Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 27 Март 2013 09:47


Общая информация

Траснспортные операции

Научные экспедиции

Научно-практические рейсы

Спасательные экспедиции

Экспедиции особого назначения

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 28 Март 2013 10:34

«Восточно-Сибирская Правда», №83, пятница 10 апреля 1936 г.

 N83-1936 10 апреля.jpg
Накануне навигации в Арктике.

В беседе с сотрудником «Известий», начальник морского управления Главсевморпути тов. Крастин рассказал о плане работ полярного флота в навигацию 1936 года.
Если прошлый год был пробным годом эксплоатации Северного морского пути, то нынче полярные корабли широко развернут нормальную работу. Значительно увеличился поток отправляемых на север грузов. Достаточно указать и то, что грузооборот увеличится в этом году на 22 процента, а если считать в тонно-милях, то увеличение грузооборота составит 87, 7 процента. В навигацию прошлого года пролив Вилькицкого прошли с востока на запад 14 судов, нынче же в этом же направлении пройдет около 30 пароходов.
В прошлые годы большинство судов направлялись за лесом в Игарку пустыми. Нынче же 75 процентов полярного морского флота пойдет из Мурманска с грузами для Дудинки и острова Диксона. Это мероприятие значительно снизит себестоимость грузоперевозок и даст возможность избежать холостых пробегов судов.
Сильно расширяются морские операции в бухте Нордвик, где начинается нынче разработка каменной соли. В реку Лену и бухту Тикси войдут восемь пароходов в то время, как в прошлом году мы посылали туда лишь пять. Наконец, впервые из Архангельска и реку Индигирку и на Ляховские острова выйдет грузовой лесовоз «Правда». Из Архангельска пойдут три грузовых парохода к устью реки Колымы, которые должны будут вернуться обратно в ту же навигацию.
Сквозным путем с запада на восток, вдоль всего северного побережья отправляются четыре парохода: «МОЛОТОВ», «КРЕСТЬЯНИН», и пришедшие в прошлом году из Владивостока «АНАДЫРЬ» и «СТАЛИНГРАД». Эти суда доставят на Дальний восток 12 тысяч тонн грузов.
С востока пойдут в сквозное плавании пароходы «ИСКРА» и «BAHЦETТИ», которые в 1935 году прошли этот путь в обратном направлении. В этом году Главсевморпуть получает от Наркомвода 33 новых парохода.
Наряду с увеличением морских операций значительно вырастают речные перевозки, особенно по рекам Енисею и Пясине, где грузооборот будет на 138 процента выше прошлогоднего. Грузооборот на Лене вырастет на 90 про центов. Наконец, впервые получат самоходные суда (пароходы) реки Индигирка и Яна.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 03 Апрель 2013 18:53

"Советский Сахалин", 1936 № 236 (11, октябрь)

 Советский Сахалин, 1936 № 236 (11, октябрь).jpg
По Советскому Союзу

Победа Арктической навигации

МОСКВА, 8 (ТАСС). Вдоль Северного морского пути в этом году двигалось почти вдвое больше кораблей, чем в прошлом. Последние радиограммы капитанов кораблей, находящихся в Арктике, по словам "Правды", свидетельствуют об исключительном успехе полярной навигации, несмотря на чрезвычайно тяжелые ледовые условия.
В средние лета казалось, что сплошные ледовые барьеры, стоявшие в северо-восточной части Карского моря, сорвут навигацию. За последние годы такой сложной обстановки не бывало. Однако, умелое маневрирование мощными линейными ледоколами "Красин", "Ермак" и "Ленин", блестяще налаженная связь, своевременная воздушная разведка, быстрота и смелость решений обеспечили успех.
Данные дислокации судов на 7 октября наглядно это подтверждают. Пароходы "Свердловск", "Урицкий“, "Товарищ Красин", "Микоян" и "Смоленск" доставили грузы на Чукотку и Колыму и сейчас завершают рейсы. Пароходы "Искра" и "Ванцетти", идущие из Владивостока сквозным путем на запад, выполнили свои задания, зашли на Игарку за лесом и, приняв полные трюмы экспортной древесины, следуют дальше: "Искра" идет в Мурманск, а "Ванцетти" в Менждон. (может в Лондон?)
"Игарка", "Беломорканал", "Моссовет" и "Косарев" прибыли в устье Лены, разгрузились и сейчас подходят к причалам Архангельска; "Игарка" уже отшвартовалась у берегов Северной Двины. Пароходы "Рабочий" и "Володарский" сдали свой груз в устье Колымы и сейчас, ведомые „Красиным", идут по чистой воде к Берингову проливу.
О блестящем рейсе каравана "Литке" уже писалось. Все остальные суда сквозного плавания столь же благополучно заканчивают свои походы.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 19 Июнь 2013 20:33

Советский Сахалин, 1936 № 058, 11 марта

 Советский Сахалин, 1936 № 058, 11 марта.jpg
Ледокол "Красин" готовится к рейсу в Арктику
Краснознамённый ледокол "Красин" заканчивает подготовку к предстоящему рейсу в Охотское море, 25 марта ледокол выходят в Ногаево, по возвращении станет на социальный ремонт, чтобы во второй половине июня выйти в рейс в Арктику. В текущем году "Красин" совершит проводку 12 судов, которые должны будут пройти через Арктику.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 19 Июнь 2013 20:36

Советский Сахалин, 1936 № 074 (30, март)

 Советский Сахалин, 1936 № 074 (30, март).jpg
В Арктике будет построено шесть новых портов
МОСКВА, 25 (ТАСС). В Главном управлении Северного морского пути заканчивается обработка материалов, добытых в изыскательских экспедициях, проведенных в 1935 году. На основании этих материалов, — как сообщает Труд" - определяются места для постройки шести новых портов в Арктике.
В настоящее время начинается проектирование двух портов, которые будут строиться в этом году в заливах Амдерма и Нордвика.
На строительство порта в заливе Амдерма, в окрестностях которого находятся богатейшие залежи руды, ассигновано четыре миллиона руб лей. Там будут построены два причала, дамба, складские помещения и жилые, дома.
Через порт Нордвика будет вывозиться главным образом соль. Точная сумма, которая будет отпущена на строительство порта, еще неизвестна. Приблизительно, она будет составлять 35 миллионов рублей.
В текущем году начинаются подготовительные работы к возведению портов в бухте Провидение и реке Колыме, основное строительство кото-рых начнется в 1937 году. Первый будет служить перевалочным пунктом для угля и грузов, предназначенных для снабжения Арктики, второй является основным перевалочным пунктов товаров, следующих в глубины Якутии и Северного края.
Места строительства двух последних портов, которые, как и четыре первых, будут расположены на трассе великого Северного морского пути, — еще не определены.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 19 Июнь 2013 20:39

Советский Сахалин, 1936 № 077 (3, апрель)

 Советский Сахалин, 1936 № 077 (3, апрель).jpg
Пароходы "Сталинград" и "Анадырь" пойдут в порты Дальнего Востока


Пароходы "Сталинград" и "Анадырь" в прошлом году впервые в истории торгового мореплавания прошли по Великому Северному морскому пути из Владивостока в Ленинград. В конце июня или в первых числах июля, по сообщению "Комсомольской правды", "Сталинград" и "Анадырь" повторяют этот свой переход с запада на восток. Они выйдут из Ленинграда с грузом, который будет доставлен в различные порты Дальнего Востока.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 19 Июнь 2013 20:43

Советский Сахалин, 1936 № 084 (11, апрель)

 Советский Сахалин, 1936 № 084 (11, апрель).jpg
Ледокол "Красин" вышел на север

ВЛАДИВОСТОК, 7 (ДальТАСС). Вчера вечером краснознаменный ледокол "Красин" вышел на север. Ледокол должен провести в тяжелых навигационных условиях через льды Охотского моря суда "Смоленск" и "Уэллен", идущие в Нагаево. Суда вышли в Нагаево из Владивостока вчера утром.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 19 Июнь 2013 20:49

ВСП 1936 № 086 (14 апреля)

 ВСП 1936 № 086 (14 апреля) Литке на Шпицберген.jpg
Ледокол „Литке" держит курс на Шпицберген.
АРХАНГЕЛЬСК, 12 (ТАСС). Ледокол "Литке" вчера вечером покинул Мурманский порт, взяв курс на остров Шпицберген. В случае благоприятного состояния льдов вслед за «Литке» (по его вызову) выйдут 7 советских пароходов. Они возвратятся с полных грузом угля, добытого на советских рудниках Шпицбергена.

Советский Сахалин, 1936 № 092 (21, апрель)

 Советский Сахалин, 1936 № 092 (21, апрель).jpg
По радио
Ледокол "Литке" на пути к Шпицбергену

АРХАНГЕЛЬСК, 15 (ТАСС). Ледокол "Литке" на пути к Шпицбергену попал в одиннадцатибальный шторм. Залит водой носовой трюм, унесен трап, сорвано несколько вентиляторов. Вечером шторм прекратился. Команда приводит корабль в порядок. Начата откачка воды из трюма. С палубы скалывается намерзший лед. Завтра "Литке" ожидается в Баренцбурге. Вслед за ледоколом идут пароходы "Красное знамя", "Беломорканал".
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 20 Июнь 2013 19:50

Советский Сахалин, 1936 № 127 (4, июнь)

 Советский Сахалин, 1936 № 127 (4, июнь).jpg
Открылась навигация в Колыме
30 мая по реке Колыме пошли первые пароходы "Якут" и "Эвен".
Пароходы ведут баржу с грузом для горных районов.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 20 Июнь 2013 19:57

Советский Сахалин, 1936 № 129 (6, июнь)

 Советский Сахалин, 1936 № 129 (6, июнь).jpg
Экспедиции Главсевморпути


По сообщению из Владивостока, Дальневосточное управление Главсевморпути закончило постройку двух электромаяков, которые впервые устанавливается на восточном побережье Берингова моря в пунктах Уэллен, Чаплино. заканчивается постройка 21 опознавательного знака, в том числе 16 осветительных. Для определения астрономических пунктов и установки знаков, снаряжается астрономическая партия, которая пройдет по всему восточному побережью Берингова моря.
В этом году управлением намечены большие; гидрографические работы, и сформированы три экспедиции: одна по изучению реки Анадырь с точки зрения судоходства, другая в Чаунскую губу для промерки глубин и третья в устье Колымы, Все экспедиции едут с зимовкой. Научные работники экспедиции в конце мая выехали из Ленинграда во Владивосток.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 20 Июнь 2013 20:05

А дальше началися съезды, спектакли, пленумы, аресты.
Когда закончились процессы, все съехали, кто в Крым, кто в Магадан...
Корреспонденты тоже утомилось и, на другие темы подключились.
А навигация, меж тем началась и, потихоньку к цели пробиралась...
И вот пришел октябрь...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 24 Июнь 2013 10:00

ВСП 1936 № 229 (4 октября)

 ВСП 1936 № 229 (4 октября) Пясина.jpg
Самолеты вывезут с Пясины 285 человек.

Из-за тяжелых ледовых условий, обмеления реки и раннего наступления холодов на реке Пясине (Таймырский полуостров) остались на зимовку 40 судов.
Большинство людей, находящихся на судах, должно быть вывезено на самолетах. Сейчас к вывозке их с Пясины приступили летчики Задков и Козлов — на "летающих лодках" и лётчик Еременко — на тяжелом гидросамолёте. В течение нескольких дней предстоит вывезти 285 человек.
Судовым командам каравана, остающимся на зимовке, из Игарки и Красноярска на самолетах отправлены валенки, полушубки, тёплые куртки ж рукавицы. Материалы для зимнего ремонта судов дает строительство Норильского комбината. Для связи с пясинскими зимовщиками в Дудинке остается зимовать отряд енисейской авиалинии, имеющий в своем составе самолеты "П-5" и "У-2".
Быстро надвигается зима. Дни стали короткими. Берега реки покрываются снегом. Ночью наблюдаются отблески северного сияния. Все суда удалось ввести в Пясинское озеро. Пароходы "Молотов" и "Лесник" сейчас буксируют суда к пристани.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 24 Июнь 2013 10:05

Советский Сахалин, 1936 № 234 (9, октябрь)

 Советский Сахалин, 1936 № 234 (9, октябрь).jpg
Ледокол "Красин" успешно закончил операцию
Зимующих судов в Арктике нет

ХАБАРОВСК, 7 (ДАЛЬТАСС). В период от 25 сентября до 5 октября "Красин" успешно выполнил операцию. В условии тяжелой ледовой обстановки в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, при наличии ограниченных запасов угля и пресной воды "Красин" прорвался на Колыму. По пути следования, встретив в проливе Лонг и на участке мыс Беринг — мыс Козьмина крепко спаянные морозом тяжелые торосистые поля, в течении 27—29 сентября "Красин" напряженно пробирался переменными ходами, взрывая непреодолимые перемычки льдов аммоналом. Близ Чаунской губы освободил дрейфовавшие в тяжелых льдах сквозные корабли "Сталинград" и "Крестьянин". Первого октября он вышел из Колымы с лесовозами "Рабочий", "Правда" и "Володарский", прибившими с грузами из Архангельска.
Имея задание тов. Шмидта вывести их, на Восток, в течении двух суток пробивался в сплошном поле смерзшегося многолетнего торосистого льда в районе мыса Большой Баранов. 3 октября "Красин" вывел корабли в зону проходимых пловучих льдов. 5 октября в 22 часа, отклонившись от берегов к северу от середины залива Лонга, "Красин" благополучно вывел корабли безаварийно на открытую воду. Сейчас караван идет к Берингову проливу по чистой воде.
Ледовые операции в восточной Арктике закончены. 8 октября последние арктические суда пройдут Берингов пролив и пойдут на юг. Предельным сроком выхода судов из Колымы, с гарантией не зазимовать, считалось первое сентября. Благодаря умелому оперативному руководству, наличию мощного ледокола, отлично работающей в трудных летных условиях полярной авиации, широкому охвату арктических берегов сетью полярных станций — арктическая навигация продлена на месяц. Зимующих судов в Арктике в 1936 году нет.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 27 Июнь 2013 09:34

Белов М.И. История открытия и освоения СМП. Том IV.

ГЛАВА 5
ПЕРВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ (1935-1940 гг.)
(Фрагмент)

План и задачи навигации 1936 г.

Составлению и уточнению плана навигации 1936 г. предшествовал ряд совещаний. Так, 25 января 1936 г. в Кремле ЦК ВКП (б) и СНК СССР устроили прием хозяйственников, политработников, летчиков и моряков Главсевморпути {6}. Выступившие на совещании начальники теруправлений, политотделов и капитаны говорили о большой работе, которую проделали в 1935 г. на далеком Севере советские люди, и о трудностях, стоящих на пути освоения Арктики.
Последовал ряд организационных мероприятий. 25 февраля был принят план северных морских перевозок и экспедиций по Северному морскому пути на 1936 г.
По этому плану Главсевморпути было обязано перевезти на своих судах и судах Наркомвода 276, 4 тыс. т грузов. Грузы направлялись: из Ленинграда во Владивосток на четырех судах; из Владивостока в Мурманск с разгрузкой на Колыме и с погрузкой в Игарке экспортными материалами на двух судах; из Мурманска и Архангельска в устье Лены (с использованием в обратном направлении под игарский

{6} На приеме в Кремле. «Сов. Арктика», 1936; № 3, стр. 6—27.
[172]

лесоэкспорт) — на восьми судах; из Архангельска на Колыму — на четырех судах; в прочие пункты Арктики (в том числе и из Владивостока на Колыму) — 13 судов. Снаряжалась вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко». В связи с начавшейся добычей нордвикской соли из Владивостока за ней выходил в пробное плавание один пароход.
В постановлении было обращено внимание на расстановку ледоколов, которых по-прежнему не хватало. Ледоколы «Ленин» и «Ермак» оставались на западном участке, л/р «Ф. Литке» — на центральном и л/к «Красин» на восточном. Правительство обращало внимание на необходимость авиаразведки ледовых условий. Для этого дополнительно были предоставлены пять самолетов.
Наркомвод в аренду Главсевморпути передал 31 пароход. Это были не одинаковые по своим качествам суда. В первую группу входили лесовозы новейшей постройки, обладавшие достаточно прочными корпусами, — «Моссовет», «Беломорканал», «Рабочий», «Диксон», «Игарка». Их грузоподъемность — около 3400 т, скорость хода — 11 узлов, мощность главных машин 1500—1700 л. с. Вторую группу судов составляли лесовозы более ранней постройки — «Искра», «Ванцетти», «Правда», «Крестьянин», «Мироныч» и др. Их грузоподъемность 2830—2880 г, скорость хода 8—8, 5 узлов, мощность машин не превышала 950 л. с. В третью группу входили суда — «Сталинград», «Анадырь», «Свердловск», «Смоленск». Их грузоподъемность до 2120 г, скорость хода — 10, 5 узлов, мощность машин до 1500 л. с. Корпуса этих пароходов были приспособлены к плаванию во льдах. Таким образом, только суда первой и третьей группы могли считаться пригодными к арктическому плаванию. Четвертая группа судов — «Ока», «Десна» и «Чернышевский» совершенно не годилась для этих целей. Поэтому Морской регистр СССР дал им разрешение на плавание в ограниченном районе.
28 апреля при начальнике Морского и Речного управлений Главсевморпути состоялось совещание, утвердившее график движения судов. Одновременно подготовка к навигации шла в портах отправления, на полярных станциях и на судоремонтных заводах.
К 1 марта руководители арктической навигации располагали долгосрочными прогнозами ледовитости, которая внушала большую тревогу, особенно на западном участке. В северо-восточной части Карского моря на пути от о. Диксон к проливу Вилькицкого была предсказана тяжелая ледовая обстановка на весь период плавания. Предсказывалось и раннее замерзание. 25 мая на втором заседании Бюро прогнозов еще раз предупредило Главсевморпути об ожидаемой сильной ледовитости восточной части Карского моря. К сожалению, руководители морских операций не учли этих предупреждений и спланировали проведение навигации, исходя из благоприятной обстановки 1935 г. {1}.

{1} Навигация 1936 г. освещена в следующих работах: О. Ю. Шмидт. Основные задачи Главсевморпути в 1936 году. Совещ. хоз. работников системы Главсевморпути при СНК СССР. Стеногр. отчет. Л., 1936, стр. 7—30; О. Ю. Шмидт. Наши задачи в 1936 году. «Сов. Арктика». 1936, № 3; Э. Ф. Крастин. Накануне навигации 1936 года. «Сов. Арктика», 1936, № 3; И. А. Лукашевич. Мурманск к навигации 1936 года. «Сов. Арктика», 1936, № 5; И. В. Алимов. Наш речной флот ев 1936 году. «Сов. Арктика», 1936, № 5; Э. Ф. Крастин. Навигация в 1936 году. «Сов. Арктика», 1936, № 6; Н. А. Белоусов. Сквозные рейсы. «Сов. Арктика», 1936, № б; В. И. Воробьев. Гидрография Главсевморпути в 1936 году. «Сов. Арктика», 1936, № 6; В. И. Воронин. Ледокол «Ермак» в навигацию 1936 года. «Сов. Арктика», 1936, № 10; М. Д. Риу. К берегам Якутии. «Сов. Арктика», 1936, № 10; Я. Я. Гаккель. Арктическая навигация 1936 г. Бюлл. Аркт. ин-та, 1936, № 10—11; Е. С. Xациалов. Речной флот Главсевморпути в навигацию 1936 года. «Сов. Арктика», 1936, № 12; В. И. Воробьев. Гидрографические работы в Арктике. «Сов. Арктика», 1936, № 12; О. Ю. Шмидт. Полярная магистраль. «Сов. Арктика», 1936, № 12; О. Шмидт, С. Бергавинов. Арктическая навигация успешно завершена. «Сов. Арктика». 1936, № 12; А. А. Ершов. Партработа в Арктике (В навигацию 1936 года). «Сов. Арктика», 1937, № 1; Анализ арктической навигации 1936 года, ч. I и II. Фонды ААНИИ, Р-2794, Р-2795.
[173]

Навигация 1936 г. в западном районе

По примеру прошлого года на ведущих ледоколах были созданы группы по руководству операциями. В западном районе эту группу из двух человек возглавлял начальник Морского управления Главсевморпути Э. Ф. Крастин, в восточном районе — начальник Дальневосточного теруправления Пошеманский. Группы состояли, кроме начальника операций, из синоптика и гидролога.
Первым на проводку судов вышел л/к «Ермак» (капитан В. И. Воронин). 18 июля через Маточкин Шар он направился в сторону о. Диксон, производя ледовую разведку. Достигнув о. Белого и не встретив тяжелых льдов, ледокол повернул назад и 24-го начал проводку первого каравана из шести судов.
Неорганизованно проходила работа ледовой авиаразведки. Летчик А. Д. Алексеев с запозданием прибыл в Югорский Шар, а летчик М. И. Козлов не смог вылететь на разведку до 5 августа из-за тумана. Это привело к тому, что путь каравана между островами Белым и Диксон не был своевременно освещен разведкой.
Суда, прибывшие к о. Вилькицкого 26 июля, вынуждены были простаивать до прихода «Ермака». Последний в течение суток 27 июля в 6—7-балльном льду проложил дорогу каравану к о. Диксон. К этому времени ледовая обстановка резко улучшилась и второй караваи 25—31 июля прошел Карское море, не встретив серьезных ледовых препятствий.
Л/к «Ленин», стоявший у кромки льдов севернее о. Белого, страховал суда на случай неожиданных подвижек льда. С начала августа весь путь через юго-западную часть Карского моря был свободен для прохода судов, которые своим ходом при патрулировании л/п «Малыгин» вполне справлялись с задачами рейса.
Очень плохо работала авиаразведка в восточной части моря. Запланированный на 26 июля первый облет (летчик М. И. Козлов) не состоялся. 31 июля л/к «Ермак» направился от о. Диксон к о-вам Скотт Гансен. В конце первых же суток плавания у о-вов Каменных ледокол встретил поля 10-балльного торосистого льда. Сначала предположили, что это — небольшая перемычка льда, и решили ее форсировать. Однако 31 июля, 1 и 2 августа ледокол продвигался вперед за вахту иногда всего на 8—12 миль. Наконец, у о. Рингнес «Ермак» уперся в гряду непроходимых льдов и вынужден был вернуться назад.
Стало совершенно ясно, что прогноз тяжелой ледовой обстановки в восточной части Карского моря вполне оправдался и что в этом году плавать будет трудно. Поэтому 2 августа О. Ю. Шмидт, находившийся во главе каравана специальных судов на л/р «Ф. Литке», утвердил представленный руководством навигации новый план расстановки ледокольных сил. В восточную часть Карского моря направлялись ледоколы «Ленин», «Ермак», л/р «Ф. Литке» и все ледокольные пароходы, научно-исследовательские рейсы которых, в том числе и высокоширотные плавания, отменялись.
[174]

5 августа М. И. Козлов смог, наконец, подняться в воздух и произвести первую авиаразведку. Она подтвердила самые худшие опасения: по всему маршруту от о. Диксон до о-вов Арктического Института и оттуда к о. Белуха летчик наблюдал тяжелые льды под берегом. В районе мыса Челюскин отмечались подвижки льда и появились разводья. Полыньи и разводья встречались от мыса Стерлегова в сторону о. Русского и о-вов Кирова.
При серьезном анализе этих данных можно было прийти к выводу о возможности прохода судов к проливу Вилькицкого в отдалении от берега. К сожалению, руководство операцией не проявило настойчивости в изучении такой возможности. Все надежды оно возлагало на проход судов у берега, где пока стояли невзломанные льды. «Ермак» попытался найти путь в некотором отдалении от берега в направлении о-вов Арктического Института и вызвал к себе 11 августа с о. Диксон первый караван.
Начался второй и самый трудный этап навигации. «Ермак» встретил суда и, построив их в большую кильватерную колонну, повел караван в избранном направлении. 13 августа продвижение прекратилось. Караван был задержан полями тяжелых льдов. 14-го он вернулся назад. Затем «Ермак» предпринял разведку под берегом к п-ову Михайлова. Вблизи от него встретился слабый лед, и ледокол, вернувшись к своему каравану, повел его на восток уже под берегом. На небольшом расстоянии от каравана «Ермака» следовал караван л/р «Ф. Литке» и временно приданный ему л/к «Ленин», а также зверобойные шхуны — «Капитан Воронин» и «Капитан Поспелов». Этим небольшим и прочным судам 19 августа было разрешено самостоятельно следовать на восток, пробираясь по разводьям.
Пройдя п-ов Михайлова, суда встретили тяжелый лед, прижатый ветрами к материку. К югу от о-вов Скотт-Гансен лед был наторошен до дна. 19 августа самолет А. Д. Алексеева произвел разведку. Оказалось, что непроходимый лед стоит на всем пути вдоль берега. В течение нескольких дней «Ермаку» удалось провести суда лишь до о. Маркгама. 21 августа, при подходе к «Садко» для перегрузки угля, с «Ермаком» произошла авария — обломался конец левого гребного вала с винтом и одна лопасть среднего винта. При стоянке у о. Диксон «Ермак» не смог заменить ее, так как запасная лопасть не была заблаговременно пригнана. 22 августа ледокол направился на разведку льда, которая продолжалась до 27 августа и ничего не дала. За 5 дней, продвинувшись вперед лишь на 13 миль, ледокол не дошел даже до мыса Стерлегова и вернулся к каравану.
Вообще, с судовыми ледовыми разведками дело обстояло неблагополучно. О. Ю. Шмидт не мог добиться организации судовых разведок, которые он считал необходимым производить в отдалении от берега.
10 августа был послан на разведку л/п «Г. Седов» (капитан Д. И. Швецов). Разведка протекала успешно, но 12 августа под предлогом необходимости помощи «Г. Седова» в проводке каравана она была прервана. 14 августа по рекомендации ученых Арктического института О. Ю. Шмидт хотел послать в разведку л/п «Садко», но с «Ермака» возразили. Наконец, 15 августа Шмидт дал распоряжение «А. Сибирякову» идти к о. Уединения и произвести разведку к востоку от острова. По уже имевшимся данным О. Ю. Шмидт, В. Ю. Визе, находившийся на «Садко», и начальник полярной авиации М. И. Шевелев считали северный — более удаленный от берега вариант пути очень перспективным. Только командование «Ермака» упорно предпочитало
[175]

прибрежный вариант, считая, что скоро создадутся благоприятные гидрометеорологические условия, и льды отойдут от берега.
25 августа «А. Сибиряков» вышел на разведку к востоку от о. Уединения и успешно продвигался вперед. Поэтому 27 августа О. Ю. Шмидт телеграфировал Главсевморпути, что намерен идти с караваном «Литке» этим путем. Получив 28 августа результаты разведки летчика Алексеева, на «А. Сибирякове» уже знали, что без особых затруднений смогут дойти до места, находящегося в 32 милях от мыса Неупокоева. Оставалось выяснить ледовую обстановку на последнем участке пути до пролива Вилькицкого.
Кроме данных о продвижении «А. Сибирякова», в это же время с полярных станций поступали благоприятные сведения о разрежении льдов у западных берегов Северной Земли и о вскрытии льда в проливе Шокальского. Однако 31 августа в 64 милях от пролива Вилькицкого, стоя в тумане, капитан «А. Сибирякова» М. Г. Марков запросил командование на «Ермаке» — продолжать ли разведку, или следовать к о. Домашнему. К этому времени выполнение плана навигации было уже под угрозой. Тем не менее, твердо избрав путь под берегом, с «Ермака» приказали «А. Сибирякову» прекратить разведку в море.
30 августа караван «Ермака» и «Ленина», а также державшийся несколько позади караван «Литке», стояли в тяжелых льдах. У ледоколов уже оставалось мало угля. В связи с этим, отдав свой уголь «Ленину», «Литке» и «Г. Седову», «Ермак» и «Садко» 31 августа ушли бункероваться на Диксон.
Решающей для выбора дальнейшего пути застрявших караванов явилась судовая разведка «Г. Седова», выполненная с 29 августа по 1 сентября. 27 августа летчик Алексеев сообщил, что проливы архипелага Норденшельда вскрылись, и мощность льда здесь составляет 6 баллов. После возвращения в этот же день «Ермака» с разведки к нему подошел для бункеровки «Г. Седов», и командование операцией удалось уговорить направить «Г. Седова» на разведку пути через проливы архипелага Норденшельда.
29 августа «Г. Седов» пошел на выполнение задания, но избрал путь значительно мористее того направления, по которому все время и безуспешно старался пробиться «Ермак». Поход протекал хорошо, уже 2 сентября «Г. Седов» прошел проливом Матисена, обнаружив много новых островов {1}, причем благодаря достаточным глубинам открыл новую трассу, которой, начиная с этой навигации, суда стали широко пользоваться.
4 сентября «Г. Седов» первым подошел к мысу Челюскин для смены зимовщиков полярной станции. 1 сентября направление ветра изменилось с западного на восточное и начала быстро образовываться полынья, сразу замеченная судами, а 2 сентября находившийся в готовности караван «Литке» и зверобойные шхуны уже шли полным ходом на восток, руководствуясь указаниями л/п «Г. Седов». После этого стали выходить на водную прогалину суда каравана «Ермака». Ледоколу «Ленин» пришлось выводить их из сплоченных льдов, так как они, по указанию с «Ермака», были заведены мористее.
Пройдя архипелаг Норденшельда и миновав мыс Челюскин, 6 сентября караван, ведомый л/р «Ф. Литке», вышел в море Лаптевых.

{1} ЦА ММФ, ГУСМП, оп. 277, д. 42, лл. 14—15. Телеграмма Орловского и Хмызникова начальнику ГУСМП О. Ю. Шмидту.
[176]

14 сентября караван, под проводкой л/к «Ленин», вошел в пролив Вилькицкого. В пути судам каравана помощь оказывал л/к «Ленин», который с исправными винтами работал лучше «Ермака». Последний вместе с п/х «Моссовет» присоединился к каравану в день прохода пролива Вилькицкого. На чистой воде у мыса Челюскин, «Ермак» снова возглавил караван.
Еще находясь в порту, руководство операциями приняло решение об отмене рейсов пароходов «Ока», «Чернышевский» и «Десна», которые по плану должны были отправиться с продовольствием и снаряжением для геологов и очень важной стройки в Нордвике, а также п/х «Кара» с грузами для районов Яны и Индигирки. Нордвикские организации находились в столь тяжелом положении, что О. Ю. Шмидт допускал даже возможность зимовки «Оки» в Нордвике, если она не успеет выйти в обратный рейс.
5 сентября «Ермак» с судами ледового класса п/х «Моссовет», «Диксон» и т/х «Волга», «Циолковский», а также слабым п/х «Мироныч» вышел из порта Диксон. После их ухода в порту осталось три судна. Капитан «Ермака» и на этот раз пренебрег мористым путем, хотя ему было известно, что прохода под берегом не существует. 8 сентября «Ермак» оставил дрейфовать в районе о-вов Скотт-Гансен т/х «Волга», «Циолковский» и п/х «Мироныч», у мыса Стерлегова — п/х «Диксон», а сам пошел с одним «Моссоветом» в пролив Вилькицкого. Это делалось под предлогом необходимости возглавить караван, который пока вел л/к «Ленин». В это же время начальник операции приказал возвратиться в порты отправления груженым п/х «Ильмень» и «Сакко», направлявшимся в порт Тикси, а также одному пароходу сквозного плавания, который мог спокойно пройти на восток. 12 сентября на пути к проливу Вилькицкого с «Ермака» дали распоряжение «Циолковскому» и «Волге» следовать к мысу Стерлегова и, взяв с п/х «Диксон» небольшое количество грузов для мыса Челюскина, идти дальше самостоятельно в порт Тикси. Теплоходы, потеряв из-за приемки грузов с п/х «Диксон» по полтора дня каждый, все же подошли к проливу Вилькицкого к концу дня 16 сентября, т. е. на 2 дня позже «Ермака» и «Моссовета». «Циолковский» и «Волга» успели дойти до устья Лены и вернуться обратно, а «Диксон» без разумного основания не был допущен к мысу Челюскин, куда предназначался его груз; п/х «Мироныч», оставленный в дрейфе у о-вов Скотт-Гансен, израсходовал весь уголь и был возвращен в порт отправления.
Суда каравана л/к «Ленин», миновав пролив Вилькицкого, достигли пункта назначения в различных числах сентября. Так завершился второй этап навигации на западе, продолжавшийся почти полтора месяца. За это время руководство морскими операциями допустило ряд серьезных ошибок. Прежде всего, следует указать на огромную трату времени при выжидании вскрытия прибрежной трассы и неправильное использование ледовой авиаразведки. Руководство операциями, не воспользовавшись сообщением летчика М. И. Козлова и первой ледовой разведкой «Г. Седова», пренебрегло очень возможным проходом к проливу Вилькицкого северной трассой по линии о. Уединения — о-ва Кирова — о. Воронина. Упорно стремясь следовать только вблизи берега, командование проводило авиаразведку исключительно этого пути.
Не было приложено усилий, чтобы хоть частично осуществить проводку судов к Нордвику и нескольких пароходов на Лену. Все это
[177]

могло быть выполнено, так как конец навигации был исключительно благоприятным.
В море Лаптевых (центральный участок Северного морского пути) с востока прибыли суда сквозного плавания «Искра» и «Ванцетти», а также п/х «Смоленск», следующий в Нордвик. Более благополучному развитию морских операций на этом участке способствовала авиация, хотя первый разведывательный полет И. И. Черевичного был совершен из Тикси только 28 июля (вместо 22 июня по плану).
Полеты И. И. Черевичного дали возможность руководству операциями выяснить ледовую обстановку как на большой площади, так и на отдельных участках трассы, вплоть до о-вов Петра. Недостатком авиационной разведки явилось то, что она не охватила районы моря, примыкающие к проливу Вилькицкого. Это не дало ясного представления, каким образом можно было воспользоваться образовавшейся под Таймырским берегом узкой полосой чистой воды.
Прибывшие с востока п/х «Ванцетти», «Искра» и «Смоленск», не встретив на пути сколько-нибудь тяжелого льда и закончив свои операции в Тикси, продолжали намеченные рейсы и 26 августа вошли в бухту Кожевникова. После окончания выгрузки двум первым судам было приказано ожидать дальнейших распоряжений. Только 5 сентября они получили приказ двигаться навстречу каравану, ведомому л/р «Ф. Литке», для передачи ему угля. Продвижение осуществлялось под берегом так, что оправа оставалась кромка мелко-крупнобитого льда с разводьями.
7 сентября суда подошли к о-вам Петра и остановились перед полем мелко-крупнобитого льда сплоченностью 9 баллов. Через сутки сюда подошел «Ф. Литке». Бункеровка окончилась 10-го, а на следующий день ледорез провел «Искру» и «Ванцетти» через полосу льда на чистую воду и предложил им следовать в пролив Вилькицкого самостоятельно, а сам с другими судами направился на восток. 16 сентября вблизи мыса Шелагского произошла встреча каравана, ведомого л/р «Ф. Литке» с л/к «Красин». По плану «Ф. Литке» обязан был возвратиться на запад и обеспечивать проводку судов в море Лаптевых. Однако начальник Главсевморпути решил по-иному. В нарушение плана он разрешил «Ф. Литке» пройти на восток, чем ослабил ледокольные силы западного района не только в 1936 г., но и в навигацию следующего, еще более тяжелого в ледовом отношении года. Оставленные л/р «Ф. Литке» пароходы «Искра» и «Ванцетти» 12 сентября вновь встретили лед. Кромка этого льда была сплоченной и капитаны не знали, что за нею находится разреженный лед. Самолетной разведки, о которой просили капитаны этих судов, осуществлено не было. 15 сентября, встретив л/к «Ермак» и «Ленин», суда сквозного плавания прошли вместе с ними пролив Вилькицкого. Тяжелый лед в проливах архипелага Норденшельда пароходы преодолели вслед за л/к «Ленин». При этом «Ванцетти» сломал все лопасти винта, которые удалось заменить на плаву.
Третий этап навигации на запад начался в 20-х числах сентября и был связан с возвращением судов из моря Лаптевых. Он протекал более спокойно, так как ледовая обстановка в сентябре значительно улучшилась. В последних числах сентября суда, следовавшие в порт Тикси, возвратились назад. Последние суда прошли пролив Вилькицкого 1 октября. С пароходами шли «Ермак» и «Ленин». Установившаяся благоприятная ледовая обстановка без признаков скорого ее ухудшения давала возможность выполнить обратный рейс судов, ходивших
[178]

к устью Колымы. Руководство операциями, к сожалению, не учло эту возможность, и п/х «Рабочий», «Правда» и «Володарский», разгрузившиеся в Амбарчике, были направлены на восток.
Последними операциями в западном районе было оказание помощи л/п «А. Сибиряков», зажатому льдами в районе Северной Земли, и снятие наскочившего на камень Белуха у о. Диксон п/х «Белоруссия».
25 октября «Ермак» прибыл в Мурманск, а 7 ноября — в Ленинград. Ледокол «Ленин», задержавшись из-за снятия п/х «Белоруссия» с камней, проработал на трассе до 29 октября. 5 ноября «Ленин» пришел в Архангельск. Так завершилась эта трудная арктическая навигация на западном участке.

Навигация 1936 г. в восточном районе

Операции в восточном районе развивались несколько успешнее, чем в западном. Но и на востоке работе присущи были некоторые из тех недостатков, которые имели место в западном районе. Недостаточно четко работала ледовая авиаразведка. Отсутствовала организационная связь между руководством морскими операциями и местной авиацией на Чукотке. Имевшиеся в распоряжении летчиков самолеты могли летать только на малые расстояния. К западу от Колымы совершенно не было посадочных площадок, с которых можно было бы вести разведку в прилегающем районе. Первая же преднавигационная разведка, выполненная 15 июня летчиком Богдановым, показала, что вдоль всего побережья от Якана до Уэлена тянулась узкая полоса чистой воды или слабого льда, за исключением участка Ванкарем — Дженретлен, где наблюдался торосистый припай. Разведку всего восточного побережья произвел 20—26 августа во время перелета летчик В. С. Молоков.
Основная тяжесть судовой разведки легла на ледокол-лидер «Красин», работа которого отличалась от работы ледоколов западного участка тем, что «Красин» следил за прохождением судов, помогая им в трудные моменты. Поэтому на востоке не было создано таких караванов, как на западе. Недостатком являлось то, что ледоколу приходилось делать большие пробеги для оказания помощи тому или иному судну.
Первыми 15 июля прошли Берингов пролив пароходы сквозного рейса «Искра» и «Ванцетти». Следом за ними вышел на ледовую трассу и л/к «Красин», на борту которого находилось руководство морскими операциями восточного района. Затем в Чукотское море вошел п/х «Смоленск», следовавший на Колыму, в Тикси и Нордвик.
Пароходы и ледокол соединились у о. Колючин, образовав первый караван. По пути следования встречались льды сплоченностью
1—3 балла. Иногда под берегом попадались довольно мощные перемычки. У мыса Шмидта 17 июля караван остановился у кромки 9-балльного льда, вытянувшейся в северном направлении. 19 июля ледокол пробил полосу тяжелых льдов и вывел у мыса Шмидта на чистую воду транспорты, получив повреждение корпуса. Повреждения имелись и у пароходов. До мыса Биллингса караван шел в разреженном льду, а у мыса Шалаурова Изба лед снова сплотился. Ледоколу пришлось серьезно поработать, чтобы повести караван дальше. 27 июля суда подошли к мысу Шелагскому, прошли о. Айон, а через сутки прибыли в устье Колымы. Дальнейший путь они совершили самостоятельно.
11 августа «Смоленск» пришел в Тикси, где забункеровался и 13-го с баржей лесоматериалов и порожней баржей направился в Нордвик. С ним в одном караване шли пароходы сквозного рейса. 24 августа
[179]

«Смоленск» прибыл в бухту Кожевникова и, забрав вместо 2 тыс. т только 270 т годной к вывозу соли, 2 сентября уже следовал на восток.
Таким образом, первый этап навигации на востоке закончился довольно быстро и в общем успешно. Второй ее этап состоял в грузовых операциях у Чукотского побережья трех судов — «Свердловск», «Микоян» и «Урицкий» и продлился до 23 августа. С 23 августа до 29 августа л/к «Красин» совершил рейс из Чаунской губы на о. Врангеля, куда доставил грузы, принятые с п/х «Свердловск». 1 сентября «Красин» получил распоряжение О. Ю. Шмидта идти в пролив Вилькицкого для проводки судов, следовавших из Карского моря в море Лаптевых.
В связи с этим г/с «Темп» произвело промер в проливе Дм. Лаптева и на подходах к нему. Однако этот рейс ледокола был отменен
7 сентября ввиду улучшения ледовой обстановки на западе. 12 сентября собственно грузовые операции на востоке закончились. Забункеровавшись в районе мыса Сердце-Камень, «Красин» 16 сентября встретил у мыса Шелагского караван под проводкой л/р «Ф. Литке» и повел его на восток. Руководство операциями во главе с О. Ю. Шмидтом перешло на борт «Красина». 20 сентября караван, находясь на меридиане о. Врангеля, вышел на чистую воду.
В дальнейшем караван под проводкой л/р «Ф. Литке», на который снова перешел О. Ю. Шмидт, следовал в Берингов пролив без «Красина», который, забункеровавшись с п/х «Смоленск» ленским углем, 25 сентября вывел его на чистую воду, а сам направился на запад для проводки идущих в Берингов пролив судов. Это был последний поход ледокола в навигацию 1936 г. Он оказался очень тяжелым. Температура воздуха резко упала. Дневная температура держалась —3°, а ночная опускалась до —6°. Шел снег, временами налетала пурга. Образовался молодой лед, который сковывал старые льды. В районе о. Шалаурова лед стал труднопроходимым и ледокол застрял в нем. Пришлось применить аммонал. Два дня комсомольский экипаж ледокола работал не покладая рук, чтобы освободить ледокол из ледового плена, и 29 сентября «Красин» снова шел по разводьям на помощь судам, застрявшим западнее мыса Шелагского — «Крестьянину» и «Сталинграду».
По окончании этой операции ледокол направился к устью Колымы, чтобы вывести три парохода Колымского рейса на восток. 1 октября в районе мыса Большой Баранов «Красин» встретился с ними и, едва пробиваясь сквозь тяжелый лед, направился в Берингов пролив. 10 октября ледокол и пароходы прибыли в бухту Провидения. С проходом 9 октября Берингова пролива закончилась арктическая навигация на востоке. 25 октября «Красин» бросил якорь во Владивостоке.

Первая проводка военно-морских судов на Дальний Восток

Из наиболее примечательных событий арктической навигации 1936 г. явилась первая проводка военно-морских судов из Балтийского моря на Дальний Восток. Еще М. В. Ломоносов предвидел, что Россия сможет использовать Северный Ледовитый океан в интересах защиты своих владений на Дальнем Востоке. Идеи Ломоносова развивал и С. О. Макаров. Эту же мысль горячо поддерживал Д. И. Менделеев. В период подготовки к первой мировой войне Военно-морское министерство России приняло решение об исследовании Северного морского пути на случай переброски военных судов. Военные ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» были направлены во Владивосток и за две арктические навигации прошли вдоль всего побережья Сибири в 1914—1915 гг.
[180]

При советской власти вопрос о проводке военно-морских кораблей на Дальний Восток возник в связи с начавшейся в 30-е годы японской агрессией на Дальнем Востоке. Успешное плавание л/п «А. Сибиряков» в 1932 г. по Северному морскому пути за одну навигацию и открытие в 1933 г. Беломорско-Балтийского канала дали решению этой проблемы реальные основания. В 1936 г. Советское правительство приняло решение направить в Тихий океан для укрепления недавно организованного Тихоокеанского военно-морского флота эсминцы из состава Краснознаменного Балтийского флота. Проводка этих судов осуществлялась по внутренним водным путям — по Беломорско-Балтийскому каналу, по которому первые военные корабли прошли еще в 1933 г. {1}. Ныне опубликованы некоторые материалы, рассказывающие об этой важной операции {2}.
Начальником специальной экспедиции был назначен О. Ю. Шмидт. Проводились на Дальний Восток эскадренные миноносцы «Войков» и «Сталин». Их сопровождали два небольших танкера «Майкоп» и «Лок-Батан», транспорт «Анадырь» и л/р «Ф. Литке». На л/р «Ф. Литке» находился начальник экспедиции. 30 июля миноносцы прошли Горло Белого моря, 1 августа вошли в пролив Маточкин Шар, а 5-го прибыли в район о. Диксон. Из-за тяжелой ледовой обстановки суда простояли восточнее о. Диксон до конца августа. 6 сентября караван под проводкой л/р «Ф. Литке» прошел пролив Вилькицкого, 18-го достиг мыса Шелагского. Дальше О. Ю. Шмидт направил караван в пролив Лонга не обычным путем (вдоль берега), а по середине пролива. Выбор этого маршрута обеспечил быстрый выход каравана на чистую воду. 20 сентября «Ф. Литке» и военные суда прошли Берингов пролив. В заливе Лаврентия О. Ю. Шмидт получил поздравительную телеграмму от руководителей Партии и Правительства, в которой высоко оценивалась успешная проводка военных судов. «Ваша большевистская победа в Арктике, — читает в этой телеграмме, — имеет большое значение для дела обороны страны и является новым сильным призывом ко всем трудящимся Советского Союза преодолевать все и всякие трудности в борьбе за социализм» {3}. Советское правительство и ЦК ВКП (б) передали горячий привет и поздравления всем участникам славного арктического перехода. За настойчивость и преданность при выполнении важнейшего задания в северных морях более 300 командиров и краснофлотцев военно-морских сил РККА были награждены орденами Советского Союза {4}.

Переход зверобойных судов на Дальний Восток

Важным событием арктической навигации 1936 г. стал переход двух небольших зверобойных ботов Наркомпищепрома «Капитан Поспелов» (капитан В. Пудовкин) и «Капитан Воронин» (капитан Г. И. Фонарев) из Баренцева моря в Тихий океан, который был совершен впервые.

{1} В. Коновалов. По воле партии. (Из истории создания Северного флота). Североморск, 1959, стр. 49. Первыми судами, прошедшими из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому каналу, были эскадренные миноносцы «Урицкий», «Валерьян Куйбышев», подводные лодки «Д-1» и «Д-2» и сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч».
{2} О. Ю. Шмидт. Экспедиция на «Литке» 1936 г. Проводка миноносцев Северным морским путем (Дневник). В кн.: «Избранные труды. Географические работы». М., 1960, стр. 154—162; В. Ф. Бурханов. Выдающийся исследователь севера. В сб.: «Отто Юльевич Шмидт. Жизнь и деятельность». М., 1959, стр. 223—250; М. Зингер. В битве за Север. М.—Л., 1948.
{3} В. Ф. Бурханов. Указ. соч., стр. 248 и 249.
{4} «Правда», 26 февраля 1937.
[181]

Такой переход небольших промысловых судов открывал перед рыболовецким и зверобойным флотом Советского Союза новые перспективы. Пользуясь Северным морским путем, значительно экономя время, можно перегонять промысловые суда к началу осенней путины на Дальнем Востоке, тогда как раньше на переход этих судов окружным путем тратилось много времени и к началу путины суда не успевали прибыть. А сейчас эти небольшие, но прочные суда прошли по сквозной трассе почти самостоятельно. Опередив караван под проводкой «Ермака»,
5 сентября они миновали пролив Вилькицкого, 14-го — пролив Дм. Лаптева и вместе с караваном, ведомым л/р «Ф. Литке», через Берингов пролив направились во Владивосток.

Сквозные плавания

Как и в 1935 г., в 1936 г. по трассе Северного морского пути осуществлялись сквозные рейсы судов. Число их значительно увеличилось. Вместо четырех судов, плававших в навигацию 1935 г., в 1936 г. сквозным путем прошли: 12 судов с запада на восток и 2 — с востока на запад {1}. Из Ленинграда на Дальний Восток было перевезено 5500 т зерна и 4500 т грузов для Далькрайсоюза, АКО и др. По-прежнему не имелось грузов с Дальнего Востока, которые направлялись бы сквозным путем в Европейскую часть Советского Союза. Пароходы, шедшие из Владивостока, доставляли грузы в устье Колымы для Дальстроя, бункеровались в Тикси и только в Игарке брали на борт лесоэкспорт. Было сделано три внеплановых сквозных рейса. Суда Колымского рейса «Правда», «Рабочий» и «Володарский» в связи с непредвиденной задержкой в Карском море и при выгрузке в Амбарчике вынуждены были совершить плавание во Владивосток вместо намечавшегося по плану возвращения на запад.

Работа речного транспорта

Большое значение имела работа речного транспорта на выходе из рек в моря. Речной флот обеспечивал доставку разнообразных грузов в различные пункты низовьев Лены и в порт Тикси, завоз в Якутию грузов из Тикси, перегон с Лены на Яну и Индигирку речных пароходов, перевозку по Енисею, а затем по р. Пясине грузов Норильскстроя и грузов с Диксона вверх по Енисею. Срыв графика движения морских судов существенно осложнил работу речников, тем более что план речных перевозок был почти вдвое больше прошлогодних и не обеспечивался тоннажем. Следует сказать о двух главных операциях: 1) о перегоне судов на Яну и Индигирку и грузовых операциях; 2) о работе речных судов в районе о. Диксон.
На Яну был переведен с Лены буксирный пароход «Сасыл-Сасы». Плавание началось 23 июля (Якутск). 7 августа пароход, ведя за собой три баржи с грузами, прибыл в Тикси, а 12-го — в устье Яны. Путь от устья реки до Верхоянска пароход прошел за 37 суток. Задержка произошла из-за навигационной обстановки. Этим рейсом на Яну было завезено 750 т грузов (94% от плана).
На Индигирку был переведен п/х «Шмидт» (300 л. с. ). К устью реки он подошел 18 августа, но из-за позднего прибытия вынужден был зазимовать в Дружине. На Индигирку прибыло 250 т груза (18, 5% плана).
В навигацию 1936 г. Диксон стал перегрузочным портом для грузов, следующих по Енисею и Пясине. В Пясинской операции участвовало около 35 судов, из них четыре буксирных парохода («Красноярский

{1} Н. А. Белоусов. Сквозные рейсы. «Сов. Арктика», 1936, № 6.
[182]

рабочий», «Лесник» и др. ), п/х «Ленинград», 10 лихтеров и 19 барж. На Пясину было доставлено 23600 т грузов. Из-за позднего прибытия на Диксон (вместо 30 июля 5 августа) и задержки в море караван под проводкой портового ледокола прибыл к устью Пясины 19 августа. Вследствие обмеления бара реки весь караван зазимовал у о. Пясино, за исключением п/х «Красноярский рабочий». В целом план речных перевозок был недовыполнен.

Итоги навигации 1936 г.

В рапорте ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 2 ноября 1936 г. начальник ГУСМП О. Ю. Шмидт и начальник Политуправления С. А. Бергавинов писали о больших успехах полярников {1}. Действительно, в Арктике плавало 160 судов (включая речные суда), морской флот перевез 290, 9 тыс. т различных народнохозяйственных грузов {2}. Кроме того, речной флот доставил 160 тыс. т грузов.
Успешно работали горняки, выдавшие на-гора свыше 440 тыс. т угля, 3217 г плавикового шпата. Удачными были лов морского зверя и добыча рыбы, заготовка пушнины; на Крайнем Севере с помощью Северного морского пути развертывалась советская торговля, что способствовало хозяйственному и культурному подъему малых народов. С другой стороны, налицо были существенные недостатки. Такие недостатки в работе Главсевморпути, как возвращение судов с грузом, предназначенным для Нордвика, руководство Главсевморпути отнесло только за счет тяжелых ледовых условий, не указав ошибок в командовании морскими операциями на западе. В результате приходится относить к отрицательным сторонам навигации 1936 г. общее неудовлетворительное выполнение государственного плана перевозок. Ни одно пароходство не выполнило навигационного плана; в годовых отчетах Главсевморпути данные о перевозках завышены в среднем на 10%, что произошло за счет включения в них возвращенных грузов — Мурманскому и Ленинградскому пароходствам. По тонномильной продукции план был выполнен на 102%. Однако анализ показал, что полезная работа флота составляла только 82% всех перевозок. Остальное относилось к пробегам в прямом и обратном направлениях, доставленных или недоставленных по назначению грузов. Иначе говоря, брак в работе флота показан как достижение. Перевыполнен был план пассажирских перевозок (запланировано перевезти 4189 чел., перевезено 6169 чел., т. е. 155, 6%). Однако даже удовлетворительных условий для перевозки пассажиров создано не было (плохое питание, неприспособленность твиндеков для размещения людей и т. п. ). Почти во всех случаях суда вышли из портов отправления со значительным опозданием. Время стоянки вдвое превысило предполагаемое и, наоборот, сократился бюджет времени для ледоколов. и ледокольных пароходов.
Отмечались существенные недостатки в организации обслуживания транспортных операций. Необоснованной являлась ориентация руководства на благоприятную ледовую обстановку и как следствие этого, отсутствие преднавигационной ледовой авиаразведки на наиболее тяжелых участках. Руководство авиаразведкой на западе неверно рекомендовало капитанам проход судов под берегом. Налицо была растерянность руководства морскими операциями, что привело к срыву значи-
{1} «Сов. Арктика», 1936, № 12, стр. 63 и 64.
{2} В рапорте указана неверная цифра — 271, 1 тыс. г, так как в нее вошла предварительная (плановая) цифра карских перевозок.
[183]

тельной части рейсов. Однако сравнивая навигацию 1936 г. с навигацией 1935 г., надо отметить, что, несмотря на недостатки, она была проведена в большем масштабе. Объем перевезенных грузов увеличился на 60 тыс. т, что было заметным достижением.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Навигация 1936 года

Сообщение [ Леспромхоз ] 27 Июнь 2013 10:30

Советский Сахалин, 1936 № 238 (14, октябрь)

 Советский Сахалин, 1936 № 238 (14, октябрь).jpg
Навигация в Арктике

Колымские суда закончили приемку угля с борта "Микояна" вблизи Ванкарема. Навстречу этим пароходам вышел ледорез "Литке", который сейчас ведет их в бухту Провидения, где они подготовятся к переходу во Владивосток. "Красин" начал пробиваться сквозь тяжелые льды к мысу Ванкарем, где он должен погрузить пассажиров, а также пушнину. Фактически на сегодняшний день в восточном секторе Арктики остался один "Красин", а все остальные суда, благополучно закончив полярные рейсы, частью покинули, частью покидают Полярное море. Арктическая навигация заканчивается.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения