Иван Кукушкин пишет:«...Такое было время. Недоброе, нелёгкое, но оно — моё, часть моей жизни: зловещее переплеталось с добром, а тяготы — с вдохновением, романтикой и творчеством. Разве забудешь?
Вот и экспедиция на Таймыр таковою в памяти осталась.
Полуостров этот с мысом Челюскин находится в самой северной части полярных льдов Азии, между Енисейским заливом Карского моря и Хатанским заливом моря Лаптевых. Вот здесь, на Таймыре, нашей экспедиции Н-92 и предстояло за три года провести геолого-геофизическую разведку местности и поиски нефти. Зачислили меня туда в 1952-ом, аккурат после двухлетней зимовки на Новой Земле. Коллектив подобрался славный. Начальник экспедиции - 45-летний Николай Николаевич Самсонов — эрудит, прекрасный математик и исследователь. За изобретение гравиметра — прибора для измерения гравитационного поля Земли, которое учитывается во многих областях науки и техники — Самсонова даже Сталинской премии удостоили: оценка по тем временам особо почётная. А вот организационно-технические и хозяйственные проблемы — это уже парафия Юрия Александровича Риса, главного инженера экспедиции, человека весьма энергичного, который в конце 40-х был первым директором Ленинградского НИИ геологии Арктики.
Базой экспедиции являлся небольшой аэропорт Усть-Торея Управления Полярной авиации...»
Наверное правильно - Усть-Тарея, на картах так написано.
Про историю появления поселка Усть-Тарея:
А.А. Лебедев, И.П. Мазурук
"Над Арктикой и Антарктикой"
"Мысль", М, 1991
Воздушный каюр:
http://kapustin.boom.ru/liter/polar/arctica9.htmlЭто кстати Лебедев на Н-495.
Про аэродром Усть-Тарея:
http://gazetazp.ru/2006/155/6/"Полагаю, что “секретилась” вся эта рыбная история по причинам вовсе не смехотворным, с позиции же современника абсурдным. На промыслах крупных не только песца добывали, рыбу неводили, имелся аэродром, на который запросто в те годы садился Ли–2, позже Ил–18, видывали рыбаки и самолеты другого рода, летавшие и садившиеся в полярных широтах вовсе не случайно. А чего бы и не присесть? Полоса в Усть–Тарее, к примеру, была длиною в три километра — современный аэродром! Смекайте!.."
"
"Теперь, думаю, самое время показать–рассказать, что же представляла из себя промысловая база в 40–60–е годы. Хотя бы та же Усть–Тарея. Теперь там, догадаться не трудно, разор, как говорят, Мамай прошел... А был порт, без ряжевых или, тем более, бетонных причалов, но плоскодонные, вместительные баржи с углем и прочим подходили к самому берегу запросто и разгружались, обеспечивая необходимым весь промысловый куст, вплоть до самой Пуры–реки. Про аэропорт уже сказано, добавим лишь, что помимо небольшого вокзального строеньица имелся настоящий ангар для ремонта самолетов. Была такая напасть у Ли–2 — радиаторы от непогод частенько “бежали”; паяли здесь же, как миленьких... Пошли дальше. Баня, магазины продовольственный и промтоварный, гостиница, в помещении которой крутили фильмы... Почта, как и фильмы, доставлялась регулярно и идеологически вооруженные рыбаки вдвое–втрое по–стахановски перекрывали добычные нормы. "