Сергей Шулинин » 18 Июль 2008 19:20
ВНИМАНИЕ!
ПРОШУ ОБРАТИТЬ НА ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ.
Наш добровольный помощник и поисковик Алексей Лещенко был в Центральном архиве ВМФ в Гатчине (Ленинградская область). Он передал мне следующую информацию:
"ЦВМА. Ф. 3303. Оп. 028574. Д.1. Л.184 как раз Гатчинский архив, однако ничего интересного для розыска родственников в данном деле я не нашел. Это серая крупная папка внутри пять различной толщины журналов, в которой на подшитых листах изложены основные события за 1944г., имевших место быть в зоне ответственности Карской военно-морской базы (далее КВМБ). Есть отметка точного места трагедии по данным переданным с борта уцелевшего Т-116: широта - 73 градуса 22 минуты, долгота - 66 градусов 35 минут. Также подробно описана операция по спасению находящихся в открытом море людей, что я уже читал и в Интернете. Каких-либо иных данных проливающих свет на поставленные Вами вопросы я в данных журналах не обнаружил.
Когда поднимались для меня документы, то мне предложено было Алой Андреевной (работник архива) для ознакомления 5-ть книг все они изданы в Архангельске. Кое-какую интересную информацию удалось зацепить среди прочего. Пытаюсь систематизировать записи.
Из книг удалось узнать имена некоторых участников трагедии:
1. Т-118 флагман походного штаба Аугъяров Эдуард Гансович.
2. Мозгалевский Александр Васильевич в 1944г. курсант ВМУ на практике, позже капитан 1 ранга в отставке/профессор.
3. Чистякова Мария Михайловна - судовой медик.
4. Обнаружилась карточка еще на одного из Вашего первичного списка Веников Василий Иванович ст.лейтенант карточка №39.
Далее по великодушию начальника архива капитана 1 ранга Павловского Владимира Владимировича были выданы два журнала движения личного состава КВМБ за период с 01.08. по 31.12.1944 г. в которых на 30-40 листах есть поименные СПИСКИ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ВОЕННЫХ, ПОГИБШИХ И СПАСШИХСЯ После гибели конвоя «БД-5». Формат примерно такой: список лиц такого-то учреждения, далее Ф.И.О. должность, погиб либо спасен. Данных о родственниках никаких, документы относятся к 1944 г. Однако, в одном из списков видел две фамилии, вписанные от руки, не знаю к какому времени отнести эти рукописные записи. Смею заметить, что последние журналы имеют гриф "совершенно секретно", и были рассекречены и доступны в читальном зале только с 2005г. думаю полных списков кроме как в том архиве и не сыскать.
У меня сложилось такое впечатление, что в процессе поиска информации о конвое «БД-5» какая-то неведомая сила руководила моими руками, в тот момент когда голова уже уставала листать страницы архивных документов, то наобум руки вскользь пролистывали кучу страниц и как не странно останавливая мое внимание как раз на той странице, где имелась нужная информация. Так, что сверху кто-то хочет нам помочь это точно.
Интересна следующая информация.
Транспорт:
1. "Марина Раскова" – бывший американский Ironclade, построен в 1919 г. на судоверфи «Chester Sp Co» в Честере США. 24.07.1942 г. в составе конвоя «PQ-17» прибыл в Архангельск, но 13.09.1942 г. при возвращении в составе конвоя «PQ-14» в США на Северодвинском рейде сел на мель и, пробив днище, с двумя затопленными трюмами на буксире возвращался в Архангельск. 24.11.1942 г. к северу от острова Горянов в Белом море вторично сел на прибрежные камни, пробил днище и лег на грунт, но 11.12.1942 г. снят с мели аварийно-спасательными отрядами Беломорской военной флотилии Северного флота и отбуксирован в Молотовск (Северодвинск), а 30.01.1943 г. зачислен в списки судов Наркома морского флота и 25.03.1943 г. после аварийного ремонта, принят от союзников в состав Северного государственного морского пароходства.
Краткие тактико-технические данные «Марины Расковой». Полная грузовместимость - 7540 брт, длина - 128, 63 метра, ширина - 17,37 метра, осадка - 10,61 метр, мощность паровой машины - 2500-3000 л.с., скорость хода - экономическая около 12 узлов, вооружение - 76,2-мм орудие, 4-е 12,7-мм и 4-е 7,71-мм пулеметов.
2.Т-114 (тральщик до 20.08.1943 г. согласно американской классификации АМ.144 Arch).
3.Т-118 (тральщик до 17.10.1943 г. согласно американской классификации АМ.145 Armada).
4.Т-116 (тральщик до 15.09.1943 г. согласно американской классификации АМ.143 Arcade). 04.05.1963 г. в последний раз стал учебной мишенью для ракетных стрельб, после чего был списан на металл и разрезан.
Немецкая подводная лодка атаковала конвой бесшумными и бесследными акустическими торпедами класса «Т-5» иное наименование «Нэт», наши моряки прозвали «Комар». Далее подлодка легла на 5-ть часов на грунт для электрической перезарядки торпедных аппаратов, одновременно давая понять, что сработала мина".
Как меня не убеждали, что невозможно найти списки погибших и спасённых, я не верил в это. Можно. Надо только иметь желание. И даже находясь за тысячи километров друг от друга, можно проводить поисковые операции. Кто хочет стать победителем - ищет средства, кто ничего не хочет делать - ищет причины.
Хотелось бы высказать особую благодарность Алексею Лещенко за проделанную работу. Пусть бог его хранит и дальше. Человек без особых требований к организаторам, самолично, без всякой помпы, не имея полной уверенности в успехе поисков (многие мне, например, говорили "сколько лет прошло, вы никого не найдёте") совершает поступки достойные Человека. Именно Человека с большой буквы. Ведь только Человек - творец собственной истории. И только от него зависит, какую о себе он оставит память.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.