Научно-исследовательский ледокол "Polarstern" ("Полярштерн", "Полярная Звезда") института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Alfred-Wegener-Institut für Polar — und Meeresforschung, AWI)
Параметры судна
Тип: Ледокол, гидрографическое исследовательское судно и транспорт снабжения
Наименование: Polarstern
Закладка судна: 20 февраля 1981
Спуск на воду (освящение): 25 января 1982
Завершение работ: 1 декабря 1982
Судостроительная верфь: Howaldtswerke-Deutsche Werft, г.Киль; Верфь Nobiskrug, г.Рендсбург
Строительный номер судна: S707
Экипаж: 44
Количество пассажиров: максимум 70
Собственник: Федеральное министерство образования и научных исследований
Судоходная компания: Судоходная компания F. Laeisz, Бремерхафен
Концепция ледокола: Гамбургская судостроительная исследовательская лаборатория
Классификация: Германский ЛЛойд
ММО-номер: 8013132
Порт приписки: Бремерхафен
Позывной: DBLK
Технические данные
Длина максимальная: 117,91 м
Длина между лотами: 110,51 м
Ширина максимальная: 25,07 м
Проектная осадка: 10,70 м
Максимальная осадка: 11,21 м
Высота до верхней палубы: 13,60 м
Валовой регистровый тоннаж: 12.614
Регистровый тоннаж нетто: 3.784
«Polarstern» - это ледокол, а также гидрографическое исследовательское судно и транспорт снабжения, который считается одним из самых мощных полярных исследовательских судов мира. «Polarstern» продолжает 100-летнюю традицию немецкого исследования Антарктики, начало которой было положено «Гауссом», совершившим первую экспедицию на южный полюс (1901-1903)
О судне
Ледокол был построен в начале 80-х годов на верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft в г. Киль по заказу Федерального министерства образования и научных исследований и оборудовано на верфи Nobiskrug в г. Рендсбурге. 9 декабря 1982 корабль вступил в строй и с тех пор, совершив 41 экспедицию в Арктику и Антарктику (по состоянию на 2005 год), собрал множество важных сведений для научных исследований.
«Polarstern» эскплуатируется Институтом полярных и морских исследований им. А.Вегенера (AWI), который находится в г. Бремерхафен. Помимо исследования полярных морей это судно служит для обеспечения постоянно обслуживаемых научно-исследовательских станций в Арктике (Станция Колдевея) и Антарктики (Станция Ноймайер)
Являясь двубортным ледоколом, он может быть использован при температуре до -50 °C. Благодаря четырем двигателям общей мощностью 20.000 лс он может проходить во льдах толщиной до 1,5 м со скоростью порядка 5 узлов. Более толстые льды усиленная носовая стальная общивка позволяет проходить работая ударами.
Величина этого ледокола является результатом многочисленных требований, которые к нему предъявляются. С одной стороны для снабжения исследовательских станций и возможной зимовки во льдах ему необходимо наличие больших складских помещений и водохранилищ, с другой стороны для проведения научно-исследовательских работ около 70 ученых предусмотрены соответствующие лаборатории и рабочие кабинеты.
Когда в 1982 году ледокол был принят на службу, он считался самым современным в мире судном для полярных исследований и сегодня он также принадлежит к числу самых мощных судов для полярных исследований, после того как в период с 1998 по 2002 годы его техническое состояние привели в соответствие современному уровню.
«Polarstern» - это первое судно классической компоновки, достигшее северного полюса (7 сентября 1991г.). Прежде это удавалось лишь атомным ледоколам и подводным лодкам.
Оборудование для проведения научно-исследовательских работ
В среднем около 320 дней в году «Polarstern» находится в морях и, как правило, путешествует в «южные летние месяцы» с ноября по март - Антарктику, а в «северные летние месяцы» - в Арктику.
Для научных работ в области геологии, метеорологии, биологии, геофизики, глациологии, океанологии, а также химии в распоряжении имеется девять лабораторий. На палубе и под палубой могут также размещаться другие лабораторные контейнеры, для того, чтобы решать разнообразные исследовательские задачи на месте.
С помощью восьми брашпилей можно брать пробы с глубины до 10.000 м. Специальные диплоты могут брать пробы осадков в длину до 150 м. Исследовательские приборы могут быть спущены с борта 15-тонным краном на воду или на лед. Дальность действия крана составляет 24 м и его можно опускать до уровня поверхности воды. Другой кран на баке может поднимать еще более тяжелые приборы и предметы снабжения весом до 25 тонн.
При помощи поворотной А-образной рамы на корме можно буксировать позади судна сети или приборы.
Для последующего проведения исследований взятых проб или живых морских животных на «Polarstern» дополнительно имеются аквариумы и три холодильных камеры, способных охлаждать в температурном диапазоне от -32 °C до +5 °C.
Рабочая палуба на корме отапливается, для того, чтобы ее поверхность даже при минусовой температуре не леденела, и обеспечивались необходимые для уверенной работы условия.
Для работ на льду могут использоваться два вертолета, специально для которых на корме предусмотрена посадочная платформа и ангар. Под палубой находятся складские помещения для контейнеров и снеговых транспортных средств, которые можно при помощи крана выгружать на ледовую кромку.
«Polarstern» - один из немногих судов имеющих дистанционно управляемого глубоководного робота Victor 6000 (Франция).
Экспедиции
С момента ввода в эксплуатацию в 1982 году «Polarstern» провел свыше 41 экспедиций в Арктику и Антарктику с собранными со всего мира группами исследователей, иногда даже в союзе с другими исследовательскими суднами, как, например, с USCGC Healy, исследовательским ледоколом американской береговой охраны Coast Guard и с Oden – шведским исследовательским ледоколом .
Во время первой научной экспедиции в 1983 году исследователи «Polarstern» приняли участие в эксперименте в приграничной ледниковой зоне (Marginal Ice-Zone Experiment (MIZEX)), а также провели океанографическо-биологические исследования к западу от Шпицбергена и взяли геологические пробы в Гренландском море и перед Лофотенскими островами.
«Polarstern» был исследовательским судном, осуществлявшим зимний проект в море Уэддела, где ледокол зимовал с 6 мая по 14 декабря 1986.
В январе 1999 «Polarstern» отправился в свою 16-ю экспедицию в Антарктику, чтобы наряду с прочими исследовательскими работами эвакуировать не имеющую обслуживающего персонала станцию Фильхнера, которая находилась на айсберге А-38, обломившемся с шельфовых ледников Фильхнера и Роне. При этом на борт было принято всего около 120 тонн материалов со станции и около 50 тонн приборов, а также снегоуплотнительных машин и саней.
В конце 2000 года «Polarstern» принимал участие в экперименте EisenEx. Ученые исследовали, как сульфат железа действует на рост планктона и какое влияние это оказывает на содержание двуокиси углерода в атмосфере. Следствием подачи питательных веществ было процветание планктона, биомасса которого была больше, чем в неудобряемых сравнительных зонах.
В начале антарктического лета 2004/05 «Polarstern» пришвартовался на льдине и в течение двух месяцев дрейфовал вместе с ней по морю Уэддела. В рамках эксперимента ISPOL (Ice Station POLarstern-ледовая станция Polarstern) ученые использовали льдину как огромную лабораторию на открытом воздухе и исследовали местное влияние моря, льда и атмосферы на глобальные события.
В октябре 2005 «Polarstern» направился в 23-ю экспедицию в Антарктику и лишь спустя 19 месяцев, в мае 2007 года, вернулся в Бремерхафен. Это был третий раз, когда, «Polarstern» находился в Антарктической экспедиции более года.
Вне зависимости от специальных экспериментов и научных экспедиций «Polarstern» служит также как метеорологическая станция. На материке в северном полушарии существует плотная сеть метеостанций, которые регулярно поставляют сведения для метеомоделей. В морях метеорологи все же ссылаются на показатели судна. С этой целью каждый день, когда «Polarstern» находится в пути, выпускаются шары-зонды, сообщающие необходимые данные о давлении воздуха, скорости ветра и температуре.
Перевод немецкой статьи в "википедии" для polarpost.ru Марины Петровской.
Оригинал: http://de.wikipedia.org/wiki/Polarstern_(Schiff)
Ссылки:
3D модель http://www.turbosquid.com/3d-models/ger ... del/550287