Т-896 (до 9.11.1939 г. "Красный онежанин", до 23.11.1939 г. "Т-3", до 29.03.1940 г. "Т-894", до 25.06.1941 г. РТ-308 "Красный онежанин")
Водоизмещение 1287 т. Размерения 53.4 х 9 х 4.8 м. ГЭУ котломашинная, 675 л.с. Скорость 11/8 узлов, дальность 4100 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 3 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца, змейковый. Экипаж ?
Бывший “РТ-308”. Мобилизован 19.11.1939 г., получил обозначение “Т-894”. Разоружен и передан гражданскому флоту 29.03.1940 г. Повторно мобилизован 25.06.1941 г. и вошел в состав СФ. Носил бортовой №42. Торпедирован и потоплен 1.10.1943 г. германской подводной лодкой "U-960" у п-ова Михайлов
http://fffo.net
Т-896 (до 25.06.1941 г. РТ-308 «Красный онежанин», до 29.03.1940 г. Т-894, до 23.11.1939 г. Т-3, до 19.10.1939 г. РТ-308 «Красный онежанин»)
Бывший рыболовный траулер Севгосрыбтреста НКРП. Заложен в конце 1931 г., спущен 16.12.1932 г., вступил в строй в 1933 г. 9.11.1939 г. мобилизован, принят от НКРП, переоборудован в ТЩ и включен в состав СФ. Участвовал в финской войне. 29.03.1940 г. разоружен и возвращен НКРП. 25.06.1941 г. мобилизован, принят он НКРП, переоборудован в ТЩ и 29.07.1941 г. вошел в состав СФ. Имел бортовой № 42. 1.10.1943 г. находился в охранении конвоя «ВА-18» в Карском море, вблизи полуострова Михайлов получил попадание торпеды с ПЛ противника и затонул.
© Платонов А. В.
Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941—1945. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. — 640 с.: ил.
РТ-308 «Красный онежанин» — Т-896, бортовой № 42, мобилизован 25.07.41 г.
29 октября 1941 г. в Кольском заливе в 21.37 столкнулся с эсминцем «Сокрушительный» и вышел из строя на 10 суток.
1 октября 1943 г., находясь в охранении конвоя, в 19.10 потоплен торпедой подводной лодки U-960 в Карском море;
Великая Отечественная. День за днём // Морской сборник. - 1993. - № 10. – С.18-28.
1 октября 1943 года
На севере.
…Внутренние плавания на театре выполняли 10 кораблей и судов. При этом из состава конвоя ВА-18 в Карском море пл врага потопила тр «Киров» и тщ № 42, а тр «Андреев» в тумане оторвался от конвоя.
ТАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
1943 год - Операция "Wunderland-2" ("Страна чудес-2")
В августе и сентябре 1943 года немецкое командование приняло решение провести в два этапа операцию "Wunderland-2" ("Страна чудес-2"). 1 августа U-255 основала на северо-восточном побережье Новой Земли временный пункт заправки разведывательных гидросамолетов. 5, 6, 7 и 11 августа летающая лодка Bv-138 совершила четыре полета в направлении пролива Вилькицкого, однако для "волчьей стаи" "Викинг" (U-302, U-354 и U-711) никаких заслуживающих внимания целей обнаружить не удалось. Фактически, излишнее внимание уделялось району между Диксоном и проливом Вилькицкого, где в течение годовой навигации успевало пройти не более двух-трех конвоев.
После длительного ожидания 21 августа U-354 удается обнаружить караван, состоящий из транспортов "Анадырь", "Андре Марти" и "Седов", сторожевого корабля "Дежнев" и тральщика Т-894, однако вскоре из-за сложных метеоусловий он был потерян, и "стая" вернулась к Диксону. 27 августа U-354 и U-302 удалось перехватить новый караван, включавший транспорт "Диксон", буксирный пароход № 18, тральщик Т-906 и сторожевой корабль СКР-16. Вечером того же дня U-354 предприняла нападение на транспорт и добилась двух попаданий, но торпеды не взорвались. Конечным результатом нападения на караван явилось потопление 28 августа подводной лодкой U-302 транспорта "Диксон".
28 сентября арктический конвой ВА-18 вышел со стоянки у островов Комсомольской Правды (море Лаптевых) в составе транспортов "Андреев", "Моссовет", "Архангельск" и "Сергей Киров", минного заградителя "Мурман" и двух мобилизованных тральщиков. На судах находилось оборудование для норильского никелевого комбината НКВД. 30 сентября конвой был обнаружен подводной лодкой U-960 из состава "волчьей стаи" "Викинг-2" (U-601, U-703 и U-960), потопившей транспорт "Архангельск". После безуспешной атаки транспорта "Моссовет" попыток нападения на конвой ВА-18 в этот день не предпринималось, но в течение ночи впереди по курсу его движения сосредоточилась уже вся "стая". 1 октября U-703 внезапной атакой из подводного положения потопила транспорт "Сергей Киров", а U-960 - мобилизованный тральщик Т-896, после чего пароход "Андреев" самовольно вышел из ордера конвоя и решил искать спасения в шхерах Минина. В конечном итоге конвой, потерявший половину своего состава, 2 октября достиг Диксона.
© Вайнер Б.А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне.Гл.4. Каботажные перевозки. На Северном морском пути
В сентябре в море Лаптевых из-за границы через Дальний Восток пришли транспортные суда «А. Андреев», «Архангельск», «Сергей Киров» и «Моссовет» с импортным грузом и оборудованием для Норильского комбината, предприятий Якутии и Главсевморпути. От района острова Самуил (из группы островов Комсомольской Правды) они следовали в составе конвоя, получившего название «ВА-18» (внутренний арктический № 18). Их сопровождали минный заградитель «Мурман» и два [183] тральщика (бывших рыболовных траулера). Переход начался 28 сентября. Вдруг ветер стал крепчать и к концу второго дня плавания достиг 8–9 баллов. Скорость движения конвоя снизилась до 5–6 узлов. Временами налетали снежные заряды. В столь сложных метеорологических условиях «ВА-18» вошел в зону действий вражеских подводных лодок в Карском море.
Утром 30 сентября в 60 милях к западу от острова Русский на «Архангельске» (капитан Г. Г. Ермилов) раздался глухой взрыв. Через минуту пароход переломился пополам между фок-мачтой и мостиком и затонул. Из 42 членов экипажа удалось спасти только 29 человек. Командир конвоя решил, что транспорт погиб на плавающей мине, и мер предосторожности не принял. В действительности судно было потоплено немецкой подводной лодкой «U-960». Примерно через час был атакован торпедами пароход «Моссовет». В этот момент экипаж заметил перископ, а вскоре и рубку подводной лодки.
На следующий день конвой преследовался уже группой фашистских подводных лодок. В течение суток они неотступно шли за судами, часто появляясь в надводном положении. В 20 милях от островов Известия ВЦИК подлодкой «U-703» был торпедирован и затонул с грузом 6 тыс. т пароход «Сергей Киров» (капитан А. И. Литвиненко). На трубе от детонации натянулся канатик парового свистка, и судно, уходя под воду, дало прощальный гудок. Его экипаж был спасен кораблями конвоя.
В это время подводная лодка «U-601» вышла на боевой курс, чтобы атаковать пароход «Моссовет». Но минный заградитель «Мурман» обстрелял ее 130-мм ныряющими снарядами и сбросил 30 глубинных бомб. На месте ее погружения появилось большое масляное пятно.
Вскоре после этого боя к конвою присоединились еще два тральщика. А подводные лодки продолжали преследование. Вечером «U-960» потопила тральщик «Т-42» (командир капитан-лейтенант В. В. Голубец). Вся его команда погибла. Остальные корабли атаковали лодку, от глубинных бомб на ней произошел сильный взрыв. Их активные действия позволили транспорту «А. Андреев» уйти полным ходом из района боя и укрыться в шхерах Минина.
(По тексту Вайнера U-601: http://uboat.net/boats/u601.htm и U-960 http://uboat.net/boats/u960.htm были уничтожены?)
На ТЩ-42 погибли 56 человек.