Георгий Николаевич Рыбин (18 апреля 1901, Джаркент — 1 марта 1974, Ленинград)
русский гидрограф, исследователь Арктики и Балтийского моря.
Родился в семье потомственного казачьего офицера. Чтобы помочь семье, он в течение 3 лет - с 1917 по 1919 гг. - на периоды летних каникул устраивался в Омске, где он жил с родителями и младшей сестрой Ольгой, на сезонные работы в изыскательскую партию по землечерпанию реки Иртыш. В 1919 году окончил с золотой медалью Первую Омскую мужскую гимназию и поступил в Томский технический институт. Однако учебе помешал призыв его в августе 1919 в армию Колчака, в казачью сотню при штабе 3й армии. В январе 1920 Рыбин заболел сыпным, затем возвратным тифом, и 4 месяца находился на излечении в селе Корестелово Ербевской волости Канского уезда. Затем был призван в Красную армию - красноармейцем 2й роты Отдельного Запасного стрелкового батальона Западно- Сибирского военного округа (г. Тюмень). В сентябре 1920 откомандирован в Томск для продолжения образования в Технологическом институте. Однако за отсутствием вакансий в институт Георгий принят не был, а поступил в Омский Землеустроительно-Межевой Техникум.
После заключения РСФСР в марте 1921 г. торгового соглашения с Великобританией и торгового договора с Норвегией, под руководством В. И. Ленина организуется Карская товарообменная экспедиция. Сдав зачеты, летом 1921 Г. Н. Рыбин поступает вновь на военную службу - в Убекосибири (Управление безопасности кораблевождения), в Отдельный гидрографический отряд в качестве лотового рулевого гидрографического судна под номером «141». В 1922 оставляет учебу и зачисляется на командную должность — переводчиком штурманской части Обской лоцдистанции Убекосибири. Затем он занимает должность производителя работ на различных гидрографических судах («Иней», «Орлик», «Анна», Циркуль", «Прибой», «Торос»). В июле 1925 г. назначен заведующим компасным делом (девиатором) по Обскому бассейну.
В 1927 г. сдал специально созданной для этой цели комиссии, экзамены по курсу гидрографического училища.
В 1928 Георгий экстерном сдает экзамены в Одесском мореходном техникуме для получения квалификации штурмана.
В 1930 году Георгий Николаевич окончил специальные курсы командного состава ВМФ РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) при Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе по гидрографической специальности (гидрографический класс). (
РГА ВМФ, Фр.-895, оп.3, д. 26, л. 273) С
1930 по 1933 годы служил в Енисейской лоцдистанции Убекосибири, командуя военным гидрографическим судном «Циркуль». В марте 1933 г. в связи с передачей органов гидрографической службы Сибири в ведение Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть), после окончания работ Обь-Енисейской экспедиции гидрографы были переведены Ленинград. Здесь командир РККФ Рыбин Г. Н. был назначен на должность старшего производителя работ в Отдельный гидрографический отряд Убекобалта (г. Кронштадт). С этого года началась служба на Балтике.
В последующий период службы в Убекобалте, (переименованном затем в Гидрографический отдел Краснознамённого Балтийского флота — ГО КБФ, Георгий Николаевич занимал должности начальника гидрографической партии, командира корабля 2 ранга «Ост» и помощника начальника ГО по МТО, командира отряда гидрографических кораблей. Все задания выполнял успешно. Всё это позволило командованию в 1937 году направить его для учёбы на вечернем гидрографическом факультете Военно-Морской Академии имени Ворошилова. (В то время она размещалась в доме № 8 по 11-ой линии Васильевского острова в Ленинграде). Он успешно закончил три курса на факультете, а для окончания последнего курса осенью 1940 года был откомандирован в академию уже для очного обучения и в августе 1941 года окончил полный курс академии по гидрографической специальности, получив квалификацию Военно-морского инженера гидрографа.
После окончания академии Георгий Николаевич был направлен в Маневренный гидрографический отряд ГО КБФ. В черновике автобиографии он пишет, что после ВМА он был назначен на должность «зам. Нач. Балт. гидро. эксп.».
В ноябре 1941 года капитан 3 ранга Г. Н. Рыбин был назначен на должность заместителя начальника ГО КБФ, которую он исполнял всю войну. На посту командира отряда его заменил капитан 3 ранга Всеволод Иванович Воробьёв, хорошо знакомый Георгию Николаевичу ещё по службе в Убекосибири.
Во время Великой Отечественной войны занимался организацией навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий флота, обеспечением переброски армейских соединений и высадки десантов, переводом средств навигационного оборудования на особый режим работы. В течение всей блокады он находился в Ленинграде — служил в должности начальника 1 отдела, а затем заместителя начальника Гидрографического отдела КБФ, которым в то время был Георгий Иванович Зима. Во время блокады в 1942 году перенес дистрофию.
Во время блокады Ленинграда очень большую роль сыграли гидрографы при обеспечении стрельб береговой и корабельной артиллерии. На гидрографов возлагалось точное геодезическое определение позиций наших корабельных, береговых, железнодорожных и зенитных батарей, составление батарейных формуляров и других документов для обеспечения стрельбы, а, главное, разведка батарей противника путём их инструментальной засечки [1]. Для этой цели были сформированы 2 маневренных гидрографических отряда. Одним из них руководил капитан 3 ранга Г. Н. Рыбин. Один из пунктов для засечки немецких батарей находился на куполе Исаакиевского собора. В ноябре 1941 за отличную работу по геодезическому обеспечению артиллерии КБФ, участвовавшей в обороне Ленинграда, капитан 2 ранга Г. Н. Рыбин был награждён ценным подарком — карманными швейцарскими часами (Они переданы на хранение в музей Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны).
После снятия блокады в 1944 году и освобождения Эстонии Гидрографический отдел КБФ был переведён в Таллин. Гидроотдел размещался в четырехэтажном доме № 13 на улице Крейцвальди. На четвертом этаже в трехкомнатной квартире жила семья Рыбина в составе жены и сына. Там сын поступил учиться в 1-ую русскую гимназию, которая располагалась в Вышгороде. Там встретили День Победы 9 мая 1945 года. В этом же году Георгий Николаевич партийной организацией 7 отдела Политуправления КБФ был принят в члены ВКП(б) (Всесоюзной коммунистической партии большевиков).
В 1944 и 1945 годах основной задачей гидроотдела был скорейший ввод в строй портов и СНО (маяков, знаков, створо и т. п.) после их занятия нашей армией. Г. Н. Рыбин участвовал в Восточно- Прусской и Кёнигсбергской операциях, закончив свой боевой путь в Кёнигсберге.
В 1945 году Краснознаменный Балтийский флот был разделен на два флота: 4й флот (его ещё называли Южный Балтийский флот или ЮБФ) с главной базой в Пиллау (Балтийске), и 8й флот (СБФ) с главной базой в Таллине. Георгий Николаевич был назначен начальником гидрографического отдела 4го флота и переехал в Кёнигсберг, где ему была предоставлена квартира в частном доме и автомобиль Хорьх с водителем- матросом.
Летом 1947 года Г.Н. Рыбин был назначен на должность преподавателя кафедры гидрографии и геодезии в Высшее Военно-морское Краснознамённое училище (ВВМКУ) им. М. В. Фрунзе. В течение 7 лет преподавал гидрографию, топографию и аэротопографию. Обладая большим практическим опытом производства гидрографических работ, Георгий Николаевич давал курсантам не только теоретические положения по этим дисциплинам, но и раскрывал некоторые «секреты» съёмок, которые известны только гидрографам-практикам.
Всегда вежливый, подтянутый, аккуратный, сдержанный, точный, Георгий Николаевич был образцом русского морского офицера. Он открывал факультетские вечера первым туром вальса в Зале Революции училища.
В Ленинграде Рыбин жил в доме Набокова (ул. Герцена д. 47) и делил гараж на две машины (бывшую каретную) с композитором Соловьевым- Седым.
В 1999 году Комиссия по географическим названиям Международной гидрографической организации и Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО присвоила имя Рыбина — Rybin Seamount - подводной горе в Атлантическом океане (Ш=31°47’2 сев., Д=12°49’4 зап.) Эта подводная гора с наименьшей глубиной 412 м среди окружающих глубин порядка 2400—2500 м была обнаружена в 1979 году Атлантической океанографической экспедицией Балтийского флота.