№ 5, 2011. Дата публикации: 07.02.2011
Настоящие холодные войныМорские баталии на фоне айсбергов, сражения на нартах и штурмы «ледяных» крепостей – всё это веками сопровождало жизнь народов, которые вели беспощадные войны за контроль над просторами Крайнего Севера.«Это Спарта!»Земля чукчей на протяжении многих столетий представляло собой самое военизированное государственное образование, которое когда-либо существовало на Крайнем Севере. Суровые природные условия превратили примитивное общество древних чукчей в уникальную цивилизацию, которая по уровню развития боевого искусства на порядок превосходила большинство народов, населявших просторы Северо-Восточной Азии. Рыцари Полярного круга, чукчи начиная с середины второго тысячелетия нашей эры держали в страхе огромную территорию, простиравшуюся из глубин сибирской тундры до берегов Аляски.
Физическая подготовка чукчей начиналась с младенчества, как только у ребёнка прорезались первые зубы и он мог самостоятельно пережёвывать твёрдую пищу. Если у мальчиков обнаруживались физические недостатки, отцы или воспитатели убивали их, полагая, что телом ребёнка завладел злой дух. С первых лет жизни детей приучали к суровому климату, заставляя их бегать по снегу в лаптях, нагруженных тяжёлыми камнями. В возрасте 6-7 лет мальчики уже помогали своим отцам в ведении хозяйства: детям кочевых оленеводов доверяли следить за стадом, а отпрыски оседлых поморцев отправлялись вместе со взрослыми на охоту за диким зверем.
Ежедневные упражнения по боевым искусствам проводились, как правило, ранним утром и поздним вечером. В обязательную программу по военной подготовке 10-летнего чукчи входили фехтование копьями, стрельба из лука, а также бег и борьба. В зимний период мальчики также упражнялись в боях на лыжах и нартах. У оседлых племён к началу первого тысячелетия нашей эры начали формироваться «военные академии», куда на несколько лет отправляли мальчиков из соседних поселений. Считается, что число «курсантов» этих заведений могло доходить до нескольких десятков человек, которые от рассвета до заката практиковались в ведении боевых действий. Так описывает чукотское сказание тренировку юноши в одном из «военных городков»: «Он целый день бегал по тундре, носил тяжести, возвращался поздно ночью и спал стоя – опершись о полог».
Не менее важной была идеологическая подготовка молодого поколения. Юные воины должны были наизусть знать исторические песни о военных подвигах своих предков. Герои сказаний были символами для подражания чукотских мальчиков. «Во всём хотел он походить на Ытенпута, – говорит старинное предание. – Дни и ночи проводил он в занятиях, поднимая тяжести и мчась за оленями. Вырос богатырь и одной рукой поборол племя оленекрадов». Одним из главных пороков молодёжи в чукотском обществе считалось вольнодумие. Из уст в уста чукчи передавали сказания о печальной судьбе своенравных воинов, которые ослушались старших и возражали шаманам.
Воинственностью отличались и религиозные воззрения чукчей. Согласно им, убить человека означало не более чем переместить его в другой мир. Перед лицом опасности чукчи нередко сами убивали своих детей, чтобы «уберечь» их от несчастий. Лучшие места в загробном мире были обещаны самым храбрым воинам и членам их семей. Иноплеменные поселения предписывалось стирать с лица земли, женщин противников забирать для продолжения рода, а их детей растить в духе чукотских воинов. Лыоравэтлан, или настоящие люди, – так называли себя чукчи в период расцвета чукотской цивилизации, которая к 1500 году заняла большую часть Северо-Восточной Сибири, потеснив на запад уральские и алтайские народности.
Столкновение континентовК середине второго тысячелетия нашей эры чукчи, добившись успехов в мореплавании, занялись освоением морского пространства, что столкнуло их с другой развитой культурой Крайнего Севера – американскими эскимосами. Многочисленные споры о границах рыболовных угодий довели отношения двух народностей до состояния постоянной войны, которая несколько веков не стихала в водах Чукотского и Берингова морей. Война на истребление чередовалась с интенсивной торговлей, которая нередко выливалась в кровопролитные сражения.
Чукотские флотилии были, как правило, более многочисленны, чем морские силы эскимосов, предпочитавших вести оборонительную войну на суше. Военные байдары чукчей представляли собой лёгкую лодку диной до 10 метров, сделанную из соснового дерева и обтянутую моржовой шкурой. Обычно чукчи шли в наступление в составе 10 байдар, в каждой из которых помещалось до 10 человек. Путь от берегов Чукотки до Аляски занимал около трёх дней. Если на своём пути чукчи встречали эскимосские байдары, неприятелей обстреливали из лука или брали на абордаж. В свою очередь эскимосы нередко вступали в подводную битву у берегов, когда водолазы подплывали к вражеским лодкам с целью испортить кожаную обшивку. В большинстве своём чукчи не умели плавать и погибали, когда повреждённые байдары шли на дно.
Исход боя нередко зависел от тактики высадки чукчей на Аляске и успеха эскимосской разведки. Высадка чукотских отрядов обычно происходила в нескольких местах, при этом часть военных провоцировали эскимосов на ведение открытого боя, когда другие с тыла уничтожали вражеское поселение. Если эскимосские разведчики во время обнаруживали «тайные» отряды чукчей, которые по несколько часов отдыхали на берегу после изнурительной поездки, поселение укрепляли и готовили к обороне. Мужчины занимали позиции у бойниц в укрытиях, сооружённых из натянутой шкуры, а женщины пополняли резервы стрел. В зимний период эскимосы сооружали баррикады изо льда и снега, превращая поселения в «ледяные» крепости.
За несколько столетий у вражеских сторон сформировались элементы военной этики, которые предписывали заранее объявлять о начале боевых действий. Тем не менее во время обострений конфликтов стороны могли отступить от утверждённых принципов. «Движимые чувством мщения за какие-то старые обиды и имея в виду корысть, чукчи задумали сделать набег, – вспоминал рассказ местных жителей русский миссионер Александр Аргентов. – В числе 70-ти человек пристали они к какому-то острову в туманную ночь; первым делом их было продырявить у туземцев байдары, затем они врасплох напали на сонных обитателей и многих перекололи. Испуганные гамом нападающих и отчаянными воплями своих, оставшиеся в живых кинулись было спасаться в своих байдарах: оттолкнулись на море и перетонули. Все годные женщины и дети взяты в плен, а хилые, хворые, увеченные и престарелые убиты без остатка. „Для чего их, жалких, оставлять на мученье“, – прибавил рассказчик».
Последняя кровьК концу XVIII века старейшины чукотских поселений признали себя подданными Российской короны. Бурное развитие торговых отношений с русскими заставило чукчей забыть о вековой вражде с эскимосами. В начале XIX века власть на Аляске сконцентрировали лидеры 12 эскимосских племён, каждый из которых метил на роль объединителя. Эскимосы не догадывались, что их земли заочно были поделены между европейцами, которые к тому времени предпочитали не вмешиваться во внутренние дела коренных народов Крайнего Севера. Жестокая война за объединение продолжалась несколько десятилетий, закончившись трагедией для коренных народов. Ослабленные племена вошли в состав Российской и Британской империи, а затем стали подданными США и Канады.
Представители враждовавших племён сохранили одно и то же предание о начале кровопролитной войны, которое были записано европейскими миссионерами в середине XIX века. Рассказчики утверждали, что трагедия началась именно в их поселении, когда два мальчика играли в дротики. Во время игры один из товарищей по неосторожности попал в глаз другому. Отец пострадавшего мальчика потребовал от отца обидчика выколоть глаз своему сыну, на что тот предложил полностью ослепить покалеченного ребёнка. Спор о восстановлении справедливости закончился убийством неосторожного мальчика. Население деревни разделилось на два группы, которые начали убивать друг друга. Поддерживая ту или другую сторону, в войну вступили соседние племена.
Исторические свидетельства указывают на то, что эскимосские племена объединились в два альянса, которые боролись за контроль на Аляске. В одну группу входили эскимосы, проживавшие на морском берегу, в другую – жители тундры. Военный успех изначально был на стороне морских эскимосов, которые объединились под властью одного из племенных лидеров – Апануугпака (Apanuugpak). Согласно сказаниям, блестящий полководец «стрелой и луком» покорял вражеские племена. Исследователи утверждают, что одно из племён тундровых эскимосов вынуждено было покинуть обжитую территорию не в силах противостоять «доблестной армии» Апануугпака. В момент, когда морские жители взяли под контроль почти всю территорию Центральной Аляски, произошли трагические изменения. Как утверждают прибрежные жители, вождь неожиданно приказал остановить братоубийственную войну и вернулся на родину – Нельсоновы острова на юго-западе Аляски. Тундровые эскимосы рассказывают о проклятии шамана, которое превратило Апануугпака в скалу на морском побережье. Война вошла в затяжную фазу, и к началу колонизации Аляски эскимосы были истощены междоусобными распрями.
Во время русской экспедиции на Аляску в 20-х годах XIX века штурман Иван Васильев описал поле битвы по окончании одной из последних схваток между эскимосами: «Повсюду были оторванные головы и бесчисленное множество человеческих костей, которые усыпали берег». Последующие экспедиции принесли на полуостров оспу, которая в несколько раз сократила коренное население Аляски. Врачи и миссионеры, спасавшие эскимосов от европейских болезней, пристрастили их к водке и виски. Дух воинственных племён был надломлен. Первые белые поселенцы на полуострове поражались добродушию забавных аборигенов, мужское население которых большую часть времени пребывало в состоянии алкогольного опьянения. «Какие счастливые люди, – писала одна из первых американских газет Аляски. – Если бы у нас был такой же талант к мирной жизни, наверное, мы бы жили в лучшем месте».
© Дмитрий Кулик