Н-2 (Dornier Wal)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Адольф Милованов » 19 Ноябрь 2012 18:53

РГАЭ, фонд 9570, опись 5, дело 129, л. 42. Приказ №24 по УПА 10.2.38г.
Исключить из списков УПА и списать с баланса авиагрупп следующие самолёты, пришедшие в негодность по износу и по авариям за 1937г.
По Тихоокеанской авиалинии ДВ СССР Н-2, зав №142, 1930 года выпуска, общий налёт 1712 часов. Причина: раздавленный льдами и затонувший в море Бофорта у м. Барроу (США) 7.9.37г. Основание - Дело об аварии Н-2.
...
Нач. УПА Цатуров
(расхождение в датах: в приказе 7-е, а в предыдущих сообщениях 8-е, возможно связано с линией перемены дат)
Таким образом, из первых 3-х самолётов, находящихся в Полярной авиации, Н-2 прослужил дольше всех. Н-1 и Н-3 перестали летать в 1932г.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Ноябрь 2012 19:47

Нач. УПА Цатуров

Цатуров Степан Сергеевич (1899,Баку---1941.07.30) русский, образование: среднее, член ВКП(б) начальник отдела кадров ГВФ, житель: Москве Арест: 1939.07.17 Осужд. 1941.07.13 Военная коллегия Верховного суда СССР. Обв. участии в к.-р. организации и в подготовке теракта Расстр. 1941.07.30. Место расстрела: Московская обл, Коммунарка Реаб. 1956.10.08 ВКВС СССР [Москва, расстрельные списки - Коммунарка] ваб,

http://rosgenea.ru/?alf=23&serchcatal=% ... %EE%E2&r=4


Почтарев А.Н., Горбунова Л.И. "Полярная авиация России. 1914-1945 гг". Кн. 1. Изд-во "Паулсен", 2011. 590 с., илл.
Цатуров Степан Сергеевич (5)
11.1937 г.-11.02.1938 г. Исполняющий обязанности начальника Управления Полярной авиации ГУСМП при СНК СССР
(5) - Точных данных нет.


Открыл тему в "Персоналиях":
viewtopic.php?f=8&t=4968
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Dobrolet » 20 Ноябрь 2012 15:29

К ранее выложенным на странице 2 вариантам добавлю еще две конфигурации - образца 1932 года, но с рамкой радиокомпаса в районе задней кабины. На подпись к фото внимания обращать не стоит.
 Комсеверпуть-2 вариант 3а.jpg
 Н2 Wal (26).jpg

И СССР Н-2 Задкова образца 1937 года - по фото от Леспромхоза пятью постами раньше видно, что он отличался от "Молоковского" рамкой радиокомпаса за кабиной пилотов.
 Комсеверпуть-2 вариант 5.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Александр Андреев » 04 Январь 2013 17:52

В хронологии за 1935 год выложена глава "Ледовые разведки самолетов "Н-26", "Н-10", "Н-8", "Н-2", произведенные в навигационный период времени (Карское море, море Лаптевых, Новосибирское и Чукотское моря) из книги "Наблюдения над состоянием льда в арктичеcких морях в зиму 1934/35 года и в навигацию 1935 года". Под общей редакцией проф. В. Ю. Визе и Н. И. Евгенова. Изд. ГУСМП, Л: 1937
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Александр Андреев » 23 Январь 2013 16:13

ПОЛЕТЫ ГИДРОСАМОЛЕТА Н-2 ЛЕТОМ 1932 ГОДА

"Бюлл. Аркт. инст.", 4, 1933, с. 85-88

Гидросамолет „СССР — Н-2“ (Дорнье-Валь) выполнил летом 1932г. ряд выдающихся полетов на крайнем северо-западе Сибири и в районе Карского моря. Экипаж самолета состоял из командира А. Д. Алексеева, летчика М. И. Козлова, бортмехаников Г. Т. Побежимова и Я. Е. Толеутова и летчика-наблюдателя Н. К. Жукова.

22 июня самолет прибыл в Дудинку, откуда предстояло совершить полет в Норильск, с целью доставки пассажиров и вывоза пушнины. Этот полет был успешно совершен 25 июня, при чем севернее Пясинского озера было обнаружено большое, не показанное на карте Туруханского края озеро, размером около 1/8 Пясинского озера. В Норильске самолет сделал посадку на Щучье озеро, которое А. Д. Алексеев, однако, не рекомендует в качестве постоянной авиабазы.

Второе задание самолета составляла переброска пассажиров из Дудинки в Хатангу. Для выполнения этой операции пришлось предварительно сделать три . рейса на Волосянку, во время которых были переброшены пассажиры, горючее, радиостанция и некоторые другие грузы.

28 июня самолет вылетел из Волосянки на Хатангу, имея на борту шесть пассажиров. В Хатанге самолет взял на борт других пассажиров и пушнину и 1 июля прибыл в Дудинку. 3 июля самолет был в Красноярске.

Из Красноярска самолет вылетел, с целью лесоизыскательных работ, 6 июля. Были обследованы бассейны рек Кас, Сым и Дубчес (на расстоянии 260 км в сторону от Енисея) и реки Вороговка и Подкаменная Тунгуска, до фактории имени Сталина (б. Вачинского).

Следующим заданием самолета была ледовая разведка в Карском море, для нужд Карской операции. 25 июля самолет вылетел на север.

29 июля самолет снялся с о-ва Диксона для разведки состояния льдов в южной части Карского моря, имея конечным пунктом бухту Варнека у о-ва Вайгача. Не доходя 45 миль до Югорского Шара низкий туман прижал самолет к самой воде. Пробив туман, самолет продолжал путь над туманом. В свободных от тумана местах было видно море, покрытое сплошным крупнобитым льдом. Югорский Шар и бухта Варнека оказались забитыми льдом. Тем не менее в бухте Варнека удалось сделать посадку в небольшой полынье у западного берега.

30 июля была выполнена ледовая разведка у восточных берегов южного острова Новой Земли. Между мысом Меньшикова и Маточкиным Шаром море, в расстоянии 25 миль от берега, оказалось сплошь забитым льдом. Лед подходил вплотную к берегу, на горизонте чистой воды не было видно. Против восточного входа в Маточкин Шар простиралась большая полынья, пересеченная рядом ледяных перемычек. К северу от Маточкина Шара лед держался в расстоянии 5—7 миль от берега. В тот же день самолет стал на якорь в заливе Тюленьем (Маточкин Шар).

1 августа, несмотря на неблагоприятную погоду, была предпринята попытка сделать разведку по линии мыс Желания — о-в Диксон. Однако уже через 40 минут после вылета из Маточкина Шара самолет был вынужден вернуться, вследствие сильного ветра (7—8 баллов) и тумана. 4 августа самолет выдержал в бухте Тюленьей 11-балльный шторм. Наблюдения А. Д. Алексеева в 1932 г. и в предшествующие годы показали большую разницу в силе ветра в открытом море и в восточной части Маточкина Шара. Так, по словам А. Д. Алексеева, в то время, когда в море сила ветра равна 4—5 баллам, она у радиостанции Мат'очкин Шар нередко достигает 7 баллов, а в заливе Тюленьем даже 11 баллов.

9 августа, когда погода улучшилась, самолет вылетел из Маточкина Шара на о-в Диксон. Через 40 минут полета начался низовой туман. Летя над туманом, изредка все же удавалось наблюдать состояние моря. Лед был встречен между 72°30’N — 64°15’Е и 72°20’N—65°15’Е. У восточной кромки туман резко прекратился, и отсюда льдов не было замечено до самого о-ва Диксона.

С о-ва Диксона самолет вылетел в Игарку, зайдя по пути в факторию Юрибей, в заливе Гыда-Яма. Из Игарки самолет полетел обратно к о-ву Диксону, куда прибыл 15 августа. Штормовая погода задержала здесь самолет до 29 августа, когда он вылетел к мысу Челюскину. Сделав на пути посадку в заливе Миддендорфа, самолет благополучно достиг мыса Челюскина, где в то аремя находился л/п „Русанов". Находившийся на „Русанове" геолог Н. Н. Урванцев снабдил летчиков составленной им картой Северной Земли, после чего самолет немедленно снялся (вечером 29 августа) и взял курс на Северную Землю.

Мыс Неупокоева представлялся с самолета в виде низменного берега, с довольно значительными лагунами на его северозападной оконечности; около мыса были видны подводные камни. Пролив Шокальского был совершенно свободен от льда, пролив Красной Армии был весь забит льдом, а в проливе Юнг-Штурм находился лед, сплоченностью в 5—6 баллов. К северу от о-ва Пионер держался туман, вынудивший летчиков повернуть на юг, к о-вам Сергея Каменева. По словам А. Д. Алексеева, „более неприглядного места, чем архипелаг о-вов С. Каменева, трудно найти. Острова представляют собою каменистую косу, тянущуюся на 35 миль, с приглубыми берегами, высотой около 10 метров“. После кратковременной остановки у станции на о-вах Сергея Каменева самолет полетел к мысу Челюскину. Посадка была сделана в лагуне, расположенной в 1/2 милях к востоку от мыса Челюскина.

1 сентября самолет вылетел с мыса Челюскина на о-в Диксон. Обследование берега показало следующее. От мыса Челюскина до устья р. Таймыры защищенных бухт нет. В заливе Дика, где экспедицией Б. Вилькицкого поставлен знак, находятся два больших ящика от самолета Фарман; сам залив мелкий, пересечен кошками и, по мнению А. Д. Алексеева, для посадки непригоден. В Гафнерфьорде посадка возможна. Островок в бухте Паландера показан на карте южнее, чем он на самом деле находится.

О-в Таймыр разделен узким, идущим в меридиональном направлении проливом на две части, при чем берега восточной части острова изрезаны и представляют много удобных для посадок и стартов бухт. В бухте Миддендорфа обнаружены непоказанные на карте острова, сама бухта представлена на карте не вполне правильно. Пролив между о-вом Таймыр и материком очень узок и имеет подводные камни. Берег к западу от бухты Миддендорфа низменный, каменистый, бухтами небогат. Шхеры Минина крайне изрезаны и имеют много мест, удобных для отстоя самолета. Имеющиеся карты этого района совершенно не дают сколько-нибудь ясной картины береговой линии.

Сделав посадку в лагуне около зимовья „Зверобоя" и переночевав там, самолет на следующий день прибыл на о-в Диксон.

11 сентября самолет выполнил для Гидрографической экспедиции Убеко-Сибири рекогносцировочный полет по маршруту: о-в Диксон— устье р. Пясины — мыс Медведева — о-в Расторгуев — о-ва Каменные — мыс Двух Медведей — о-в Диксон. Во время этого полета на борту самолета находились начальник Гидрографической экспедиции, т. Воробьев и командир г/с „Циркуль", т. Рыбин. Установлено, что о-ва Плавниковые тянутся непрерывной цепочкой от мыса Медведева до о-ва Расторгуева. Последний остров имеет в середине узкую перемычку, у северовосточной его оконечности в море отходят каменные гряды. На южном берегу острова строилась фактория. Группа о-вов Каменных состоит только из двух островов, совершенно лишенных годных для посадки самолета мест.

По прибытии на о-в Диксон экспедиция получила сведения об аварии самолета Н-4 на Пясинском озере и 14 сентября вылетела в Дудинку, с запасным мотором и другими частями. В Дудинке выяснилось, что самолет Н-4 поломал коленчатый вал левого мотора и что экипаж, поставив самолет на зимовку, отправился пешком в Дудинку, куда он, действительно, и прибыл 14 сентября.

15 сентября самолет СССР Н-2, имея на борту экипаж самолета Н-4, вылетел в Игарку. 28 сентября он покинул Игарку и по маршруту Красноярск — Новосибирск — Омск — Свердловск — Сарапул — Самара— Сталинград направился в Севастополь для капитального ремонта.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Кара » 22 Июль 2013 23:49

Добролет пишет:Dornier Do J Bas производства "Costruzioni Mechaniche Aeronautiche S.A." , Marina di Pisa (CMASA) (Италия). Заводской №142 из специального заказа Валей для Комсеверпути.

Do J Wal, а не Bas (видимо опечатка)
А не выпущен ли этот самолёт филиалом CMASA в Финале-Марино, который до 1928 принадлежал Пьяджо? Там выпускались невоенные варианты
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Кара » 16 Август 2013 16:11

В проводке судов Карской и Ленской экспедиции в навигацию 1934 года экипаж составляли:
Командир самолёта и 1-й пилот - АЛЕКСЕЕВ А.Д.
Борт инженер - ПОБЕЖИМОВ Г.Т.
Лётчик-наблюдатель - ЖУКОВ Н.М.
2-й пилот - ТИМОФЕЕВ А.И.
2-й борт механик - ФРУТЕЦКИЙ С.К.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Dobrolet » 19 Август 2013 13:19

Кара пишет:Do J Wal, а не Bas (видимо опечатка)
А не выпущен ли этот самолёт филиалом CMASA в Финале-Марино, который до 1928 принадлежал Пьяджо? Там выпускались невоенные варианты


"Bas" не опечатка, а обозначение модификации с двигателями BMW-VI. Первые закупленные СССР Wal с моторами Lorraine-Dietrich были модификации Do-J Kas, Н-9 и Н-10 имели обозначение Do-J Bos. Имя "Wal" применимо для всех модификаций типа Do-J. Четырехмоторные варианты несли обозначение Do-R модификаций Nas,Gas... и имя "Superwal".
По опубликованной в журнале Самолет №3 1931 статье А.Д.Алексеева "МАРИНО-ДИ-ПИЗА - КАРСКОЕ МОРЕ" он получал самолеты именно на этом заводе.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Кара » 19 Август 2013 21:29

Dobrolet пишет:По опубликованной в журнале Самолет №3 1931 статье А.Д.Алексеева "МАРИНО-ДИ-ПИЗА - КАРСКОЕ МОРЕ" он получал самолеты именно на этом заводе.

Да, я об этом читал. И нисколько не сомневаюсь, что самолёт получали именно в Марино-ди-Пиза, где находилось головное предприятие. Сам же самолёт мог быть произведён и в другом месте. В настоящее время такая практика тоже существует. Например, моя контора получала 319-е басы в Тулузе, хотя производит их Гамбург
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Кара » 20 Август 2013 15:32

В навигацию 1931 г. 1-м пилотом был Г.А.Страубе
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Адольф Милованов » 20 Август 2013 20:33

В 1931г. экипаж Н-2 состоял из: к-р Я.С. Липп, 2п. Г.А. Страубе, летнаб Л.В. Петров и б/м Г.Т. Побежимов. Об этом написано на стр. 150 в книге "Полярная авиация России 1914-1945гг", что соответствует архивному документу...
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Кара » 23 Август 2013 21:26

Оперативный отчёт гидросамолёта СССР-Н2
за 1932*

Экипаж:
Командир самолёта АЛЕКСЕЕВ А.Д.
1-й лётчик КОЗЛОВ М.И.
1-й борт механик ПОБЕЖИМОВ Г.Т.
2-й бортмеханик АЛЕКСЕЕВ А.П., впоследствии снят с должности и заменён т. ТОЛЕУТОВЫМ Я.Е.
Лётчик-наблюдатель ЖУКОВ Н.К.

19 апреля я, первый борт-механик тов. ПОБЕЖИМОВ и 2 борт-механик тов. АЛЕКСЕЕВ и БРИГАДА КЛЕПАЛЬЩИКОВ выехали из Москвы в Красноярск, для ремонта самолёта, взяв в багаж то имущество, которое имелось в то время на складах Комсеверпути.
Прибыв в Красноярск на организацию работ и размещение людей было израсходовано пять дней.
Самолёт в навигацию 1931 г. (первым пилотом был СТРАУБЕ) имел следующие аварии: во время посадки в Усть-Порту самолёт выскочил на Дерябино берег (к счастью песчаный) и при старте у станка Дерябино подмял две стойки моторной гондолы. Ремонт в основном и сводился к устранению этих аварий.
Ремонт был закончен 9 июня, но прибыли только 12 июня из Москвы моторы, их установка, поломки при перевозке на (пропуск) также забитости их рубашек ржавчиной и комиссионные полёты задержали выход на работу до 21 июня.
Обстановка ремонта проходила весьма напряжённо и нервно по причинам трудности налаживания питания и размещения рабочих бригады, хронического отсутствия денег, постоянных затруднений с продовольствием, т.к. необходимые фонды не были выделены, обмундированием, инструментарием.
Из бригады 4 клепальщика фактически работали только 2, 10-м числом мая ярко вырисовывался возможный прорыв по клёпке, пришлось усилить клепальную бригаду борт-механиком ПОБЕЖИМОВЫМ, показывающего, кстати говоря, качество работы не хуже профессионального клепальщика.
Самолёт имел первым заданием доставку пассажиров в Норильск с вывозом пушнины обратным рейсом. 21 июня самолет вылетел имея на борту 7 пассажиров и 22 июня достиг Дудинки. В Дудинке я и 1-й лётчик КОЗЛОВ были вызваны на экстренное заседание Таймырского окружкома партии (…)
Совершенно случайно во время нахождения в Красноярске, со слов командира самолёта Н-1 т.ПЕТРОВА мною была произведена запись сведений об этом маршруте.
5 июля прибыли в Красноярск. В Красноярске был снят с работы второй механик АЛЕКСЕЕВ С.П. по несоответствию занимаемой должности, на самолёт был назначен ТОЛЕУТОВ Я.Е., в дальнейшем показавший себя ценным и толковым работником

* приписка карандашом
РГАЭ, ф.9570, оп.1
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Кара » 31 Август 2013 21:09

1933 г.
Командир – АЛЕКСЕЕВ А.Д.
Ленский поход начался 17 августа 1933 г. Экипаж состоял из четырёх человек.
Кроме экипажа на борту самолёта находился начальник Пясинской экспедиции тов. ИГОЛКИН Е.П.
Борт механик – Побежимов

На Диксоне мы получили подтверждение сообщения «Красина» об аварийном положении самолета СССР-Н-9, потерявшего два поршня кормового мотора. Было решено идти ему на выручку с запчастями.
10 сентября в 13 ч 16 мин мы вылетели на м. Пойнуть, имея на борту и второго механика т. ПЕТРОВА при попутном ветре мы через 2 ч 17 мин сделали посадку в б. Пойнуть.
С Н-9 был прислан клипербот и мы были доставлены на Н-9 в гости. После традиционного чая, было установлено, что техническая помощь не требуется и что завтра они собираются вылетать на 11-ти цилиндрах.


(Из отчёта А.Д.Алексеева за 1933 г.)
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Постановление ЦИК Союза ССР о награждении экипажа гидросамол

Сообщение Kirindas » 09 Сентябрь 2013 19:59

Александр Андреев пишет:Изображение

Выписка из приказа о награждении экипажа Молокова. 1936 г.
Из материалов, посланных С.В. Фроловым (ААНИИ).

Постановление ЦИК Союза ССР о награждении экипажа гидросамолета "СССР Н-2"
ГАРФ, ф 3316, оп 29
Номер дела: 931 Делопроизводственный номер: Кз-845/172
Рубрика описи - уровень 1: Наградной сектор
Крайние даты дела: 21.09.1936 - 22.09.1936
Количество листов: 4

http://opisi.garf.su/default.asp?base=g ... elo=858669
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Н-2 (Dornier Wal)

Сообщение Кара » 06 Май 2014 21:21

Поразбирался немного с модификациями и заводами... Как правильно указал Dobrolet - это Do J Bas. В «Уголке неба» http://www.airwar.ru/enc/other1/doj.html правда указано, что самолёт был построен филиалом CMASA в Финале-Марина. Но, как уже упоминал ранее, в Финале-Марина выпускались гражданские варианты, а этот самолёт был демилитаризированным. Значит, должен был выпущен в Марино-ди-Пиза. Да и согласно регистру http://www.airhistory.org.uk/gy/reg_I-1.html он построен там. Так что этот вопрос можно считать закрытым.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения