Бурый Сергей. Воспоминания.
Вынужденная посадка на полуострове ЯмалСрочно был сформирован экипаж и направлен в
Амдерму для поиска и потопления подводных лодок и кораблей противника, на самолете «СБ» (скоростной бомбардировщик). Командиром самолета был назначен
полярный летчик 1-го класса капитан Купчин Григорий, штурманом — Богатырев Лев, Бортмехаником — Соколов Юрий, стрелком-радистом — Бурый Сергей. Это происходило в последних числах августа 1941 г. Погода стояла солнечная, мы благополучно долетели до Архангельска. На другой день, подвесив противолодочные авиабомбы (6 штук по 100 кг), мы вылетели в Амдерму. Посадку нужно было произвести в
Нарьян-Маре, но мы заблудились, не смогли найти Нарьян-Мар и произвели вынужденную посадку на захламленной косе, где было много бревен, всякого хлама, кустов, небольших деревьев и проч. Поселок назывался Усть Кожва, как потом оказалось. Там базировались два самолета «По-2», располагался лагерь заключенных. Производить в таких условиях посадку с бомбами на борту было небезопасно, но все обошлось. На следующий день нам помогли местные жители расчистить полосу от бревен для взлета. Бензином мы заправили левую группу баков, надеясь, что бензин самотеком перельется в правые баки. По наставлению полетов мы не имели права вылетать после вынужденной посадки без разрешения командира нашей части, о чем я предупредил командира самолета. Купчин не послушал меня, сказав, что я еще мальчишка-сосунок и что не следует совать свой нос. Меня такой разговор не огорчил, но его высокомерие, властолюбие я познал несколько позднее. Внешне он выглядел солидно, внушительно. Простота в обращении как-то располагала к нему. Русые, слегка кудрявые волосы, серые ласковые глаза, добрая улыбка, подтянутая стройная фигура, тихий разговор: все вместе взятое, как бы говорило «Я цену себе знаю». Купчин был неплохим человеком, как летчик — пилотажник, в простых погодных условиях, он был нормальный, но, как командир корабля — никудышний, о чем коснусь дальше.
...
Видя наш «трупный» облик, зимовщики поняли, что надо делать. Продукты убрали под замок. Была суббота, истопили баню, дали нам по 100 г. чая и немножко спирта, завели в баню. Сами мы мыться уже не могли, так как сразу опьянели, находились в блаженном состоянии, как в раю. Нас мыли как детей. На другой день дали радиограмму, которую гонцы на оленях отвезли на радиостанцию, а через 7 дней за нами пришел морской самолет «Дорньеваль» и вывез в Амдерму. В заключении скажу, что Гриша Купчин посадил «на живот» еще один самолет, потом он стал перегонять самолеты с завода в воинские части, а в конце 1943 года при взлете с аэродрома после отрыва взорвался самолет, Купчин погиб....
Судя по наградным листам 44-45 гг., насчет гибели Купчина автор воспоминаний ошибается.