http://www.sudprom.ru/news/135510.05.2011 13:36
Исторический очерк: экспедиция в Арктике на атомном ледоколе "Сибирь".
Исторический очерк: В 1980 году, с января по май, проходила экспедиция в Арктике с использованием атомного ледокола "Сибирь". Основной район работы - Карское море.
Задача которая стояла перед участниками экспедиции - отработка действий пилотов гражданской авиации в сложных метеорологических условиях на новой винтокрылой машине КА-32С при осуществлении ледовой разведки и проверка работы аппаратуры в условиях Арктики, в том числе антиобледенение.
Экспедиция увенчалась успехом, особо запомнился смешной случай с оператором ЦТ СССР который решил вблизи снять работу вертолёта, но не учёл скользкую обледеневшую поверхность палубы и его сдуло вместе с треногой на которой установили камеру в момент взлёта КА-32С.
Справка Википедии:
Атомный ледокол «Сибирь» — российский атомный ледокол класса Арктика. Построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года. Является третьим в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим вершины планеты — 25 мая 1987 года в 15 часов 59 минут по московскому времени ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса.
На судне установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс, имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, тренировочный зал, бассейн, сауна.
Основные технические характеристики:
•Длина наибольшая: 147,9 м
•Ширина наибольшая: 29,9 м
•Высота борта: 17,2 м
•Водоизмещение: 21 120 т.
•Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
•Мощность главной установки: 75 000 л.с.
•Максимальная скорость хода на чистой воде: 20,8 узлов
Справка Википедии:
Ка-32 — конструктивно представляет собой гражданскую модификацию корабельного противолодочного вертолета Ка-27.
Вертолёт разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова. Первый полет серийного вертолета Ка-32 состоялся в 1980 году. Применяется: в качестве корабельного вертолета, при транспортировке крупногабаритных грузов, весом до 5000 кг, монтаже опор линий электропередачи и вышек сотовой связи, тушениях пожаров (отсечение очагов), спасательных операциях. Серийный выпуск всей гаммы вертолётов осуществляет открытое акционерное общество Кумертауское авиационное производственное предприятие (Республика Башкортостан).
Вертолет Ка-32 является развитием вертолета Ка-27ПС, разработанным специально для гражданского применения с учетом успешной эксплуатации вертолетов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей. Первоначально в качестве основного назначения вертолета предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных условиях Арктики днем и ночью, однако позже вертолет было решено разрабатывать для многоцелевого всепогодного применения; для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины при отсутствии дорог, патрульной службы и других целей.
Вертолет было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС и специальным оборудованием, противообледенительными системами. При выполнении ледовой разведки необходимо иметь максимальную продолжительность полета 4.5ч, а при транспортных перевозках и крановых работах требовалась грузоподъемность 4т в кабине и 5т на внешней подвеске, дальность полета с грузом 3т в кабине 300км, крейсерская скорость 220—230км/ч.
ЛТХ КА-32:
•Диаметр несущих винтов (верхний и нижний), м 15.90
•Длина, м 11.30
•Высота, м 5.40
•Масса, кг
•пустого 6000
•нормальная взлетная 11000
•Тип двигателя 2 х ТВ3-117ВМА,ТВ3-117ВМ (ВК — более ранние модификации)
•Мощность, л.с. 2 х 2200, 2400
•Вспомогательная силовая установка АИ-9 (АИ-9В)
•Тип редуктора ВР-252
•Максимальная скорость, км/ч 260
•Крейсерская скорость, км/ч 240
•Практическая дальность, км 800
•Скороподъемность, 15 м/сек.
•Практический потолок, м 6000
•Статический потолок, м 3500
•Экипаж, чел 3
•Полезная нагрузка: 13 пассажиров в грузовой кабине или 5000 кг груза на внешней грузовой подвеске
Ка-32 оснащен современным пилотажно-навигационным оборудованием. На его борту имеется система автоматизированного управления, которая при совместной работе с автопилотом и навигационным комплексом (включающим в себя также бортовую цифровую вычислительную машину) обеспечивает высокую точность полетов по заданному маршруту. Возможен также автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25м над местом посадки.
Источник: Благодарим за эксклюзивный материал и фотографии г-на Сталюкова Александра Леонидовича, участника данной экспедиции!