Искажённая история крылатых покорителей ледовых просторов
В августе 2014 года исполнилось 100 лет со дня воздушного освоения Арктики. Постоянным посетителям этого сайта известно, что сделал это 8 августа 1914 года россиянин поручик Ян Нагурский, который вместе с матросом 1-й статьи Евгением Кузнецовым первым в мире поднял в арктическое небо гидросамолёт «Морис Фарман» для обследования западного берега Новой Земли в поисках экспедиции полярного исследователя Георгия Седова.
К этой дате в московском издательстве «Паульсен» увидела свет вторая книга из истории Полярной авиации: «Полярная авиации России. 1946-2014 гг.». Первая книга вышла ранее, в 2011 году к 80-летию этой легендарной организации и посвящённой этапу её становления в 1914-1945 гг. Её авторами были полковник морской авиации, кандидат исторических наук А.Н.Почтарёв и журналистка Л.И.Горбунова.
На этот раз автором выступил кандидат технических наук А.Н.Болосов. Несмотря на то, что Полярная авиации в нашей стране, как самостоятельная структура, прекратила своё существование в 1971 году, с расформированием Полярного управления Гражданской авиации, исследователь попытался обобщить все страницы, связанные с послевоенным авиационным освоением Арктики и Антарктики вплоть до сегодняшних дней. На наш взгляд, дело это хотя и благородное, но рискованное. И в данном конкретном случае, при ряде явных плюсов, включая страницы, связанные с открытием дрейфующих научных станций «СП» («Северный полюс») и их военным назначением, а также эксплуатацией воздушных трасс в Антарктиде, автор совершил довольно много грубых ошибок и извращений исторических фактов.
Так, труд не даёт читателям полного представления об основных задачах, структуре Управления Полярной авиации (УПА), основных этапах её реформирования и начальниках, многие из которых являлись выходцами из морской авиации. В частности, грубо искажены даты командования УПА инженер-полковником Ф.М.Кузичкиным (12.11.1941 г.-29.01.1946 г. и 28.03.1947 г.-12.05.1947 г.), известным Героем Советского Союза генерал-лейтенантом авиации М.И.Шевелёвым (17.12.1955 г.-11.06.1971 г.). Отсутствует в списке начальников легендарный Герой генерал-майор авиации И.П.Мазурук (29.01.1946 г.-28.03.1947 г.). Безосновательно возведён в ранг начальников УПА Герой Советского союза генерал-майор авиации А.А.Кузнецов (в годы Великой Отечественной войны командовал ВВС СФ), являвшийся заместителем, первым заместителем начальника, а потом и начальником Главсевморпути, которому подчинялась Полярная авиация (09.1946 г.-03.1953 г.). С ошибками приведены даты командования УПА (29.01.1951 г.-17.12.1955 г.) и фамилия полковника М.Н.Моросанова (в период войны — флагманский штурман ВВС СФ и ВВС ВМФ).
Автор практически не осветил такую важную сторону деятельности Полярной авиации, как обеспечение послевоенных переходов кораблей ВМФ и гражданских судов по Северному морскому пути. А тем временем, по сведениям известного исследователя Арктики капитана 1 ранга В.Г.Реданского, только в 1949-1960 гг. с помощью экипажей самолётов-ледовых разведчиков УПА были осуществлены проводки с Запада на Восток и обратно 550 кораблей и судов различных классов и типов, что позволило заметно усилить боевые составы Северного и Тихоокеанского флотов, а также возможности действовавших в тех регионах морских и речных пароходств (обеспечение проводок кораблей продолжалось и в последующие годы).
Нет в книге сведений о вкладе Полярной авиации в развитие «атомного проекта» СССР, создании «арктического щита» Родины на её северных рубежах, о тесной взаимосвязи гражданских и военных исследований в Арктике и Антарктике, а также полноценной картины вклада УПА в выполнение народнохозяйственных планов страны.
Вызывает сомнение и в обоснованности заявленной темы, названии и хронологических рамок книги. Полярная авиация, как уже было отмечено, прекратила своё существование в 1971 году. Её задачи были распределены между территориальными управлениями Министерства гражданской авиации. А это уже была далеко не та легендарная структура, принёсшая мировую славу нашей стране небесных первооткрывателей и покорителей ледовых просторов Арктики и шестого континента.
Важно заметить и то, что в обновлённой России Полярная авиация, как таковая, к глубокому сожалению, более 20 лет как не существует. Возможно, те меры, которые сегодня предпринимает руководство страны по освоению Арктики и обеспечению безопасности северных рубежей приведут к возрождению Полярной авиации. По крайней мере, хочется в это верить.
Остаётся добавить, что книга страдает непоследовательностью изложения событий, что не даёт читателям комплексной картины происходившего, а также изобилует массой опечаток, повторов и неточностей в описании фактов, типов и номеров самолётов и вертолётов, их поступлении на вооружение, в подписях фотографий, названиях орденов и, что особенно непростительно, в биографиях известных в стране и за рубежом персоналей, составивших её золотой фонд.