ПОЛЕТЫ ГИДРОСАМОЛЕТА Н-2 ЛЕТОМ 1932 ГОДА
"Бюлл. Аркт. инст.", 4, 1933, с. 85-88
Гидросамолет „СССР — Н-2“ (Дорнье-Валь) выполнил летом 1932г. ряд выдающихся полетов на крайнем северо-западе Сибири и в районе Карского моря. Экипаж самолета состоял из командира А. Д. Алексеева, летчика М. И. Козлова, бортмехаников Г. Т. Побежимова и Я. Е. Толеутова и летчика-наблюдателя Н. К. Жукова.
22 июня самолет прибыл в Дудинку, откуда предстояло совершить полет в Норильск, с целью доставки пассажиров и вывоза пушнины. Этот полет был успешно совершен 25 июня, при чем севернее Пясинского озера было обнаружено большое, не показанное на карте Туруханского края озеро, размером около 1/8 Пясинского озера. В Норильске самолет сделал посадку на Щучье озеро, которое А. Д. Алексеев, однако, не рекомендует в качестве постоянной авиабазы.
Второе задание самолета составляла переброска пассажиров из Дудинки в Хатангу. Для выполнения этой операции пришлось предварительно сделать три . рейса на Волосянку, во время которых были переброшены пассажиры, горючее, радиостанция и некоторые другие грузы.
28 июня самолет вылетел из Волосянки на Хатангу, имея на борту шесть пассажиров. В Хатанге самолет взял на борт других пассажиров и пушнину и 1 июля прибыл в Дудинку. 3 июля самолет был в Красноярске.
Из Красноярска самолет вылетел, с целью лесоизыскательных работ, 6 июля. Были обследованы бассейны рек Кас, Сым и Дубчес (на расстоянии 260 км в сторону от Енисея) и реки Вороговка и Подкаменная Тунгуска, до фактории имени Сталина (б. Вачинского).
Следующим заданием самолета была ледовая разведка в Карском море, для нужд Карской операции. 25 июля самолет вылетел на север.
29 июля самолет снялся с о-ва Диксона для разведки состояния льдов в южной части Карского моря, имея конечным пунктом бухту Варнека у о-ва Вайгача. Не доходя 45 миль до Югорского Шара низкий туман прижал самолет к самой воде. Пробив туман, самолет продолжал путь над туманом. В свободных от тумана местах было видно море, покрытое сплошным крупнобитым льдом. Югорский Шар и бухта Варнека оказались забитыми льдом. Тем не менее в бухте Варнека удалось сделать посадку в небольшой полынье у западного берега.
30 июля была выполнена ледовая разведка у восточных берегов южного острова Новой Земли. Между мысом Меньшикова и Маточкиным Шаром море, в расстоянии 25 миль от берега, оказалось сплошь забитым льдом. Лед подходил вплотную к берегу, на горизонте чистой воды не было видно. Против восточного входа в Маточкин Шар простиралась большая полынья, пересеченная рядом ледяных перемычек. К северу от Маточкина Шара лед держался в расстоянии 5—7 миль от берега. В тот же день самолет стал на якорь в заливе Тюленьем (Маточкин Шар).
1 августа, несмотря на неблагоприятную погоду, была предпринята попытка сделать разведку по линии мыс Желания — о-в Диксон. Однако уже через 40 минут после вылета из Маточкина Шара самолет был вынужден вернуться, вследствие сильного ветра (7—8 баллов) и тумана. 4 августа самолет выдержал в бухте Тюленьей 11-балльный шторм. Наблюдения А. Д. Алексеева в 1932 г. и в предшествующие годы показали большую разницу в силе ветра в открытом море и в восточной части Маточкина Шара. Так, по словам А. Д. Алексеева, в то время, когда в море сила ветра равна 4—5 баллам, она у радиостанции Мат'очкин Шар нередко достигает 7 баллов, а в заливе Тюленьем даже 11 баллов.
9 августа, когда погода улучшилась, самолет вылетел из Маточкина Шара на о-в Диксон. Через 40 минут полета начался низовой туман. Летя над туманом, изредка все же удавалось наблюдать состояние моря. Лед был встречен между 72°30’N — 64°15’Е и 72°20’N—65°15’Е. У восточной кромки туман резко прекратился, и отсюда льдов не было замечено до самого о-ва Диксона.
С о-ва Диксона самолет вылетел в Игарку, зайдя по пути в факторию Юрибей, в заливе Гыда-Яма. Из Игарки самолет полетел обратно к о-ву Диксону, куда прибыл 15 августа. Штормовая погода задержала здесь самолет до 29 августа, когда он вылетел к мысу Челюскину. Сделав на пути посадку в заливе Миддендорфа, самолет благополучно достиг мыса Челюскина, где в то аремя находился л/п „Русанов". Находившийся на „Русанове" геолог Н. Н. Урванцев снабдил летчиков составленной им картой Северной Земли, после чего самолет немедленно снялся (вечером 29 августа) и взял курс на Северную Землю.
Мыс Неупокоева представлялся с самолета в виде низменного берега, с довольно значительными лагунами на его северозападной оконечности; около мыса были видны подводные камни. Пролив Шокальского был совершенно свободен от льда, пролив Красной Армии был весь забит льдом, а в проливе Юнг-Штурм находился лед, сплоченностью в 5—6 баллов. К северу от о-ва Пионер держался туман, вынудивший летчиков повернуть на юг, к о-вам Сергея Каменева. По словам А. Д. Алексеева, „более неприглядного места, чем архипелаг о-вов С. Каменева, трудно найти. Острова представляют собою каменистую косу, тянущуюся на 35 миль, с приглубыми берегами, высотой около 10 метров“. После кратковременной остановки у станции на о-вах Сергея Каменева самолет полетел к мысу Челюскину. Посадка была сделана в лагуне, расположенной в 1/2 милях к востоку от мыса Челюскина.
1 сентября самолет вылетел с мыса Челюскина на о-в Диксон. Обследование берега показало следующее. От мыса Челюскина до устья р. Таймыры защищенных бухт нет. В заливе Дика, где экспедицией Б. Вилькицкого поставлен знак, находятся два больших ящика от самолета Фарман; сам залив мелкий, пересечен кошками и, по мнению А. Д. Алексеева, для посадки непригоден. В Гафнерфьорде посадка возможна. Островок в бухте Паландера показан на карте южнее, чем он на самом деле находится.
О-в Таймыр разделен узким, идущим в меридиональном направлении проливом на две части, при чем берега восточной части острова изрезаны и представляют много удобных для посадок и стартов бухт. В бухте Миддендорфа обнаружены непоказанные на карте острова, сама бухта представлена на карте не вполне правильно. Пролив между о-вом Таймыр и материком очень узок и имеет подводные камни. Берег к западу от бухты Миддендорфа низменный, каменистый, бухтами небогат. Шхеры Минина крайне изрезаны и имеют много мест, удобных для отстоя самолета. Имеющиеся карты этого района совершенно не дают сколько-нибудь ясной картины береговой линии.
Сделав посадку в лагуне около зимовья „Зверобоя" и переночевав там, самолет на следующий день прибыл на о-в Диксон.
11 сентября самолет выполнил для Гидрографической экспедиции Убеко-Сибири рекогносцировочный полет по маршруту: о-в Диксон— устье р. Пясины — мыс Медведева — о-в Расторгуев — о-ва Каменные — мыс Двух Медведей — о-в Диксон. Во время этого полета на борту самолета находились начальник Гидрографической экспедиции, т. Воробьев и командир г/с „Циркуль", т. Рыбин. Установлено, что о-ва Плавниковые тянутся непрерывной цепочкой от мыса Медведева до о-ва Расторгуева. Последний остров имеет в середине узкую перемычку, у северовосточной его оконечности в море отходят каменные гряды. На южном берегу острова строилась фактория. Группа о-вов Каменных состоит только из двух островов, совершенно лишенных годных для посадки самолета мест.
По прибытии на о-в Диксон экспедиция получила сведения об аварии самолета Н-4 на Пясинском озере и 14 сентября вылетела в Дудинку, с запасным мотором и другими частями. В Дудинке выяснилось, что самолет Н-4 поломал коленчатый вал левого мотора и что экипаж, поставив самолет на зимовку, отправился пешком в Дудинку, куда он, действительно, и прибыл 14 сентября.
15 сентября самолет СССР Н-2, имея на борту экипаж самолета Н-4, вылетел в Игарку. 28 сентября он покинул Игарку и по маршруту Красноярск — Новосибирск — Омск — Свердловск — Сарапул — Самара— Сталинград направился в Севастополь для капитального ремонта.