Мелешко Василий Павлович (1904-????)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 12:37

 Мелешко ВП.jpg
Мелешко Василий Павлович

родился 13 августа 1904 г. в м. Камышино Полтавской губернии.
Окончил ЛГУ в 1933 г., аспирантуру при ЛГУ в 1938 г.
8 июля 1941 г. добровольно ушел в ВМФ.
В 1942 г. - 1944 г. руководил Управлением Гидрометеослужбы СФ.
В 1944 - 1945 гг. – начальник Высшего военно-гидрометеорологического института (г. Москва).
Был награжден: двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
Кандидат географических наук, доцент, старший научный сотрудник, почетный полярник.
В 1939 – 1941 гг. директор Гидрографического института Главсевморпути.
С 1946 г. по 1949 г. работал начальником Высшего арктического морского училища имени адмирала С.О. Макарова, доцентом кафедры океанографии данного училища.

Источник: © Дьяченко Ю. Л.
СОТРУДНИКИ, ВЫПУСКНИКИ, СТУДЕНТЫ И КУРСАНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА – УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВОЙНЫ С ЯПОНИЕЙ, ТРУЖЕННИКИ ТЫЛА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВОЙНЫ С ЯПОНИЕЙ (1941 – 1945 года).
(Справочное пособие). Санкт-Петербург 2009 г.
http://www.gma.ru/data/docs/museum/sotrud_cadet_vov.pdf
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 12:40

http://www.aari.nw.ru/main.htm?http://w ... _hist.html
История Российской авиаразведки в Арктике в 1914-1991 годы – от восхода до заката
© В.Е.Бородачев

II. Первые бортнаблюдатели и первые профессионалы ледовой авиационной разведки

Еще в 1934—1935 гг. ледовые разведки, выполнявшиеся с полярных станций бухта Тихая и мыс Челюскина, вели сотрудники этих станций, будущие крупные ученые Василий Семенович Антонов и Василий Павлович Мелешко. Однако это были пока эпизоды, когда в состав экипажей включались наблюдатели.


Визе В.Ю., Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. Изд. 1–3. – М.-Л., 1936–1948.
viewtopic.php?f=52&t=2021&p=16939#p15602

В навигацию 1939 года с ледокола «Ермак» под руководством В. П. Мелешко были выполнены обширные гидрологические работы в проливе Вилькицкого (пятьдесят восемь станций, в том числе пять суточных).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 12:49

И. Д. Папанин. Лед и пламень
http://www.gramotey.com/?open_file=1269 ... _id2418736

Так мыс Челюскин из географического понятия стал для меня реальной землёй, которую надо было обживать и обустраивать.
Времени до отъезда оставалось в обрез — четыре месяца. Надо было успеть подобрать кадры, доставить в Архангельский порт в разобранном виде научные павильоны, жилые дома, ангар, ветряк, оборудование мастерских и другую технику, вездеходы, радиостанцию и научную аппаратуру, одежду и продовольствие и ещё многое, многое другое. Но главным я считал подбор людей. На собственном опыте зимовки в бухте Тихой я убедился, как хорошо работается в коллективе, спаянном дружбой и доверием. От друзей-полярников я был немало наслышан о драмах и даже трагедиях на зимовках, когда попадались люди, слабые духом. Поэтому я не торопился принимать предложения, которых было немало, ведь нам утвердили солидный штат — 34 человека. Но объём работ был таков, что я понимал: людей не хватит. И предупреждал каждого, что он должен иметь вторую специальность и выполнять работу за двоих, иначе я просто не имею права взять его на зимовку.
Я обрадовался, что на мыс Челюскин согласились поехать некоторые мои товарищи, с кем провёл я год на Земле Франца-Иосифа, и среди них Женя Фёдоров. Он только что женился, и я предложил ему поехать с женой.
— Твоя Анна — женщина с характером и волей, к тому же дипломированный специалист.
Анну Викторовну уговаривать не пришлось. Её зачислили на должность геофизика: она вместе с Евгением окончила физический факультет Ленинградского университета.
Я стремился, чтобы в нашем коллективе была крепкая партийная прослойка. Поэтому, присмотревшись к научному сотруднику Арктического института, молодому и энергичному коммунисту Василию Мелешко, пригласил его на должность руководителя гидрологических работ. Мелешко с радостью согласился, но неожиданно вмешалось партбюро института. Не так много было тогда членов партии среди научных работников, и партбюро считало, что Мелешко нужен в институте. Пришлось мне пойти на заседание партбюро и доказать, что на переднем крае, в трудных условиях зимовки, нам он нужней. Мелешко отпустили. Василий возглавил партийную организацию нашего коллектива и всегда был там, где труднее. В последующие годы Василий Павлович Мелешко не раз зимовал в Арктике — был начальником полярных станций и руководителем морских экспедиций. Тем радостнее было мне встретить его в феврале памятного 1938 года, когда к нашей льдине приткнулся носом «Таймыр» и на его борту оказался Вася Мелешко, руководитель научной группы.
В годы Великой Отечественной войны Мелешко возглавлял Управление гидрометеослужбы Северного флота, а после окончания войны много лет был начальником Высшего мореходного училища в Ленинграде.


Федоров Е.К. Полярные дневники
http://antarctic.su/books/item/f00/s00/ ... ndex.shtml

В целом намеченная работа обсерватории, которую мы будем создавать на мысе Челюскин, шире, чем на Земле Франца-Иосифа. Та была сформирована исходя главным образом из чисто научных, познавательных соображений, представляя собой часть программы Второго Международного полярного года. Здесь основной целью является изучение района пролива Вилькицкого - середины и самой узкой, в прямом и переносном смысле, части Северного морского пути. Здесь дольше всего держится лед, и от того, каков он, зависит пропускная способность всей трассы. Нам предстоит серьезное изучение этого пролива, прежде всего его гидрологического режима, течений, распределения температур, свойств льда. Для этого в наш состав включен гидролог В. П. Мелешко. Ему будет помогать Яша Либин. Виктор Сторожко тоже здесь, но он не у меня, а в штате мастерской, он - механик.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 12:52

«Нева» 2006, №9
http://magazines.russ.ru/neva/2006/9/
Илья Куксин. Если позовет товарищ

Наиболе оперативным методом получения информации о ледовом режиме была ледовая разведка. Все мы принимали участие в ледовой разведке, плавали в ледовом патруле и нередко в группе оставался только один дежурный. В один из таких горячих периодов я получил задание вылететь на разведку в один из райнов моря Лаптевых. “Полетишь с самим Мазуруком”,— сказали мне. Это был мой первый самостоятельный полет в качестве гидролога-разведчика. До этого я летал только дублером. Это было значительно легче, так как мы сменяли друг друга, а тут лететь самому, да еще с Мазуруком. Обычно присвоенную нам форму с нашивками инженер-старших лейтенантов СМП (существовало тогда такие звания руководящего персонала СМП) на разведку не надевали. О Мазуруке ходили разные слухи. Прежде всего это был летчик милостью Божьей. Не говоря уже о том, что он высаживал Папанина с его командой на Северном полюсе, за плечами Мазурука была не одна сотня посадок на лед в различных точках Северного Ледовитого океана. Но по слухам, как человек бывал суров и даже большому начальству не боялся говорить правду в глаза, как бы была она нелицеприятна. Поэтому оделся я по форме и по прибытию на аэродром начал докладывать командиру корабля по всем правилам начав с фразы: “Товарищ генерал-майор…” Он прервал мой доклад и сказал, что он ныне генерал запаса и его экипаж обращается к нему “командир” или по имени и отчеству и мне также предоставлен выбор, так как с сей минуты я являюсь членом экипажа. Начал записывать меня в полетный лист, поинтересовался откуда я родом, как попал в Арктику. Первым вопросом было, не являюсь ли я родственником известного полярного радиста Олега Куксина. Затем сказал, что Вася просил его понаблюдать за мной, так как это мой первый самостоятельный полет и при необходимости оказать помощь. Я вначале не понял, что это за Вася, а только уже в полете сообразил, что Вася — это Василий Павлович Мелешко, директор нашей обсерватории. Старый полярник Мелешко начал свою арктическую карьеру в начале 30-х годов и хорошо знал Мазурука.


Илья Куксин. Полярники
© "Заметки по еврейской истории" №6(67) июнь 2006 г.
http://berkovich-zametki.com/2006/Zamet ... uksin1.htm

Впервые имя Якова Либина я услыхал в Арктике. Во второй половине 50-х годов прошлого ХХ века после окончания Высшего Арктического Морского Училища практически весь наш выпуск был направлен на работу в три недавно открытые научно-исследовательские обсерватории на Диксоне, в Тикси и Певеке. Я выбрал Тикси. Перед началом арктической навигации в кабинете директора обсуждался план перспективных научных исследований. Секретарю было строго приказано, никого не пускать, по телефону ни с кем не соединять. Вдруг открывается дверь и секретарь говорит, что приема упорно добивается какой-то летчик. Вслед за ней зашел и сам летчик и наш директор - старый полярник Василий Павлович Мелешко буквально выпрыгнул из-за стола ему навстречу. Секретарше сказал, что это не какой-то летчик, а Герой Советского Союза Иван Иванович Черевичный и впредь всегда без всякого доклада пускать его в любое время дня и даже ночи. Тем более что полярная ночь в этих широтах длится всего лишь полгода. Вместо совещания началась интересная беседа, в которой главным был Черевичный. В то время работала очередная экспедиция "Север". Самолеты полярной авиации высаживались на лед Центрального арктического бассейна, проводился комплекс научных исследований и самолет вылетал в следующую точку. Наши сотрудники, включая и автора этих строк, принимали участие в этих работах. Разумеется, беседа коснулась и экспедиции на полюс относительной недоступности. Черевичный спросил нас, кто знает имя Либина. В ответ было молчание. Иван Иванович многозначительно посмотрел на Василия Павловича и только сказал : "Какого парня эти голубые б... загубили". Речь, разумеется, шла не о сексуальной ориентации, а о голубых кантах обмундирования советских жандармов сотрудников МГБ.
И Мелешко, и Черевичный, перебивая друг друга, стали нам рассказывать об этом человеке.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 12:59

Мелешко Василий Павлович
год рождения __.__.1904
инженер-капитан
в РККА с __.__.1941 года

 160.jpg
 161.jpg
Орден Красной Звезды
Указ ПВС СССР от 19.06.1943 г.
номер записи в базе данных: 12054667
Архив ЦАМО фонд 33 опись 682525 единица хранения 32
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Январь 2013 18:43

 Мелешко.jpg
Мелешко Василий Павлович с октября 1941 по май 1942 г. в составе действующих частей Ленинградского фронта в должности уполномоченного Главного управления гидрометслужбы Красной армии принимал участие в обороне блокадного Ленинграда, указом Президиума верховного совета СССР от 22 декабря 1942 г. награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1942 г. старший политрук Мелешко приказом НГУГМС КА № 0298 от 18 июня 1942 г. назначен на должность начальника УГМС СФ с присвоением воинского звания инженер-капитан. Руководил Управлением до 1944 г. За гидрометеорологическое обеспечение сил Северного флота указом Президиума Верховного совета СССР от 19 июня 1943 г. награжден орденом «Красной звезды».

Источник:© Владимир Прямицын. Прогноз победы.
История Гидрометеорологической службы Северного флота в годы Второй Мировой войны.
viewtopic.php?f=39&t=4367&p=32607&hilit=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7+%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B#p32607
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение 000000000 » 23 Октябрь 2017 20:17

 Комсомолец Заполярья, 22 августа 1939 г. №116.jpg
ВЕСТИ ИЗ АРКТИКИ

НА ГИДРОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ В ПРОЛИВЕ ВИЛЬКИЦКОГО

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК». (По радио. Наш спец. корр). Наш ледокол вывел пароходы "Диксон", "Мироныч", "Правда" в чистую воду моря Лаптевых.
11 августа мы вернулись к архипелагу Норденшельда, где приняли от ледокола "Сталин" остальной караван — пароход "Моссовет"', буксиры "Борец" и "Полярник". Получили задание от штаба проводки вывести караван на чистую воду в море Лаптевых, к проливу Санникова. Было дано задание на указанную операцию затратить 141 час. 14 августа в 15 часов вывели суда к указанной точке. Благодаря стахановской работе экипажа, задание выполнено на 55 часов раньше срока. В настоящее время, несмотря на запоздалый выход из Ленинграда, идем впереди графика на два дня.
После вывода последнего каравана, возвращаемся к островам "Комсомольской правды" для бункеровки.
17 августа в 20 часов "Ермак" окончил бункеровку и прием воды с "Пинеги" и "Юкагира". Ледокол снялся с якоря к пошел к проливу Вилькицкого дли производства там гидрографических работ.
В проливе гидрографические работы производятся группой инженеров-гидрологов под руководством инженера орденоносца тов. Мелешко. Производство гидрологических работ связано непосредственно с освоением трассы наиболее трудного участка пролива Вилькицкого.
18 августа, вместе со всем Советским Союзом, экипаж ледокола отмечал День авиации. Был выпущен специальный номер газеты, посвященный Дню авиации, а также проводились лекции и беседы об авиации.

П. БУДИЛОВ — помощник капитана ледокола "Ермак".
Последний раз редактировалось 000000000 23 Октябрь 2017 20:38, всего редактировалось 1 раз.
000000000
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 23 Сентябрь 2017 20:47

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение 000000000 » 23 Октябрь 2017 20:37

 Природа 1938-03 - 0003.jpg
 Природа 1938-03 - 0004.jpg
 Природа 1938-03 - 0005.jpg
000000000
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 23 Сентябрь 2017 20:47

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение ББК-10 » 09 Ноябрь 2019 19:25

Бюллетень Арктического института СССР. № 10.-Л., 1935, с.335-337

Мелешко В. П.
ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА ПОЛЯРНОЙ СТАНЦИИ МЫСА ЧЕЛЮСКИНА
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мелешко Василий Павлович (1904-????)

Сообщение ББК-10 » 04 Февраль 2020 19:32

Бюллетень Арктического института СССР. № 7. -Л., 1936, с.307-308

 Бюллетень Арктического института СССР. № 7. -Л., 1936, с.307-308 острова Гейберга-Зари - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 7. -Л., 1936, с.307-308 острова Гейберга-Зари - 0002.jpg
 T-48-XIX,XX,XXI. полярная ст. Челюскин.jpg
 T-47-XXII,XXIII,XXIV. о-ва Гейберга.jpg
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАСПОЛОЖЕНИИ ОСТРОВОВ В ПРОЛИВЕ ВИЛЬКИЦКОГО

Во время моей зимовки на мысе Челюскина и работ на расположенных вблизи его островах мною сделаны между прочим следующие наблюдения, которыми я считаю своим долгом поделиться.
1. Нанесенный на карту остров, расположенный восточнее мыса Челюскина, на котором находится знак „Зари" экспедиции Э. В. Толля, является вовсе не островом, а резко выдающимся мысом, соединенным с материком песчаной косой.
Весной, во время бурного таяния, эта коса заливается водой; после прекращения таяния коса обсыхает, и с „островом" возможно сообщение только сухопутным образом.
2. Острова Гейберга, расположенные при входе в пролив с запада, неправильно нанесены на карту. Как показало счисление по одометру во время посещения о-вов Гейберга в мае 1935 г., они расположены на 5—7 миль ближе к Таймырскому п-ову.
3. Кроме этого сделан ряд других наблюдений, имеющих немаловажное значение для ограждения безопасности плавающих судов. В северо-восточной части группы о-вов Гейберга открыто, например, еще два островка, высотой в 1—2 м над уровнем моря, площадью по 300— 400 кв. м. Один из них представляет подобие тарелки с налитой до половины водой, т. е. небольшую каменисто-песчаную возвышенность высотой около метра с большой выемкой посредине, наполненной водой и массой плавника. Невдалеке от островов расположены отдельные камни небольших размеров, также низкие, причем глубины между островами и камнями достигают 70 м.
Последнее обстоятельство еще более усугубляет опасность для судоводителей, ибо при наличии частых густых туманов в проливе, в период навигации, когда судно ведется по счислению и компасу и изредка по измерениям глубин, принимая во внимание наличие течения, не исключена возможность попасть на такие камни.
Необходимо принять срочные меры для точного определения положения островов и соответствующим образом оградить эти места. Наилучшим ограждением в данном случае может служить сигнально-звуковой буй или комбинированный маяк.
В. П. МЕЛЕШКО
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения