1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение polarpost.ru » 18 Январь 2013 12:02

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

 IMG_1851.JPG
polarpost.ru
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Январь 2013 16:04

Д. Н. КУЗЬМИН
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ ВЛАДИВОСТОКА В МУРМАНСК
(Плавание п/х „Анадырь" в 1935 г. )

 карта-вклейка.jpg
1935 год открыл новую эру в истории Северного морского пути. Научная работа последних лет дала возможность организовать рейсы грузовых судов из Владивостока в Мурманск и обратно через Северный ледовитый океан. Проведение первого опыта было возложено на суда „Анадырь" и „Сталинград", шедшие из Владивостока, и „Ванцетти" и „Искра" — из Мурманска.
Для обеспечения успешного продвижения судов вся трасса Северного морского пути была разделена на три района, обслуживание которых поручалось мощным ледоколам. „Красин" обеспечивал проводку в Чукотском и Восточносибирском морях, „Федор Литке" — в море Лаптевых и „Ермак" — в Карском море и проливе Вилькицкого.

Мечта, занимавшая умы человечества в течение нескольких сотен лет, осуществилась. Небезынтересно будет бросить беглый взгляд на прошлое.
XVI век! Смелые плавания и самые неожиданные географические открытия дают начало развитию империалистических захватов, завершившихся к началу нашего столетия полным разделением всего земного шара на отдельные „вотчины" между несколькими „первоклассными" государствами.
Эпоха „открытий" выдвинула в число таких привилегированных государств Испанию и Португалию, захвативших главнейшие морские пути в сказочно богатые страны — Индию, Китай и Японию. Для прочих европейских государств места на вновь открытых путях не -оказалось. Взоры обиженных, в частности Англии и Голландии, обращаются на север. Полагают, что земляк Христофора Колумба — Себастиан Каббот первый выдвинул идею достижения Китая из Европы по полярным морям, огибая материки Европы и Азии.
В 1533 г. Англию покидает первая торговая полярная экспедиция на трех кораблях под общим руководством Гуго Уиллоуби (Willoughby). Экспедиция вместо пути в Китай „открывает" путь в... Москву через Архангельск. Открытие обошлось потерей двух кораблей со всем их личным составом.
В 1594 г. в Арктике появляется голландец Виллем Баренц. В течение трех лет этот настойчивый человек пытается проникнуть к востоку от о-вов Новая Земля, но целый ряд причин препятствует осуществлению его смелых намерений. Баренц и часть его сотрудников погибли от истощения и цынги.
В 1676 г. англичане вновь повторяют попытку найти так называемый „Северо-восточный проход", снаряжая экспедицию Джона Вуда, который теряет свой корабль у западных берегов Новой Земли и ни с чем возвращается в Англию на другом судне из состава своей экспедиции.
На этом путешествии временно прекращаются искания западноевропейскими государствами сквозного пути на восток через Северный ледовитый океан.
Однако идея таких плаваний не заглохла. Поморы, населявшие берега Белого моря, постепенно дошли на своих утлых суденышках до устья pp. Оби и Енисея. Предприимчивые торговцы вырабатывают даже особый метод преодоления карских льдов, перетаскивая свои суда волоком через п-ов Ямал, что позволяло им сравнительно быстро добираться до р. Таз, где находился крупный торговый центр г. Мангазея. Путешествия поморов, а также успех якутских казаков в восточной части „Северо-восточного прохода" (плавание Семена Дежнева от Колымы в устье р. Анадырь через Берингов пролив в 1647—1654 гг. ) будировали в тогдашней России вопрос о возможности сквозного прохода в Тихий океан. Выразителем этой мысли был Михаил Ломоносов. В последующем русскими была проделана колоссальная работа по описанию и съемке всего побережья Северного ледовитого океана от Белого моря до Берингова пролива. Работы были начаты „Великой северной экспедицией" (1733—1744 гг. ) под руководством Витуса Беринга. После этой экспедиции началось уточнение съемки и описи по отдельным участкам побережья.
На востоке работы проводились Биллингсом (1787 г. ), Крузенштерном (1803—1806 гг. ), Сарычевым, Врангелем и Анжу (1820—1824 гг. ); на западе большой вклад в дело ознакомления мореплавателей с побережьем полярных морей сделал Федор Литке (1821—1824 гг. ).
Ко второй половине прошлого века большая часть трассы Северного морского пути оказалась в первом приближении заснятой и положенной на карты.
В 1878 г. осуществляется первое сквозное плавание из Атлантического океана в Тихий „Северо-восточным проходом" шведа Норденшельда на судне „Вега“.
Выйдя из Тромсе 21 июня, „Вега“ через пролив Югорский Шар прошла в Карское море и в конце месяца достигла о-ва Диксона.
18 августа Норденшельд салютовал самой северной точке Евразии — мысу Челюскина. 27 августа „Вега“ достигла устья р. Лены, а 13 сентября пароход был уже у мыса Отто Шмидта. Здесь Норденшельд должен был долгое время ожидать изменения ледовой обстановки и только 18 сентября смог двигаться дальше на восток. Через два дня лед снова остановил пароход, и 28 сентября Норденшельд окончательно стал на зимовку в 120 милях от мыса Дежнева у о-ва Идлидля.
18 июля следующего года „Вега“ тронулась в дальнейший путь и через 2 дня прошла Берингов пролив.
„Северо-восточный проход" был пройден из конца в конец.
Ряд последующих экспедиций не ставил себе задачей освоение Северного морского пути в целом, но внес много исправлений и уточнений по отдельным участкам на существовавших картах.
В 1913—1914 гг. весь Северный морской путь был вновь пройден в обратном направлении с востока на запад двумя судами Гидрографической экспедиции Северного ледовитого океана — „Таймыр" и „Вайгач" под начальством Бориса Вилькицкого. Экспедиция прошла Берингов пролив в начале 1914 г. и вынуждена была стать на зимовку у западных берегов Таймырского п-ова.
В конце июля 1915 г. суда проделали свой путь и 4 сентября прибыли в Архангельск.

Европейская война на время отвлекла внимание от арктических проблем, и только в 1918 г. в Арктику отправляется судно „Мод“, на котором Амундсен ставит своей целью пройти весь путь из Атлантического океана в Тихий. Пройдя пролив Вилькицкого, Амундсен принужден был стать на первую зимовку к востоку от мыса Челюскина и на следующий год, не достигнув Берингова пролива, — на вторую зимовку у входа в Чаунскую губу. Только через два года после выхода из Норвегии Амундсен вышел в Тихий океан.
С 1920 по 1932 г. советским правительством посылался ряд экспедиций для изучения отдельных участков Северного морского пути, а в 1932 г. была послана экспедиция на л/п „Сибиряков" с задачей пройти из Архангельска во Владивосток Северным ледовитым океаном. Выйдя из Архангельска 28 июля, экспедиция 16 августа обогнула с севера Северную Землю и 5 сентября была уже в Чукотском море у Чаунской губы.
Здесь „Сибиряков" попал в тяжелый лед. В районе Колючинской губы он обломал себе лопасти винта и гребной вал и был вынесен дрейфом вместе со льдом к Берингову проливу, где ему оказал помощь тральщик „Уссуриец". Северный морской путь был пройден впервые в одну навигацию, без зимовки.
После успешного прохода „Сибирякова“ решением правительства был создан особый орган, — Главное управление Северного морского пути, — на который и было возложено освоение всего советского побережья Северного ледовитого океана.
В 1933 г. снаряжается новая экспедиция на специально построенном для арктического плавания парохода „Челюскин" с задачей, аналогичной задачам „Сибирякова".
Выйдя из Мурманска 1 августа, „Челюскин" 13 августа вошел через Маточкин Шар в Карское море, где встретил лед. 1 сентября пароход был в проливе Вилькицкого. В начале октября „Челюскин", пройдя проливом Санникова, подошел к [берегам Чукотского п-ова и, попав в тяжелый лед, дрейфовал сначала к Берингову проливу, а затем на север, и 13 февраля 1934 г. был раздавлен сжатием льда.
В 1934 г. этот рейс, с востока на запад, повторил ледорез „Федор Литке". „Федор Литке" успешно прошел весь путь в одну навигацию и 20 сентября прибыл в Мурманск.
Направленный в 1935 г. Северным морским путем п/х „Анадырь" был построен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде в 1931 г. Пароход имеет одну машину в 1500 HP и 3200 т грузоподъемности. Перед отправлением в рейс на пароходе были установлены дополнительные крепления шпангоутов и устранены все поломки, происшедшие за время прошлых полярных рейсов судна.

В 1932—1934 гг. пароход зимовал два года подряд в Северном ледовитом океане.
„Анадырь" вышел из Владивостока 23 июня, пересек Японское море и через три дня после выхода из Владивостока вышел Сангарский приливом в Тихий океан, зайдя предварительно за грузом картофеля для себя и других полярных судов в японский порт Хакодате.
Сразу по выходе в океан находившаяся на пароходе гидрографическая группа приступила к выполнению гидрологических работ.
Наличие в проливах между Курильскими о-вами значительных приливо-отливных течений заставляло принимать ряд предосторожностей, так как в густом тумане исключалась возможность делать обсервации. Одной из таких мер явилось учащенное, ежечасное, измерение поверхностных температур воды, а также контрольные измерения глубин моря лотом Томсона. Вследствие довольно значительной разности термического режима вод Охотского моря и сопредельной с ним части Тихого океана, по ежечасным измерениям температуры можно с известным приближением судить
о том, находится ли судно на траверзе того или иного пролива или же оно проходит остров. 30 июня пароход пришел в Петропавловск, где предстояло пополнить запасы угля, пресной воды и сдать часть взятого в Хакодате картофеля.
К вечеру 2 июля все грузовые операции были закончены, и с рассветом 3 июля „Анадырь" вышел в море.
Около мыса Шипунского, почти под самым берегом, встретились стоящие на якорях японские краболовы, окруженные целой флотилией катеров-разведчиков. Такие же суда часто попадались навстречу у юго-восточных берегов п-ова Камчатки.
6 июля утром "Анадырь" подошел к мысу Олюторскому. Переход вдоль восточных берегов п-ова Камчатки был совершен при хорошей видимости и небольшом ветре от северо-востока, засвежевшем к вечеру 4 июля и усилившемся до 7 баллов 5 июля. Пароход временами стал принимать на себя воду. К вечеру 8 июля „Анадырь прошел траверз мыса Наварин, направляясь в бухту Провидения.
У мыса перпендикулярно курсу парохода держалась резко ограниченная полоса густого тумана; температура поверхностной воды упала с 5—6° до 3° Ц, температура воздуха продолжала держаться в пределах от 5° до 6° Ц. На судне ожидали встретить лед, и, как потом выяснилось, в это время он держался к северо-востоку от мыса, будучи вынесен из р. Анадырь. В полночь 8 июля „Анадырь" вышел в бухту Провидения, где намечалось взять полный запас угля для перехода в бухту Тикси с учетом возможной задержки во льдах Чукотского и Восточносибирского морей.

В бухте Провидения отсутствуют какие-либо погрузочные средства. Угольная площадка расположена на северном берегу бухты Эмма. Глубины у песчано-галечной площадки, на которой расположен склад, позволяют пароходам швартоваться к берегу вплотную.
За последние годы на той же площадке появился целый поселок полярной станции Главсевморпути. Другим населенным пунктом, расположенным на берегу этой же бухты, является чукотское селение Урелик. В этом селении имеются кооператив, школа и погранпункт. Довольно отдаленное местоположение станции от местного центра объясняется тем, что занятые ею постройки возводились для временной базы экспедиции по спасению челюскинцев. Все население станции, несмотря на поздний час, вышло встречать прибывший первым в навигацию нынешнего года пароход.
Отшвартовавшись к площадке, сейчас же приступили к установке ряда примитивных приспособлений для погрузки угля силами команды, так как специальных грузчиков в бухте Провидения, конечно, не имелось. Приспособления состояли из высоких козел, установленных на берегу, от которых был проведен на пароход стальной леер, по которому ходила беседка с углем. При такой "механизации" погрузочных работ бригада из 15—17 человек давала на пароход за 6-часовую смену до 60 т угля.
Ночью 9 июля пришел в бухту ледокол „Красин" с находившимся у него на борту руководством морскими операциями Восточного сектора Арктики. Закончив погрузку на 2 дня раньше намеченного срока, „Анадырь" 10 июля вышел из бухты, взяв курс в Берингов пролив.
Полученная радиотелеграмма с мыса Шмидта извещала о том, что по данным авиоразведки, произведенной находящимися на полярной станции самолетами, видно, что по направлению к мысу Шелагскому имеется полоса открытой воды, за которой стоит сплошной лед. К востоку, до мыса Сердце-Камень, параллельно берегу имелись две полыньи, из которых одна шла под самым берегом, с редким мелко-битым льдом, а другая — примерно в 20 милях мористее первой. У мыса Ванкарем сплошной лед стоял под берегом, являясь, очевидно, остатками припая; здесь же были видны отдельные ледяные поля и их обломки. Аналогичную картину распределения льдов рисовали также и наблюдения береговых станций, ежедневно получаемые пароходом.
На другой день по выходе из бухты Провидения "Анадырь" должен был зайти в Уэлен для высадки взятых в Петропавловске пассажиров-чукчей. Однако крепкий норд-вест сделал высадку в Уэлене невозможной, и предупрежденный об этом по радиотелеграфу „Анадырь" принужден был зайти в бухту Пеек у поста Дежнева, с юго-западной стороны полуострова того же наименования, где произвел высадку.
В полдень 11 июля пароход, обогнув самую северо-восточную оконечность Азии — мыс Дежнева, вошел в Ледовитый океан, встретивший „Анадырь" ясной погодой и довольно свежим норд-вестом. Через несколько часов встретили туман зарядами. К вечеру температура воздуха упала до 3—4° Ц, воды — до 1°. 5—2°. 0 Ц. Пароход продолжал итти вдоль северных берегов Чукотского п-ова, временами закрывавшихся полосами тумана. Ветер постепенно стихал, и к полуночи окончательно заштилело. Около часу ночи 12 июля впервые показался лед. Кромка мелко-битого льда тянулась от берега у о-ва Идлидля по направлению на северо-запад. За мелко-битым льдом находился более крупный и сплоченный, вследствие чего „Анадырю" пришлось итти вдоль кромки льда мористой полыньей, о которой сообщала авиоразведка. К утру спустился густой туман, державшийся весь день 12 июля.
Около 5 час. вечера, когда туман поднялся, с парохода на юго- западе были видны приподнятые рефракцией очертания гор. Кромка льда, вдоль которой шел „Анадырь", поворачивала наперерез курсу, направляясь на север. Такое распределение льда вынудило начать пробираться в прибрежную полынью. Для этого „Анадырь" лег на обратный курс с целью выбрать место с наиболее разреженным льдом для подхода к берегу. Вскоре пароход вошел в крупно- и мелко-битый годовалый лед, держа генеральный курс на видневшийся вдали берег. Итти пришлось, лавируя между льдинами, выбирая наиболее удобные и широкие разводья. Вначале дело шло успешно, но вскоре крупно-битый сплоченный лед заставил отказаться от попытки пройти к береговой полынье в этом месте. Повернули обратно, идя вдоль кромки. На этот раз дело затянулось, и только к утру 13 июля удалось пройти к берегу в полосу довольно редкого льда, ограниченного с мористой стороны сплошным барьером из сидящих на мели льдин.
Выйдя у устья лагуны Амгуемы в береговую полынью, „Анадырь" получил возможность быстро подвигаться вперед и к 4 часам того же дня вошел в бухту Среднюю у мыса Отто Шмидта.
Здесь пароход посетили руководители и сотрудники полярной станции. Стоянка у мыса Шмидта длилась несколько часов, и вечером того же дня пароход снялся с якоря, направившись вдоль берега в дальнейший путь к мысам Яккан и Биллингса, где в 1933/34 г. зимовали суда Колымской экспедиции, в том числе и „Анадырь".
Путь проходил в прибрежной полынье, среди редкого мелко- и крупно — битого льда; справа все время тянулась кромка более сплоченного льда. В 19 час. 13 июля перешли 180° меридиан.

Около мысов Яккан и Биллингса полынья закрывалась скоплением обломков ледяных полей и крупно-битого льда, так что „Анадырю" приходилось лавировать в небольших разводьях; несколько дальше полынья опять расширялась, и путь не представлял особых трудностей. Такое же точно скопление льда наблюдалось и у небольшого островка Шалаурова, где, очевидно, скапливался лед, вынесенный из губы Нольде.
К утру 15 июля „Анадырь" подходил к мысу Шелагскому. Здесь полынья, по которой шел пароход, закрылась сплоченным льдом с очень небольшими разводьями. Опустившийся к этому времени туман сильно осложнил обстановку. Открытой оставалась лишь неширокая полоска чистой воды, идущая под берегом, но воспользоваться ею для „Анадыря" было невозможно вследствие его большой осадки. „Анадырь" застопорил машину и стал на ледяной якорь. Спущенная шлюпка была послана с рекогносцировочным промером, который показал, что пройти видневшейся проталиной из-за малых глубин невозможно. Пришлось, стоя на ледяном якоре, ожидать изменения обстановки. Вскоре туман значительно разредился, открылись другие разводья, и представилась возможность пробираться малым ходом вперед. Открылся берег; определение местоположения судна показало, что оно находится к северо-западу от мыса Шелагского. Весь видимый горизонт на запад и северо-запад был покрыт невзломанным сплошным ледяным покровом; к северу и северо-востоку от мыса виднелся крупно-битый лед и обломки ледяных полей, под самым же мысом открывался проход в Чаунскую губу с редким мелко-битым льдом. Пройдя этим проходом, „Анадырь" стал на якорь в бухте у зданий полярной станции.
Во время перехода Чукотским морем до мыса Шелагского держались преимущественно слабые норд-вестовые и вестовые ветры до 2—3 баллов, температура воздуха была около 11—12° Ц, температуры воды 3°. 5—4°. 0 Ц. Отличная видимость у устья лагуны Амгуемы и мыса Шмидта сменилась ближе к Чаунской губе густым туманом.
Наиболее тяжелыми в ледовом отношении участками были районы мысов Яккан, Биллингса, о-ва Шалаурова и мыса Шелагского. Толщина льда во многих местах достигала 2 м. Нагромождения представлялись в виде часто встречающихся на льду ропаков и невысоких торосов. Стоянка в Чаунской губе затянулась. Сплошной невзломанный зимний ледяной покров, кромка которого тянулась от о-ва Айон, не давал возможности следовать далее. Входная часть губы была забита обломками ледяных полей и крупно-битым льдом; в глубине бухты виднелся разреженный мелко- и крупно-битый лед. Из-за дрейфующего льда „Анадырь" несколько раз менял место своей стоянки.

За это время с парохода был произведен ряд гидрологических глубоководных наблюдений в восточной и западной частях пролива, соединяющего губу с Восточносибирским морем. Наблюдения показали резкую разницу температур воды в восточной и западной частях входного участка. В то время как у мыса Шелагского температура постепенно уменьшалась от —0°. 10 Ц на глубине 2. 5 м до —1°. 28 Ц
 рис-1.jpg

Рис. 1. Редкий мелко-битый лед у мыса О. Шмидта.

на глубине 13 м у дна, в западной части, у о-ва Айона, вода была теплее, отрицательных температур не встретилось, а, наоборот, наблюдалось сначала постепенное повышение от 1°.28 на глубине 2.5 м до 1°. 50 на глубине 5 м, a затем падение до 1°.0 у дна (21 м).
Во время стоянки „Анадыря" в Чаунской губе, 15—17 июля, дули северо-восточные ветры силой до 5—7 баллов; воздушный термометр показывал все время от 0° до 2°, а однажды довольно редкую для этого периода времени температуры в — 1°. 0; температура воды колебалась от —0°.5 до 1°.5 Ц. У выхода в Восточносибирское море все время держалась полоса тумана.
К вечеру 17 июля положение улучшилось. Увеличилась видимость, и началось разрушение сплошного ледяного покрова.
С марса судна была замечена на западе полоса чистой воды и „водяное небо“. Взламывавшийся на глазах лед быстро разносился ветром. „Анадырь" получил возможность двигаться дальше на запад. К ночи опустился густой туман, ход был уменьшен до малого, так как лавировать среди крупно-битого дрейфующего по ветру льда представляло большие трудности; на малом ходу, при попутном ветре пароход довольно плохо слушался руля.
По разводьям „Анадырь" пробирался на запад, придерживаясь отмелого берега о-ва Айон и непрерывно измеряя глубину.
Маневрируя, „Анадырь" несколько раз получал тяжелые удары льдинами в корпус около форштевня. Утром в форпике, где находилась пресная вода, обнаружилось повышение ее уровня и солоноватый вкус. Стало ясно, что в форпике имелась пробоина.
К 9 час. удалось вырваться из „ледяного мешка", образованного кромкой ледяных полей и отмелями о-ва Айон; кромка льда отошла вправо от курса.
Туман рассеялся; по курсу „Анадыря" виднелся редкий мелкобитый лед, а влево, у низменного берега, стояли на мели стамухи. Отсутствие на навигационной карте нанесенных глубин заставило периодически набрасывать лот, идя средним и малым ходами. Запас глубины под килем был незначительный, но отвернуть мористее мешала кромка битого льда, тянувшаяся все время справа от курса. От кромки к югу спускались форсируемые „Анадырем" ледяные языки.
Около 12 час. глубины стали быстро уменьшаться, в машину дали „полный назад", но пароход уже оказался на мели, съемка с которой заняла около 5 час. и вызвала потерю 160 т пресной воды, выкаченной для уменьшения осадки.
Снявшись с мели, „Анадырь" без больших затруднений, двигаясь в разреженном льду и среди сидящих на мели стамух, к утру следующего дня достиг устья р. Колымы. Первый этап полярного плавания был пройден. За переход от Чаунской губы до устья р. Колымы наиболее тяжелые условия плавания встретились у о-ва Айон. В этом месте мелководье сильно стесняло выбор пути судна во льду и, кроме того, густой туман мешал определению своего места. Отсутствие на карте глубин под берегом к западу от о-ва Айон ограничивало пользование полосой сравнительно чистой воды и заставляло судно периодически измерять глубины, что не могло полностью гарантировать от встречи с подводными косами и банками, на одну из которых и наскочил „Анадырь".
В навигацию 1935 г, „Анадырь" пришел к устью р. Колымы в рекордно ранний срок —19 июля. Обычно пароходы приходят сюда в конце июля и начале августа. Были примеры, что к устью Колымы суда подходили только в сентябре.

Выгрузка на рейде представляла много неудобств. На открытой ветрам якорной стоянке приходилось часто прекращать всякие погру- зо-разгрузочные работы. Пароходы выгружали привезенный груз на баржи, отбуксировываемые небольшими катерами в бухту Амбарчик, где, собственно, и находится порт.
Пристани и складочные помещения построены здесь только 2—3 года тому назад.
Порт Амбарчик в настоящее время является перевалочным пунктом для грузов, направляющихся морем из Владивостока в Колымский край.
Разгрузка 2000 т груза с „Анадыря" в Колыме заняла период времени с 19 по 29 июля, т. е. 10 суток. За время стоянки на Колымском рейде наименьшая наблюдаемая температура воздуха была —0°.3 (25 июля), наибольшая 14°.6 Ц. Температуры поверхностной воды держались от 0°.5 до 6°.7 Ц.
Проведенные во время стоянки глубоководные гидрологические наблюдения показали изменение температур во всем слое воды от поверхности до дна при смене сгонно-нагонных ветров. При ветрах с моря температура постепенно уменьшалась от 5°.2 Ц на поверхности, до 3°.6 у дна, на глубине 8 м; в условиях же сгонных ветров температура на поверхности увеличивалась до 7°.70, затем на глубине 2.5 м следовал резкий скачок до 1°, а далее температура медленно уменьшалась до 0°.70. Течения на рейде наблюдались до 1.5 узла по направлению на восток и северо-восток; при нагоне воды течение шло на запад с заметно меньшей скоростью и немедленно прекращалось, как только затихал ветер. За все время стоянки на рейде совершенно пресной воды не наблюдалось.
29 июля рано утром „Анадырь" вышел в дальнейший путь. Предполагалось, пользуясь создавшимся резервом времени, на переходе к Медвежьим о-вам сделать ряд остановок для глубоководных гидрологических наблюдений, но встретившийся лед изменил эти предположения.
Район между устьем Колымы и Медвежьими о-вами был покрыт крупно-битым годовалым льдом и обломками полей, тянувшихся широкой полосой параллельно берегу. „Анадырь", пройдя эту полосу, около полудня 29 июля находился уже в проливе между Медвежьими о-вами. К северо-западу от архипелага виднелась кромка сплоченного льда. В проливах было чисто. От Медвежьих о-вов до пролива Лаптева „Анадырь" прошел вдоль кромки еще невзломанного ледяного покрова, от которой спускались отдельные языки мелко- и крупно-битого льда и ледяных полей, причем временами встречались отдельные обломки многолетнего тяжелого льда.
Расположенные влево от курса малые глубины прижимали пароход к кромке льда, так что приходилось все время лавировать между крупно-битыми льдинами, выбирая разводья и форсируя перемычки между ними.
Надо заметить, что этот район не представлял для „Анадыря“ таких трудностей, как Чукотское море. Большинство льдин было здесь уже сильно подтаявшими и сравнительно проходимыми. В середине перехода, когда „Анадырь" находился недалеко от устья р. Индигирки, встретились полосы тонкого весеннего льда до 0. 5 м толщиной, образовавшегося в полыньях среди годовалого льда. Этот лед был очень слаб и без труда ломался над форштевнем парохода. В этом же месте, у устья р. Индигирки, огибая выдающийся к югу язык невзломанного льда, „Анадырь" был вынужден выйти на малые глубины, угрожавшие судну посадкой на мель. Перед восточным входом в пролив Лаптева встретился легко проходимый мелко-битый сплоченный лед.
Пролив Лаптева к 1 августа совершенно чист от льда.
По предложению руководства морскими операциями в Восточном секторе „Анадырь" вышел на геофизическую станцию на о-ве Ля- ховском и принял на борт для доставки в Тикси больного сотрудника станции и сопровождавшего его врача.
Переход через Восточносибирское море сильно осложнял стоявший все время густой туман, только изредка подымавшийся над горизонтом. По выходе из пролива Дм. Лаптева вечером 1 августа „Анадырь" направился в бухту Тикси. Лед встретился только в центральной части перехода. В губе Борхая и у пролива Дм. Лаптева было чисто. Во все время перехода дул слабый северо-западный ветер, временами ослабевавший до штиля. Температуры воздуха держались по выходе из пролива 1—2° Ц, по мере приближения к центральной части моря, где был лед, понизились до —0.°5. Температура воды в районе льда была около 0°. При приближении к губе Борхая температура воздуха и воды заметно повысилась и в самой губе доходила до 8-9° Ц.
В бухту Тикси „Анадырь" пришел в ночь на 2 августа. Здесь оба парохода сквозного рейса должны были принять транспортируемый на лихтерах с верховьев р. Лены уголь. В ожидании этого угля, запоздавшего вследствие посадки лихтера на мель, „Анадырь" простоял в Тикси 10 суток. Лишь 13 августа пришел караван, буксируемый теплоходом „Первая пятилетка". В следующие два дня производилась бункеровка „Анадыря" и „Сталинграда", пришедшего сюда на сутки раньше.
Вечером 13 августа „Анадырь" вышел в море, направляясь на север вдоль низменного берега дельты р. Лены. Астрономические наблюдения, произведенные в полдень следующего дня, указали на значительный снос судна от курса на северо-восток. Выйдя из губы Буорхая, „Анадырь" встретил группу судов Ленской экспедиции, шедшую В Тикси.
Стоявшая с момента выхода в море ясная, теплая, тихая погода сменилась к полудню 15 августа густым туманом, являвшимся почти всегда во время плавания „Анадыря" предвестником встречи со льдом. Вскоре пароход вошел в сильно Подтаявший мелко-битый, редкий, постепенно сгущавшийся и увеличивающий свою мощность лед. Пришлось уменьшить ход и продвигаться, выбирая для этого разводья
 рис-2.jpg

Рис. 2. Теплоход „Первая пятилетка" буксирует лихтер с углем в бухте Тикси.

и полыньи, что в тумане было делом нелегким. К 6 час. вечера, дойдя по счислению до места, где была намечена встреча с „Ермаком", „Анадырь" застопорил ход и лег в дрейф среди крупно-битого льда и обломков полей, часть из которых (до 25%) была многолетнего происхождения. Измерявшийся несколько раз в течение суток дрейф показал его приливо-отливный характер. Надежных астрономических определений вследствие сплошного тумана не было. Общий снос выразился за 3 суток в 7 милях по направлению на северо-восток.
Временами к судну подходили очень тяжелые многолетние льдины. Во время дрейфа 16 августа можно было наблюдать полярную грозу. Температуры воздуха держались от 0° до 2° Ц, температуры воды — 0° Ц. Глубоководная гидрологическая станция показала, что отрицательные температуры расположены по всему слою воды начиная от 0° на поверхности, — 1°12 на глубине 2. 5 м и до —1°. 34 на глубине 50 м.

18 августа вечером пришел ледокол „Ермак", с которого передали распоряжение „Анадырю" и „Сталинграду" итти за ледоколом в кильватер.
Выйдя к утру 20 августа к северной кромке полосы льда, в которой дрейфовали суда, „Ермак" стал на якорь. В течение 2 суток весь предназначавшийся для „Ермака" и подошедшего позже л/р „Федор Литке" уголь был передан по назначению. Закончив перегрузку, „Анадырь" двинулся к мысу Челюскина, где пароходу надлежало снять возвращающихся после года зимовки сотрудников полярной станции. Пройдя без особых затруднений полосы битого дрейфующего льда, „Анадырь" 22 августа был уже в проливе Вилькицкого и около 8 час. утра отдал якорь с восточной стороны мыса Челюскина против радиостанции. Крепкий северо-восточный ветер, дувший с силой штормового и разводивший в проливе крупную волну, препятствовал погрузке. Пришлось выжидать более благоприятных условий погоды.
На рейде кроме „Анадыря" стояли лесовоз „Куйбышев", л/п „Сибиряков" и л/р „Федор Литке".
Вскоре к месту стоянки судов начал подходить дрейфующий лед„ о чем предупредил по радио стоявший мористее остальных „Федор Литке".
Суда снялись с якоря и отошли за мыс. Здесь было немного тише, и явилась возможность отправить на берег за пассажирами катер со шлюпкой на буксире.
Лед подошел к новому месту якорной стоянки, но, несмотря на это, погрузка продолжалась, закончившись только к 5 час. дня. Во время стоянки у мыса была солнечная погода, температура воздуха — от 0° до 0°. 5 Ц, температура поверхностной воды с западной стороны мыса имела 3°. 0, а с восточной — 0°. 2. Глубоководная станция показала незначительное плавное понижение температур воды от поверхности (—1°. 29) до дна (—1°. 35) на глубине 15 м. Наблюдения над течениями дали скорости по восточную сторону мыса до 1. 3 узла, по направлению на северо-запад и по западной — незначительное течение вдоль берега на юго-запад, не превышающее 0. 5 узла. Как первое, так и второе наблюдение производилось в непосредственной близости от берега. Покончив с грузовыми операциями и гидрологическими работами, пароход вышел на о-в Диксона.
Сразу же после съемки с якоря „Анадырь" попал в район магнитной аномалии. Разница показаний главного, путевого и кормового компасов доходила до 50°.
Пролив Вилькицкого был пройден по чистой воде, и только при выходе из пролива — у о-вов Гейберга — стали попадаться полосы дрейфующего на северо-восток мелко-битого льда. За островами виднелась кромка более сплоченного льда, в этом же районе встретился дрейфующий айсберг. Вскоре судно накрыл туман.
Приближенное из-за магнитной аномалии в пункте отшествия — мысе Челюскина — счисление вынудило „Анадырь" утром взять напра-
 рис-3.jpg

Рис. 3. Бухта Тикси; речные пароходы, переводимые из р. Лены в р. Колыму.
 рис-4.jpg

Рис. 4. Лед в северо-западной части мори Лаптевых у входа в пролив Вилькицкого.

вление к о-ву Русскому, имея главной целью определить свое место; по пути часто встречались полосы льда, дрейфовавшие на северо- запад по направлению к проливу Бориса Вилькицкого. В полдень

23 августа удалось подойти к о-ву Русскому и, определив свое место, пойти к о-ву Диксона, куда „Анадырь" прибыл на следующий день.
Сняв зимовщиков-рабочих с о-ва Диксона, „Анадырь" отправился вверх по р. Енисею в порт Игарку за лесным грузом, куда прибыл
26 августа. 2 сентября, закончив погрузку, „Анадырь" вышел в свой последний переход в Мурманск.
Зайдя 5 сентября еще раз на о-в Диксона и пройдя 8 сентября Югорским Шаром в Баренцево море, 11 сентября утром „Анадырь" вошел в Кольский залив, нигде не встретив льда. Северный ледовитый океан был пройден обыкновенным грузовым судном, производившим в рейсе ряд грузовых операций. Все плавание заняло 87 суток, из которых 45 были проведены на стоянке. За это время пароход покрыл 7622 мили.
Северный морской путь действительно крепко связал окраины Страны советов.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Март 2013 09:48

Статьи из газет 1935-го года:
"Советский Сахалин", №199 (3004), 29 августа 1935 г.

 Сов_Сахалин_29 августа 1935-199.jpg
Сквозной рейс „Анадыря" и „Сталинграда"

АРХАНГЕЛЬСК, 24 (ТАСС). Сегодня на остров Диксон прибыли пароходы „Анадырь" и „Сталинград", совершающие сквозной рейс Владивосток — Мурманск. Путь в несколько тысяч километров прошли без аварий, почти без помощи ледоколов. На суднах зимовщики ряда полярных станций, возвращающиеся из Арктики.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Август 2014 10:35

Хроника плавания парохода "Анадырь" от Вивиана ИТИНА.

Советская Сибирь, 1935, № 137 (1935-06-27)

 Советская Сибирь, 1935, № 137 (1935-06-27) АНАДЫРЬ вышел из Владивостока.jpg
Владивосток - Мурманск
ВДОЛЬ БЕРЕГОВ СИБИРИ

ВЛАДИВОСТОК. (Ло телеграфу от нашего спецкора).—22 июня, открывая полярную навигацию, выходит в сквозной рейс Владивосток — Мурманск пароход «Анадырь» под командой напитана Миловзорова. «Анадырь» — новый пароход советской постройки, специально приспособленный для плавания Северным морским путем. «Анадырь» самостоятельно идет в Северное полярное море и только в случае необходимости будет пользоваться поддержкой ледоколов. «Анадырь» зайдет в Японию и Камчатку, доставит грузы в устья Колымы и Лены, обогнет Челюскин, зайдет в Игарку за лесом, который доставит в Мурманск.

В. ИТИН.
Борт «Анадыря».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Август 2014 12:50

Советская Сибирь, 1935, № 140 (1935-06-30)

 Советская Сибирь, 1935, № 140 (1935-06-30) Анадырь.Владивосток-Мурманск.jpg
ВЛАДИВОСТОК — МУРМАНСК
Приближаемся к Курильской гряде
(От нашего специального корреспондента)

Утром, 23 июня, провожаемый гудками многочисленных пароходов, «Анадырь* вышел из Владивостока в исторический сквозной рейс Северным морским путем, который ни разу не проходило тортовое судно. Переход в Хакодате (японским порт) был совершён о двое суток при ясной, тихой погоде. Перед полярным рейсом на короткое время мы попали в теплый климат Японии. В Хакодате цвела белая акация, продавались всевозможные плоды.
Хокодате, бывший в прежнее время оживленным портом, поразил советских моряков пустынным видом своего рейда. Кризис наложил печать скуки и уныния на жизнь портового города. После длительных формальностей со стороны японских властей, «Анадырь» принял на борт свежие овощи и в тот же день вечером вышел о море. 26 июня вышли в Великий океан, продолжая путь в легком тумане и при умеренной зыби.
Приближаемся к Курильской гряде.
Борт «Анадыря». В. ИТИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Август 2014 19:33

Советская Сибирь, 1935, № 153 (1935-07-16)

 Советская Сибирь, 1935, № 153 (1935-07-16) Анадырь идет на север.Итин.jpg
"АНАДЫРЬ" ИДЕТ НА СЕВЕР

По радио от специального корреспондента "Советской Сибири"

Утром 6-го пароход «Анадырь» прошел мыс Олюторский, оставив позади Камчатку. По пути в Петропавловск встречали множество японских промысловых судов. Японцы перегораживают море гигантскими сетями в несколько миль длиной. «Анадырь» неоднократно пересекал японские сети с риском эамотать винты. В Беринговом море пароход застиг свежий северо-восточный ветер, снизившийй нам девятимильный ход до 8 миль в час.
Радиостанция мыса Отто Шмидта сообщала первые сведения о состоянии льдов в Чукотском море между Уэлленом и мысом Шмидта. Состояние льда сравнительно благополучно. Жизнь на корабле приобретает боевой ритм, работают кружки, начат курс лекций о Северном морском пути. Экипаж «Анадыря» объявил себя ударным. Все сосредоточены на подготовке победы над Арктикой, на успешном выполнении исторического рейса без зимовки.

ВИВИАН ИТИН.
Борт «Анадыря».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Август 2014 21:17

Советская Сибирь, 1935, № 156 (1935-07-20)

 Советская Сибирь, 1935, № 156 (1935-07-20) Анадырь во льдах.jpg
Арктические экспедиции

"АНАДЫРЬ" ВО ЛЬДАХ

По радио от нашего специального корреспондента

«Лед да еще туман — комбинации совершенно безнадежная», — писал известный норвежский ученый Свердруп. Все-таки, несмотря на густой туман и огромные обломки торосистых ледяных полей «Анадырь» в течение суток пробивался к мысу Шелагскому. — самому северному мысу Чукотского побережья. Капитан не уходил с мостика. Дул упорный норд-ост, температура упала до минус одного градуса. Обогнув мыс, пятнадцатого июля вышли в Чаунскую губу, и остановились против радиостанции, построенной в прошлом году.
На пути к Колыме "Анадырь" встретил непроходимые льды и стал на ледяной якорь у кромки неподвижного ледяного поля, близ острова Айона, в ожидании перемены ветра.
В. ИТИН.
Борт «Анадыря».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Сентябрь 2014 12:21

Советская Сибирь, 1935, № 157 (1935-07-21)

 Советская Сибирь, 1935, № 157 (1935-07-21) Анадырь.Итин.jpg
ВЛАДИВОСТОК—МУРМАНСК
(По радио от нашего специального корреспондента)

"Анадырь" пришел в Чаунскую губу в рекордно ранний срок. Ни одно судно не достигало этих ледовитых мест в первой половине июля. Ледяной покров едва начал разрушаться, ледяные поля, окинутые туманом, задержали пароход на трое суток. Наконец, туман отступил к северу, за ним заметна была синева открытой воды. Капитан Миловзоров решил войти в этот туман, чтобы пробиться на запад. Несколько суток "Анадырь" лавировал вслепую между тяжелых льдов в море, полном опасных отмелей. Утром 18 июля туман поднялся, открыв берег острова Айона, памятного вторичной зимовкой Амундсена на пути, который мы должны пройти в одну навигацию. К концу того же дня миновали мыс Большой Баронай — последнее препятствие на пути к Колыме.
В. ИТИН.

Борт «Анадыря».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Сентябрь 2014 12:23

Советская Сибирь, 1935, № 165 (1935-07-30)

 Советская Сибирь, 1935, № 165 (1935-07-30) Молоков устье Колымы.jpg
Самолет Молокова над устьем Колымы

(От собственного корреспондента "Советской Сибири")
«АНАДЫРЬ», 23 июля. (Радио).
Сегодня, в 22 часа, над устьем Колымы, держа направление на Медвежьи острова, пролетел тов. Мопоков. «Анадырь» приветствовал героя Советского Союза длительными гудками.
ВИВИАН ИТИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Сентябрь 2014 12:27

Советская Сибирь, 1935, № 170 (1935-08-04)

 Советская Сибирь, 1935, № 170 (1935-08-04) Анадырь и Сталинград в Тикси.Итин.jpg
ВЛАДИВОСТОК- МУРМАНСК

"АНАДЫРЬ" И "СТАЛИНГРАД” ПРИШЛИ В БУХТУ ТИКСИ
(От нашего специального корреспондента).

Выйдя из устья Колымы, «Анадырь» взял курс на остров Четырех столбов. На пути встретился крупно-битый лёд до 6 баллов. Утром 29 июля подошли к острову. Его знаменитые четыре столба хорошо видны отсюда, взяли курс на запад. Идем полным ходом среди разрозненных плоских льдин и вдоль кромки оплошных арктических льдов. Лед здесь резко отличается от мощных льдов Чукотского моря. Он разъединен теплыми струями речных течений и легко разрушается от удара форштевнем. Вода зеленовато-бурого цвета, что ясно указывает на примесь пресных вод, хотя мы идем в 50 километрах от берега. Дует свежий норд-вест. Температура ниже нуля. К концу дня накрыл туман. На вахте вахтенные напряженно всматриваются вперед, кидаясь к судовому телеграфу, кода муть внезапно открывает полосы небольших смешанных льдин.

30 июля пароходы сквозного рейса «Анадырь» и «Сталинград» прошли Индигирку. Ночью пришлась пробиваться в тумане и снегопаде через восьмибалльный лед. Днем туман рассеялся. повернули на юг. Сейчас снова идем по курсу среди льдин. Ясно. Штиль.

2 августа, на два дня раньше прошлогоднего рекорда ледореза «Литке», пароходы сквозного рейса «Анадырь» и «Сталинград» пришли в бухту Тикси, близ устья «Лены.
ВИВИАН ИТИН.
Борт «Анадыря».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Сентябрь 2014 12:32

Советская Сибирь, 1935, № 181 (1935-08-17)

 Советская Сибирь, 1935, № 181 (1935-08-17) Садко и АНАДЫРЬ.Итин.jpg
В АРКТИКЕ

«АНАДЫРЬ», 14. (Радию).
Четырнадцатого августа, закончив погрузку 700 тони угля, «Анадырь» вышел из бухты Тикси. Через час вышел «Сталинград». В полночь шестнадцатого пароходы должны подойти к кромке пловучих льдов пролива Вилькицкого, где назначена встреча с ледоколом «Ермак», который мы должны снабдить углем.
Над Тикси и чистым морем Лаптевых наступает теплая августовская ночь, пронизанная пламенным светом полярного заката. Огненные легкие облака плывут в голубой вышине над сизым безбрежным простором. Моряки полной грудью вдыхают родной воздух прекрасной Арктики. Лица светятся радостью и волей. Мы идем вперед.
ВИВИАН ИТИН

«АНАДЫРЬ». 19. (Радио).
Сегодня мы встретили только одну льдинку, медленно умирающую в морских волнах. Дует южный ветер. Рулевой-комсомолец Машаров стоит, расстегнув ворот рубашки и подставив солнцу голую грудь. Как в любом свободном море, навстречу плывут корабли. Сегодня в полдень встретили «Русанова», через несколько часов — эскадру Ленской экспедиции. Пароходы обменялись приветствиями, подняв разные цветные флаги, и передали дружеские пожелания по радио.
Нас не обманывает полярное солнце. Борьба еще не кончена. Рулевой внимательно сладит за чертой компаса, показывающей на северо-запад. Особенно сложной представляется восточным полярникам задача «Русанова., идущего завоевать нетронутые сокровища Индигирки. Нестандартные слова приветствия передают одну и ту же мысль, которую поэт-матрос выразил стихами в нашей стенгазете «Сквозной рейс»:
    Суровые воды, туманные ночи..»
    Но нет преград
    Для моряков,
    Воспитанных страной рабочей
    И партией большевиков.
ВИВИАН ИТИН
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Сентябрь 2014 19:52

Советская Сибирь, 1935, № 191 (1935-08-29)

 Советская Сибирь, 1935, № 191 (1935-08-29) Анадырь. Итин.jpg
В АРКТИКЕ
СКВОЗЬ ЛЬДЫ

(По радио от нашего специального корреспондента).
БОРТ «АНАДЫРЯ», 25 августа.
Вечером 24-го «Анадырь» и «Сталинград» достигли острова Диксон, пройдя северо-восточную часть Карского моря в рекордный срок — двое суток.
Плавание в районе архипелага Норденшельда показалось исключительно трудным даже капитану Миловзорову. Путь часто преграждали большие торосистые поля, встречались гигантские пловучие обломки мощного льда, поднимавшиеся над поверхностью моря до высоты капитанского мостика. Густой туман и снежная пурга ограничивали наш горизонт небольшим пасмурным кругом. На дальневосточных пароходах нет точных приборов, какими обычно снабжаются суда арктических экспедиций. Эхолот, радиопеленгатор, жирокомпас остаются для тихоокеанских моряков лишь страстной мечтой. Для проверки исчисления приходилось подходить вплотную к островам архипелага. Их снежные суровые берега отслаивались из тумана перед самым носом корабля, грозя никем не нанесенными на карту рифами и отмелями. Старый калитан всю ночь не уходил с мостина, ворча на туманное море, которое он преодолевал впервые...
Названия островов и мысов носили имена знаменитых мореходов прошлого — Норденшельда, Свердрупа, Макарова, но ни один из них не смел плавать во льдах при непроницаемом тумане и ни один из них не сделал того, что сделали скромные, незаметные советские моряки «Анадыря» и «Сталинграда».
Второй пароход сквозного рейса — «Сталинград», задержавшийся не столько во льдах, сколько в туманах у пролива Вилькицкого, был легко выведен «Литке» «почти по чистой воде», по выражению капитана Миловзорова. «Сталинград» прошел мыс Челюскина спустя три часа после отхода «Анадыря». Несмотря на сильный ветер и быстро меняющийся лед, «Анадырь» приступил к работе по погрузке с берега на пароход 48 зимовщиков. Трудная задача была выполнена в течение 12 часов. Впервые зимовщики получипи возможность вернуться в пассажирских каютках. Челюскинцы везут с собой двух белых медведей в подарок харьковским пионерам.
Капитан «Сталинграда» Мелехов сообщил, что он попал в непроходимые льды в проливе Вилькицкого и поднимался до Северной Земли в поисках выхода и, наконец, остановился во льдах в ожидании перемены ветра. На помощь «Сталинграду» вышел «Литке».
«Анадырь» в 18 часов снялся с якоря, впервые повернув на юг вдоль снежных берегов Таймыра.
ВИВИАН ИТИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Октябрь 2014 19:31

Советская Сибирь, 1935, № 192 (1935-08-30)

 Советская Сибирь, 1935, № 192 (1935-08-30) Анадырь в Игарке.Итин.jpg
В АРКТИКЕ
КОРАБЛИ ПРИШЛИ В ИГАРКУ
(По радио от нашего спец. корр.)
«АНАДЫРЬ», 27 августа.
Наш пароход стал непривычно многолюдным. На палубе целый зверинец — медведи, песцы, лайки. Выражая благодарность героической команде «Анадыря», зимовщики Диксона добровольно перегрузили 300 тонн угля из трюма в бункер.
Все наши пассажиры стремятся вернуться на родину через Мурманск. Некогда страшное Карское море, побежденное большевиками, уже не пугает их.
Над Диксоном сияет золотой прозрачный закат. По сизому морю бегут корабли. Путь открыт.
ВИВИАН ИТИН.



«АНАДЫРЬ», 27 августа.
«Анадырь» и «Сталинград» пришли в Игарку.
ВИВИАН ИТИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Октябрь 2014 19:47

Советская Сибирь, 1935, № 197 (1935-09-06)

 Советская Сибирь, 1935, № 197 (1935-09-06) Анадырь вышел из Игарки.jpg
В СОВЕТСКОЙ АРКТИКЕ

"АНАДЫРЬ" ВЫШЕЛ ИЗ ИГАРКИ

БОРТ «АНАДЫРЬ», 2 сентября.
В полдень 2 сентября «Анадырь» вышел из Игарки, взяв полный груз пиломатериалов. Ударники Карской выполнили свое обещание, погрузив первый пароход сквозного рейса в четверо суток. «Сталинград», грузящийся экспортным лесом, выйдет, по расчетам руководства Игарки, четвертого. «Анадырь» снова зайдет в Диксон, где выгрузит часть пиломатериалов, снабжение и еще 45 пассажиров для строительства порта. Таким образом, «Анадырь», досрочно закончив труднейшую часть сквозного рейса, выполнит большую работу по снабжению и смене зимовщиков полярных станций моря от мыса Челюскина до Диксона.
После разгрузки «Анадыря» в Диксоне, оба парохода рассчитывают соединиться, чтобы совместно продолжать плавание в Мурманск.
ИТИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Октябрь 2014 20:13

Советская Сибирь, 1935, № 199 (1935-09-09)

 Советская Сибирь, 1935, № 199 (1935-09-09) Анадырь в Диксон.jpg
В АРКТИКЕ

ИЗ ВЛАДИВОСТОКА В МУРМАНСК

БОРТ «АНАДЫРЬ» (РАДИО).
3 сентября «Анадырь» прошел устье Енисея, держа курс на остров Диксон.
Капитаны «Анадыря» и «Сталинграда» т.т. Мелехов и Миловзоров получили следующее приветствие от начальника Главсевморпути т. Отто Юльевича Шмидта: «Приветствуем команды славных пароходов, которые первые совершили сквозной грузовой рейс по Севморпути, закончив поход включением в Карскую экспедицию. Ваш большой успех позволяет считать сейчас путь открытым для эксплоатации».
За время сквозного рейса «Анадырь» доставил из японского порта Хакодате в Петропавловск 79 тонн свежих овощей, в Колыму — 1630 тонн различного ценного оборудования для снабжения Ляховских островов, в бухту Диксон перевезены 4 зимовщика и катер. Из Тикси вывезено свыше 700 тонн угля и около 250 тонн воды для ледоколов. С полярных станций мыса Челюскина, острова Уединения и Диксона сняты 100 Зимовщиков, груз и два медвежонка. Из Игарки «Анадырь» взял 531 стандарт материалов и 45 рабочих для строительства порта Диксон.
Аналогичную работу произвел «Сталинград», причем из Игарки «Сталинград» берет груз экспортного леса в Лондон.
Первый в истории грузовой рейс на Великом северном морском пути технически блестяще выполнен; он оказался также интенсивным по грузовым операциям и рентабельным.
*
В ночь на 6 сентября, «Анадырь» вышел из гавани Диксон, выгрузив снабжение, пиломатериалы и рабочих для строительства порта. «Анадырь» держит курс через Югорский Шар, так как должен передать дежурившему там ледоколу «Ленин» двух синоптиков с острова Диксон.
Карское море свободно ото льдов, температура воды и воздуха около 6 градусов выше нуля.
Наркомвод тов. Пахомов приспел капитану «Анадыря» т. Миловзорову и помпопиту т. Борисову приветствие.
ВИВИАН ИТИН.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения