Полярный исследователь, один из руководителей общества "Аэроарктика"
С сайта http://www.ihst.ru/projects/emigrants/breitfus.htm
БРЕЙТФУС ЛЕОНИД ЛЬВОВИЧ /19.11.(01.12).1864, Санкт-Петербург, Россия - 20.06.1950, Бад-
Пирмонт, ФРГ/, исследователь Арктики.
Родился в семье немца (по профессии портного) и шведки. Среднее образование получил на классическом отделении Петропавловского лютеранского училища в Петербурге. Затем занимался самостоятельно, готовясь к поступлению в университет. В апреле-ноябре 1889 г. был арестован по делу политического кружка Петра Точинского, проводившего пропаганду среди рабочих, сидел в Крестах. В том же году уехал в Берлин, где слушал лекции профессора Ф.В.Шульце, занимался зоологией, опубликовав ряд работ по известковым губкам; изучал также океанографию и метеорологию. С 1896 г. работал в Берлинском зоологическом музее. В 1898 г. получил приглашение от профессора Н.П.Книповича, руководителя Мурманской научно-промысловой экспедиции, принять участие в ее работе в Северном Ледовитом океане. В 1898-1901 гг. Б. работал в этой экспедиции ассистентом, а в 1902-1908 гг. - начальником экспедиции. Одновременно, в 1902-1910 гг. являлся уполномоченным по Мурманским спасательным станциям Общества спасения на водах и ведал работой этих станций. В этот период проводил исследования в Баренцевом море на построенном в Германии судне "Андрей Первозванный" - первом в мире научно-промысловом корабле, оснащенном специальным тралом для ловли донных рыб и организмов и научной лабораторией. В процессе проведения исследований создал первую батиметрическую и гидрологическую карту Баренцева моря, написал пособие для производства анализов морской воды, изучал историю исследований Северного морского пути и проблему его использования. После ликвидации в 1908 г. экспедиции вплоть до 1917 г. занимался по заданию Министерства земледелия обработкой и публикацией результатов работ экспедиции. С 1912 г. возглавлял гидрометрическую службу Главного гидрографического управления, организовал 4 полярные гидрометеорологические станции в Карском море.
По его инициативе впервые в Арктике были использованы самолеты для поисков пропавших экспедиций Г.Я.Седова, Г.Л.Брусилова и В.А.Русанова. В 1914 г. сын бывшего подданного Германии получил русское подданство.
В 1920 г. Б. был командирован в Норвегию для снаряжения экспедиции по спасению ледокола "Соловей Будимирович", найденного во льдах. После загрузки углем и продовольствием ледокол отправился в Архангельск. Подобный отчет "Об экспедиции по спасению ледокола Б. опубликовал в "Записках по гидрографии" (СПб., 1921, т. 3). Усилиями Б. из Англии был также получен ледокол "Святогор", совершивший летом 1920 г. экспедицию в Карское море.
Находясь в Норвегии по служебным делам, Б. принял решение не возвращаться в Россию и в начале 1921 г. перебрался в Берлин, где возобновил работу в Берлинском зоологическом музее, где стал заниматься написанием обзорных историко-географических исследований полярных областей, а также изданием журнала Международного научного общества по изучению Арктики воздушными средствами - "Аэроарктика". С 1923 г. консультировал организаторов операции по спасению экипажа У.Нобиле на дирижабле "Италия", потерпевшем аварию в районе Шпицбергена. В 1931 г. Б. руководил подготовкой, а затем обработкой материалов, собранных международной экспедицией в советскую Арктику на дирижабле "Граф Цеппелин". С приходом Гитлера к власти "Аэроарктика" прекратила работу. Б. занялся написанием "Обзора полярных путешествий", содержавшим сведения о 3000 полярных путешествиях, составлением систематического указателя 35000 библиографических источников. Однако объемная рукопись, содержавшая 66000 страниц текста и многочисленные карты, сгорела в издательстве. Многолетний труд Б. "Промыслы Антарктики", над которым он работал в 1938-1943 гг., погиб во время штурма Берлина в 1945 г.
Именем Б. назван один из мысов вновь открытой Северной Земли (в советское время - мыс Мокрый), а также арктический мыс, расположенный на юго-востоке острова Гувера в архипелаге Земля Франца Иосифа.
С 1945 г. до конца жизни Б. работал в Гидрографическом институте в Гамбурге. За свою жизнь Б. написал 82 работы, в которых отражено состояние исследований Северной и Южной полярных областей, и несколько работ по известковым губкам (все на немецком языке), а также мемуары.
Лит.: Попов С.В. Л.Л.Брейтфус - исследователь Арктики // Земля и Вселенная, 1990, №
Арх.: ГАРВ, ф. 5446, оп.37., д.48, лл.211-212.
В.Волков
С сайта http://museum-polar.narod.ru/fr_breytfus.html
1 декабря 1864 года в Санкт-Петербурге в семье промышленника родился сын. Счастливые родители назвали младенца Леонидом. Судьбой ему было предназначено стать гидрографом, гидрометеорологом, исследователем Северного Ледовитого океана, доктором естественных наук Берлинского Университета и статским советником. После окончания гимназии Брейтфус активно занялся политической деятельностью, за что в 1890 году был выслан в Германию. Высшее образование получил в Берлинском Университете, и 1897 году вернулся в Россию.
1898 год - по приглашению известного гидролога вице-президента Международного совета по исследованию морей Н. М. Книповича, Брейтфус принимает участие в Мурманской Научно - промысловой экспедиции на паруснике «Помор» (в должности старшего ассистента). А с 1901 по 1908 год возглавляет эту экспедицию. С этого времени имя Леонида Людвиговича связанно с г. Александровском и Мурманской биологической станцией. Брейтфус активно участвует в исследовании северных морей, составляет ежегодные отчеты Мурманской научно - промысловой экспедиции. Участвует в ряде международных комиссий и симпозиумов по вопросам полярных исследований. Большое внимание он уделял поиску пропавших полярных экспедиций - Владимира Русанова и Георгия Брусилова (которые ушли в свой последний поход из Александровска). Леонид Людвигович одним из первых предложил использовать для розыска авиацию.
О заслугах этого человека говорят его награды: Орден Святой Анны 3 степени, Святого Владимира 4 степени, Святого Станислава 2 степени и др.
В 1918 году приказом начальника Главного гидрографического управления Брейтфус был отчислен от должности заведующего главной гидрографической службой ГГУ (в связи с невозвращением из командировки на Мурман, занятый англо-французскими войсками).
Брейтфус уехал в Германию, где продолжил заниматься вопросами полярных исследований. Вместе с Нансеном он создал международную организацию «Аэроарктика», которая в 1931 году организовала известный перелет дирижабля «Граф Цеппелин» на Северный Ледовитый океан.
С 1922 года по 1936 год работал в Зоологическом музее Берлинского Университета, а с 1936 по 1948 - в Гидрографическом институте в Гамбурге. Брейтфус пытался вернуться на родину, но не смог. В августе 1950 года он умер в городе Бад- Пирмонт, где и похоронен на католическом кладбище. В наследии Брейтфуса более 200 научных трудов по рыбным и звериным промыслам, гидрологическим и гидрографическим исследованиям в северных морях, по экономике, статистике, мореплаванию (ксерокопии некоторых этих документов бережно хранятся в фондах городского историко-краеведческого музея).
Именем Брейтфуса названы мысы на Земле Франца - Иосифа и на Северной земле.
Зав НПО городского историко-краеведческого музея Тарханова Е. В.