1935: Экспедиция на л/п "Владимир Русанов"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1935: Экспедиция на л/п "Владимир Русанов"*

Сообщение Александр Андреев » 18 Январь 2013 21:48

Из книги "Наблюдения над состоянием льда в арктичеcких морях в зиму 1934/35 года и в навигацию 1935 года". Под общей редакцией проф. В. Ю. Визе и Н. И. Евгенова. Изд. ГУСМП, Л: 1937, c. 194–197

 194_f2.jpg
 195.jpg
 196.jpg
 197_f1.jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1935: Экспедиция на л/п "Владимир Русанов"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Январь 2013 09:11

А. Г. Николаева, М.С. Хромцова. Ледовыми трассами. Под ред. Л. Л. Балакшина. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1980

К УСТЬЮ РЕКИ ИНДИГИРКИ

В навигацию 1935 года Хромцов ходил на «Русанове» в Восточно-Сибирское море к дельте реки Индигирки - доставить различные грузы для Якутии и высадить зимовочную партию под начальством Николая Николаевича Францевича, которая направлялась. для изучения и освоения природных богатств этого района.

Для выполнения попутных гидрометеорологических работ на «Русанове» находилась группа гидрологов, состоявшая из старшего прораба гидролога М. С. Астровой (Хромцовой) и техника К. В. Овсова.

Из Архангельска «Русанов» вышел 18 июля и 21-го пришел в бухту Варнека в проливе Югорский Шар. Здесь он должен был дождаться прихода первого каравана судов, вышедшего из Мурманска, и с ним следовать на Дик­сон. Караван пришел в Югорский Шар 25 июля. В его состав входили ледокол «Ленин» и пароходы «Сакко», «Крестьянин» и «Молотов». Снявшись с якоря, «Русанов» занял свое место в колонне судов. Около селения Хабарово к каравану присоединился иностранный пароход «Фрам». На пути к острову Диксон суда шли мелкобитым льдом, сплоченностью не более 3-4 баллов. Вначале караван шел под проводкой «Ленина», а с 27 июля - под проводкой «Ермака», так как «Ленин» вернулся в пролив Югорский Шар за вторым караваном. 28 июля первый караван судов прибыл на Диксон и остановился в ожидании благоприятных ледовых условий для прохода к мысу Челюскин.

Из рейсового донесения капитана Хромцова:

«...1/VIII 1935 г. на совещании на ледоколе «Ермак» было решено, что «Ермак» и «Русанов» пойдут с ледовой разведкой к проливу Вилькицкого и в случае благоприятных ледовых условий «Ермак» возвращается обратно на Диксон за лесовозами, а «Русанов» продолжает свой путь дальше. В 23 ч..50 м. снялись с якоря и пошли за «Ермаком»... 3/VIII «Русанов» пошел самостоятельно, без сопровождения «Ермака». В широте 77°16' сев., долгота 96°32' вост. - зашли в 9-балльный лед, состоявший из крупно-мелкобитых льдин и гладких полей, быстро дрейфовавших на зюйд-вест... «Русанов» подошел и ошвартовался к припаю острова Русского, чтобы пропустить мимо себя дрейфующий лед...»

4 августа к «Русанову» подошел «Ермак» и оба судна направились к проливу Вилькицкого. 5-го они подошли к кромке невзломанного льда в проливе. «Ермак» пошел обратно к острову Русскому навстречу вышедшим с Диксона лесовозам, а «Русанов» остался у кромки льда ждать, возвращения ледокола.

Из дневника Хромцова:

«...7 августа 1935 г. Стоим у кромки льда в проливе Вилькицкого. В 7 ч. подошел «Ермак» с лесовозами «Томский», «Крестьянин», «Сакко» и «Молотов». Лесовозы остались у кромки льда, а «Ермак» пошел в пролив пробивать перемычку. «Русанов» остался на кромке, так как один котел выведен из действия для заглушки трубок. В 16 ч. замечен сильный дрейф льда на запад. Пролив начал взламываться. Лесовозы забрало в лед. В 18 ч. 15м. пошли выводить лесовозы на чистую воду...

8 августа. В дрейфе со льдами в проливе Вилькицкого... В 02 ч. 30 м. вышли на чистую воду, держим к острову Нансена, В 04 ч. 13 м. встали на якорь. Одновременно подошли лесовозы. В 18 ч. 10 м. получено распоряжение с «Ермака» - следовать за ним. В 21 ч. 15 м. встали в кильватер л/к «Ермак» для совместного прохода пролива Вилькицкого. Пролив взламывается. Лед дрейфует на запад большими полями. Местами сильное торошение. Русло за «Ермаком» быстро сжимает. В 23 ч. 45 м. прошли траверз мыса Челюскин. Ветер ост-норд-ост 7 баллов.

9 августа. С «Ермаком» в проливе Вилькицкого. Лед-поля 9 баллов. «Ермак» местами пробивается с трудом. Лед быстро дрейфует на запад. В 11 ч. 30 м. остановились из-за плохой видимости. Подошли к борту «Ермака» для бункеровки...».


10 августа оба судна снова двинулись на восток. В 23 ч. 52 м. в Густом тумане вышли на кромку льда «Ермак» повернул обратно, а «Русанов» пошел дальше по чистой воде. 11 августа он снова вошел в 9-балльный лед и остановился из-за густого тумана. В полдень 12 августа 1935 года он встретился с идущими из Владивостока пароходами «Сталинград» и «Анадырь», повторявшими сквозной поход «Литке» в 1934 году с востока на запад в одну навигацию. 16 августа «Русанов» прибыл в Тикси, а на другой день уже вышел в море, ведя на буксире 40-тонный кунгас для разгрузки на Индигирке, к бару которой прибыл 21 августа. Разгружать судно пришлось километрах в семидесяти от берега. Частые туманы, штормовая погода и недостаток плавсредств затрудняли выгрузку. Во время шторма «Русанову» приходилось прерывать выгрузку, сниматься с якоря и отходить на большие глубины, где пережидать шторм, а затем снова возвращаться к бару.

Из рейсового донесения капитана Хромцова:

«... Из 20,5 суток пребывания судна на Индигирке только 6 суток стояла погода, допускавшая выгрузку. Катерам, буксировавшим баржи и кунгасы, из-за шторма или тумана приходилось или по нескольку дней задерживаться на берегу, или отстаиваться на баре, если их в пути застигал шторм, с риском потерять людей и груз... В день прихода «Русанова» к бару Индигирки, 21 августа, в 14 часов на юго-западе были усмотрены два катера, шедшие от берега к «Русанову». Один из катеров имел на буксире кун­гас. Расстояние до катеров - около 5-6 миль. В 14 ч. 15м. нанесло густой туман и катера, шедшие с берега, закрыло туманом. Чтобы ориентироваться катерам - «Русанов» подавал гудки. Ветер отошел на норд-вест и начал усиливаться, волнение тоже. Катера к судну не пришли...».

22 августа штормовой ветер усилился до 8 баллов. Опасаясь, что на малой глубине при волнении судно может ударяться килем о грунт, Николай Иванович отвел «Русанова» на более глубокое место, чтобы переждать шторм. Кунгас лоцманской партии, груженный стройматериалами, пришлось оставить закрепленным к бочке, которую установил «Русанов» для швартовки к ней катеров на случай шторма. 23 августа в 13 часов 45 минут к «Русанову» подошли лесовозы «Ванцетти» и «Искра», и он вместе с ними снова пошел к месту якорной стоянки на баре Индигирки.

Из дневника Хромцова (1935 год):

«23 августа. Отстаиваемся на якоре. Шторм... В 17 ч. 45м. к борту подошел береговой катер «Уэлен» и сообщил, что сорокатонный индигирский кунгас вчерашним штормом сорвало с якоря и унесло неизвестно куда, на нем семь человек...

30 августа. На якоре, бар р. Индигирки. В 17 ч. 00 м, подошли к борту катера с берега. Привели один кунгас и три карбаса. Начали выгрузку. Прибывший лоцман П. И. Шахов сообщил, что партия из 11 человек, ходившая на поиски унесенного кунгаса с людьми, вернулась. Ни кунгас, ни людей не нашли. Нашли только одну лодку, которая была за кормой кунгаса. На кунгасе были: председатель Якутского РИКа Николаев, зав. Якутпушниной Оргунов, доктор Макровский, радист Шипицын, представитель Интегралсоюза Пшенников, матрос Лебедев и матрос Ро-зин. По словам лоцмана Шахова, кунгас стоял на двух якорях на баре средней протоки около осушной кошки, которую во время шторма нагонным ветром закрыло водой, в 30 милях от Табора (места выгрузки на берегу). Стоявшие на якорях индигирские катера «Уэлен» и «Балыксит» оказать помощь кунгасу не могли, так как сами находились в бедственном положении. На кунгасе имелось продовольствие - один мешок муки и разные продукты на пять суток.

Мною дана телеграмма Крастину и Головину о необходимости послать на розыски самолет. Также запрошены самолеты из Тикси и Амбарчика...».


Во время шторма 40-тонный кунгас лоцманской партии, прибуксированный «Русановым» из Тикси, залило водой. С парохода «Ванцетти» спустили на воду три 15-тонных кунгаса, доставленных из Архангельска для «Русанова», но один из них оказался разбитым и, когда был спущен на воду, сразу же наполнился водой.

О бедственном положении с плавсредствами Хромцов сообщил начальнику Морского управления Северного морского пути Крастину и начальнику Якутского управления Лиссу. Он запросил дополнительные плавсредства, так как было видно, что с имевшимися - груз полностью не выгрузить. 26 августа от Лисса было получено сообщение, что на помощь «Русанову» для разгрузки выходит из Тикси мотобот «Ленсовет» с 40-тонным кунгасом. Пришли же они на Индигирку только 6 сентября.

31 августа с «Русанова» на берег была отправлена третья партия плавсредств с грузом, а также часть людей экспедиции с багажом. Однако из-за разыгравшегося шторма «Русанову» пришлось отойти на большие глубины, а плавсредства задержались на берегу. Лишь 5 сентября, когда шторм поутих, судно вернулось на якорную стоянку. Вернулись с берега и плавсредства. Прибывший с ними начальник Индигирской экспедиции Н. Н. Францевич сообщил капитану о гибели во время разгрузки дублера-плотника с «Русанова» - Ивана Индриковича Шаберта.

6 сентября все плавсредства с грузом и последними членами экспедиции направились к берегу. В этот же день прибыл и «Ленсовет». На него с «Русанова» было перегружено около 90 тонн груза Интегралсоюза. 7 сентября над судами пролетел самолет Молокова, направлявшийся на поиски унесенного кунгаса и людей. 8 сентября, возвращаясь с поисков, Молоков сообщил, что ни кунгаса, ни людей он не обнаружил.

11 сентября «Русанов» снялся с якоря и пошел в Тикси. Там он сдал оставшийся груз и принял буровое оборудование, которое выгрузил на острове Преображения. При этом, за неимением плавсредств, выгрузку команда «Русанова» производила на спасательных шлюпках.

Закончив выгрузку, ледокольный пароход направился в пролив Вилькицкого и, взяв с мыса Челюскин пассажиров, пошел на Диксон. Туда «Русанов» прибыл 23 сентября, а 25-го подошел к острову Белый, где также взял пассажиров. После этого через пролив Югорский Шар он направился в Архангельск и прибыл туда утром 30 сентября 1935 года. За время рейса «Русановым» было пройдено 6098 миль.

Из книги В. Ю. Визе «Моря Советской Арктики»:

«... С 1933 года, в результате исторического похода «Сибирякова», плавания в устье Лены стали производиться уже не с востока, а с запада (из Мурманска и Архангельска). В 1935 году был произведен первый удачный опыт завоза грузов на Колыму также с запада (п/х «Рабочий»). В том же году замечательный рейс совершил ледокольный пароход «В. Русанов», прошедший в одну навигацию в устье Индигирки и обратно. С началом грузовых операций по всему протяжению Северного морского пути, за которое следует принять 1935 год, пустынное Восточно-Сибирское море превращено в широкую морскую дорогу...».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1935: Экспедиция на л/п "Владимир Русанов"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Август 2014 08:28

В навигацию 1935 года Хромцов ходил на «Русанове» в Восточно-Сибирское море к дельте реки Индигирки - доставить различные грузы для Якутии и высадить зимовочную партию под начальством Николая Николаевича Францевича, которая направлялась. для изучения и освоения природных богатств этого района.

ВСП 1935 № 142 (22 июня)

 ВСП 1935 № 142 (22 июня) Индигирская экспедиция Францевич.jpg
ИНДИГИРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

МОСКВА, 21 (ТАСС). В начале июля из Москвы выезжает Индигирская экспедиция Главсевморпути, возглавляемая опытным полярником тов. Францевичем.
В беседе с сотрудником ТАСС т. Францевич сказал:
— Из Москвы мы направляемся в Архангельск, откуда экспедиция пойдет на зафрахтованном ледокольном пароходе "Русанов" по Белому, Баренцову и Карскому морям, дальше по морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому к месту назначения — устью Индигирки.
Эта замечательная северная река, протяжением в 1902 километра почти не изучена. Громадный район реки Индигирки, занимающий территорию 400 тысяч квадратных километров совершенно не обследован.
Задача нашей экспедиции, в которую входят геологи, агрономы, строители и водники, — исследовать реку, изучить и создать возможность судоходства по ней. Мы выберем место расположения экспедиции и построим там две юрты, в которых предполагаем провести два года. Через год на Индигирку будет доставлен первый буксирный пароход, который положит начало регулярным рейсам по реке.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск



Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения