Появились вопросы по содержанию некоторых материалов.
Вопросы будут ниже...
Небесные соколыГероическая защита Заполярья вошла в историю нашего народа как одна из самых ярких, самых запоминающихся страниц. Здесь враг был остановлен осенью 1941 года. Здесь находился участок, где врагу в течение всей войны не удалось перешагнуть линию нашей Государственной границы. Так писала газета «Правда» 6 декабря 1944 года.
Более сорока лет назад закончилась Великая Отечественная война. Неувядаемой славой покрыли свои боевые знамена воины всех родов войск. Достойный вклад в Победу внесли и наши отважные соколы, воины ПВО. авиация Военно-Морского Флота.
Война. Суровый час испытания для всего советского народа. Большую материальную и моральную помощь моряки-беломорцы получали от тружеников тыла. Вносили свою лепту и жители Ненецкого округа. Для нужд фронта шло продовольствие, одежда, собирались средства на боевую технику. За один лишь 1944 год труженики округа внесли из личных средств свыше миллиона рублей специально на постройку боевых самолетов. Первым подарком авиаторам 20 августа 1944 года стал бомбардировщик «Работник Печорского порта», а 7 сентября флотилия получила истребитель Як-7 «Нарьян-марский судостроитель». На нем один из прославленных летчиков-североморцев Герой Советского Союза капитан А. К. Тарасов в первом же боевом вылете в небе Заполярья сбил два вражеских Ф-190, считавшихся лучшими истребителями в гитлеровской авиации.
К сожалению, за прошедшие 45 лет ничего не было известно о судьбе и боевой работе экипажа бомбардировщика — дара коллектива рабочих и служащих порта. Восстановить этот пробел взялись члены Архангельского совета ветеранов Краснознаменного Северного Флота. В начавшийся поиск постепенно были вовлечены многие ветераны минувшей войны. В результате кропотливой работы удалось прояснить некоторые обстоятельства. В разговоре с директором Музея авиации Севера Г. В. Дичковым выяснилось, что он знаком с капитаном Константином Кузьмичем Бабием. Подполковник в отставке Константин Кузьмич Бабий сразу откликнулся на нашу просьбу и написал все, что ему было известно. Оказалось. что 22 августа 1944 года на Нарьян-марском аэродроме одновременно находились две авиаэскадрильи: третья — 44-го смешанного авиаполка Беломорской военной флотилии, командиром которой являлся майор В. В. Томашевич, и вторая эскадрилья 54-го авиаполка, где командиром был К. К. Бабий. Самолет по решению командования ВВС флотилии вручался третьей эскадрилье 44-го полка и принимал его майор Томашевич. Сам же Бабий выступил на митинге по просьбе Томашевича. Таким образом, был установлен полк и исправлена ошибка, допущенная в «Няръяна вындер» за 4 октября 1944 года, где командиром бомбардировщика был назван Бабий.
Редакция газеты «Няръяна вындер» 21 октября 1987 года опубликовала очерк «Один из семи бесстрашных» о Константине Кузьмиче Бабии. Из музея авиации КСФ научный сотрудник С. П. Приходько прислала адреса двух ветеранов 44-го полка, это В. М. Глушенка и А. А. Масленченко из города Гомеля и В. М. Гусева из 95-го полка, проживающего в городе Верхняя Солда Свердловской области. По свидетельству бывших летчиков, в Нарьян-Маре третьей эскадрилье был передан бомбардировщик Ил-4. После этого события обе эскадрильи вылетели по своему назначению на новый аэродром. «Там нам предстояла очень тяжелая работа», — свидетельствовали бывшие летчики.
С нового аэродрома самолеты обоих полков вели постоянные боевые полеты по противолодочной обороне и охране воздушного пространства в районе Баренцева и Карского морей. Дело в том, что в течение всей навигации 1944 года вражеские подводные лодки проявляли особую активность по обе стороны Новой Земли. Так, в Новоземельских проливах они нападали не только на караваны. но и на одиночные корабли. При этом немецкие подводники применяли отработанную в Атлантике тактику «волчьих стай». Обнаружив цель, одна из лодок наводила на нее по радио другие, а затем все они по очереди с разных направлений устремлялись в атаку. Только в Карском море было зафиксировано 123 случая обнаружения гитлеровских подлодок. В 31 случае они были атакованы нашими надводными кораблями и в трех — авиацией.
В сложившихся условиях наше командование приняло меры к перебазированию на аэродромы Арктики дополнительного количества боевых самолетов. Были моменты, когда для прикрытия с воздуха крупных конвоев требовалось привлекать до сорока и более самолетов. Прибытие двух дополнительных эскадрилий в этот район явилось своевременной и необходимой мерой. Ведь перед этим всего за неделю в Карском море около острова Белый был торпедирован пароход «Марина Раскова», на борту которого находились 354 человека. На помощь экипажу и пассажирам пришли и летчики Беломорской военной Флотилии и полярной авиации.
Самолеты БВФ еще в августе 1941 года с балтийских островных аэродромов совершали первые воздушные налеты на Берлин.
С окончанием войны самолеты БВФ возвратились на аэродромы Архангельска. Здесь до выработки моторесурсов «Работник Печорского порта» осуществлял учебно-тренировочные полеты.
В сентябре прошлого года в поселке Затока Одесской области на берегу Черного моря ветераны 44-го, 54-го, 95-го, 20-го и других авиаполков Краснознаменного Северного Флота на очередной встрече долго пытались вспомнить фамилии тех, кто составлял экипаж нарьян-марского бомбардировщика. Поиски продолжаются, и мы надеемся на успех.
В. ДЕРЯБИН, капитан II ранга в отставке, член совета ветеранов Беломорской флотилии.