Поморы и Поморье

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.

Поморы и Поморье

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Декабрь 2011 12:16

Помор: За что именно устанавливать памятник Петру I в Архангельске - за уничтожение порта?

В Архангельске разгорелась дискуссия о том, нужен ли городу памятник Петру I, который хотят убрать из Москвы. Напомним, за то, чтобы этот памятник перенесли в Архангельск, высказался мэр города Виктор Павленко и пять научных сотрудников Поморского государственного университета.

Газета "Бизнес-класс. Архангельск" разместила на своих страницах мнение помора, бывшего редактора газеты Ивана Мосеева, опубликованное еще в 2006 году, который не просто выступил против перемещения памятника в Архангельск, но и пояснил, почему не стоит этого делать.

"Роль Петра в судьбе столицы Поморья скорее отрицательная, чем положительная... Многие архангелогородцы, попавшие под влияние мифологии о Петре I, сегодня уверены, что именно с него начался бурный расцвет Архангельска. Но это глубочайшее заблуждение! Даже Соломбальская государственная судоверфь была заложена вовсе не Петром I, а Иваном Грозным в 1581 году. А в 1602 году на этой верфи строил морские корабли царь Борис Годунов.

Сегодня имя Петра I работает против позиционирования Архангельска как родины отечественного морского флота! Ведь не секрет, что родиной флота вся Россия считает Воронеж и Переславль-Залесский! С точки зрения архангелогородцев, это нелепо, но с позиций мифотворчества о том, что русский флот и первые морские судоверфи создал Петр I, - логично. Никого не волнует, что Петр не смог бы создать флот на голом месте и что у сухопутной крепостной России для этого не было ни инфраструктуры, ни кадров. Из крепостных русских крестьян получались никудышные матросы, и без ресурса, созданного поморским народом, Петр I еще долгие годы плавал бы в своих потешных прудах. Ведь только в Поморье в то время в России были и опытные корабелы, и кормщики, с детства знакомые с морем. Задолго до Петра в Поморье были и судоверфи, и, разумеется, огромный по тем временам флот промысловых и торговых поморских судов. Петр просто использовал уже готовый ресурс.

Можно смело утверждать, что за строительство государевой дороги, верфей, флота и Петербурга поморы заплатили больше, чем любой другой коренной народ России. Государство тогда мало финансировало народные работы, труд был фактически бесплатный.... Десятки тысяч поморов строили петровский флот, воевали на морских кораблях на всех морях - Балтийском, Азовском, Черном. И чем больше людей требовалось Петру - тем хуже было Поморью. Согласно указам Петра I в 1719 и 1724 гг. свободное поморское черносошное крестьянство было лишено своих свобод, дарованных еще Иваном Грозным, и переведено в разряд государственных крестьян. Своими указами Петр запретил поморам строить традиционные морские промысловые суда и потребовал строить корабли на манер иностранных. Это тоже подорвало морские промыслы, ведь далеко не каждому было по карману строить гукеры и шхуны.

Петр не церемонился с людьми, его мало интересовало, что поморы - это не крепостные крестьяне. Если ему требовались рабы, он просто превращал в них своих подданных. В 1712 Петр I забрал для службы на флоте 500 поморов, в 1713 - 550, в 1715 - 2000. Причем брал самых лучших молодых работников, обрекая их семьи на голодное существование, разорение и нищету. Тысячи семей лишились тогда своих кормильцев. В именном указе архангельскому губернатору от 9 октября 1714 года Петр I пишет: "в Сумском остроге, на Мезени и в других местах, где есть лучшие работники, которые ходят на море за рыбным и звериным промыслом на кочах", набрать 500 матросов, "и чтоб оные были не стары, не увечны, а именно, чтобы были летами не старше 30 лет".

Жестокость и презрение к своим подданным, глумление над традиционной культурой коренного населения России были неотъемлемой чертой Петра I. Так, царь вообще не считал за людей ненцев и обращался с ними буквально как с животными. Вот что собственноручно писал "просвещенный самодержец" архангелогородскому вице-губернатору П.Е. Лодыженскому 11 января 1717 года: "Господин вице-губернатор. По получении сего указу сыщите двух человек самоядов молодых ребят, которые б были дурняя рожием и смешняе, летами от 15 до 18, в их платье и уборах, как они ходят по своему обыкновению, которых надобно послать в подарок грандуке флоренскому. И как их сыщите, то немедленно отдайте их тому, кто вам сие наше письмо объявит. Петр".

То, что ненцы не животные, а люди, Петра I нисколько не волновало. Но это не может не волновать современных жителей Архангельска. Ведь чествование в Архангельске Петра I оскорбительно и для поморов, и для Ненецкого автономного округа...

Петр хотел, чтобы Петербург стал главным международным морским портом России и рассматривал Архангельск исключительно как конкурента своему детищу. В угоду новой российской столице он всячески ограничивал товарооборот Архангельского порта. Но ограничительные меры не дали ему желаемого результата, а к 1710 году обороты архангелогородской ярмарки, согласно таможенной "перечневой выписке", достигали 2 млн 773 тысяч рублей, что вызывало ярость у Петра I, желавшего быстрейшего роста Петербурга, но отнюдь не Архангельска. Тогда Петр решил, что конкурента надо уничтожить. 11 декабря 1724 года Петр I именным указом запретил иностранным торговым кораблям приходить в Архангельск. Это привело к резкому краху экономики столицы Поморья, массовому обнищанию поморов, и уже никогда Архангельск не мог достичь былого процветания.

Таким образом, более логичным было бы считать главным брендом столицы Поморья не памятник Петру Великому, а, например, памятник Великому Помору М.В. Ломоносову, чей 300-летний юбилей готовится отмечать Архангельск".


Постоянный адрес новости: http://www.regnum.ru/news/1337794.html
02:05 20.10.2010
© 1999-2011 ИА REGNUM
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Поморы и Поморье

Сообщение Инспектор » 28 Февраль 2012 18:09

Опять "моя по твоя" поморская "чудь" из САФУ...
 Без имени-1копированиеа.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 807
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Поморы и Поморье

Сообщение Юрий Клименко » 28 Февраль 2012 18:40

Эт что за печатное издание? Если есть в Сети,ссылку дайте,пожалуйста.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Поморы и Поморье

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Февраль 2012 19:04

Дмитрий Семушин:
"Полуношный университет" нашёл "коренных" собственников ресурсов Русской Арктики
http://www.regnum.ru/news/cultura/15040 ... z1nkQCLWPV

Директор «Поморского института» САФУ в Архангельске Иван Мосеев считает себя представителем «метисной аборигенной группы»: Иван Мосеев на выезде. Иллюстрация: сайт САФУ : Иван Мосеев.JPG
Мы уже сообщали о поисках, начатых в Северном (Арктическом) Федеральном университете профессурой т. н. "архангельской школы регионологии", новой "норманнской" идентичности для русских на Русском Севере. Теперь выясняется, что дело этим не ограничилось. В феврале 2012 г. начал свою "научную" деятельность т. н. "Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера" САФУ (ПИКиМНС). В качестве первого исследования по теме "этнос поморы" ПИКиМНС обнародовал статью ассистента кафедры международного права и сравнительного правоведения юридического института САФУ Максима Задорина под названием "Российские поморы и канадские метисы: этнография и право" ( http://narfu.ru/science/SEC/minorPomor/publish/ )

В этой работе М.Задорин на полном серьезе предлагает нам, русским северянам, считать себя метисами. Делает это он на основе аналогии поморов с метисами Канады. Напомним, что по существующей ложной концепции, продвигаемой означенным "Поморским институтом", русское население Архангельской губернии и их потомки на самом деле являются отдельным нерусским этносом "поморы". Логика архангельского молодого "ученого" проста: раз поморы являются, как он считает, "метисной аборигенной группой", то их надо признать "коренным и малочисленным народом" и предоставить им по аналогии с их канадскими собратьями-метисами права на природопользование. Главный тезис о том, что "поморы" являются "метисами" М.Задорин основывает на утверждении, что на сегодняшний момент в российской науке якобы доминирует мнение, определяющее поморов, в качестве "метисной субэтнической группы русского народа". При этом автор означенной статьи ссылается на три работы: 1) Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958. C. 31; 2) Капица Л.Л. Антропологические данные о поморах Кемского и Онежского уездов Архангельской губернии // Изв. АО и РС, 1914. № 7. С. 148; 3) Бернштам Т.А. Народная культура Поморья. М., 2009. C. 13.

Однако мы проверили все три ссылки и обнаружили, что ни в одной из названных работ определения поморов "метисами" нет. Таким образом, ассистент кафедры международного права САФУ, ссылаясь на эти работы, элементарно лжет. Впрочем, тезис о метисах на Русском Севере можно опровергнуть другим более простым и эффектным способом. Пусть М.Задорин посмотрит на себя в зеркало и потрудится назвать признаки метиса, на его лице запечатленных. Пусть, наконец, он назовет признаки метисации на лицах архангельских "поморов":
Який гарний хлопець : Алексей Овчинников.JPG
Ивана Мосеева, Анатолия Беднова, Алексея Овчинникова, Владимира Ломакина, Павла Есипова.
Який гарний хлопець : Есипов Павел.JPG
Кстати, последний как-то публично признался, что он чувствует себя с расовой точки зрения недостаточно уютно на различных мероприятиях среди представителей коренных народов Севера. В связи с этим напомним М.Задорину и архангельским "поморам", что метисы - это потомки от межрасовых браков. В антропологическом отношении метисы обычно занимают промежуточное положение между смешивающимися расами. Это смесь одной расы с другой. В Америке метисами называют потомков от браков европеоидов и индейцев. Поэтому определение М.Задориным славяно-карельского населения исторического Поморья "метисным", по меньшей мере, странно. Тем более недопустимы здесь ложные ссылки на настоящие научные авторитеты в области отечественной этнографии - проф. Сергея Токарева и проф. Татьяну Бернштам.

И карелы, и русские антропологически относятся к одной европеоидной расе и внешне неразличимы. Приравнивание архангельским молодым "ученым" поморов к камчадалам также абсолютно некорректно. У части камчадалов как раз присутствуют признаки смешения двух рас - европеоидной (русские) и монголоидной (ительмены). Последнее обстоятельство отразилось на их внешнем облике.

Ну, что ж, научный дебют с "метисами" "Поморского института коренных и малочисленных народов Севера" САФУ (ПИКиМНС) является очевидным и позорным провалом. Сразу же с первой публикации выяснилось, что директор ПИКиМНС Иван Мосеев, опубликовавший у себя в научном разделе на сайте САФУ означенную статью М.Задорина, дилетант. Он не знает таких простых базовых понятий этнографии и антропологии, как "раса" и "метисы". Да и как может быть иначе? Ведь у директора работающего в рамках Федерального университета (!) в Архангельске якобы научно-образовательного центра Ивана Мосеева нет вообще никакого гуманитарного образования (!). Между тем, Иван Мосеев на посту директора ПИКиМНС решил бы изучать ни много ни мало, а "фундаментальные и прикладные проблемы этнологии, антропологии, права, этнографии, фольклористики, религиоведения, этносоциологии, этнопсихологии, этнополитологии, археологии, гуманитарной географии, этноэкологии, этнокультурологии, социальной и культурной антропологии, этнофутуризма, этноискусствоведческой этносемиотики, этнотуризма и этногенетических исследований коренных малочисленных народов Российского Севера" [1]. Заметим, что последнее понятие - "Российский Север" вместо "Русского Севера" весьма многозначительно. Весьма показательно в объявленном И.Мосеевым перечне и отсутствие "истории". Ведь в отношении "поморов" и "Поморья" она настолько фальсифицирована в свое время проф. Владимиром Булатовым, что предмет теперь этот неловко и затрагивать. Что касается "гуманитарной географии", то под ней, как оказалось, в САФУ подразумеваются лженаучные и мистические изыскания местного проф. Николая Теребихина. Но признаемся: что такое "этнофутуризм" в заявленном перечне исследований ПИКиМНС САФУ - мы до сих пор не знаем.

Директор ПИКиМНС Иван Мосеев из-за отсутствия у него нужного образования свой дилетантизм, как кажется, и не скрывает и даже выставляет его с бравадой напоказ СМИ. В декабре 2011 г. в Вологде на одном форуме он всерьез обсуждал проблему, куда поселить Деда Мороза: то ли в Устюг, то ли на Землю Франца Иосифа, а недавно он вообще поставил на всеобщее обозрение и посмешище название своего учреждения на придуманном им "поморском языке" - Наýцьно-обрáзовáтельной центрь "Помóрьской инститýт исконвéцьных (доморóдных) народов Полунóци" Полунóшного (Сиверьного) федерального университета им. М.В. Ломоносова. ( http://narfu.ru/science/SEC/minorPomor/ ). В оригинале этот текст выглядит следующим образом - научно-образовательный центр "Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера".

Итак, первое впечатление от означенного "шедевра" - Иван Мосеев трудился-старался, краснел, напрягался, "переводил", но, когда дошел до слова "федеральный" - устал и бросил безнадежное дело. Очевидно, что директор "Поморского института" в данном конкретном случае на личной практике ощутил разницу между литературным языком и диалектом. В связи с этим весьма характерно, что директор ПИКиМНС так и не смог придумать "поморское" слово для "перевода" русского "малочисленный". Позабавил следующий пассаж И.Мосеева - оказывается на "поморском языке" "север" - это "полуноць", а "Арктика", наоборот, - "Сиверь". Что тут можно сказать? Только то, что за это творящееся в Архангельске в САФУ в угоду норвежским компаньонам под видом науки безобразие должны нести личную ответственность ректор этого университета проф. Елена Кудряшова и тамошний проректор по науке Константин Боголицын

[1] Положение о научно-образовательном центре "Поморский институт коренных и малочисленных народов севера" // http://narfu.ru/science/SEC/minorPomor/docs
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Поморы и Поморье

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Февраль 2012 10:01

Инспектор пишет:Опять "моя по твоя" поморская "чудь" из САФУ...

На самом деле это:
 Коновалы длинноухи.JPG

всего лишь фрагмент фотографии:
Группа коновалов, конец XIX века, Архангельский областной краеведческий музей. : Коновалы из Кимжи.jpg
Это коновалы из деревни Кимжа (Мезень)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Поморы и Поморье

Сообщение Юрий Клименко » 15 Март 2012 20:53

Дмитрий Сёмушкин продолжает "исследовать" тему корренных народностей Баренц-региона:

http://www.regnum.ru/news/1509362.html

Дмитрий Семушин: Кто и как начал отторгать Русскую Арктику от России?

Политическим актом, открывшим путь к сотрудничеству в Арктике СССР (России) и стран Запада и созданию т. н. Баренцева региона, стала речь генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева 1 октября 1987 г. в Мурманске. В ней, в частности, он сказал: "Требуют специального внимания вопросы, связанные с интересами коренного населения Севера, с изучением его этнических особенностей, развитием культурных связей между северными народностями".

Так, впервые в новейшую эпоху в приарктическом регионе был поставлен вопрос о современном межгосударственном сотрудничестве по проблеме "коренных народов" Арктики. Отметим терминологическую двусмысленность в речи М.С.Горбачева, весьма характерную для всей эпохи перестройки и т. н. "нового мышления". С одной стороны, в его выступлении присутствует традиционное для советского права понятие "северные народности" (сравни: "малые народности Севера"). А, с другой, новация - "коренное население Севера", под которым его слушатели в Мурманске, советские люди, могли воспринять себя. Так, по-видимому, и произошло, поскольку этот фрагмент в речи генерального секретаря КПСС они прервали аплодисментами. Но, как показали дальнейшие шаги первого и последнего президента СССР, под "коренным населением" все-таки понимались прежние советские "малые народности Севера".

Спустя два года в 1989 г. СССР присоединился к Конвенции МОТ № 107 "О защите коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах". Понятие "коренное население" было введено в отечественное правовое поле. Оно и было использовано в базовом документе при учреждении трансграничного Баренцева региона в 1993 г. - "Декларации о сотрудничестве в Баренцевом евроарктическом регионе", принятой на Конференции министров иностранных дел России, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии в Киркенесе 11 января 1993 г. В специальном разделе "Коренное население" названной декларации мы читаем: "участники вновь подтвердили свою приверженность обеспечению прав коренного населения Севера в соответствии с целями, поставленными в разделе 26 о коренных народах Повестки дня XXI века. Они заявили о своей приверженности укреплению коренных общин региона и заверили, что начинаемое сотрудничество будет принимать во внимание интересы коренного населения".

Однако, если мы обратимся к оригинальному тексту Киркенесской декларации о сотрудничестве в Баренцевом евроарктическом регионе на английском языке, то во всех случаях, там используется понятие "indigenous peoples", т. е. "коренные народы". Сам раздел так называется - "Indigenous peoples". Сравним текст в означенном фрагменте на английском языке: "The Participants concerned reaffirmed their commitment to the rights of their indigenous peoples in the North in keeping with the objectives set out in Chapter 26 on Indigenous People of Agenda 21. They stated their commitment to strengthen the indigenous communities of the Region, and to ensure that the cooperation now being initiated will take the interests of indigenous peoples into consideration".

Таким образом, с международно-юридической точки зрения российская сторона в лице тогдашнего министра иностранных дел Андрея Козырева исходила из трактовки понятия "коренное население", данное Конвенцией МОТ № 107 1957 г. ("Конвенция о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах"). А западные подписанты Декларации, в частности норвежцы, из трактовки понятия "коренной народ" из конвенции МОТ № 169 ("Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах). Напомним, что в последнем случае под "коренным народом" понимаются потомки тех, "кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ". (Конв. МОТ № 169. ст. 1. § 1 b). По сравнению с этим под "коренным населением" в принятой СССР Конвенции МОТ № 107 1957 г. понималось только население, "ведущее племенной или полуплеменной образ жизни" (Конв. МОТ № 107. ст. 1. § 1 b).

Таким образом, наблюдается рассогласованность понятий, допущенная сторонами, подписавшими "Декларацию о сотрудничестве в Баренцевом евроарктическом регионе" в разделе о "коренном населении"/"коренных народах", что недопустимо для международных документов о сотрудничестве. Более того, в русском тексте раздела Декларации о "Коренном населении" трижды допущено использование понятия "коренной народ", на самом деле на тот момент еще не принятого в российском законодательстве, не принятого и до сих пор. Поэтому неправомерным для российской стороны выглядит обязательство в рассматриваемом разделе Декларации "обмениваться информацией о действующем и готовящемся законодательстве, регламентирующем положение коренных народов в своих странах".

Итак, министр иностранных дел Российской Федерации Андрей Козырев в рассмотренных примерах проявил некомпетентность и допустил роковые, несвойственные для прежней советской дипломатии эпохи Громыко, промахи, граничащие, на самом деле, с должностным преступлением. Вместе с тем, надо отдать должное дипломатической ловкости норвежского премьера Турвальда Столтенберга, который сумел втянуть Россию в Баренцовом регионе по деликатному для нее "национальному вопросу" в западную игру. Как метко заметил один российский дипломат-скандинавист: "Декларация о сотрудничестве в Баренцевом евроарктическом регионе, получившая название Киркенесской, была признана ведущими политиками как искусство возможного".

Международно-правовая ошибка, последствия которой стали очевидными нам только в последние годы, была закреплена тогда же в Киркинессе при подписании руководителями Архангельской и Мурманской областей протокола о создании Баренцева регионального совета. Вместе с ними означенный документ подписали представители норвежских губерний Финмарк, Тромс и Нурланд, финской Лапландии, шведской Норботтен. Полная дипломатическая несостоятельность глав российских регионов проявилась в том, что они согласились в этом документе использовать даже в русском переводе понятие "коренной народ" - "принимать во внимание интересы коренных народов и обеспечивать их активное участие в многостороннем развитии региона". Более того, они не возражали, когда помимо глав норвежских, финского и шведского регионов, означенный документ в качестве правомочного представителя подписал еще и представитель т. н. Саамского парламента Норвегии. Этот допущенный главами российских регионов прецедент давал возможность к появлению аналогичного органа аборигенов и в Российской Федерации. Ошибку спишем на некомпетентность глав российских регионов в международных делах. Но где в это время находились российские дипломаты? В 2010 г. в Мурманской области и был создан местный "саамский парламент". Однако юридический повод для его существования был дан при основании Баренцева региона. Не так ли?

Итак, официально объявленная программа деятельности норвежского Баренцева региона в России включает пять направлений. Направление третье - "признание традиционных и культурных нужд, ценностей и интересов коренных народов Арктики". Однако ключевое понятие "коренной народ" юридически по-разному понимается главными участниками "Баренц-сотрудничества". С точки зрения норвежцев, "коренные народы" российского, как они выражаются, сектора Баренцева региона проживают на завоеванной и колонизованной территории. Они занимают не доминирующее, зависимое и дискриминируемое положение. Коренные народы не пользуются в достаточной степени своими коллективными правами. В этом им нужно помочь. После публикации декларации ООН о правах коренных народов, принятой на 107-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 2007 г., норвежцы в дополнение стали действовать на основании несколько иной стратегии, которая исходила из положения, что преодолеть "неблагополучие" коренных народов возможно только путем "восстановления" их как "наций" - т. е. целостных социальных систем, обладающих земельной и ресурсной базой для самодостаточного развития и собственными институтами власти, которые составляют особый национально-территориальный уровень управления наряду с федеральным и региональным.

Что касается российской стороны, то она вплоть до последнего времени занималась уточнением понятия "коренной", правда, делая это совсем в ином направлении, отличном от норвежского. Уже спустя одиннадцать месяцев после создания Баренц-региона в Конституции Российской Федерации 1993 г. в статье 69 появляется понятие "коренной малочисленный народ". В федеральном законе "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 19 июня 1996 г. (№ 78-ФЗ) это понятие получило следующее разъяснение: "Коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями". В докладе "Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера" на заседании Президиума Государственного Совета от 28 апреля 2004 г. дополнительно было сформулировано понятие "коренные жители Севера", под которыми понимались "люди, родившиеся на Севере и постоянно проживающие там не менее одного поколения". Расхождение с норвежцами в трактовке понятия "коренной народ" было продолжено в распоряжении правительства "Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 4 февраля 2009 г. Во введении было дано собственное российское понимание ключевого понятия субъекта национальной политики, в том числе, отметим мы, и в Баренц-регионе: "Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российского государства".

Таким образом, заложенная при основании Баренц-региона в его основной документ - Декларацию рассогласованность в трактовке базового понятия в сфере сотрудничества по "коренному населению" (российский вариант) или "коренным народам" (норвежский вариант) со временем не уменьшилась, а даже увеличилась, став юридическим основанием для конфликта.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/1509362.html#ixzz1pD1YWgl0
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Поморы и Поморье

Сообщение Юрий Клименко » 16 Апрель 2012 16:08

Поморы вымирают...
http://www.b-port.com/news/item/79519.html

16 Апреля 2012 года, 11:38
Печальные выводы "Поморской экспедиции": поморов в Кольском Заполярье скоро не будет


В апреле 2012 года завершилась комплексная экспедиция по изучению современной поморской культуры - "Поморская экспедиция-2012", которая является совместным научно-исследовательским проектом Поморского института коренных и малочисленных народов Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) и Архангельской региональной общественной организации "Поморская экспедиция", реализуемого на побережье Белого моря.

Целью экспедиции было составление этнографического среза жизни современных поморов, проживающих в северных селах. Участники экспедиции, в числе которых были и студенты САФУ, прошли 600 километров по побережью Белого моря и посетили старинные поморские села Мурманской области: Поной, Сосновка, Пулоньга, Пялица, Чапома, Стрельна, Тетрино, Чаваньга, Кузомень, Варзуга. Исследователи встречались с местными жителями - теми, кто живет охотой, оленеводчеством, промыслом рыбы. И сделали вывод – жизнь в поморских селах умирает. Там, где есть транспортные коммуникации, люди живут более-менее хорошо. Они могут не только изготовить что-то, но и продать.

Участники экспедиции отмечают, что в настоящее время жизнь поморов существенно изменилась. В некогда богатом селе Поной ныне живут лишь два вооруженных охранника, а рядом на реке Поной стоят туристические базы, где доставляемые вертолетами туристы ловят семгу. В селе Пулоньга люди живут довольно хорошо: у каждой семьи по 2-3 снегохода. При этом наблюдается полное отсутствие алкогольных напитков в магазинах села. В селе Чапома, где раньше разводили тюленя и скот, ныне осталось только 9 коров - вот и вся экономика. В Варзуге есть музей, который держится на одном инициативном человеке, но администрация села не только не хочет его поддержать, но и хочет брать с него арендную плату, что грозит закрытием музея.

«Прогресс» существенно влияет на жизнь поморов. Так, например, в реке Нижняя Золотица перестала водиться семга, а люди ею кормились. На реку Поной, где рыба еще есть, за семгой лучше не ходить, чтобы не нарваться на конфликт с охранниками местных баз отдыха. Запрет на промысел тюленя отражается на количестве пойманной рыбы - зачастую тюлень съедает то, что было в сетях промысловиков.

"Земли, на которых проживала общность поморов, на сегодняшний день не принадлежат их потомкам, они разделены административными границами и активно заселяются и осваиваются другими народами. Утеряна культурная, историческая, экономическая, ментальная целостность поморов, - делают вывод участники экспедиции. - Если не будут предприняты целенаправленные и осмысленные шаги по возрождению Поморского края, то в ближайшее десятилетие этот пласт мировой культуры исчезнет".

Отдельно нужно сказать, что детей в поморских селах практически нет - у них нет возможности получить образование в родном селе, поэтому их увозят либо к родственникам в крупные райцентры, либо отдают в интернаты. "Это, конечно, очень печально. Таким образом, теряются не только родственные связи, теряется и связь с родными местами. Дети могут приезжать только на каникулы, чего, конечно же, недостаточно для полноценного воспитания", - отметил директор НОЦ "Поморский институт коренных и малочисленных народов" САФУ Иван Мосеев.

По материалам ИА REGNUM.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Поморы и Поморье

Сообщение Юрий Клименко » 19 Апрель 2012 23:48

ИА REGNUM: Фальсификация под видом "науки": на чём "поморы" основывают свои политические и материальные претензии

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1522954 ... z1sWNVRood
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

 bulatov_terebikhin_semenov-big.jpg
17 апреля глава "автономии поморов" в Архангельске Павел Есипов выступил с обращением по поводу открытого письма "по поморской проблеме" к губернатору области Игорю Орлову десяти граждан города. В своем обращении П.Есипов, в частности, сослался на справку "ученых" Поморского государственного университета, подтвердивших "исторические корни народа поморов". Справка была предоставлена Управлению министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области. Автором означенного документа был ректор Поморского университета проф. Владимир Булатов.

ИА REGNUM публикует эту справку как документ, чтобы обществу было видно истинное качество той "интеллектуальной основы", на которой пытаются построить свои "этнические", политические и материальные претензии строители "поморской идентичности". Они - антинаучны, лживы и являются не более чем примитивной, грубой и откровенной фальсификацией.

Итак, в справке В.Булатова изложена этническая "поморская концепция" истории Русского Севера на протяжении ХII-ХIХ вв. Однако два других подписанта означенной справки - проф. Николай Теребихин (Архангельск) и проф. Виктор Семенов (Сыктывкар) тезисы этой концепции подтвердить какими-либо историческими документами - источниками (летописями, актами, берестяными грамотами и т. п.) не могут.

Чтобы на деле - не фальсифицировать исторические данные, а научно обосновать свои претензии, эта группа подписантов должна очень многое сделать, доказать и подтвердить фактами:

Необходимо определить археологическую культуру, которой представлены "протопоморы", и объяснить в чем заключаются "протопоморские" черты этой культуры.

Необходимо назвать конкретные исторические источники, подтверждающие тезис - "этноним "поморы" возник не позднее ХII в." и, что это был именно "этноним".

Необходимо подтвердить документами, что в ХV-ХVI вв. "Поморьем назывался обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и по pp. Онега, Северная Двина, Мезень, Пинега, Печора, Кама и Вятка, вплоть до Урала" и, что это большое "Поморье" было населено этносом "поморы".

Нужно доказать со ссылками на конкретные источники, что в ХVII-ХIХ вв. население всех 22 русских северных уездов считало себя "поморами" и край своего проживания называло "Поморьем".

Необходимо подтвердить историческими документами, что эти "поморы", населявшие широкое пространство Русского Севера от Вологды до Урала, были ассимилированы русскими.

Нужно продемонстрировать исторические документы эпохи, которые бы свидетельствовали, что на Русском Севере в ХVII-ХIХ вв. существовала "Поморская древлеправославная церковь". И т. д. и т. п.

Заметим еще: концепция Вл. Булатова полностью противоречит всем сведениям, собранным этнографами и фольклористами на Русском Севере ещё в ХIХ в.

Подтвердить поморскую историческую концепцию проф. Вл. Булатова какими-либо историческими источниками (документами) не могут в Северном Арктическом Федеральном университете в Архангельске ни Институт социально-гуманитарных и политических наук под управлением проф. Андрея Репневского с его кафедрой отечественной истории, ни Институт управления и регионологии под управлением проф. Юрия Лукина, ни Ломоносовский институт под управлением проф. Татьяны Буториной. Не может этого сделать и коллектив научных сотрудников Архангельского областного краеведческого музея. А нельзя этого сделать по той простой причине, что исторических документов, подтверждающих все тезисы поморской концепции проф. Вл. Булатова, просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Поэтому следует заявить, что в справке проф. Вл. Булатова по содержанию представлена псевдонаучная спекуляция. И она не является личной "ошибкой", как хотелось бы это представить некоторым в Архангельске, проф. Владимира Булатова. В сжатом виде в справке дана его целостная историческая концепция. Нетрудно убедиться, что в пространном виде она изложена автором в его многотомных сочинениях: Булатов В.Н. Русский Север. Кн. 1. Заволочье (IX-XVI вв.). Архангельск, 1997; Кн. 2. Встречь солнца (XV-XVII вв.). Архангельск, 1998; Кн. 3. Поморье (XVI-нач. XVIII вв.). Архангельск, 1999; Кн. 5. Ворота в Арктику. Архангельск, 2001; Кн. 4. Свет полярной звезды (XVIII-XIX вв.). Архангельск, 2002. "Поморская концепция" истории Русского Севера содержится в учебниках для студентов высшей школы. См.: Булатов В.Н. Русский Север: Учебное пособие для вузов. М., 2006; Булатов В.Н., Шалев А.А. Баренцев Евро-арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность. Архангельск, 2001.

Все перечисленные книги изданы большими тиражами. Их можно найти практически в каждой библиотеке города и области. Идеи В. Булатова уже который год тиражируются местными СМИ, повторяются в популярных изданиях, составляют основание местных региональных образовательных компонентов. В Архангельске ширится сеть научно-мемориальных мероприятий в память В.Н.Булатова: именование в его честь учреждений, установка в память о нем мемориальных досок и, наконец, переименование в честь него улиц Архангельска.

Официальная справка, которую здесь публикует ИА REGNUM, вновь и уже официально доказывает, что почти полтора десятка лет ректор Поморского университета проф. В. Булатов систематически занимался фальсификацией средневековой истории Русского Севера, а итогом его "трудов" было покушение на единство этнического самосознания русского народа на Русском Севере и ослабление территориальной целостности Российской Федерации, совпадающее с норвежскими усилиями по созданию Баренцева региона.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Поморы и Поморье

Сообщение Юрий Клименко » 22 Апрель 2012 21:20

http://www.regnum.ru/news/polit/1523567.html

Дмитрий Семушин: Архангелогородские "поморы" продолжают сеансы саморазоблачения своей "идентичности"

14 апреля 2011 этнолог проф. Юрий Шабаев (Сыктывкар) в интервью ИА REGNUM сообщил: "Ранее Институт этнологии и антропологии РАН занимал по поморам противоположную позицию, и именно его первоначальное экспертное заключение было поводом для отказа со стороны Минрегиона на неоднократные просьбы властей Архангельской области предоставить поморам статус коренного малочисленного народа... Обсудив проблему поморов на совещании в Женеве, директор ИЭА академик В.А. Тишков предложил мне написать докладную записку в Минрегион, с новым экспертным обоснованием необходимости предоставления поморам статуса коренного малочисленного народа. Такую докладную я подготовил, под ней поставлены все необходимые подписи ученых-экспертов: регионального исследователя, руководителя профильного московского института и ведущего специалиста в области этнологии... Надеюсь, уже в ближайшее время докладная будет рассмотрена Минрегионом".

17 октября 2011 редакция ИА REGNUM направила запрос в Министерство регионального развития Российской Федерации по поводу этой докладной записки. И. о. директора Департамента межнациональных отношений А.П.Зенько на этот запрос ответил: "Докладная записка Ю.П.Шабаева по вопросам предоставления поморам статуса коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Минрегион России не поступала". Казалось бы, проблема исчерпана. Однако сейчас, когда "поморская афера" в Архангельске разоблачена, псевдо-поморы в оправдание своих действий на "Официальном сайте общины Поморов" опубликовали текст этой (формально адресованной, но на деле так и не поступившей в Минрегион) докладной записки, который мы публикуем ниже.

"В Министерство регионального развития РФ

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Полагаем крайне необходимым в ближайшее время решить вопрос о придании статуса коренного малочисленного народа поморам, являющимся специфической этнографической группой русских. Принятие названного решения диктуется несколькими значимыми обстоятельствами:

1. Поморы являются культурной и "статистической реальностью", поскольку этноним "помор" фиксируется в ходе переписей населения и этнографических/социологических исследований; поморская идентичность (в разных ее вариантах) является довольно устойчивой, а значительная часть населения, причисляющая себя к поморам, занята традиционными видами хозяйственной деятельности (рыбным и зверобойным промыслом).

2. Региональные власти и общественные организации неоднократно выступали с обращениями, призывающими придать поморам статус коренного народа Севера, и следует поддержать данные обращения, поскольку избирательное применение статуса, т. е. использование его лишь для обеспечения преференциями только культурных меньшинств, будет противоречить конституционной норме, провозглашающей равенство всех граждан РФ.

3. Некоторые лидеры этнических организаций коренных малочисленных народов Севера пытаются противопоставить русских недоминантным этническим группам, а статусная иерархия этнических групп, которая сложилась на сегодняшний день, дает им дополнительные аргументы для формирования культурной дистанции между русскими и иными этническими группами населения в арктическом и субарктическом регионе. Поэтому придание поморам искомого статуса создаст некий баланс интересов, ограничит рост радикальных настроений среди политизированных лидеров меньшинств.

4. Придание особого статуса поморам и предоставление им некоторых преференций в сфере пользования биоресурсами позволит остановить деградацию поморских деревень/поселений по берегам Белого и Баренцева морей, остановить процесс обезлюдивания территории, которая имеет статус пограничной зоны, а значит подобная мера определенным образом укрепит ее безопасность и продемонстрирует российское присутствие на Севере.

5. Обострение соперничества в Арктическом регионе и споры по поводу принадлежности арктических акваторий и прав на использование их потенциальных ресурсов требуют активного вовлечении в политический и правовой дискурс исторической аргументации. Поморы, которые уже много веков ведут промысел в арктическом бассейне, получив статус коренного малочисленного народа, будут являться дополнительным аргументом, который должен убедить международные организации в предпочтительности позиций России перед другими претендентами на спорные морские акватории.

Директор Института этнологии и антропологии РАН, академик В.А.Тишков

Зав. сектором этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, д.и.н. Ю.П.Шабаев"

Первое, что обращает на себя внимание: ученые-этнологи, подписавшие означенный документ, считают поморов "специфической этнографической группой русских". Но если дело обстоит подобным образом, тогда зачем спрашивается предоставлять поморам статус "народа"?

Второе. Автор "Докладной записки" утверждает: "Поморы являются культурной и "статистической реальностью", поскольку этноним "помор" фиксируется в ходе переписей населения и этнографических/социологических исследований". Очевидно, что здесь проф. Ю.Шабаев ссылается на результаты переписи населения РФ 2002 г. Однако в данном случае ученый-этнолог не может не знать их конкретные итоги, а именно то, что всего свою принадлежность к поморам зафиксировал в переписных документах 6.571 гражданин Российской Федерации (та же перепись нашла и "американцев" (1.275 человек), "афганцев" (7.945) и пр.). Из этого числа в Архангельской области на тот момент проживало 6.295 поморов (95,8%), в Мурманской области - 127 (1,93%); в городе Санкт-Петербурге - 16 (0,24%), в Республике Карелия - 13 (0,2%), в Республике Коми - 11 (0,17%), в Ненецком АО - 6 (0,09%), в Вологодской области - 4 (0,06%), в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях - по 1 (0,01%). Здесь надо обратить внимание на то, что в местах проживания настоящих "исторических" поморов - в Карелии (Карельский и Поморский берега Белого моря) и Мурманской области (Кандалашская губа, Терский берег) поморов зафиксировано 1,95%, а по всей Карелии - всего 13 человек (!).

Таким образом, там, где в ХVII - нач. ХХ вв. проживали настоящие поморы, перепись 2002 г. их практически не обнаружила. В то же время на Архангельскую область по переписи 2002 г. "поморов" пришлось 95.8% (!). При этом городской конгломерат Архангельска-Северодвинска дал около 4 тысяч или 64% всех "поморов", то есть абсолютное большинство "населения, причисляющего себя к поморам, НА ДЕЛЕ НЕ занято традиционными видами хозяйственной деятельности".

Итак, итоги переписи, на самом деле, зафиксировали не существование, а искусственное создание в Архангельске новой городской поморской идентичности, т. е. явление этнической инженерии. Подобный результат - есть прямое следствие идущего здесь этностроительства, лишь маскируемого под настоящих исторических поморов. И сам проф. Ю.Шабаев неоднократно писал об этом в своих научных трудах. [1] Кроме того, он прекрасно знает, что последние социологические исследования 1990-х гг. поморских поселений Белого моря какой-либо отличной от русской иной поморской идентичности у тамошнего населения как раз не выявили. [2]

Несостоятелен и третий пункт "Докладной записки": "Придание поморам искомого статуса создаст некий баланс интересов, ограничит рост радикальных настроений среди политизированных лидеров меньшинств". Проф. Ю.Шабаев, разумеется, понимает (и он писал об этом в своих научных статьях), что "искомый статус" как раз и станет основанием для городских псевдо-поморов (а в действительности - дельцов) для выдвижения новых претензий на территории и ресурсы к федеральным властям.

Что касается четвертого пункта - "придание особого статуса поморам и предоставление им некоторых преференций в сфере пользования биоресурсами позволит остановить деградацию поморских деревень/поселений по берегам Белого и Баренцева морей", то подобная мера только углубит социальную конфликтность, поскольку сразу же станет вопрос о судьбе аналогичных поселений в глубине территории Архангельской области. Очевидно, что проблема поселений и народонаселения требует другого решения, никак не связанного с изобретением нового этноса, представлять который в грантовых общественно-арктических советах уже, видимо, приготовились архангелогородские - паркетные, кабинетные, кухонные, не имеющие никакого отношения к традиционным видам хозяйствования, но претендующие на участие в очень большом бизнесе вокруг квот на биоресурсы, - псевдо-поморы.




И, наконец, пятое - тезис о том, что "обострение соперничества в Арктическом регионе и споры по поводу принадлежности арктических акваторий и прав на использование их потенциальных ресурсов требуют активного вовлечении в политический и правовой дискурс исторической аргументации". Здесь автор докладной записки не может не знать, что в основе "поморской исторической концепции" лежит фальсификация, созданная проф. Владимиром Булатовым (Архангельск). А поскольку фальсификацию эту легко разоблачить, "поморская историческая концепция" не может быть использована в споре с геополитическим противником России в Арктике.

* * *

[1] См.: "Поморов" начали возрождать для "торговли этнонимом": профессор Ю.П.Шабаев о поморах // http://regnum.ru/news/1454828.html

[2] Плюснин Ю.М. Поморы. Население побережий Белого моря в годы кризиса, 1995-2001. Новосибирск, 2003 (http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/10/ ... _Pomor.pdf)
| |
Постоянный адрес новости: http://www.regnum.ru/news/polit/1523567.html
15:22 22.04.2012
Версия для печати | Версия для PDA
Также по теме:

ИА REGNUM: Фальсификация под видом "науки": на чём "поморы" основывают свои политические и материальные претензии
Глава "автономии поморов" угрожает своим критикам межэтническим конфликтом и требует поддержки властей
М.А.Жуков: Искусственно созданная проблема доступа к ресурсам традиционного природопользования стимулирует межэтнические конфликты

…и ещё 215 новостей в сюжете «"Поморский вопрос"»
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Поморы и Поморье

Сообщение Юрий Клименко » 10 Май 2012 08:19

http://barentsobserver.com/ru/kultura/k ... ony-okeana

Культура арктических народов по обе стороны океана

Инуитские студенты дали представление в Саамском парламенте (фото: Хизер Яндт)

Представители инуитской и саамской молодежи встретились в рамках культурного обмена в норвежском Карашоке, чтобы отметить сходство культур двух народов.
By
Catherine Benesch
Heather Yundt
мая 08, 2012

Молодежь из северных регионов, разделенных Атлантическим океаном, теперь лучше понимают друг друга благодаря подобным встречам, когда люди собираются вместе, чтобы поделиться своими мыслями о том, что их объединяет характерная черта, присутствующая у коренных народов – это самобытность.

Канадские студенты из колледжа Нунавут Сивинскавут (Оттава) в рамках программы для студентов-инуитов (эскимосов) изучают историю, культуру и политику своего народа. Кроме того, программа готовит студентов к будущей деятельности в правительстве канадской территории Нунавут.

В течении всего года учащиеся собирают средства для зарубежных поездок, проводя различные культурные представления. В этом году учащиеся выбрали Норвегию, чтобы поближе познакомиться с местными коренными народами.

Заметное культурное сходство

Марта Каияк - инструктор в коллежде Нунавут Сивинксавут. По её словам, обмен студентами помогает ей ощутить чувство принадлежности к общей культуре.

- Все культуры - культуры коренных народов - кажется, имеют сходную историю и демонстрируют культурную общность, - считает Марта. - Мы обнаруживаем, что мы не одни такие и что есть народы, похожие на нас.

20-летняя канадская студентка Эшли Аупалуктуа-Бертон увидела много общего между культурой канадских эскимосов и традициями саамской культуры.

- Мы два народа, которые особо сосредоточены на образовании, сохранении традиций и своего языка. Это важно, потому что это и есть наша самобытность, и мы не хотим, чтобы всё это было забыто.

Лидер саамского молодёжного движения 25-летняя студентка Сагка Мари Фьелльхейм Даниэльсен считает, что важно знать, как традиционная культура в настоящее время влияет на самоопределение человека.

- Потому что это то, что делает нас тем, кто мы есть,- считает она. - Трудно быть кем-то ещё.

В настоящее время Норвегии насчитывается до 60 тысяч саамов, а в общей сложности в Норвегии, Финляндии, Швеции и России их 100 тысяч. Саамы являются единственной группой населения в странах ЕС, попадающих под определение коренного народа.

Норвежский саамский парламент был сформирован в конце 1980-х годов. В 2012 году он получил 368 млн. норвежских крон (48 700 000 евро) от норвежского правительства. Организация не имеет законодательных полномочий. Избранные представители участвуют в дебатах с правительством Норвегии по вопросам, касающимся жизни саамов.

Эскимосы живут на территории США, Канады, Гренландии и России. Территория Нунавут, родина канадских студентов, официально стала отдельной территорией Канады в 1999 году, после того, как в 1982 году население Северо-Западных территорий Канады проголосовало за самостоятельность

Общая история

Общая история саамов и канадских эскимосов уходит корнями на столетия в прошлое, когда благодаря саамским оленеводам в 1890-х годах на Аляске появились северные олени. Идея заключалась в том, чтобы обучать канадских эскимосов оленеводству, и тем самым предотвратить угрозу голода.

В результате ряда инициатив американского правительства саамы были вынуждены продать свои стада. Сейчас в Северной Америке проживает около 30 тысяч человек с саамскими корнями.

На этой неделе канадские студенты побывают в норвежском Каутокейно, после чего вернутся в Оттаву. Содействие в организации этой поездки оказало посольство Норвегии в Канаде.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Поморы и Поморье

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Май 2012 16:56

Вопросы непонятной возни вокруг поморья дошли до шпионских заговоров.
Архангельск упоминается как основное направление интересов Швеции, "раскачивание".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11078
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Поморы и Поморье

Сообщение Юрий Клименко » 31 Май 2012 12:13

Одновременно с "педалированием" темы борьбы за арктический регион в мировых (чаще-в северных) СМИ происходит IMHO нагнетание страстей (опять же-приарктическими СМИ) в историко-национальных исследованиях северного народонаселения...

http://svpressa.ru/politic/article/55746/

30 мая 2012 года 09:02 | Алексей Полубота Текст Фото Видео
Что ищут норвежцы на русском Севере?

«Поморский сепаратизм» в начавшейся геополитической битве за Арктику

Сепаратизм в России, как принято считать, - болезнь «национальных окраин». Однако сегодня симптомы этого политического заболевания можно наблюдать и на территориях, которые традиционно считаются самыми что ни на есть русскими. Например, в Архангельской области, которую ещё называют русским Севером, растёт число сторонников теории о том, что поморы - отнюдь не потомки новгородцев, селившиеся на побережье Белого и Баренцева морей, а особый финно-угорский народ, живший от Белого озера (Плесецкий район Архангельской области) до Урала. В тех краях появились даже сторонники создания независимой поморской республики, дружественной соседней Норвегии. Так, по крайней мере, считает кандидат исторических наук, журналист Дмитрий Сёмушин.

- В случае с архангельскими «поморами» надо говорить об этносепаратизме, хотя призывов к превращению России в конгломерат самодостаточных регионов и освобождению от колониальной зависимости от Москвы из их уст прозвучало достаточно. Если мы проанализируем их разбросанные в СМИ и социальных сетях высказывания, то сделаем вывод, что имеем дело с местной разновидностью т. н. «нацдемов». С 90-х годов небольшая группа местной интеллигенции пытается убедить архангелогородцев, что если они откажутся быть русскими, добьются статуса коренного малочисленного народа, на них, как из рога изобилия посыпятся блага. Лидер Ассоциации поморов Архангельской области Иван Моисеев русскую этничность понимает как простой «бренд». В современных условиях быть русским, по его мнению, не очень выгодно, значит надо создать «поморский бренд», основанный на том, что в древние времена на огромных просторах русского Севера жило некое финно-угорское племя поморов. Потом его ассимилировали пришельцы-московиты.

«СП»: - Может быть, не стоит так сгущать краски?

- Ещё в 2001 году главный идеолог нынешнего поморского этнического сепаратизма бывший ректор Архангельского пединститута Владимир Булатов сделал странное заявление: «Русскоязычная группа этноса поморы заселяла берега Белого моря с XII века». Получается, что этнос «поморы» состоит из нескольких языковых групп? Каких? Можно было бы отмахнуться, как от очередной нелепости, если бы в 2009 году не стало известно и об искусственно конструируемой в соседней Норвегии псевдоэтнической группе под названием «норвежские поморы». А теперь оказывается, что между «норвежскими поморами» и «российскими поморами» гораздо больше общего, чем между «поморами» и русскими Архангельской области. Остается один шаг, чтобы провозгласить норвежских и российских поморов одним этносом с разными языками, этакими «швейцарцами Арктики». При продвижении этой идеи активисту «поморского возрождения» в Архангельске журналисту Анатолию Беднову Норвегия вообще стала представляться некоей иудейской «Землей обетованной»: «Дай Бог, чтобы помор мог так же свободно ездить в Норвегию, как еврей в Израиль!». А журналистка Ангелина Прудникова мечтает о том, что «скоро Россия очень сильно в границах ужмется. Отвалятся все «княжества», останется Россия в пределах Архангельской области. Будем жить-поживать, да добра наживать. Рыбку ловить. Шельф осваивать. С норвегами породнимся - они нам ближе по менталитету, чем воровская Москва, бандитский Петербург и тартарская Сибирь».

«СП»: - В России многие коренные малочисленные народы давно в более льготном положении, чем русские, которые веками жили рядом с ними. В той же Архангельской области у поморов меньше возможностей пользоваться природными ресурсами, чем у ненцев. Может быть, это тоже сказывается на «поморском сепаратизме»?

- Трения на бытовом уровне возникают на Мезени, где русские соседствуют с «самоедами» – ненцами. Несмотря на то, что последние традиционно занимались оленеводством, теперь они заявляют свои «эксклюзивные» права на ловлю рыбы в озёрах. Но все эти проблемы сильно раздуваются «городскими поморами». Если мы сейчас признаем коренным малочисленным народом жителей поморских поселений на берегу Белого моря – тут же встанет вопрос: а чем они лучше тех, кто живёт в десяти или ста километрах от моря?

Концепция коренного народа пришла к нам из западного законодательства. Она создаёт большой соблазн записаться в некий малый этнос, стать коренным, за что дадут льготы. Уже и коми хотят быть коренными, и карелы. Это провоцирует сепаратизм. По понятиям ООН коренной народ– это народ, проживающий на завоёванной и колонизированной территории. То есть получается, что не коренные – это завоеватели.

«СП»: - Какова роль Норвегии в вопросе «поморского сепаратизма»?

- Самая прямая. При этом норвежцы действуют не одни. За ними стоит США. Существует целая программа, по раздроблению и ослаблению России, которую они даже не особо скрывают. Ещё в 90-е годы американский политолог Збигнев Бзежинский говорил, что надо попытаться так соориентировать российские регионы, чтобы они смотрели на соседние страны, а не на Москву. Этот механизм запущен и действует. Норвежцы проводят активную культурную политику на русском Севере. Они фактически «купили» Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) в Архангельске. Его специалисты на норвежские гранты ведут исследования, цель которых обосновать всё, что требуют заграничные хозяева. Пункт первый – создание некой особой «северной» идентичности. Об этом говорит и бывший министр иностранных дел Столтенберг, когда бывает в Архангельске. А вот цитата из речи ведущего норвежского эксперта по региональной политике Баренцрегиона Реми Странда на съезде «поморов» в Архангельске, 17 сентября 2011 года: «Главной целью сегодня должно стать использование истории поморов так, чтобы в будущем организовать «беспроигрышную лотерею» для нас».

«СП»: - Насколько серьёзные деньги вкладывают норвежцы, чтобы переписать историю поморов?

- Деньги несерьёзные. Но результаты внушительные. «Купить» САФУ – стоило порядка 4 миллионов долларов. Недавно при этом университете по прямой указке норвежского консула был создан Поморский институт. Снова пойдут гранты из Норвегии. На создание словаря «финно-угорского народа» поморов выделено 4 тысячи долларов.

«СП»: - Не замешана ли здесь борьба за ресурсы Арктики, которая активизировалась в последнее время?

- Конечно. Норвежцы давно ведут экспансию в Арктику. Они знают, что их собственные запасы углеводородов истощаются. Поэтому не прочь «наложить руку» на наши месторождения в восточной части Баренцева моря.

«СП»: - Как это будет реализовываться на практике?

- Сейчас положение центральной власти в Москве неустойчиво. Если режим Путина падёт – произойдёт резкое ослабление централизации власти. А вместе с тем – и перераспределение ресурсов между центром и регионами. Губернаторские места займут местные люди, связанные с бандитами. У них ничего святого – всё продадут. Те же месторождения в Печорском море сдадут норвежцам, чтобы построить себе виллы. А западные компании будут снимать сливки. Внешне область будет оставаться в составе России, но по сути страна будет представлять из себя уже конфедерацию. Дальше – больше. Вот здесь-то и понадобится норвежцам «коренной народ поморы» с современными «племенными вождями», которые и дадут им «законную» санкцию на доступ к месторождениям сырья. Все будет законно, с точки зрения международного права.

«СП»: - Давайте вернёмся к вопросу этничности. Архангельскую область всё-таки населяют в основном люди, относящие себя к русским. По данным переписи 2010 года – 95,6 процентов. При этом поморами себя называют чуть больше 2 тысяч человек. Видимо, это и есть жители прибрежных деревень, веками занимавшиеся промыслом рыбы в море?

- В тех местах, где поморы жили веками, к этому субэтносу относят себя единицы. Скажем на побережье Белого моря в Карелии их насчитали всего 13 человек. Зато множество поморов вдруг объявилось в больших городах, там, где они никогда не жили. Это началось ещё с тех пор, как бывший губернатор Архангельской области Ефремов сказал: «Давайте всё население Архангельской области сделаем поморами». Затем «идеологи» из местных учёных эту идею принялись активно раскручивать.

Этничность – понятие культуры в первую очередь. Существует маленькая прослойка «новых поморов». В основном – это представители интеллигенции. Они постоянно пытаются доказать местному населению, что быть поморами лучше, чем русскими.

«СП»: - Растёт число сторонников «поморской идентичности»?

- Одна студентка проводила опрос в интернете. В нём участвовали в основном молодые люди, студенты. 40 процентов из них ответили, что могут себя считать поморами. Если и дальше изо дня в день будут со всех сторон вдалбливать, что был такой угрофинский этнос поморы, у которого был свой язык (деньги на издание словаря этого языка уже выделил фонд Форда), то мы в конце концов можем получить новую «северную Украину».

Ну, и в заключение надо сказать, кто такие поморы по корректным научным данным. Впервые «поморцы» (заметьте, не «поморы») упоминаются в русских исторических источниках в ХVI в. Первое упоминание 1526 г. Под «поморцами» подразумевалось тогда население, живущее в волостях по так называемому Поморскому берегу (помимо Поморского, есть еще Летний, Зимний и Терский берега Белого моря). Этнической окраски этот термин не имел. Это могли быть русские, карелы и т. д. Название, таким образом, происходит от конкретной географической местности. С середины XVI в. «поморцы» начинают работать исключительно на мурманских промыслах в Коле, куда большая часть их прибывала пешим, а не морским путем. В XIX в. это именование распространилось вообще на промышленников Архангельского, Мезенского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Архангельской губ., занимающихся рыбным (преимущественно тресковым), палтусиным, отчасти акульим и нерпичьим промыслами на Мурмане и в северной части Норвегии. Слово «поморы» произошло от Поморья (Поморский берег Белого моря), а от Поморья перешло и на их суда, на которых они доставляют продукты своего лова в Архангельск и Петербург: «поморские суда», «поморские шхуны». Не все прибрежные поселения на Белом море считаются «поморскими». В частности, жители Неноксы не считаются поморами, поскольку специализировались на солеварении. Жители, не жившие по морскому берегу в Архангельской губернии, поморами себя не считали.

Кстати

Большая советская энциклопедия даёт следующее определение поморам:

«Поморы, название и самоназвание потомков древних русских поселенцев (преимущественно из Новгородской земли), заселявших с 12 по начало 18 вв. юго-западного и юго-восточного побережья Белого моря (Поморский и Летний берега). П. иногда называется и русское население всех побережий Белого и Баренцева морей, состоящее как из переселенцев с Поморского и Летнего берегов Белого моря, так и выходцев из различных районов России (переселение началось в 16 в. и было длительным). П. издавна занимались морскими промыслами (добыча морского зверя и лов рыбы), торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (ладьях, кочах, кочмарах) они посещали далёкие полярные острова, впервые достигли Шпицбергена. П. оказывали прогрессивное влияние на местные северные народности (карелов, саамов, ненцев и др.). Для П. были характерны северно-русские комплексы культуры (в архитектуре жилищ, одежде, обычаях и пр.) и северно-русский говор, а для устного народного творчества – былины».

Однако, в последнее время «открытые источники в интернете» наперебой утверждают, что поморы «потомки древних новгородцев и финно-угорского племени корела».

А вот какую интересную гипотезу происхождения поморов изложил в своём эссе известный писатель Владимир Личутин.

«…Чудь белоглазая…» Какое странное имя народа, некогда заселявшего великие земли от моря Варяжского до предгорий Урала и вдруг канувшего в нети, иль, как говорят предания, «ушедшего в землю». Народ чудный и не только таинственный, но и прекрасный, красивый, дивный. Но «народы от имён не начинаются, но имена народам даются». (М.В. Ломоносов) …И где тот народ? И неуж растёкся в потёмках времён, оставив по себе лишь «призвища и приговорища»?: Чудское озеро, Чудов монастырь, Чудинская улица в Новгороде, деревня Чучепала. Многие историки, подпав под «германские мифы», полагают, что это были некие финские племена, позднее растворившиеся в новгородских пришельцах. Ломоносов же принимал «чудь белоглазую» за скифов, пришедших от Чёрного (Русского) моря, народ многочисленный, воинственный; и верно, что чудь участвовала в походах русских князей и в стычках с варягами-русами, приходившими собирать дани. (Кстати сказать, «Древняя российская история» Михайлы Васильевича Ломоносова не переиздавалась двести пятьдесят лет, была надёжно упрятана под спуд. Великий Ломоносов первым из русских историков уведомил, что героическая Троя – это поселение славян-венедов и что почти вся Европа в первые века нашего времени была заселена славенским народом русов, русинов, ругов. Это и подтвердил знаменитый археолог Шлиман: поверив слепцу Гомеру, он раскопал легендарную Трою и обратил сказочный миф в быль.)

Само племя русов, со временем ставшее самым многочисленным среди славян, носило много имён: русы, руги, рутены, роксоланы, роксаны, расемоны, сарматы. И везде слышна принадлежность к великой русской реке Ра (Волге), где они хозяиновали, постепенно скатываясь на запад, юг и север. Оттого и море Чёрное прежде называлось Русским, а море Балтийское – Варяжским. (Сварожским?) И жили возле, и плавали по нему дети бога Сварога – сварожичи-вары-яры-варяги – русы. У меня на родине в Мезени бабы испокон веков вязали для мужиков рукавицы из толстой шерсти – вареги, для зимних походов обшивали их толстым домотканым сукном, для нас, детей, вязали варежеки. Именно здесь прочитывается «Вар» – студёный, кипяток, мороз. Сварог-Бог Род, Бог солнца Ра (позднее Саваоф). Его символ – та сама свастика, которую наши матери и бабки ткали и вывязывали на полотенцах, подзорах, носках, рукавицах… Варяги, населявшие берега Варяжского, носили такие же рукавицы-вареги, что и мои предки.

Так почему не исчезли, не растворились издревле малочисленные зыряне, ненцы, энцы, вепсы, саами, корелы, пермяки, мордва, чуваши и финны, вогулы и остяки под нашествием хватких новгородцев? Эти народцы как бы обтекали Заволочье, не проникая внутрь, а многочисленное племя – «чудь белоглазая», жившая от Варяжского моря до Урала, куда-то вдруг испарилось, как пена? Да потому что те кочевые народцы были тёмные, чужие, далёкие по культуре и быту, а не свои. Они не срослись, не вошли в славянскую среду даже за две тысячи лет. А «чудь белоглазая» сразу отчего-то сроднилась… Почему?

Да потому, что «чудь» – это прарусы, наши предки. Оседлые охотники, рыбаки, пахари, оратаи, что жили на Русском Севере ещё десять-восемь тысяч лет до новой эры, при похолоданиях откатывались на Ра (Волгу), на реку Урал и южную Суру (солнце), а после притекали обратно. Вероятно, что из этой же русской стихии, из этого прарода, что жил по реке Северной Суре, Печоре, Мезени, Двине, Мегре и Щугору, вышли и будущие индусы-арийцы: когда настало новое похолодание, и леса отступили от моря на триста километров, и стало голодно, одна часть этноса двинулась искать новых земель в Европу, другие путепроходцы через сотни лет достигли Инда и назвались индусами. Русы стали индусами. Об этом говорит древнеиндийский язык «санскрит», в котором много русских слов; они не могли возникнуть ниоткуда, об этом же свидетельствуют символика и орнамент, мотивы эпоса, топонимика и лингвистика. «Чудь белоглазая», жившая по берегам северных рек, затаившаяся в тайболе, в суровых суземках, – это реликтовый осколок древнейшего праэтноса русов. Этот народ делился на племена угра, щугра, печера, мегра, сура, а дальше к западу мещёра, мера, ижора. И когда новгородские ушкуйники в одиннадцатом веке двинулись на Северá, в Заволочье (Мезень и Суру, Пинегу и Печору), то они шли древними дорогами на родовые земли, откуда изошли на запад, быть может, в те самые доисторические времена, когда по рекам Ра, Урал, южная Сура, Кура, Аму-Дарья и Сыр-Дарья, мимо Аральского моря их соплеменники сдвигались на юга, пока не застолбились на реке Инд, неся в себе память о северной родине, о белых ночах, льдах и снегах.

Когда племена угро-финнов (зыряне, саамы, вепсы, ненцы, финны) прикочевали из-за Урала в Заволочье, на этих суровых землях, погружённые в себя, как бы замершие в развитии, «замёрзшие», уже тысячи лет жили русы; пусть это были остатки забытого этноса, но он стоял на более высокой ступени развития, чем кочевники; это был народ «срубной» культуры – пахари, рыбаки и охотники, – живущие в печищах (избах) и городищах, имеющие городки-крепости, дружинную организацию, князей и свою непонятную для пришельцев культуру. О долгой истории «чуди белоглазой», как исторического народа, сами за себя говорили названия стремительных, ярых рек, впадающих в Русский океан. Печора (пещера) – жилище солнца и огня; позднее русы разнесли имя родной реки по Европе; Мезень – Межень (в России фамилия Мезенцевых распространённая, хотя вроде бы внешне и не повязана родством с Севером). Двина – Вина – Дуна-Дусь-Дух, сестра Западной Двины и Дуная. А ещё Мегра (поворот солнца), Сура, Пинега (Пинеза). Все крупные реки получили своё корневое русское название за тысячи лет до прихода угро-финнов.

Я вновь и вновь вспоминаю символику, культовые знаки родного края, что окружали меня с детства: головы оленей и коней на охлупнях крыш, гривастые львы и солнца на фронтонах изб, двухголовые головы на ковшах-братинах, свастики, орлы, звёзды, бабы-роженицы на кружевах, вышивках, подзорах, рукавицах и носках, глиняные и деревянные Полканы (кентавры) – и предполагаю, что не новгородцы принесли в Поморье священные арийские символы предавнего мира, но это «чудь белоглазая» – реликт русов – сохранила их, как дар забытых предков. Нам теперь не отыскать присутствия средь нас «чуди белоглазой»; но мы должны понимать сердечной памятью родства, что это и был самый древний корневой и коренной русский народ Поморья.

Фото: Александр Лыскин /РИА Новости
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Поморы и Поморье

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Май 2012 12:30

Я так понимаю, что эти "поморские фантазёры" пытаются отстоять следующую точку зрения:
Михаил Васильевич Ломоносов - не русский.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11078
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Поморы и Поморье

Сообщение Юрий Клименко » 31 Май 2012 12:53

=Я так понимаю, что эти "поморские фантазёры" пытаются отстоять следующую точку зрения:
Михаил Васильевич Ломоносов - не русский.=
(И.К.)

Полностью согласен с Вашим "пониманием"! Чуток только добавлю,что в наше политико-коммерциализированное время на грешной матушке Земле различные "исследовательские" лица и сообщества (особенно в сфере истории и прочих географий) не только пытаются удовлетворить собственное честолюбие и как-то "отметиться" на фоне серьёзных учёных-исследователей,но зачастую выполняют вольно или невольно "генеральный заказ" более серьёзных политических либерастов (и совсем небескорыстно).
Но...Это уже рассуждения для форумов политической тематики...
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Поморы и Поморье

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Май 2012 16:21

Печально, что интереснейшую историю поморов превращают как раз в политический "цирк с конями".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11078
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения