К 70-летию Победы в Заполярье Опубликовано: «Мурманский вестник» от 03.10.2014Слово о полку оленномЛовозерцы давно мечтают о памятнике землякам из оленетранспортных отрядов. Может, это будет человек в малице и оленья упряжка с ранеными бойцами или военным грузом? Ведь рогатые, наделенные природой способностью преодолевать большие расстояния, были востребованы в Великую Отечественную. Об участии заполярных оленетранспортных отрядов в боевых действиях на Карельском фронте мы беседуем с Галиной КУЛИНЧЕНКО, заведующей Ловозерским отделом истории, культуры и быта кольских саамов областного краеведческого музея.
- Галина Александровна, правда ли, что еще в 30-е годы военные проводили испытания оленей как вида транспорта?
- В 1936 году, с 3 февраля по 22 марта, проводился пробег оленьих упряжек, организованный, как писали в газетах того времени, Мурманским окружным советом физкультуры, комитетом ВЛКСМ и отделением Севморпути. Стартовали в Ловозере и Мурманске, а пробег посвящался 10-му съезду комсомола. В испытаниях на выносливость принимали участие шесть человек и 26 оленей. Маршрут пролегал через Кандалакшу, Кемь, Петрозаводск, Ленинград и заканчивался в Москве. Было пройдено свыше двух с половиной тысяч километров, более трехсот из которых - по бездорожью. И люди, и животные выдержали это нелегкое испытание: приходилось идти по глубокому снегу, в Карелии встречались незамерзающие бурные реки, которые переходили вброд. Полученный опыт был использован во время войны с белофиннами. В финскую кампанию 1939-1940 годов ловозерский колхоз «Тундра» передал фронту 210 упряжек с 662 оленями.
- В начале Великой Отечественной жители Ловозерья также предложили транспортных оленей в помощь фронту. Как это происходило?
- Зимой из-за глубокого снега в тыл врага нашим разведывательным группам, партизанским отрядам и войсковым подразделениям можно было проникнуть лишь на лыжах или на оленьих упряжках. Могли, конечно, пройти и собачьи упряжки, но уж очень шумные существа собаки, к тому же для них нужно брать большой запас корма. Словом, для рейдов в тыл они не годились. А вот олень в лесу и тундре сам найдет корм и никогда не нарушит тишины - даже раненый не издает ни звука. Олени выносливы - налегке хорошая упряжка по плотной снежной целине может преодолеть за сутки до 250 километров.
Учитывая все это, в ноябре 1941 года Военный совет, по инициативе командующего 14-й армией Карельского фронта Фролова, принял решение о формировании трех оленьих транспортов. Почти все они создавались за счет поголовья Ловозерского и Саамского районов Мурманской области. Среди бойцов стали искать людей, знакомых с оленеводством. Так, Семен Шерстобитов, работавший до войны зоотехником, был отозван из 27-го отдельного полка связи и назначен командиром оленетранспортного взвода. Главным организатором оленьего транспорта был начальник ветеринарного отдела 14-й армии полковник Дмитрий Тульчинский. В оперативном отношении оленьи подразделения подчинялись командирам соединений и частей, к которым они были прикреплены во время той или иной операции.
- А «командирами» над оленями были саамские оленеводы?
- Личный состав этих подразделений формировался из представителей народностей Севера, среди которых были не только саамы, но и коми, ненцы, карелы, ханты и манси. Все они были меткими стрелками, отличными наездниками, отличались необыкновенной выносливостью и умением ориентироваться в любой обстановке, в любое время суток на незнакомой местности. Стоит отметить, что перед войной почти все оленеводы находились вдалеке от своих сел - в тундре. И даже о том, что она началась, многие узнали позже от колхозного руководства. Некоторые были отозваны из бригад сразу, другие оставались там до осени 1941-го.
В октябре из Варзина, Йоканьги, Лумбовки, Поноя, Сосновки и других сел оленеводы стали выезжать в Каневку, где группировались все, призванные на фронт. Колхозы выделили для армии оленей и сани. Понойский совхоз предоставил триста ездовых быков и восемьдесят саней, колхоз «Север» собрал около пятисот быков и направил для их сопровождения пятнадцать наиболее опытных пастухов. Затем оленеводы двумя группами выехали в Ловозеро, где и собрались все оленьи упряжки. Из них и был сформирован оленетранспортный полк.
- Вам довелось слышать рассказы очевидцев того времени?
- Наши земляки - ветераны войны, бойцы оленетранспортных отрядов - Константин Иванович Чупров, Василий Васильевич Канев и Михаил Егорович Русинов рассказывали, что по накатанной дороге от Ловозера до станции Пулозеро они добрались за одну ночь, совершив 90-километровый бросок. На станции оленям спилили рога и погрузили в вагоны. Дважды налетала вражеская авиация и бомбила поезд, но до Мурманска все-таки доехали. Там животных загрузили в трюмы самоходных барж и ночью перевезли на мыс Мишуково. Дальше оленьи упряжки двинулись в сторону передовой своим ходом. Так началась их фронтовая жизнь.
Задачи выполняли самые разные - перевозили боеприпасы, фураж и продовольствие, дрова и горючее, материальную часть артиллерии, доставляли по бездорожью срочные приказания, обеспечивали выезды командования в войска, эвакуировали раненых, вели розыск сбитых в бою самолетов. Олени использовались и в десантных операциях. Благодаря им в тылу врага неожиданно появлялись наши пушки и минометы, которые транспортировали на специально оборудованных нартах. Узнав о создании таких подразделений, гитлеровское командование ставило особые задачи авиационным частям по уничтожению оленьих стад, посылало диверсантов для истребления транспортов.
- Земляки вспоминают, как оленеводы спасли стадо в несколько тысяч голов, уведя его из зоны боевых действий. Это невероятное испытание свидетельствует о мужестве оленеводов. Наверняка вам известны подробности, расскажите.
- Действительно, это была сложнейшая задача. Дело в том, что война застала на ягельниках близ границы около четырех тысяч оленей. В июле-августе пастухи успели лишь отогнать животных от Титовки и Рыбачьего. Огромное стадо медленно двигалось на юго-восток, но у Туломы пришлось остановиться - ждали, когда окрепнет лед. И только 9 ноября оленей переправили через реку и вышли к железной дороге в районе станции Лопарская. Во время этого 130-дневного перехода самоотверженно и, без преувеличения, геройски проявили себя оленеводы Каневского совхоза, сопровождавшие стадо в условиях развернувшихся военных действий.
- Бойцов-оленеводов вообще уважали на фронте, они в самых сложных условиях чувствовали себя в своей тарелке, чем поражали солдат-горожан. Наверное, у вас в музее собрано немало тому свидетельств?
- Пастух-оленевод Григорий Александрович Фефелов так рассказывал о своем товарище: «Очень любили в нашем оленьем полку Ивана Антоновича Пьянова. Здоровый мужик был, веселый. В разведку всегда ходил. Однажды он в одиночку «языка» захватил: неслышно подкрался к немцу, бросил аркан и, как оленя, связал. Так и привел - на привязи». «Язык» оказался очень ценным, и Пьянов получил медаль «За отвагу».
На первых порах фронт обслуживали только оленеводы Мурманской области, а затем, в начале зимы 1942-43 годов, по железной дороге прибыли оленетранспортные подразделения из Архангельска и республики Коми. На Кольский полуостров они привезли 12 тысяч оленей.
О высадке лучших воинов с оленьими упряжками в тыл врага совместно с десантом 12-й морской бригады Северного флота рассказывал участник той операции Константин Иванович Чупров: «Ночью 30 апреля 1942 года погрузились и пошли морем за Западную Лицу, на мыс Пикшуев. Причала там не было, поэтому сначала на шлюпке высадили несколько человек на берег, а потом прямо с судна бросали оленей в море. Некоторые уходили под воду, а всплыв на поверхность, не сразу могли определиться, где берег. Соленая вода была для них непривычна. На берегу мы возили оружие и боеприпасы, продовольствие и раненых. За две недели из 120 голов осталось в живых меньше половины».
Эту же операцию описывал и Семен Петрович Шерстобитов: «Вместо четырех запланированных дней морякам пришлось вести ожесточенные бои в тылу врага пятнадцать суток. За это время морские пехотинцы уничтожили до шести тысяч немецких солдат и офицеров... Вслед за апрельской оттепелью 2 мая ударил мороз, сковавший землю панцирем. В такой же панцирь превратилась одежда промокших измученных людей. В столь тяжелых условиях олений транспорт круглосуточно подвозил морякам боеприпасы и продовольствие. Каждый оленевод вел не одну упряжку, у него на привязи было три грузовых. На обратном пути он доставлял в медсанбат 10-12 раненых, обмороженных воинов. Олени были голодны, обессилены и теряли работоспособность, и, чтобы спасти животных, оленеводы под обстрелом лезли на скалы и собирали ягель. Топорами крошили снежный наст, чтобы напоить их». В своих мемуарах Шерстобитов писал: «Катер-охотник доставил нам рыбную муку (по совету ученых - лучший весенний витаминно-белковый корм для оленей). Этот же катер потом привез тонну овсянки: олени жадно ели овсянку, повеселели - появилась жвачка».
Кстати, в те дни в частях 14-й армии находился корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов, который впоследствии написал очерк «По оленьим тропам».
Галина Кулинченко показывает материал из «Полярной правды». Бывший боец оленетранспортного отряда Артамон Александрович Сорванов на вопрос «За что вы получили свои награды?» отвечает: «Много раненых на войне наши олешки спасли. Раненый человек много крови теряет. Тепло из него выходит - стынет человек, зябнет. В тундре чем его согреешь? Замерзнет, погибнет. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернешь раненого в шкуру, на нарты положишь и везешь. Доставишь в госпиталь - человек теплый, живой».
В десантной операции 12-й бригады морской пехоты на южном побережье Мотовского залива в условиях весенней распутицы оленеводы перевезли с передовых позиций 570 раненых. В первую военную зиму бойцы оленетранспортных отрядов 14-й армии Карельского фронта доставили с полей сражений 5766 раненых, обмороженных, больных солдат и офицеров.
Беседовала Татьяна ПОПОВИЧ, Ловозерский район