Розенфельд Михаил Константинович (1906-1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Розенфельд Михаил Константинович (1906-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Декабрь 2012 21:14

 Розенфельд МК.jpg
Михаил Константинович Розенфельд — советский прозаик, журналист, разведчик и воин-интернационалист.

Родился 06.07.1906г. (по другим данным — 21.06.1906г.) в Полтавской губернии (ныне — Украина), окончил художественное училище в Ленинграде.

Получив образование, начал журналистскую деятельность в ленинградской газете «Смена». В 1924 переехал в Москву, став одним из основателей «Комсомольской правды». С этой газетой он был связан всю свою жизнь. Также сотрудничал с ленинградской газетой «Смена». Его называли «королем репортажа».
Позднее его голос часто слышали москвичи в дни народных праздников – это он вел радиопередачи с Красной площади.
В качестве советского корреспондента Розенфельд побывал в кругосветном путешествии, побывал во многих странах Европы, участвовал в 16-ти экспедициях. Свою страну изъездил из края в край, побывал на КВЖД, Земле Франца-Иосифа, блуждал по пескам Кара-Кумов, участвовал в спасении челюскинцев. Редакция посылала его участвовать в автопробегах и испытаниях аэросаней, летать на опытных аэростатах.
Первые его книги — «В песках Кара-Кума» (1930) и «Клад пустыни Кара-Кум» (1930) являются хрониками экспедиции академика А.Е. Ферсмана и геолога Д.И. Щербакова летом 1929 года в безводные «Черные пески» Туркменистана. Розенфельд сопровождал экспедицию.
Летом 1930 года в составе экспедиции Академии наук СССР он побывал в Монголии. Из путевых записей родилась хроника путешествия «На автомобиле по Монголии» (1931).
В 1932 году Розенфельд дважды ездил в Среднюю Азию, посетил афганскую границу. Осень того же года встретил на Ленских золотых приисках, а весну 1933 года — в составе спасательной экспедиции у берегов Шпицбергена, где потерпел аварию ледокольный пароход «Малыгин», описанной им в книге «Ледяные ночи» (1934). За подвиг по спасению экипажа затонувшего в Баренцевом море ледокола Розенфельд награжден орденом Трудового Красного Знамени. В том же 1934 году Розенфельд был принят в Союза советских писателей.
Осенью 1933 года Розенфельд в составе экспедиции ЭПРОНа участвует в подъеме парохода «Садко» в Кандалакшском заливе, а весной 1934-го — ушел в кругосветное плавание на ледоколе «Красин», спешившим из Ленинграда через Панамский пролив на Чукотку для участия в спасении челюскинцев, в том же году простым матросом плавал в Испанию, а с 22 декабря 1936 года в газетах начала публиковаться серия его очерков под общем названием «Рейс в Испанию».
 Розенфельд- ВОВ.jpg
В качестве военного корреспондента участвовал в военных операциях в 1929 году в Манчьжурии, на Халхин-Голе и в Испании (в 1938-м он даже сумел добраться до осажденного Мадрида), в Финляндии, работал в тылу у фашистов, за что был удостоен вторым, уже боевым орденом.
В 30-е годы занимался также киносценарной деятельностью. По оригинальному сценарию М. Розенфельда режиссер Евгений Шнейдер в 1937 году снял на киностудии «СоюзДетФильм» художественный фильм «Ущелье Аламасов», а в 1940 году по сценарию М. Розенфельда и О. Брик снял на той же киностудии фильм «Случай в вулкане».
В самом начале Великой Отечественной войны Розенфельд ушел добровольцем на фронт. Воевал и писал корреспонденции в газету «Красная Армия». В 1942 стал спецкором «Красной Звезды». В конце мая 1942 года погиб ходе Харьковской наступательной операции, попав в окружение у села Лозовеньково под Харьковом.
Дочь писателя Марианна Жигалова также пошла по отцовской стезе, окончила литературный институт имени Горького и в 60-х годах опубликовала в периодике ряд своих рассказов, долгие годы работала литературным редактором.

Фантастика в творчестве писателя

К НФ могут быть отнесены два произведения Розенфельда, пользовавшихся в свое время популярностью: повесть «Ущелье алмасов» (1935) и «роман в 2-х сериях» — «Морская тайна» (1936; исправленное издание — 1946).
В первой из них писатель в форме приключенческой повести пересказал распространенную в Азии легенду о существовании до наших дней в неисследованных местностях первобытных людей-алмасов. Впрочем, автор даёт весьма прозаическое объяснение легенд об «алмасах»: в далёкой древности в горы от непосильного гнёта сбежало население нескольких деревень, впоследствии одичавших. Повесть переведена на монгольский и китайский языки.
В романе «Морская тайна» писатель описал гигантский подводный крейсер-военную базу, созданный японцами для нападения на СССР. Благодаря оригинальному замыслу и хорошо прописанному приключенческому сюжету роман выгодно отличается от аналогичных произведений «военно-утопического» направления того периода.


© В.П. Мильгунов
Copyright © 2005-2012 «Лаборатория Фантастики»
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Розенфельд Михаил Константинович (1906-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Декабрь 2012 21:22

ЦАМО ф.58, оп.818883, д.649
 058-0818883-0649-00000052.jpg
 058-0818883-0649-00000053.jpg
Фамилия Розенфельд
Имя Михаил
Отчество Константинович
Дата рождения/Возраст __.__.1906
Место рождения Полтавская обл., с. Мецех
Дата и место призыва ГлавПУРККА
Последнее место службы редакция "Красная Звезда"
Воинское звание интендант 1 ранга
Причина выбытия умер от ран

 058-0818883-0649-00000055.jpg
Фамилия Розенфельд
Имя Михаил
Отчество Константинович
Воинское звание интендант 1 ранга
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.05.1942
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Розенфельд Михаил Константинович (1906-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Декабрь 2012 21:37

Напечатано в журнале “Вопросы литературы”, № 4, с. 186-208, Москва, 1999.
© М.Н.Гребнев, Н.М.Гребнева, 1999.


Наум Гребнев. Война была самым серьезным событием моей биографии.

В этот день, 27 мая, над полем под Лозовенькой постоянно висело самолетов тридцать или больше, немцы. Они не покидали небо до тех пор, пока их не сменяли другие эскадрильи, заправленные бомбами и пулеметными лентами. Бомбежка длилась весь день. Бомба или пуля непременно находила человека, лошадь или грузовик. Впрочем, все поле было изрезано балками, и поэтому те, что шли низом, подвергались меньшей опасности. Имея карты, мы знали, что надо в течение дня постараться выйти к восточной части кольца окружения и, когда стемнеет, попытаться прорваться к Донцу.

В затишье накануне наступления к нам в часть приезжали два московских писателя, Джек Алтаузен и Михаил Розенфельд, побывали на батарее, беседовали с солдатами. Джек Алтаузен читал стихи, которые мне очень понравились. Я подошел к ним и что-то спросил про литераторов, моих знакомых. Теперь, 27-го числа, я встретил их на этом поле, они попали в окружение вместе со всеми. Оба были растеряны и обратились к нам за советом. К сожалению, они были слишком растеряны, чтобы воспользоваться нашим советом. Мы трое были опытнее их, каждый из нас уже выходил из окружения в сорок первом. Мы сказали, что хотим днем дойти до восточной окраины, оттуда самый короткий путь к Донцу, показали все по карте, но они не пошли с нами. Под вечер я встретил кого-то с нашей батареи, и он сказал: “Помнишь, приезжали писатели? Ты еще их спрашивал о чем-то. Оба убиты. Только что. Когда танки пошли”.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Розенфельд Михаил Константинович (1906-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Декабрь 2012 14:07

Архив ЦАМО фонд 33 опись 682524 единица хранения 459
Орден Красной Звезды
 приказ0.jpg
 приказ0-об.jpg
 приказ1.jpg
 приказ6.jpg
 н_лист1.jpg
 н_лист1об.jpg
 н_лист2.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Розенфельд Михаил Константинович (1906-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Декабрь 2012 15:27

О. Писаржевский, Александр Евгеньевич Ферсман.
Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", М., 1955 г.

19 марта 1929 года в коротенькой заметке ленинградская вечерняя «Красная газета» сообщила, что «сегодня в Туркестан выезжают академик А. Е. Ферсман и геолог Д. И. Щербаков. Цель поездки - организация новой экспедиции в пустыню Кара-Кумы... Академик Ферсман предпринимает путешествие на автомобиле через пустыню по маршруту Ашхабад - Серные бугры - Хива. Это путешествие покажет, насколько возможно автомобильное сообщение в пустыне».
К сожалению, нам не удастся сейчас последовать в пески за экспедиционными «многоножками» - многоосными экспериментальными вездеходами. Тот, кто захочет это сделать, обратится к увлекательной книжке самого А. Е. Ферсмана «Мои путешествия», к воспоминаниям Д. И. Щербакова, к остроумным запискам о третьей Кара-кумской экспедиции ее участника, корреспондента «Комсомольской правды» Михаила Розенфельда, а наиболее полное представление о пустыне и о преобразовании ее советскими людьми можно составить по поэтичной книге одного из участников этой заключительной ферсмановской экспедиции, геоморфолога Б. А. Федоровича «Лик пустыни», удостоенной Сталинской премии.

 В песках Кара-Кума.jpg
 Lik_pustyni.jpg
 Лик пустыни.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения