Первые корабли "нового" СФ

Краснознаменный Северный Флот / Флотилия СЛО.
Арктические бригады.

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение Alexander Belov » 16 Июль 2008 18:07

Коллеги,

Проходило сообщение, что где-то около 1925 года СЛО была расформирована "за ненадобностью", на Белом и Баренцевом морях оставались только силы пограничников. И только в начале 30-х годов с БФ были переведены два ЭМ типа "Новик". О операции по переводу двух ЭМ упоминается в справочнике "Корабли и суда ВМС СССР 1925 - 1945 годы". Обеспечивал переход танкер "Горняк".

Кстати, в томе справочника, охватывающем 1914 - 1925 годы, данных о СЛО на период после 1924 года просто нет.

А есть ли какие-нибудь еще сведения по СФ на период 1925 - 1935 годы? Почему потребовалось воссоздавать СФ?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июль 2008 18:31

Alexander Belov пишет:А есть ли какие-нибудь еще сведения по СФ на период 1925 - 1935 годы? Почему потребовалось воссоздавать СФ?

В общих чертах создание новой флотилии СЛО описывается в "Конвоях" - ЭОН-1 : http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=656
Потребность возникла как обычно - "из-за напряженности политической обстановки".

Будем искать :|
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Июль 2008 18:46

Alexander Belov пишет:Коллеги,

Проходило сообщение, что где-то около 1925 года СЛО была расформирована "за ненадобностью", на Белом и Баренцевом морях оставались только силы пограничников. И только в начале 30-х годов с БФ были переведены два ЭМ типа "Новик". О операции по переводу двух ЭМ упоминается в справочнике "Корабли и суда ВМС СССР 1925 - 1945 годы". Обеспечивал переход танкер "Горняк".

Кстати, в томе справочника, охватывающем 1914 - 1925 годы, данных о СЛО на период после 1924 года просто нет.

А есть ли какие-нибудь еще сведения по СФ на период 1925 - 1935 годы? Почему потребовалось воссоздавать СФ?

Кое-что есть здесь:
Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот.— 3-е изд., доп. — М.: Воениздат, 1983
http://militera.lib.ru/h/ksf/index.html


На Северном морском театре после изгнания интервентов и белогвардейцев из числа оставшихся кораблей и береговых частей 1 марта 1920 г. была сформирована Беломорская флотилия. 25 апреля она переименовывается в Морские силы Северного моря. Основное ядро этих сил составили два миноносца («Капитан Юрасовский» и «Лейтенант Сергеев»), отряд моторных катеров-истребителей, двенадцать тральщиков, посыльное судно «Ярославна», семь гидрографических судов, несколько буксиров и вспомогательных судов{86}. В состав нового объединения были включены также корабли бывшей Северо-Двинской флотилии{87}. Управление по обеспечению безопасности кораблевождения (УБЕКО), военные порты и морские учреждения, посты наблюдения и радиостанции по всему побережью Баренцева, Белого и Карского морей{88}. Главной базой стал Архангельск, где размещались штаб и политотдел. Начальником Морских сил был назначен активный участник гражданской войны В. Н. Варваци, начальником политотдела — Э. И. Батис{89}. Основные задачи Морских сил Северного моря заключались в охране территориальных вод, побережья и рыбных промыслов, тралении мин, подъеме затонувших судов, обеспечении безопасности кораблевождения на Севере, проведении гидрографических исследований{90}.


...

Таким образом, после окончания гражданской войны на Северном Ледовитом океане был создан военный флот, который в начале 20-х годов стал одним из основных отрядов Военно-морских сил: Советской республики. На кораблях и в частях Морских сил Северного моря в этот период прошли школу флотской закалки немало замечательных моряков, сыгравших в дальнейшем большую роль в развитии и укреплении советского Военно-Морского Флота. Среди них были Н. Г. Кузнецов, Ф. С. Октябрьский, С. П. Лукашевич, Э. И. Батис, Я. В. Настусевич и многие другие.

Однако сохранить военный флот на Севере Советской республике не удалось. Невероятно трудное экономическое положение страны вынудило партию и правительство ради экономии средств пойти на существенное сокращение Военно-морских сил Республики. В мае 1922 г. было принято решение о расформировании Морских сил Северного моря. Часть кораблей вместе с личным составом перешла в сохраненную морскую пограничную охрану и продолжала нести боевую службу на Севере. 12 тральщиков, переданных промысловому флоту, были переоборудованы в рыболовные траулеры. Посыльное судно «Ярославна», переименованное в «Боровский», в 1924 г. после капитального ремонта перешло на Дальний Восток. Оно совершило выдающееся плавание из Архангельска во Владивосток, пройдя около 14 450 миль. Для обеспечения безопасности мореплавания на Севере и выполнения гидрографических работ было сохранено Управление по обеспечению безопасности кораблевождения. Эта организация включала дирекцию маяков и лоций Белого и Баренцева морей, службу связи и гидрометеоцентр. Она имела 9 гидрографических судов и один плавучий маяк.

...

В начале 30-х годов в связи с обострением международной обстановки и возросшей угрозой империалистической агрессии против СССР Коммунистическая партия и Советское правительство приняли решение создать на Дальнем Востоке и Крайнем Севере военно-морские флоты, способные надежно защитить морские рубежи Советского Союза.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение Alexander Belov » 17 Июль 2008 01:30

Иван Кукушкин пишет:
Alexander Belov пишет:А есть ли какие-нибудь еще сведения по СФ на период 1925 - 1935 годы? Почему потребовалось воссоздавать СФ?

В общих чертах создание новой флотилии СЛО описывается в "Конвоях" - ЭОН-1 : http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=656
Потребность возникла как обычно - "из-за напряженности политической обстановки".

Будем искать :|

Может быть поможет в поисках... Было когда-то в Инете сообщение, что в конце 20-х годов норги начали хищнический промысел в нашем Заполярье. В ответ на дипноты СССР было заявлено, что "норвежские предприниматели будут вести промысел там, где сочтут нужным" (в точности цитироания не уверен). После такого демарша промысловые суда норвегов сопровождали их боевые корабли. Было сказано о как минимум одном инциденте со стрельбой по нашим пограничникам.

К огромному сожалению, ссылку потерял. В свете чрезвычайно дружелюбных в начале 20-х годов отношениях с Норвегией (об этом хорошо писал Обручев в книге "На "Персее" в полярных морях"), должно было произойти что-то весьма экстраординарное, чтобы пришлось строить СФ заново.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение Александр Андреев » 17 Июль 2008 01:53

Alexander Belov пишет:Может быть поможет в поисках... Было когда-то в Инете сообщение, что в конце 20-х годов норги начали хищнический промысел в нашем Заполярье. В ответ на дипноты СССР было заявлено, что "норвежские предприниматели будут вести промысел там, где сочтут нужным" (в точности цитироания не уверен). После такого демарша промысловые суда норвегов сопровождали их боевые корабли. Было сказано о как минимум одном инциденте со стрельбой по нашим пограничникам.

К огромному сожалению, ссылку потерял. В свете чрезвычайно дружелюбных в начале 20-х годов отношениях с Норвегией (об этом хорошо писал Обручев в книге "На "Персее" в полярных морях"), должно было произойти что-то весьма экстраординарное, чтобы пришлось строить СФ заново.

Косвенно по этой теме из истории "Садко". В 1936 г. на "Садко" был осуществлен рейс в Белое море. Кроме зверобойного промысла, изучались вопросы популяции гренландского тюленя. Сейчас мы бы назвали эти задачи "экологическими". В статье об этом рейсе http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=5075#p5075 упоминяются норвежские зверобойные концессии.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Ноябрь 2008 01:11

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1998_04/28.htm
Флотилия Северного Ледовитого океана (СЛО)

Линкор «Чесма» — 1 ед.
«Чесма» Нов.Адм 7.5.1892/25.10.1894/18.8.1896 - искл, 1924

12 950/13 850 т, 114,3x21,3x7,9 м. ПМ - 2, 14 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз., 900 т угля. Броня: пояс до 368 мм, башни ГК до 254 мм, башни СК до 127 мм, палубы до 76 мм. Эк. 716 чел. 4 — 305 мм/40, 12 — 152 мм/50, 6 пул., 6 ТА 450 мм.

Бывший эскадренный броненосец «Полтава». Входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. 20.12.1904 подорван экипажем в Порт-Артуре накануне капитуляции крепости. Поднят японца­ми и под названием «Танго» прослужил в их фло­те до марта 1916 г., затем был выкуплен рус­ским павительством. В феврале 1917 г. вклю­чен в состав флотилии СЛО. В 1921 г. законсер­вирован и сдан в Архангельский порт на хране­ние, в 1924 г. разобран на металл.
Дополнительно: http://navsource.narod.ru/photos/01/015/index.html

Броненосный крейсер «Пересвет» —1 ед.
«Пересвет» БЗ 9.11.1895/7.5.1898/1901 -погиб 22.12.1916

12 950/14070 т, 133,4x21,8x7,9 м. ПМ - 3, 30 ПК, 14 500 и.л.с.=18 уз., 1100 т угля. Броня: пояс до 229 мм, казематы до 127 мм, баш­ни до 229 мм, барбеты до 203 мм, рубка до 152 мм. 4 — 254 мм/45, 10-152 мм/45, 16-76 мм/40, 4 пул., 5 ТА 381 мм.

До 1905 г. эскадренный броненосец «Пересвет» входил в состав 1-й Тихооке­анской эскадры. 20.12.1904 подорван эки­пажем в Порт-Артуре накануне капитуляции крепости. Поднят японцами и под названи­ем «Сагами» прослужил в их флоте до мар­та 1916 г., когда был выкуплен русским пра­вительством. По конструкции представлял собой относительно быстроходный море­ходный броненосец с ослабленной защитой и легким вооружением, что и позволи­ло в 1916 г. отнести его к классу крейсе­ров. 22.12.1916 при выходе из Порт-Саида подорвался на мине, выставленной герман­ской ПЛ U-73, от детонации боезапаса пе­ревернулся и затонул.
Дополнительно: http://navsource.narod.ru/photos/01/020/index.html

Бронепалубный крейсер «Варяг» — 1 ед.

«Варяг» Крамп 10.5.1899/19.10.1899/2.1.1901 - погиб в 1919

6450/7220 т, 129,6x15,9x5,9 м. ПМ - 2, 30 ПК, 20 000 и.л.с.=23 уз., 770 т угля. Броня: палуба до 76 мм, рубка до 152 мм. Эк. 580 чел. 12-152 мм/45, 10-76 мм/40, 4 пул., 2 ТА 450 мм.

До 1905 г. крейсер 1 ранга «Варяг» вхо­дил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. 27.1.1904 затоплен экипажем на рейде Че­мульпо после боя с японской эскадрой. Поднят японцами и под названием «Сойя» прослужил в их флоте до марта 1916 г., ког­да был выкуплен русским правительством. С 10.1917 включен в состав флотилии СЛО, но в конце 1917г. реквизирован правитель­ством Великобритании в Ливерпуле, где проходил ремонт. Погиб в конце 1919 г, во время шторма в Ирландском море при бук­сировке на разборку.
Дополнительно: http://navsource.narod.ru/photos/02/020/index.html

Подводная лодка «Святой Георгий» — 1 ед.

«Святой Георгий» Фиат (Специя) 10.1916/8.4.1917/7.5.1917-искл. 1924

260/305 т, 45x4,3x3,1 м. Диз. - 2, ЭД - 4, 720/600 л.с.=16/9 уз. Эк. 27 чел. 2 ТА 450 мм.

Двухкорпусная ПЛ прибрежного действия, семиотсечная. Проект фирмы «Лауренти». По своим конструктивным особен­ностям (отсутствие теплоизоляции, обмерзание клапанов вентиляции и т.д.) не могла использоваться в условиях СЛО. В 1921 г. сдана в порт на хранение и в 1924 г. была разоружена и разо­брана на металл.

Подводные лодки типа 27-В — 2 ед.

№ 1, 2.

33/43,6 т, 20,4x2,18x1,8 м. Диз. - 1, ЭД - 1, 50/35 л.с.=8/6 уз. Эк. 8 чел. 2 ТА 450 мм.

Сверхмалые ПЛ для обороны приморских крепостей. Построе­ны на Невском заводе в Санкт-Петербурге в 1914 г. 4.8.1915 до­ставлены по ж.д. в Архангельск, с июня 1916 г. № 1 базировалась в Кольском заливе, несла позиционную и дозорную службу. 26.4.1917 затонула в Мурманске во время шторма, 28.7.1917 под­нята и сдана на хранение. В 1920 г. перевезена в Архангельск и разобрана на металл. № 2 при следовании на буксире у парохода «Сергей Витте» 15.10.1915 выброшена на берег в горле Белого моря и разбита прибоем. Третья однотипная ПЛ №3 в 1916 г. пе­ревезена с Балтики на Дунай, действовала в составе Дунайской флотилии. В 1918 г. захвачена австро-венгерскими войсками.


Тральщики типа «Бомбардир» —12 ед.

Т13 —Т24.

500/580 т, 43,2x7,2x3,5 м. ПМ - 1, 1 ПК, 500 и.л.с.=11 уз. Эк. 35 чел. 1—57 мм, 1 пул., с 1917 г.: 1 —75 мм/50, 1 пул., 30 мин загр.

Построены в 1916 г. в Англии на осно­ве проекта рыболовецкого траулера «Бом­бардир». Корпус с ледокольными обвода-

ми и ледовыми подкреплениями. В 1918 г. Т13, Т14, Т16, Т17, Т20 и Т22 были за­хвачены английскими интервентами и уве­дены за границу. Т19 во время перехода в Россию выскочил на камни у берегов Шотландии и затонул. Т18 во время бое­вого траления в марте 1917 г. выскочил на камни в Кольском заливе и был разру­шен прибоем. Остальные корабли после Гражданской войны переоборудованы в торговые суда.

Тральщики, переоборудованные из траулеров и торговых судов

В качестве тральщиков, как правило, использовались трау­леры или небольшие каботажные пароходы. Так, ими стали тра­улеры «Запад», «Юг» (погиб в ходе боевого траления), «Север» (погиб в ходе боевого траления), «Восток», «Николай» (погиб по навигационным причинам), «Опыт» (погиб по навигационным причинам), «Святой Николай» (погиб в ходе боевого траления), «Орезунд» (погиб в ходе боевого траления), «Эмма», «Вельмо­жа», «Антоний» и «Александра». Все они имели водоизмещение порядка 150 - 200 т, ПМ - 1, 180 - 400 и.л.с.=8 - 12 уз. Вооружение состояло из 1 орудия, как правило, 47-мм, 1 — 2 пулеме­тов и трального оборудования. Кроме того, за границей были закуплены следующие тральщики: в Норвегии — Т1 — Т4 (117 т, ПМ, 350 и.л.с., 1 пул.), Т8 (200 т, ПМ, 450 и.л.с., 1 —57 мм); в Испании-Т25-Т29, (259 т, ПМ, 450 и.л.с., 1 -57 мм); в Ар­гентине - ТЗО - Т40 (284 т, ПМ, 450 и.л.с., 1 -57 мм); в Анг­лии — Т5 (200 т, ПМ, 450 и.л.с.). Все они после Гражданской войны были переоборудованы в траулеры либо уведены за гра­ницу интервентами.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Ноябрь 2008 01:39

Варваци (Каменно-Варваци) Владимир Николаевич, советский военачальник. В советском Военно-Морском Флоте с 1918.

Окончил Морской корпус (1917). Участвовал в вооруженном восстании 1917 в Петрограде. В мае 1917 — январе 1918 мичман, вахтенный начальник линкора «Гангут» на БФ. В феврале— марте 1918 командовал отрядом моряков в боях с германскими войсками под Нарвой. С июня 1918 флаг-секретарь дивизиона миноносцев особого назначения, участвовал в переводе этого дивизиона с Балтики на Волгу.

С сентября 1918 начальник штаба Волжской военной флотилии, а в ноябре 1918 — апреле 1919 — её командующий. Флотилия успешно вела боевые действия с превосходящими силами противника на Волге и Каме, поддерживая сухопутные войска. С июня 1919 командовал Северо-Двинской, с марта 1920 — Беломорской военными флотилиями, с апреля — Морскими силами Северного моря. С июля 1921 старший морской начальник Восточного района Чёрного моря.

Награждён орденом Красного Знамени.

Лит.: Волжская военная флотилия в борьбе за власть Советов (1918—1919): Сб. документов. Горький, 1979. 336 с. См. имен, указ.; Щ а н г и н И. С. Моряки в боях за Советский Север (1917—1920). М., 1959. 275 с. См. с. 142—144, 202—204.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Ноябрь 2008 01:44

Потомок моряка екатерининского флота

Во втором томе «Военной энциклопедии», переизданной «Воениздатом» в 1994 году, упоминается редкая фамилия – Каменно-Варваци. Ниже написано: «родился на станции Онон Забайкальской области».

Поиск по остывшим следам

Выяснилось, что в Чите о нем никто прежде не слышал. Историческая справка о молодом моряке-военачальнике, тем более забайкальце (что довольно редко случается), не могла не заинтересовать. Кроме того, не так уж много уроженцев Забайкалья были участниками Октябрьской революции 1917 года в Петрограде или официально назывались советскими военачальниками. Да и в гражданскую войну орденом Красного Знамени РСФСР (лишь в 1924 году на нем появилась надпись «СССР») было награждено всего 14 900 человек, или, как подсчитал один исследователь, примерно 0,2 процента от общей численности бойцов и командиров Красной Армии.

Из энциклопедической статьи следует, что «Владимир Николаевич Варваци (Каменно-Варваци) родился девятого июля 1896 года на станции Онон. Советский военачальник. В советском Военноморском флоте с 1918 года. Годом раньше окончил Морской корпус. Участвовал в вооруженном восстании 1917 года в Петрограде. В мае 1917 года – январе 1918 года – мичман, вахтенный начальник линкора «Гангут» на Балтийском флоте. В феврале–марте 1918 года командовал отрядом моряков в боях с германскими войсками под Нарвой. С июня 1918 года – флагсекретарь дивизиона миноносцев особого назначения, участвовал в переводе этого дивизиона с Балтики на Волгу. С сентября 1918 года – начальник штаба Волжской военной флотилии, а в ноябре 1918 года – апреле 1919 года – ее командующий. Флотилия успешно вела боевые действия с превосходящими силами противника на Волге и Каме, поддерживая сухопутные войска. С июня 1919 года командовал Северо-Двинской, с марта 1920 года – Беломорской военными флотилиями, с апреля – морскими силами Северного моря. С июля 1921 года – старший морской начальник Восточного района Черного моря. Награжден орденом Красного Знамени». Как известно, 23 февраля считается Днем рождения Красной Армии, части которой в 1918 году дали отпор немецким войскам под Нарвой и Псковом. И одним из тех, кто принимал участие в тех боях, был уроженец Забайкалья, носивший столь необычную для россиянина фамилию.

Поиск сведений о рождении Владимира Каменно-Варваци в Государственном архиве Читинской области ничего не дал. Посланный запрос в муниципальный архив и музей Оловяннинского района (станция Онон – это прежнее название поселка Оловянная) был также безуспешным. Следующим шагом было обращение к поисковым системам Интернета. Так был обнаружен сайт «Фонда Комнино-Варваци». Выяснилось, что в энциклопедии была искажена фамилия нашего героя. Видимо, ошибка в ее написании произошла во время печатания первых изданий «Военной энциклопедии» еще в шестидесятые годы прошлого века, а затем она перекочевывала в следующие издания без поправок. Правильное ее написание: «Комнино-Варваци» (в некоторых источниках первая часть фамилии приводится как «Комнено»). После запроса в этот фонд вскоре получил письмо из Санкт-Петербурга от Ирины Алексеевны Чумаковой (Комнино-Варваци). Она и прислала копию портрета своего родственника, помещенного в галерее знаменитых выпускников Морского корпуса в Санкт-Петербурге и книге «Морской корпус Петра Великого. 1701–2001 гг.» под редакцией капитана первого ранга, доцента В.Ю. Грибовского.

Самое удивительное состояло в том, что чем больше информации удавалось узнать, тем больше вопросов появлялось.

Греко-византийские корни российского дворянина

Прежде всего, стоит отметить, что Владимир Комнино-Варваци был представителем достаточно древнего рода, точнее, даже двух родов. Признанный российскими представителями этой фамилии основатель рода Иван Андреевич Варваци (1750–1825) был национальным героем Греции. Он слыл умелым и удачливым моряком, имел собственные суда, хорошо дрался на саблях и стрелял из пистолета.

«Когда Россия выступила против Блистательной Порты, притеснявшей болгар и греков, – сообщает в очерке «Семья Иордановых» Валерий Поволяев, – Варваци снарядил большой корабль, вооружил его и присоединился к эскадре Алексея Орлова. Граф Орлов решил дать туркам большое морское сражение» (имеется в виду Чесменское сражение 1770 года). Иван Варваци отличился в этом сражении.

После поражения в войне турки заключили мир с Россией, однако Греции он не касался. Варваци начали преследовать. После ареста, побега и долгих мытарств он оказался в России, где через какое-то время обосновался в Таганроге, который и стал русским городом их рода.

Фамилия же Комнино-Варваци произошла от брака дочери Ивана Варваци, Марии Ивановны, с Николасом Иоаннисом Комнино (а эта династия якобы шла от Алексея I Комнино, императора Византии в XI веке). В Государственном архиве Астраханской области хранятся документы, в которых говорится, что их потомкам специальным Указом Сената за личной подписью российского императора Александра I предоставлено «право носить фамилию Комнино-Варваци с возведением в потомственное дворянство и присвоением родового герба». В «Энциклопедии Таганрога», изданной в 1998 году, записано, что в «настоящее время в Таганроге проживает единственная представительница этого рода – И. В. Быханова (урожденная Комнено-Варваци)».

Из письма Ирины Чумаковой выяснилось, что родственники Владимира Комнино-Варваци до сих пор считали, что он родился в Таганроге. Об этом же сообщает «Энциклопедия Таганрога». Вместе с тем им известно и то, что отец Владимира Николай КомниноВарваци работал в Забайкалье после окончания Петербургского института инженеров железнодорожного транспорта. И в данном случае хочется поверить «Военной энциклопедии», утверждающей, что местом его рождения является станция Онон в Забайкалье. Авторы этой энциклопедии, вероятно, составляли статьи по послужным спискам военных. Отца Владимир потерял рано и воспитывался, как сообщила Ирина Алексеевна, у тети Юли в Таганроге. Отсюда и предположения родственников о его рождении именно в этом городе.

Есть предположение, что ранняя кончина родителей Владимира Николаевича связана с их гибелью в период «боксерского» восстания в Китае в 1900–1901 годах, когда жертвами восставших и хунхузов стали сотни российских железнодорожников, работавших на линии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), и их семьи. Вполне возможно, что его отец после завершения работ на станции Онон был направлен на восточный участок КВЖД.


Версии жизни и смерти «красного» флотоводца

Линейный корабль «Гангут», вступивший в строй Балтийского флота в 1914 году, к 1917 – уже имел свою революционную историю. Известно, что в октябре 1915 года на корабле произошло революционное выступление матросов. Через два года «Гангут» решительно и бесповоротно перешел на сторону революции. К этому времени на корабле уже служил недавний выпускник Морского корпуса мичман Владимир Комнино-Варваци.

После боев с германскими войсками под Нарвой его направляют на Волжскую военную флотилию с базой в Нижнем Новгороде. Флотилия поддерживала действия пятой армии при взятии Казани, Сызрани, Самары. В дальнейшем, действуя на реках Кама, Белая и Уфа, флотилия поддерживала войска второй, третьей и пятой армий.

В сборнике документов «Волжская военная флотилия в борьбе за власть Советов» (Горький, 1979) опубликован ряд приказов и распоряжений командования флотилии за 1918–1919 годы, через которые можно проследить боевые действия флотилии на Волге. Примерно полтора десятка документов приводятся за подписью начальника штаба флотилии Владимира Варваци. И лишь один документ под № 177, датированный 12 февраля 1919 года, сообщал, что «образован Революционный Военный совет флотилии, членами которого назначены: временно, как замещающий командующего флотилией, начальник штаба военный моряк Владимир Николаевич Варваци, как технический руководитель и военный специалист…»

Отсюда видно, что командующим флотилией, как сказано в Военной энциклопедии, Владимир Варваци не был, а состоял только замещающим эту должность. Из последующих документов видно, что уже 17 апреля 1919 года командующим флотилией был назначен Петр Смирнов. Варваци же с июня того года стал командовать Северо-Двинской флотилией. Северо-Двинская военная флотилия с главной базой в Котласе, оперативно подчинявшаяся Северному фронту, действовала на реке Северная Двина против интервентов и белогвардейцев генерала Миллера совместно с войсками шестой армии. Флотилия поддерживала войска огнем корабельной артиллерии, высаживала десанты в тыл противника, обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки.

Ирина Чумакова сообщила об одном из эпизодов в боевых действиях флотилии.

«Десятого августа 1919 года, – пишет она,– противнику удалось обойти строй судов нашей флотилии и внезапно напасть на вспомогательные ее суда, стоявшие отдельно. На судах, попавших под артобстрел врага, началась паника. Командующий флотилией Владимир Варваци на канонерской лодке «Марат» прошел вдоль линии фронта противника, сосредоточившего на нем весь артогонь, и, прибыв к своим судам, вступил в командование и дал отпор врагу. За этот подвиг, спустя месяц, он был награжден орденом Красного Знамени».

Через полгода Владимир Варваци командовал Беломорской военной флотилией, а с апреля 1920 года – созданными Морскими силами Северного моря. В 1921 году его назначили старшим морским начальником восточного района Черноморского флота. На этом прерывается стремительная карьера молодого флотоводца Республики Советов, прожившего всего двадцать пять лет.

Главная тайна такой короткой, но яркой жизни героической личности связана с его смертью. Все та же «Военная энциклопедия» лишь зафиксировала факт смерти в Москве весной 1922 года. В «Хронологии династии КомниноВарваци», размещенной на сайте Фонда этого рода, утверждается, что в 1922 году Владимир Комнино-Варваци был… расстрелян. Капитан первого ранга В. Грибовский, занимавшийся увековечиванием памяти знаменитых выпускников Морского корпуса, сообщает о второй версии: «В 1921 году по ложному доносу был арестован и, в результате, скоропостижно скончался, оказавшись в числе первых жертв беззакония».

И, наконец, третья версия приводится в письме Ирины Чумаковой, которая сообщает, что ее родственник «…заболел туберкулезом и первого марта 1922 года умер в Москве в больнице Реввоенсовета (РВС)». Пока так и неизвестно, что же на самом деле произошло с нашим земляком, потомком моряка екатерининского флота, красным военным моряком, орденоносцем, представителем древних дворянских родов Владимиром КомниноВарваци. Хочется верить, что и эта загадка будет разгадана.

В любом случае сегодня это имя возвращено в историю нашего края.

Автор: Владимир Филоненко
Дата: 25 января 2007
http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=10632
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Первые корабли "нового" СФ

Сообщение Alexander Belov » 20 Ноябрь 2008 14:32

Есть книга по истории Северо-Двинской флотилии:

"Северо-Двинская флотилия 1918–1919 гг. "

--------------------------------------------------------- линия отреза

Гражданская война в России: Война на Севере. — М: ООО «Издательство ACT»; ООО «Транзиткнига»; СПб.; Terra Fantastica, 2004. — 570 с. — (Военно-историческая библиотека). / Тираж 3000 экз. ISBN 5–17–024052-Х (ООО «Издательство ACT»); ISBN 5–9578–0870–9 (ООО «Транзиткнига»); ISBN 5–7921–0673–8 (Terra Fantastica).

Из предисловия: Одной из особенностей войны на Севере было то, что из-за условий местности она велась в «коридорах» вдоль транспортных путей. Важнейшим из таких «коридоров была Северная Двина, в борьбе за которую большую роль играли речные флотилии. Поэтому в состав сборника вошли материалы из многотомного труда «Гражданская война», подготовленного штабом РККФ в 1926 году.

Содержание

Часть I. Боевые действия на Северной Двине в 1918 г.

I. Английский флот захватывает устье Северной Двины
II. Река Северная Двина
III. Создание Северодвинской флотилии
IV. Наступление к реке Вага
V. Боевые операции в сентябре, октябре и ноябре 1918 г.

Часть II. Боевые действия на Северной Двине в 1919 г.

I. Базирование флотилии
II. Состояние флотилии к началу навигации 1919 г.
III. Воздушные силы
IV. Состояние сил противника к началу навигации 1919 г.
VI. Базы противника
VII. Оперативные планы противника на кампанию 1919 г.
VIII. Боевые действия флотилии, отрядов и отдельных судов в кампанию 1919 г.
IX. Наступление противника на укрепленный район Топса (Троицкая операция)
X. Наступление противника в августе 1919 г. на деревни Городок (Городецкая) и В. Сельцо
XI. Сентябрьское наступление
XII. Операция у реки Шепилихи

--------------------------------------------------------- линия отреза

Кнмга выложена на сайте "Военная литература":

http://militera.lib.ru/h/severodvinskaya_flotilia/index.html
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Первые корабли

Сообщение Борис » 25 Июль 2009 07:22

Как сложилась судьба командира "Карла Либкнехта" Константина Юрьевича Андреуса? До 1938 командовал лидером "Москва" ЧФ.Уволен в1938. Репрессирован. Умер в 1953.На фото 1945г.-капитан 1 ранга. Интересует период с 1938 по1953г.
Борис
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 25 Июнь 2009 12:59

Re: Первые корабли

Сообщение Alexander Belov » 20 Октябрь 2009 10:38

Обнаружен справочник по корабельному составу ВМС СССР на 1924 год:

Изображение

Качество не очень - фото страниц "с рук", но материал уникален. Вот тут:

http://hotfile.com/dl/15196269/08fff05/ ... 4.rar.html
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Первые корабли

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Октябрь 2009 11:50

А это интересно не он же? http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... 1135#p4636

porollo : Судовой справочник Морских сил Союза ССР на 1924 г. Не только ВМФ, но транспортные и гидрографические суда.
Размер: 80.79 МБ
Судовой справочник морских сил Союза ССPна 1924 год.zip
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Первые корабли

Сообщение Alexander Belov » 20 Октябрь 2009 11:58

Похоже, очень похоже... Размеры архивов более-менее одинаковы.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Судовой справочник Морских сил Союза ССР на 1924 г.

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Октябрь 2009 11:59

update: да, это он же
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Первые корабли

Сообщение Alexander Belov » 20 Октябрь 2009 12:15

Кстати, в этой же библиотеке:

Александр Сомкин. Мы помним ВАС... Архангельск. 1995 г.
Книга о судах СМП, погибших в годы Великой Отечественной войны.

http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... 1135#p4642
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Вооруженные силы в Арктике.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения