские суда. Это совершенно изменит хозяйственный облик нашего севера в увеличит рентабельность вывоза енисейского леса.

Карская грузится.
Работа заканчивается в Сибири, и заграницей

По полученным вчера сведениям от лондонского бюро Комсеверопути, пароход «Хилкрафт» 17 июля должен был прибыть в Гамбург и начать погрузку товаров для Оби. Погрузка товаров на пароход «Двина» должна начаться в Гамбурге 20 июля. Пароход «Ульмус» должен начать погрузку в Лондоне 1300 тонн товаров для Енисея. По окончании этой погрузки — «Ульмус» отправится в Гамбург, где догрузит еще 1300 тонн. Пароход «Сингельтон-Аббе» должен начать погрузку товаров для Оби 20 июля в Лондоне.
Все пароходы выйдут из Гамбурга и Лондона около 1-го августа.
За погрузкой товаров в Гамбурге наблюдает помощник начальника морской части Карской экспедиция капитан Рекстин. За погрузкой на пароход «Ульмус» наблюдает второй помощ., капитан Мукало. Начальник экспедиции Н. И. Евгенов, на-днях прибывший в Лондон, наблюдает за погрузкой товаров на пароход «Сингельтон-Аббе».
Зафрахтованный для перевозки графита с устья Курейки пароход «Вага» 17 июля вышел из Гамбурга в Архангельск с грузом угля для ледокола, конвоирующего Карскую экспедицию. По окончании разгрузка угля в Архангельске, «Вага» пройдет в устье Енисея к Курейским месторождениям.
Морская часть экспедиции снабжена особым прибором — радиопеленгатором, который дает возможность определять местонахождение судна в любое время на основании радио-сигналов, получаемых с приполярных радио-станций.
По последним сведениям, вся работа по выполнению импортного плана Карской идет без перебоев. Все заказы размещены и начинают поступать в порты. Не удалось разместить заказ лишь на два паровоза для обслуживания горных веток Урала. Таким образом, импортный план будет выполнен за самым незначительным исключением.
В Новосибирске и Томске заканчивается погрузка волокна, отправляемого Сибгосторгом. В Омске погрузка хлеба закончена, началась погрузка жмыха.
В Красноярске 18-го началась погрузка леса. Отплытие экспедиции из Омска назначено на 24-25 июля.
Из Новосибирска загруженные баржи постепенно сплавляются к устью реки Томи, где они соединяются с караваном, идущим из Томска.
Из устья Томи караван отправляется 27 июля. Из Красноярска экспедиция отправится 1 августа.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1926: Карская экспедиция 1926 года

Сообщение ББК-10 » 02 Март 2015 19:23

Советская Сибирь, 1926, № 170, 27 июля.

 Советская Сибирь, 1926, № 170 (1926-07-27) КЭ речная вышла.jpg
КАРСКАЯ ВЫШЛА.

Сегодня на рассвете речная часть Карской экспедиции вышла из Новосибирска и Омска. Новосибирская часть состоит из 1 парохода и 2 баржей; в устье Томи к ним присоединится лихтер, загруженный в Томске.


Советская Сибирь, 1926, № 176, 3 августа.

 Советская Сибирь, 1926, № 176 (1926-08-03) Отплытие КЭ Красноярск.jpg
ОТПЛЫТИЕ КАРСКОЙ.

КРАСНОЯРСК, 1. (Соб. корр.). Первый пароход Карской экспедиции отправляется сегодня, с 4-мя баржами, груженными лесом. Погрузка экспорта на остальные суда подходит к концу. Местком водников купил кино-передвижку для обслуживания 300 человек команды экспедиции, лежащих на пути деревень, и английских и русских моряков во время стоянки в Усть-Енисейском порту. Местное агентство Совкино снабдило экспедицию тремя боевиками.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения