Справка
об организации поисков людей, высадившихся на
плавсведства с п/х «Марина Раскова» и конвойных кораблей.
об организации поисков людей, высадившихся на
плавсведства с п/х «Марина Раскова» и конвойных кораблей.
12 августа 1944 г. в 08 час. 00 мин. самолет Н-275, пилотируемый летчиком подполковником т. Козловым М.Н., вылетел из авиапорта Диксон, имея задание обследовать Енисейский залив, с целью обнаружения находящихся там плотов леса и гидрографических судов «Циркуль» и «Мурманец», и далее следовать в Амдерму для приема на борт членов комиссии Главсевморпути и доставки их на Диксон.
Самолет Н-275 находился в распоряжении указанной выше комиссии и был временно прикомандирован к Штабу моропераций Западного района для замены самолета Н-325 (пилот капитан Стрельцов А.Т.), который в это время находился на ремонте в г. Красноярске.
11 августа, в связи с прибытием самолета Н-325 на Диксон, самолет Н-275 был откомандирован в распоряжение комиссии ГУСМП. Задание обследовать Енисейский залив было попутным. Кодовая таблица «АСЛР-44», выданная на самолет на время работы по ледовой разведке, 12 августа была сдана в штаб моропераций; на самолете остались только документы связи, необходимые для радиообмена в Арктике.
При следовании вдоль п-ова Ямал из-за плохой видимости самолет ошибся в точке поворота и вместе того, чтобы выйти на Амдерму, оказался значительно севернее ее. 12 августа в 15 ч. 10 м., получив привод на радиокомпас из Амдермы, легли на ИК-187°.
В 15 ч. 10 м., идя на высоте 50–100 метров, при плохой видимости (1–2 километра) командир самолета Н-275 через открытое боковое стекло пилотской кабины увидел разрывы снарядов вблизи самолета.
В 15 ч. 15 м. по курсу самолета, слева в расстоянии около 1 км, была обнаружена подлодка крупного тоннажа, шедшая контркурсом (курс самолета 187°), которая вела по самолету огонь из автоматической пушки. Экипаж самолета насчитал более 30 разрывов. Не имея вооружения, самолет увеличил скорость, вышел из зоны обстрела и потерял подлодку из видимости.
В 15 ч. 20 м. в Амдерму по таблице № 4 была дана радиограмма «Атакован подлодкой противника» без указания координат.
Указанная радиограмма была передана из Амдермы в Диксон по техническим причинам только в 16 ч. 55 м. серией «экстренно». В 17 ч. 15 м. она поступила в штаб моропераций, откуда в 17 ч. 17 м. была по телефону передана оперативному дежурному Карской ВМБ (военно-морской базы).
В 16 ч. 10 м. самолет пролетел над Амдермой, определился и путем обратного счисления определил точку встречи с подлодкой (ш. 70°10'. д. 62°30'). Командиром самолета было дано указание штурману т. Леонову немедленно сообщить точку встречи с подлодкой по радио открытым текстом. Штурман самолета видимо не понял приказания, и координаты переданы не были. Благодаря наличию большого наката самолет в Амдерме сесть не смог, а последовал в Усть-Кару, где сел в 17 ч. 20 м. После посадки в Усть-Каре выяснилось, что координаты встречи с подлодкой не переданы, в связи с чем т. Козлов немедленно по выходу на берег через рацию открыто передал указанные координаты. Точка встречи с подлодкой была получена в штабе моропераций в 18 ч. 50 м. и тут же передана ОД КВМБ (оперативному дежурному Карской военно-морской базы) по телефону.
В 19 ч. 40 м. в штабе морских операций была расшифрована телеграмма Козлова из Усть-Кары, в которой он сообщал указанные выше подробности встречи с подлодкой. В 19 ч. 45 м. содержание телеграммы было передано ОД КВМБ.
По имеющимся в штабе моропераций сведениям, Карская ВМБ дала оповещение о подлодке 12 августа в 19 ч. 50 м.
К указанному моменту штаб моропераций располагал сведениями о времени выхода п/х (пароход – С.Ш.) «Марина Раскова» из п. Молотовск. Сведений о дальнейшем продвижении парохода не имелось. На запросы штаба моропераций командование КВМБ сообщало, что сведений о проходе п/х «Марина Раскова» Новоземельских проливов не имеется. Надо полагать, что последнее не соответствовало действительности, т.к. к вечеру 12 августа п/х «Марина Раскова» подходил к границе оперативного района КВМБ (70 меридиан). Таким образом, в силу указанных обстоятельств штаб моропераций не имел возможности увязать обнаружение подлодки и ее курс с возможной опасностью для конвоя, в котором следовал п/х «Марина Раскова».
13 августа в 11 ч. 30 м. командир Карской ВМБ капитан 1 ранга т. Киселев С.В. сообщил начальнику морских операций о том, что им получена с одного из конвойных кораблей, сопровождающих п/х «Марина Раскова» (как позже выяснилось с АМ-116 (в источниках употребляется различная аббревиатура тральщиков – АМ, ТЩ, Т – С.Ш.)) искаженная телеграмма, из которой, однако, явствовало следующее:
1. п/х «Марина Раскова» торпедирован,
2. погибли 2 из 3-х АМ (как позже выяснилось АМ-114 и АМ-118), сопровождавших п/х «Марина Раскова»,
3. часть пассажиров находится на борту уцелевшего АМ.
По мнению командира КВМБ определенных оснований для того, чтобы делать окончательные выводы о потоплении п/х «Марина Раскова» не было. По его словам подробности были запрошены из Новоземельской ВМБ. Он также заявил, что оповещение о подлодке он дал, но мер никаких не предпринял, т.к. случай произошел не в его зоне.
14 августа в 11 ч. 30 м. начальник оперативного отдела КВМБ капитан 3 ранга т. Антонцев сообщил, что п/х «Марина Раскова» торпедирован и затонул, и что 13 августа в 01 ч. 30 м. в точке (здесь и далее по тексту – с координатами – С.Ш.) ш. 73°22' д. 66°35' оставлены на шлюпках личный состав и пассажиры в количестве 67 человек с кораблей, потерпевших аварию. Тов. Антонцев просил выслать в указанную точку самолет т. Козлова для розыска и оказания помощи людям, находящимся на шлюпках. По его заявлению самолеты КВМБ с погодой вылетят по аналогичному заданию. Несколько позже командир КВМБ письмом сообщил, что с п/х «Марина Раскова» по данным командира ОВРа (Охрана водного района) «Вайгач» подобрано и доставлено в Хабарово 145 человек; кроме того в районе гибели на 2 шлюпках осталось еще 60 человек.
Задание самолету Козлова на розыски шлюпок с людьми было немедленно дано, но им получено не было, т.к. он 14 августа в 11 ч. 20 м. вылетел с комиссией из Амдермы в Диксон. В воздух указаний дать не удалось из-за отсутствия кодовой таблицы. Однако из-за отсутствия летных условий и невозможности посадки в Диксоне из-за тумана самолет вынужден был повернуть обратно и в 15 ч. сел в Усть-Каре. Самолеты КВМБ также не летали по аналогичным причинам.
15 августа поиски осуществить также не удалось из-за отсутствия летной погоды.
16 августа в 04 ч. 30 м. пилот Козлов вылетел в район гибели п/х «Марина Раскова» в целях тщательного обследования места гибели и прилегающих к нему районов. В этом полете, не считая масляных пятен в 5–10 милях к северо-западу от места гибели, ничего обнаружено не было. В 13 ч. 20 м. Козлов вернулся в Усть-Кару. Самолеты КВМБ в этот район не летали, ссылаясь на отсутствие погоды. По имеющимся сведениям на поисках шлюпок с людьми в этом же районе работало 2 военных кораблях НЗВМБ (по-видимому, один из них катер БО). Как сообщил командир КВМБ, 16.08. самолет НЗВМБ (Новоземельской военно-морской базы) снял в районе гибели со шлюпки 7 человек и доставил их в Хабарово. По данным НШ БВФ (начальник штаба Беломорской военной флотилии) 16.08. в 16 ч. 35 м. в точке ш. 72°55' д. 70°10' самолет подобрал 18 человек; этот же самолет сообщил, что рядом находятся две группы: 6 и 3 человека, которым сброшено продовольствие. Снятый в числе 18 человек командир АМ-114 сообщил, что 16.08, утром, 11 человек ушли в поисках жилья. По его же данным в районе гибели п/х «Марина Раскова» остались 7 шлюпок и плотов с людьми. В каком направлении пешком или на шлюпке, по о. Белый или по Ямальскому берегу ушли эти люди, штабу моропераций выяснить не удалось. 16 августа начальник оперативного отделения КВМБ капитан 3 ранга т. Антонцев уточнил время торпедирования п/х «Марина Раскова» – 12.08.44 г. в 20 ч. 05 м., окончательное затопление 13.08.44 г. в 01 ч. 30 м.
16 августа в 17 ч. 20 м. Козлов вылетел из Усть-Кары и в 20 ч. 45 м. сел в Диксоне. Дальнейшее базирование на Усть-Кару было невозможно из-за отсутствия авиабензина на этой базе. При следовании на Диксон Козлов обследовал западное побережье п-ова Ямал, но никаких следов не обнаружил.
Дальнейшие поиски были затруднены тем обстоятельством, что с момента гибели судна прошло около 4-х суток. За это время оставшиеся на воде плавсредства могли быть отнесены на значительное расстояние от точки затопления судна ветром и течением, либо действиями пассажиров со шлюпок, если последние обладали какими-либо средствами активного продвижения. В распоряжении штаба морских операций не было данных о наличии на плавсредствах моторов, парусов, весел, компасов и других средств, которые помогали бы спасенным двигаться в желаемом направлении (в сторону о. Белый). Для определения наиболее вероятного местонахождения плавсредств были проанализированы направление и сила ветров, дувших с момента катастрофы и направление течений при этих ветрах. Этот анализ дал возможность определить район поисков к западу и югу от места гибели п/х «Марина Раскова».
17 августа в 21 ч. самолет Козлова вылетел из Диксона с задачей поисков плотов и шлюпок с людьми в район, ограниченный точками ш. 73°20' д. 69°55', ш. 73°55' д. 61°50', ш. 72°07' д. 61°55', ш. 71°50' д. 68°35'. Одновременно Козлову было предложено тщательно обследовать западный и северный берега п-ова Ямал, западный и южный берега о. Белый и пролив Малыгина. Самолет был снабжен ТУС (таблицей условных сигналов) «Пилот», разработанным в штабе моропераций для связи с самолетами. Опускавшийся до воды туман не дал возможности произвести поиск в северо-западной части маршрута и заставил значительно сократить первые два галса. В 04 ч. 07 м. 18 августа в точке ш. 72°30' д. 64°18' самолетом был обнаружен спасательный вельбот с людьми. В 04 ч. 20 м. у вельбота была произведена посадка и на борт самолета приняты все 25 человек, находившихся на нем. Крупная, хотя и полагая, волна заставила слить в воду 0,5 тонны горючего, после чего в 05 ч. 00 м. самолет оторвался от воды и пошел в воздух.
В 04 ч. 40 м. начальник штаба КВМБ капитан II ранга Васильев сообщил о том, что в 03 ч. 16 м. в точке с координатами ш. 73°55' д. 65°28' обнаружена работа рации подлодки и просил дать распоряжение Козлову обнаружить подлодку и задержаться над ней до прибытия самолетов КВМБ. Эта просьба не могла быть выполненной немедленно из-за отсутствия связи с самолетом Козлова, находящимся в этот момент на воде и занятым снятием людей с вельбота.
По получению донесения от Козлова о принятии им на борт 25 человек начальник морских операций сообщил об этом командиру КВМБ капитану 1 ранга т. Киселеву, указав, что не считает возможным приказать Козлову идти на поиски подлодки, чтобы не подвергать риску жизнь спасенных. Тов. Киселев с этим согласился. Помимо этого, учитывая наличие пассажиров, нуждавшихся в медицинской помощи и пресной воде, дальнейший полет по маршруту был прекращен, самолет вышел на западный берег п-ова Ямал и, следуя вдоль береговой черты, последовал на Диксон, где сделал посадку в 08 ч. 45 м. Спасенные были немедленно доставлены в порт, где им была оказана медицинская помощь. Если не считать пустого моторного бота (с АМ-114), обнаруженного самолетом в точке ш. 72°53' д. 70°04', других следов погибшего судна в обследованной части заданного маршрута не было.
18 августа к вечеру самолет Козлова был подготовлен к вылету, однако по просьбе командира КВМБ задержан в Диксоне для оказания помощи в снятии людей в случае нахождения их самолетом КВМБ, который должен был вылететь на поиски людей.
19 августа утром самолет КВМБ («Каталина»), пилотируемый летчиком Сокол, вылетел на поиски людей. В 13 ч. 55 м. в точке ш. 73°13', д. 64°10' он обнаружил кунгас с 37 человеками, сделал посадку около него и приступил к снятию людей. Однако из-за неумения организовать эту операцию и крупной волны удалось снять всего двух человек. Во время снятия этих людей клиппербот лопнул и один из членов экипажа самолета остался на борту кунгаса, причем снять его удалось прорулив вплотную к кунгасу, во время чего он прыгнул на поплавок, был поднят на крыло и перебрался в лодку. После этого попытки снять людей не были повторены, и самолет поднялся в воздух. С воздуха были сброшены 2 ящика с продовольствием, которые к счастью попали не в кунгас, а в воду. Один из этих ящиков ударился о борт кунгаса, в который попало несколько плиток шоколада. Остальное продовольствие погибло. Перед взлетом с плоскости (крыла – С.Ш.) в кунгас был передан анкерок с водой. Самолет не стал продолжать барраж над кунгасом, а вылетел в Диксон. На смену ему из Диксона вылетели 2 «Каталины» (один около 18 часов, второй около 20 часов 19.08), которые, обследовав район указанной точки, кунгаса не обнаружили. Погода к этому времени ухудшилась, и посадка на воду была невозможна (1). Начальник моропераций обратился к командиру КВМБ с просьбой выделить какой-либо корабль, который бы во взаимодействии с самолетами мог обнаружить кунгас и снять с него людей. Командир КВМБ ответил, что свободных кораблей нет, а снимать их с выполнения оперативных задач он не может. Штаб моропераций немедленно обратился с просьбой к руководству Главсевморпути о принятии мер через ГМШ (Главный морской штаб – С.Ш.) или БВФ о посылке военных кораблей в точку обнаружения кунгаса. 20 августа заместитель начальника УАФиП (Управления арктического флота и портов – С.Ш.) т. Еремеев сообщил, что командующий БВФ вице-адмирал т. Кучеров дал приказание в Белушью губу и Юшар (Югорский шар – С.Ш.) немедленно выслать к кунгасу корабли.
20 августа в 05 ч. 40 м. Козлов вылетел из Диксона в точку, указанную Соколом, имея задание обнаружить кунгас, в случае возможности сделать посадку и снять людей либо продолжать барраж над кунгасом до подхода кораблей или других самолетов. Тщательное обследование района не дало положительных результатов, невзирая на тесные галсы и видимость в основном 5–10 километров. Погода ухудшилась, море было штормовым и в 18 ч. 05 м. Козлов вернулся в Диксон, не обнаружив кунгаса. Видимо у Сокола была ошибка в исчислении.
Просьба штаба моропераций к КВМБ послать на смену Козлову военную машину не была удовлетворена, т.к. по сообщению НШ КВМБ (начальника штаба Карской военно-морской базы) самолеты были заняты другими оперативными задачами.
В течение 21 и 22 августа поиски не могли быть продолжены из-за отсутствия летной погоды. 21 августа заместитель начальника ГУСМП т. Новиков сообщил, что в районе поисков в течение пяти дней находится военное судно, которому сообщена точка кунгаса. Несколько позже из Архангельска поступило сообщение о выходе 20 августа в полдень из Юшара ТЩ (тральщика – С.Ш.) на поиски кунгаса. Однако, эти мероприятия без включения в поиски систематической работы авиации, не могли дать солидных шансов на успех.
22 августа к вечеру, когда наметилась возможность вылета Козлова на продолжение поисков, НШ КВМБ и НШ (начальник штаба – С.Ш.) моропераций был намечен план, по которому в случае, если Козлов найдет кунгас, он остается барражировать над ним, систематически давая пеленг для возможности выхода ТЩ к кунгасу. Помимо этого немедленно по обнаружению кунгаса к Козлову из Диксона вылетает самолет для наведения ТЩ на кунгас. По заявлению НШ КВМБ самолетам, выделенным на эту операцию, и ТЩ были даны соответствующие указания. Невзирая на значительное уменьшение сил ветра и изменение его направления, возможность посадки почти исключалась, т.к. море после шторма должно было препятствовать этому. Анализ ветрового режима за время с момента гибели п/х «Марина Раскова» до 22 августа дал основание предполагать, что кунгас находился где-то в районе катастрофы.
23 августа в 00 ч. 55 м. Козлов вылетел из Диксона, имея задание обнаружить кунгас и продолжать барраж над кунгасом до подхода к нему военного судна или до смены другим самолетом. В 08 ч. 15 м. в точке ш. 73°35' д. 67°25' Козлов обнаружил кунгас и в соответствии с заданием начал барраж, давая пеленг ТЩ. Посадка была невозможна из-за наличия большой волны. По подсчетам Козлова в кунгасе находилось 25 человек живых.
В 09 ч. 20 м. НШ КВМБ сообщил, что им дано указание ТЩ следовать к кунгасу. Кроме того, он обратился с просьбой к командиру конвоя речных судов, перегоняемых из р. Печора в р. Обь и находившихся у западного побережья п-ова Ямал, капитану 2 ранга т. Бауману послать к кунгасу один из конвойных кораблей. Одновременно НШ КВМБ заверил, что им немедленно будет выслан самолет. В 11 ч. 00 м. НШ КВМБ заявил, что самолеты КВМБ пока не вылетят к Козлову. Причины отказа он объяснить отказался. Это заставило штаб моропераций обратиться к руководству ГУСМП с просьбой ускорить мероприятия по снятию людей с кунгаса, т. к. это была последняя возможность их спасти.
В 12 ч. 30 м. командир КВМБ сообщил, что самолеты КВМБ не могут вылететь из-за отсутствия погоды. Последнее не соответствовало действительности, т.к. по данным бюро погоды Диксон погода, как по маршруту, так и в районе барражирования Козлова стояла отличная. Однако по требованию КВМБ Козлов был запрошен о состоянии погоды. По его данным в его районе была облачность 300–600 метров, видимость 20–50 км, ветер вест 4, температура +3, т.е. все говорило о полном отсутствии препятствий для полета. После уточнения данных погоды командир КВМБ заявил, что самолеты КВМБ не смогут вылететь из-за того, что во время полета они будут застигнуты темным временем для полета, в котором летчики КВМБ не вывозились. Последнее также не выдерживало критики, т.к. настоящей темноты в то время еще не было, и горизонт был виден. В 15 ч. 10 м. штаб моропераций вынужден был сообщить Козлову, что самолета ему на смену не будет; одновременно ему было приказано продолжать барраж до последней возможности в надежде на то, что за это время к нему подойдет ТЩ, хотя позиция последнего и не была известна. В 17 ч. 25 м., сознавая обреченность людей на кунгасе и потеряв надежду на приход ТЩ, Козлов сделал посадку у кунгаса. Невзирая на тяжелые условия, посадка прошла благополучно и экипаж, закрепившись на коротком конце за кунгас, приступил к снятию людей. Как выяснилось на кунгасе осталось в живых всего 14 человек, причем со времени начала барражирования до момента посадки умерло 5 человек. В 18 ч. 50 м. посадка оставшихся в живых 14 человек на самолет при помощи клиппербота была закончена. В связи с тем, что при том состоянии моря возможность взлета была исключена, самолет лег в дрейф и в 19 ч. 15 м. начал рулежку в пролив Малыгина, где взлет был возможен. По получению известия от Козлова о рулежке по договоренности с КВМБ были подготовлены и в 03 ч. 00 м. 24 августа погружены на ТЩ горючее, шланг и насос для доставки Козлову на тот случай, если у него не хватит горючего. В 01 ч. 00 м. 24 августа к Козлову из Диксона вылетел самолет КВМБ (летчик Федуков) для наведения Козлова на пролив Малыгина и для наведения ТЩ на самолет Козлова. В 03 ч. 00 м. у Козлова начал сдавать правый мотор, однако рулежка продолжалась. В 07 ч. 27 м. у пролива Малыгина к самолету Козлова подошел ТЩ-60, наведенный Федуковым, и приступил к снятию спасенных с самолета (13 человек, 1 человек – Мамедов в 03 ч. 30 м. 24 августа скончался на борту самолета). В 08 ч. 50 м. ТЩ-60 взял на буксир самолет Козлова и повел его в пролив Малыгина, где в 10 ч. 40 м. самолет поднялся в воздух. В 12 ч. 45 м. Козлов прибыл в Диксон и приступил к ремонту правого мотора. 25 августа в 24 ч. 00 м. Козлову было дано задание вылететь на продолжение поисков, но из-за шторма в течение 26 августа вылет не состоялся. 27 и 28 августа самолет Козлова был отвлечен на поиски г/с «Норд», который 26 августа 05 ч. 15 м. подвергся нападению подлодки. Во время полета 28 августа на самолете Козлова начал сдавать левый мотор, в связи с чем дальнейшие поисковые работы самолет продолжать не мог и 31 августа вылетел в Тикси на ремонт.
27 августа в 14 ч. 20 м. в Диксон прибыл самолет Н-339 (командир самолета Черевичный, штурман Зубов), которого штаб моропераций просил с 24 августа для усиления поисковой работы. 28 августа Черевичный летал на поиски следов г/с «Норд», и только 29 августа 00 ч. 25 м. вылетел на поиски людей с п/х «Марина Раскова». В 16 ч. 15 м. Черевичный вернулся в Диксон, не обнаружив живых людей.
На этом штабом моропераций поиски людей с п/х «Марина Раскова» были прекращены, т.к. 31 августа Черевичный был также отправлен в Игарку на профилактический ремонт, т.к. моторы на самолете отработали без осмотра более 300 часов. Самолет Н-325 (пилот Стрельцов), обслуживающий ледовой разведкой переход каравана л/к (ледокол, точнее – ледокольный пароход – С.Ш.) «И. Сталин», не мог быть снят на поисковую работу.
Всего за время поисков самолет Н-275 (пилот Козлов, штурман Леонов) за 4 полета налетал 69 часов 00 м. и самолет Н-339 (пилот Черевичный, штурман Зубов) за один полет – 15 ч. 50 м., всего – 84 ч. 15 м. За это время самолетом Козлова совершено 2 посадки в море и снято 39 человек, из которых один скончался в самолете.
Каких-либо определенных данных о поисковой работе, проведенной Новоземельской ВМБ, в распоряжении штаба моропераций не имеется. По данным НЗВМБ самолетами базы подобрано 28 человек.
Самолетами Карской ВМБ была осуществлено 10 полетов с общим налетом 80 ч. 23 м. За это время снято 2 человека.
Таким образом, за все время поисков было снято самолетами ГУСМП (Главное управление Северного морского пути) и ВВС (Военно-воздушные силы) БВФ 69 человек.
Сведений о поисках людей судами БВФ в распоряжении штаба моропераций не имеется. Сведений о спасении людей судами БВФ не поступало.
Всего по имеющимся сведениям на борту п/х «Марина Раскова» находилось: пассажиров 302 человека, экипаж 57 человек. Кроме того на АМ-114 и АМ-118 было около 160 человек. Всего на всех погибших судах (находилось – С.Ш.) 519 человек. Из этого количество подобрано:
АМ-116 12–13 августа – 178 чел., из них 145 чел. с п/х «Марина Раскова» и 33 чел. с АМ-118 и АМ-114 (документальное подтверждение имеется только о 145 чел. с п/х «Марина Раскова», цифра 178 чел. возможно неточна) – доставлены в с. Хабарово, из которых 123 чел. в последующем доставлены на Диксон.
Самолетом Н-275 18 августа – 25 человек. Доставлены на Диксон.
Самолетом НЗВМБ 16 августа – 18 человек и еще 10 человек (дата неизвестна). Всего 28 человек. Доставлены в Белушью губу.
Самолетом КВМБ (летчик Сокол) 19 августа – 2 человека. Доставлены на Диксон.
Самолетом Н-275 23 августа – 14 человек, переданы на ТЩ-60, который 26 августа доставил их на Диксон.
Таким образом, из общего количество 519 человек, находившихся на борту погибших судов, спасено 247 человек.
На вопрос – могла ли быть цифра спасенных значительно увеличена, можно ответить утвердительно. Об этом говорят следующие факты:
1. С п/х «Марина Раскова», который находился на плаву около 7–8 часов, сошли все пассажиры и экипаж (не считая женщин и детей, высадившихся на АМ-114) и были, в конечном счете, размещены на плавсредствах, которые давали возможность людям продержаться в море значительное время.
2. При организованной посадке за время, которое п/х «Марина Раскова» находился на плаву, всех высадившихся можно было снабдить достаточным количеством теплой одежды, продовольствия и средствами активного передвижения (парусами, веслами, шлюпочными компасами).
Факты говорят о том, что при посадке со стороны экипажа п/х «Марина Раскова» не было проявлено сколько-нибудь заметного руководства. Основная масса пассажиров высаживалась на плавсредства, организуя спуск последних по собственной инициативе и разумению. Не было организовано распределение членов экипажа, имеющих достаточный опыт по плавсредствам. Наконец, подавляющему большинству высадившихся на плавсредства не было известно о наличии неприкосновенного запаса продовольствия и теплой одежды на спасательных средствах (плотах), люди с которых, пересаживаясь на другие плавсредства, не использовали этого запаса. Вместе с тем из 84 пассажиров, имевшихся на кунгасе, который обнаружил летчик Сокол, а затем Козлов, 68 человек умерли от голода, жажды и отсутствия достаточного количества теплой одежды.
3. Не было какого-либо единого плана поисков и руководства ими. Если бы при ближайшей летной погоде в операцию были включены все самолеты и суда, которые принимали участие в поисках в тот или иной их период, действуя по согласованному, продуманному плану, координируя свою работу, район поисков мог бы быть значительно расширен, детально осмотрен и если не все, то подавляющее большинство людей было бы спасено еще 16 августа (первая дата с момента катастрофы с хорошей летной погодой).
Фактически же каждая из организаций, участвующая в поисках (ГУСМП, КВМБ и НЗВМБ), действовала автономно, не согласовывая своей работы. Попытки штаба моропераций установить контакт в этом вопрос с КВМБ не дали никаких результатов, т.к. со стороны командования последней не было ни желания по настоящему организовать поиски (ссылка на отсутствие погоды, темноту, более важные оперативные задачи и проч.), ни увязывать свои действия в этом направлении со штабом моропераций.
4. Штабу моропераций неизвестны действия НЗВМБ, но организация поисковой работы самолетов КВМБ оставляет желать лучшего. Все полеты в основном производились в районе непосредственно прилегающем к месту катастрофы или о. Белый без учета ветра и течений. Сами маршруты были построены так, что не давали возможности детально обследовать тот или иной район, и могли быть рассчитаны только на случайную встречу. Галсы, как правило, не привязывались к береговым ориентирам, что не давало возможности вести правильное счисление.
К настоящей справке приложены все материалы, отражающие организацию и проведение поисков штабом моропераций, а также прочие материалы, имеющиеся в распоряжении штаба моропераций, относящиеся к гибели п/х «Марина Раскова».
Приложение:
Начальник моропераций западного р-на Арктики (А. Минеев)
Начальник штаба (И. Стоянов)
Отпечатано 3 экз.
Нач. УАФиП т. Еремееву.
… и 3 – в дело.
…09.1944 г. исп. Стоянов.
(1). По сообщение людей, снятых Козловым с кунгаса, после ухода Сокола они слышали шум моторов двух самолетов, которые летали над низкой облачностью и потому кунгаса не видели. Люди с кунгаса самолетов также не видели.