Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 10 Октябрь 2013 14:15

Из монографий © Аветисов Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
http://www.gpavet.narod.ru/Names4/cherepkov.htm


Советский полярный летчик.
 И.Д. Черепков.jpg
Родился в деревне Лучице Осиповичского района Белоруссии в семье плотника, строившего дома. С 14 лет пошел чернорабочим на железную дорогу.
В 1929 году Черепков по совету друзей, учившихся в Московской военной школе ВЦИК, приехал в Москву, но по возрасту поступить в школу не смог и остался в ней вольнонаемным. Работал посыльным, регистрировал секретную почту, которую доверяли ему как комсомольцу, свободное время проводил на летном поле, следя за полетами летчиков-испытателей. Став свидетелем аварии самолета М. М. Громова, чудом спасшегося на парашюте, Черепков не только не отказался от стремления стать летчиком, но еще более укрепился в своем намерении.
В 1930 году на мандатной комиссии по приему в школу Черепков впервые встретился с П. Г. Головиным, который тоже поступал в школу, хотя и был к тому времени всемирно известным планеристом. Они подружились, и Головин, как более старший, взял его под свою опеку.
Окончив школу в апреле 1931 года, Черепков получил направление в сельскохозяйственную авиацию и улетел в Тифлис. Здесь он травил мышьяком вредителей сельского хозяйства, сеял с самолета рис. Через год его перевели на Северный Урал, где он разведывал лесные пожары, проводил таксацию лесов. Работа в сельскохозяйственной авиации оказалась для Черепкова великолепной школой летного мастерства.
После трех лет работы Черепкова призвали в армию и направили на Дальний Восток, где он летал сначала на самолете «Р-5», а затем вторым и первым пилотом в бомбардировочной эскадрилье.
Прослужив в армии на полтора года сверх срока, Черепков демобилизовался и приехал в Москву уже опытнейшим пилотом. В это время чествовали летчиков, высадивших на Северном полюсе первую дрейфующую станцию. Среди них Черепков узнал и своего друга Головина. Они тепло встретились, и Головин предложил молодому пилоту перейти в полярную авиацию.
Начались суровые трудовые будни. Черепков стал линейным летчиком на Обской авиалинии, возил пассажиров и грузы по маршруту Тюмень – Обдорск. После передачи Обской линии аэрофлоту Черепкова перевели в московскую группу, в составе которой и летом и зимой он перегонял самолеты из Москвы в Якутск. Через некоторое время он стал работать в Якутске постоянно. За три с половиной года работы в Якутске Черепков выполнял полеты в различные районы Сибири, налетав в общей сложности свыше 300 тысяч километров и проведя в воздухе 2000 часов.
 cherepkov_mys.jpg

В военные годы Черепков продолжал служить в полярной авиации, обслуживал нужды Северного морского пути. В августе 1942 года он вылетел на ледовую разведку и на базу не вернулся. Пропал без вести. Арктика умеет хранить тайну. На этом же самолете был гидролог АНИИ Иван Гаврилович Овчинников.
Мыс на севере о. Джексона арх. ЗФИ. Назван советскими картографами в 1950-е годы.
Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 18 Июнь 2014 21:03, всего редактировалось 2 раз(а).
Причина: указан источник информации
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 10 Октябрь 2013 14:19

Иван НЕГЕНБЛЯ
«Американцы» в небе Якутии «Морской Дуглас»
(выдержки)

...6 июля 1940 года в Якутск прибыл с допуском к полётам на «Дугласе DF» пилот 2-го класса Ленской авиагруппы И.Д.Черепков.11 Он возглавил экипаж самолёта Н-206, в который входили второй пилот А.М.Сурнин, бортрадист Крутицкий, бортмеханики М.И.Чагин и Н.Д.Лукин.
В середине июля 1940 г. экипаж И.Д.Черепкова вылетел в первый рейс по маршруту Якутск — Чокурдах. Расстояние в 2415 км с одной промежуточной посадкой он преодолел за 9 лётных часов.12 В августе этот же экипаж интенсивно летал на трассе Якутск — Эге-Хая: за первую половину месяца он месячный план выполнил на 90%,13 в целом же экипаж самолёта Н-206, в который входили Черепков, Сурнин, Лукин, Жуков и Крутицкий, выполнил план августа на 137,6%.14 В тот предвоенный год самолеты «Дуглас DF» доставили первый десант строителей оловянного комбината в лесотундру в среднем течении реки Яны. В годы войны это предприятие активно работало по добыче металла, так нужного для оборонной промышленности страны.
О Черепкове многотиражка Якутского управления Главсевморпути писала, что он с мая 1930 г. учился в Московской школе пилотов и после её окончания работал в сельхозавиации, затем служил в Красной Армии, а после демобилизации в 1938 г. стал лётчиком Московской авиагруппы УПА. «25 февраля 1939 г. Иосиф Денисович Черепков прибыл в Ленскую авиагруппу. Когда необходимо было из Якутска перевезти в Эге-Хая пассажиров, он один из первых по неисследованной трассе повёл воздушный корабль...».15 Отметим, что в годы войны И.Д.Черепков работал в полярной авиации, обслуживал нужды Северного Морского пути. В августе 1942 года он вылетел на ледовую разведку и на базу не вернулся. Пропал без вести. Арктика умеет хранить тайну.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 10 Октябрь 2013 14:23

"Первый авиапорт в Верхоянье: в Кумахе или Столбах?"
Иннокентий ЮМШАНОВ,
отличник воздушного
транспорта России,
почетный работник и
ветеран авиации Якутии,
Почетный гражданин Верхоянья.
(Выборка)

В.И. Пестерев в своей книге "Хроника авиации Якутии" отмечает: " В 1939 г. 18 июля летчик Ленской авиагруппы И.Д. Черепков вылетел из Казачьего в г. Верхоянск, чтобы доставить начальника "якутского олова" Трохачева, профессоров Смирнова, Падалка, инженера Цветкова. Они должны были добраться до Эге-Хая (есть озеро). Черепков решил сесть на озеро Кумах, на другой день он слетал туда же с другой партией пассажиров, тем самым открыв авиасвязь с п. Эге-Хая".
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 10 Октябрь 2013 14:59

Зиновий Каневский "Цена прогноза"
(выборка)
Рискованными были полеты ледовых разведчиков в годы войны. Они и в мирное-то время далеко не безопасны: слишком переменчива северная погода, не везде надежны посадочные площадки, маловато промежуточных аэродромов. А в войну опасность возрастала неизмеримо.

Одним из первых погиб Иван Гаврилович Овчинников, гидролог Арктического института, специалист по ледовому режиму Баренцева и Карского морей. Он прожил всего тридцать лет, но успел стать крупным знатоком дрейфующих льдов, хорошим прогнозистом. В конце августа 1942 года И. Г. Овчинников летел в очередную разведку. На одной из промежуточных баз самолет, готовившийся к взлету, был поврежден внезапным порывом ветра. Овчинников тут же пересел на другую машину: нужно было лететь на помощь застрявшему во льдах каравану. Пилот И. Д. Черепков поднялся в воздух, но в пункт назначения так и не прибыл. Стоял конец августа, в Карском море разбойничал «Шеер», рыскали подводные лодки. Какая трагедия произошла, об этом так и не узнали: во время полета рация самолета молчала. Лишь после исчезновения машины Черепкова полярным пилотам было приказано регулярно сообщать свои координаты. (Нужно еще добавить, что, за редким исключением, самолеты ледовой разведки не имели вооружения.)
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 10 Октябрь 2013 15:10

Жаль, что нигде не говориться, на каком самолете они отправились в свой последний полет? Но ведь где-то, такая информация должна быть? "Меня терзают смутные сомнения...", - говаривал Иван Васильевич из известного фильма. Могли ли они проводить ледовую разведку на самолете ТБ-1 или АНТ-7 (ПС-7, МП-6)? Может быть, это был наш "Карский самолет", который лежит у п. Усть-Кара, и оленеводы расказывают, что это было, где-то в 1942 году, и в самолете, были обгоревшие два члена экипажа, которых они похоронили в тундре, а самолет много позже вывезли в поселок?
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение Адольф Милованов » 10 Октябрь 2013 15:17

РГАЭ, ф. 9570, д. 2179. Отчёт о работе УПА ГУСМП за 1939г. на 25л.

В ПА выросло много замечательных стахановцев и ударников, так на 1 ноября 1939г имеется: стахановцев – 203 чел; ударников – 366 чел.
За выполнение комплексного социалистического соревнования, обеспечение плана летней навигации, за социалистическое отношение к труду руководством и Политуправлением Главсевморпути награждены ряд стахановцев и ударников:
- значком «Почётного полярника» - 44 чел;
- «Похвальной Грамотой ГУСМП» - 56 чел.
и кроме того ряд товарищей награждены из Центрального аппарата. Ленская АГ заняла 1-е место и 10 тыс. руб. … При подведении итогов комплексного соц. соревнования среди экипажей самолётов признаны лучшими экипажи ПА с выдачей каждому по 3 тыс. руб:
- эк-ж с-та Н-303 – к-р Сырокваша Н.Л;
- ………... Н-275 – к-р Черевичный И.И;
- …………Н-262 – Чукотского АО к/с Павлов В.С.;
- …………Н-295 – Ленской АГ к/с Черепков И.Д.
Признаны лучшими экипажами ПА премия по 1500 рублей каждому:
- эк-ж с-та Н-240 Московской АГ к/с Власов;
- …………Н-293 Игарского АО к/с Майорин А.Н;
- …………Н-154 Ленской АГ к/с Ботов. …
15.11.1939г. Начальник УПА Каминов.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Октябрь 2013 08:20

Посмотрел в разделе "Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП": выложено Иваном Кукушкиным -
Г-1 Н-295 (зав. № 618)
Переданы в ПА в 1939 г.
Чувство, сомнения меня не обмануло, теперь необходимо, через архивы узнать судьбу этого самолета, а вдруг это действительно "Карский самолет", чем черт не шутит?
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение Адольф Милованов » 11 Декабрь 2013 18:51

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 303 ф/к б. 4.
Приказ Р-108 по ГУСМП при СНК СССР. г. Москва 22 мая 1943г.
"О выдаче единовременного пособия семьям погибших работников УПА"
В соответствие с п. 29 ВК СССР, утверждённого ЦИК и СНК СССР 7.8.1935г. нижепоименованным семьям погибших работников ЛПС УПА Главсевморпути выдать единовременное пособие в размере двух месячного среднего заработка.
1. Черепковой И.Д. - жене пилота в сумме 5112р.00.
2. Абросимовой Г.В. - жене штурмана в сумме 2841.61.
3. Ковалёвой Н.Е. - жене бортрадиста в сумме 3235.88.
4. Шекуровой П.А. - жене бортмеханика в сумме 2762.28.
5. Сотченко Г.Г. - жене пилота в сумме 5176.94.
6. Ерёменко Ф.Т. - жене пилота в сумме 4064.00.
7. Перовой Ф.Ф. - жене бортмеханика в сумме 3431.10.
Расходы по выплате единовременного пособия отнести за счёт сметы УПА.
Зам. нач. ГУСМП при СНК СССР Каминов.
(странно, но некоторые инициалы жён совпадают с инициалами погибших)
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение slava_zz » 11 Декабрь 2013 19:37

откуда взлетал Черепков?
на Лене с 1945 года был лендлизовский буксир "Летчик Черепков"
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Декабрь 2013 19:46

Читать полезно, хотя бы для дикции :)
viewtopic.php?f=52&t=2589&start=2#p21126

В этот же день при перелете из Усть-Таймыры на Диксон бесследно исчез гидросамолет «Сикорский», выполнявший ледовую разведку. Вместе с экипажем, который возглавлял полярный летчик И. Черепков, погиб находившийся на его борту молодой талантливый ученый гидролог-разведчик И. Г. Овчинников. Никаких следов этой катастрофы так и не удалось найти.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение slava_zz » 11 Декабрь 2013 20:04

в трех остальных постах- место взлета не указано
процитировать?
не влом меня учить? можно и вообще не отвечать, не стоит напрягаться великим
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Декабрь 2013 20:08

Да не обижайся, коллега.
Я же не виноват. что предыдущие не удосужились.
А дежурным по "стране" я и не корячился.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение slava_zz » 11 Декабрь 2013 20:36

ок
1
с Усть-Таймыры (Остен- Сакен? Мыс Врангеля&) на Диксон
тогда Усть-Кара- вряд ли
2
вылет летом
летел на ледовую разведку- гидросамолет? хотя площадка была и галечная почти круглый год
Бензин, как я уже писал, был у нас бесплатным. Он в немыслимых (по нашим меркам) объемах был завезен в Усть-Таймыр для заправки самолетов, а после ликвидации Полярной станции и, соответственно, Усть-Таймырской базы ледовой разведки и зимнего запасного аэропорта, горючее стало не нужным. 1967
http://rudocs.exdat.com/docs2/index-624004.html?page=16


август 42 -- Шеер? А дата вылета где-то есть?
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Декабрь 2013 09:33

В августе 1942-го Черепков летал на "Н-207".
ИМХО, 27-го августа он на ней и пропал. Мне кажется и копать надо по линии Н-207.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Черепков Иосиф Денисович (1912 - 1942)

Сообщение slava_zz » 12 Декабрь 2013 10:42

27/08/42
Шеер у Диксона
Изображение
а по его документам- не было самолета?
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения