Каневский З., Льды и судьбы // Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Знание», 1980. 208 с. 16 с. ил. (Библиотека «Знание»).
глава "Разбуженная Арктика"
http://www.polarpost.ru/Library/Kanevsk ... di-06.html... Припай — это сравнительно ровный, достаточно мощный и совершенно неподвижный лед, накрепко припаявшийся в твердому берегу. Он формируется и на реках, и на озерах, и на морях, начиная нарастать осенью и достигая наибольшей толщины и прочности к весне. В течение зимы и весны ветры и волнение могут подламывать неподвижный морской лед, отрывать и уносить в открытое полярное море отдельные куски и целые обширные участки припая, становящегося, таким образом, дрейфующим арктическим льдом. Но какая-то часть почти наверняка уцелеет, и уж она-то сохранится как минимум до лета, а то и «перелетует» (иногда не один раз). Конечно, весной и летом, когда идет активное таяние под действием солнечной радиации и плюсовой температуры воздуха, прочность припая падает, однако с февраля по апрель припайный лед держит хорошо.
На Ямале это было впервые сделано в апреле 1976 года. Первенец нашего атомного полярного флота ледокол «Ленин», выйдя из Мурманска, провел сквозь льды Баренцева и Карского морей дизель-электрическое судно усиленного ледового класса «Павел Пономарев» с четырьмя тысячами тонн грузов на борту (Павел Акимович Пономарев был первым капитаном «Ленина», а еще раньше, в 1928 году, старшим помощником капитана славного ледокола «Красин», спасшего погибающую экспедицию Нобиле). В районе мыса Харасавэй грузы были сняты на припайный лед, а потом доставлены на берег, после чего оба судна благополучно возвратились в незамерзающий порт Мурманск.
Опыт удался, и в следующем, 1977 году решено было повторить его в гораздо больших масштабах. Полярные моряки запланировали несколько рейсов из Мурманска на Ямал. На сей раз в работах участвовали атомный ледокол «Арктика», ледокол «Мурманск» и три грузовых судна— «Гижига», «Наварин» и «Павел Пономарев».
28 февраля 1977 года караван, состоящий из двух ледоколов и транспортного дизель-электрохода «Гижига», покинул Мурманск и через четверо суток подошел к Харасавэю. Еще через неделю он двинулся на запад, в обратный путь. В Баренцевом море, на чистой воде, ледоколы отпустили разгрузившуюся на Ямале «Гижигу», и она своим ходом отправилась в Мурманск, где тут же вновь встала под погрузку. А ледоколы тем временем приняли следующее судно, «Наварин», и повели его сквозь льды. Вот именно над этим караваном и летала в середине марта наша ледовая разведка. Спустя двое суток все три судна были уже у Харасавэя. «Наварин» начал разгружаться, ледоколы готовились идти за очередным ведомым, «Павлом Пономаревым». Наступил момент, когда можно было собственными глазами увидеть, как проходит выгрузка на припай, а потом на борту «Арктики» и «Мурманска» поочередно трижды пересечь западную часть Карского моря и постараться вникнуть в то, что входило в понятие: «Экспериментальный зимний рейс на Ямал в марте — апреле 1977 года».