Спасение «Арктики». Легендарный советский атомоход – он первым покорил Северный полюс – ждет решения своей судьбы.5 канал
http://www.5-tv.ru/news/62741/10:1216 ноября
Легендарный ледокол «Арктика», тот самый, что первым в мире дошёл до Северного полюса, хотят утилизировать. Так решили чиновники. Сейчас знаменитый атомоход ржавеет на приколе в Баренцевом море. И это при том, что сделать из него музей – гораздо логичнее, ведь это целая эпоха в истории страны. Вернуть память решили в Русском Географическом обществе.
Там подсчитали – вся операция по спасению Арктики обойдётся вчетверо дешевле, чем один футболист «Зенита». Наш корреспондент Дмитрий Пищухин о списке кораблей.
Когда бывалые моряки говорят про атомоход «Арктика», они сравнивают его с ракетой «Восток» Юрия Гагарина. В свое время покорение Северного полюса значило не меньше, чем освоением космоса. Советский ледокол дошел до «шапки земли» первым в мире. А потому дедушка атомного судостроения просто не должен отправиться на металлолом. Два года назад корабль исключили из регистра, и сейчас он стоит у берегов Баренцева моря в Мурманске. Ждет, когда и как решится его судьба.
Александр Баринов, бывший капитан атомного ледохода «Арктика»: «Любой моряк, любой капитан, который посвятил всю жизнь какому-то судну, он бы был наверное счастлив, если бы его ледокол был оставлен на года, на века».
Слова последнего капитана «Арктики» и всех, кто когда-то нес вахту на атомоходе, услышали в Русском географическом обществе. Полярная комиссия во главе с директором Музея Арктики и Антарктики Виктором Боярским, предлагает превратить корабль в музей. Подсчитали, что это в 4 раза дешевле, чем утилизация.
Виктор Боярский, директор музея Арктики и Антарктики, председатель Полярной комиссии Русского географического общества: «Особенно питерцам это будет понятно, если перейти на валюту известную всему миру, как Халк, то пол Халка и все закрыто – это, грубо говоря».
Для начала нужно перебазировать ледокол в Петербург. В Мурманске собственный музей на воде уже есть – Первый в мире атомоход «Ленин», а сразу два выставочный корабля небольшому городу будет не потянуть. Но основная сложность состоит в том, чтобы безопасно извлечь с ледокола атомный реактор.
Андрей Смирнов, заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот»: «Самая большая проблема это его радиационно-опасное состояние. Хотя, конечно, это громко звучит, мы работающие по несколько десяткой лет, знаем, что они безопасны. Для постановки его как музея, для посещения массового, надо будет проводить специальные обследования».
Больше чем за тридцать лет своей службы, атомоход побил все рекорды работы в условиях вечной мерзлоты. Выручал ученых с дрейфующих станций, провожал караваны застрявших судов и возил на полюс с туристов. Сохранить «Арктику» – дело принципа, уверены ветераны флота. На нем можно проводить обучение будущих моряков, организовывать встречи на высоком уровне и проводить экскурсии.
Если атомоход получится переправить в Санкт-Петербург, то он вернется на свою историческую родину. Судно стоили на Адмиралтейских верфях. Инициативная группа Русского Географического общества даже присмотрела место для «Арктики» на набережной Лейтенанта Шмидта рядом с ледоколом «Красин». Вместе два корабля составят целый музейный комплекс и научно-исследовательский центр.
Анатолий Ламехов, бывший капитан ледокола «Арктика»: «А то что два ледокола рядом будут стоять, у и что, у нас стоит Эрмитаж и Русский музей. Ничего, от этого хуже не становится».
К делу спасения атомохода моряки и полярники подключили общественность. Создан сайт, на котором собираются подписи. Времени на раздумья осталось не много – через четыре года начнет действовать программа утилизации. «Арктика» стоит в очереди одним из первых кораблей, который отправится «на иголки».