Линдель Мауно Янович (1897-1937)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2012 12:57

 Линдель.jpg
 Линдель.jpg
ЛИНДЕЛЬ Мауно Янович (1897-1937) в 1917-18 гг. уч. в боях c интервентами под Мурманском, а затем окончил школу летчиков. В 1921 г. уч. в подавлении кронштадтского мятежа. С 1930 г. начал работать в Арктике. В 1933 г. спасал п/х «Лена» в Янском зал. Вместе с М.В. Водопьяновым совершил перелет Москва-Хабаровск-Анадырь-м. Шмидта. В последние годы жизни работал в Енисейской авиагруппе.

ЛИНДЕЛЯ, лаг., море Лаптевых, п-ов Таймыр, к ю. от п-ова Поворотный. Назван по фамилии полярного летчика Мауно Яновича Линделя.

Источник: Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает/Под ред. Н.И.Смирнова.-2-е изд., перераб. И доп.-М.:Воениздат,1986.-368 с.,ил.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ЛИНДЕЛЬ Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2012 13:11

Ссылки на "ПП".

1924 г.

И в сентябре 1924 года мы уехали в Севастополь. Здесь впервые по-настоящему познакомился с авиацией. Начал летать очень хорошо. Моим инструктором был финн Линдель; он почти не умел говорить по-русски. Линдель был очень добрым человеком, отважным участником гражданской войны. Не раз он показывал мне вырезки из журналов, где были его снимки. Я изучил его полеты; они действительно были замечательны, и мое уважение к учителю росло. Помню, как сейчас, что после первого моего удачного полета Линдель подвел меня к одному неспособному ученику и сказал:
— Вот, товарис Самусов, усись у Толонина вести масину.
Сказал он это так добродушно, что неспособный ученик, кажется, не обиделся.
Почти в самом начале моей летной учебы из-за болезни у меня был значительный перерыв. Я отстал от товарищей. Летал меньше других, и это меня очень волновало. Добрый Линдель начал меня возить вне очереди. Он выбирал время в плохую погоду, когда с учениками никто из других инструкторов не занимался. Брал меня в полет, учил управлять самолетом.
Иван Доронин. ЛЕЧУ, СЕРДЦЕ РАДУЕТСЯ...


С его помощью я быстро и удачно закончил тренировку на «М-9» и стал летать на более сложной машине „Савойя". Инструктором у меня был Линдель.
Василий Молоков. МЫ ВЫПОЛНИЛИ СВОЙ ДОЛГ — ВОТ И ВСЕ


1933 г.

Нашей экспедиции передали также самолет Р-5 летчика М. Я. Линделя и бортмеханика Костромитинова. В Иркутск они прилетели в конце мая. Закончив профилактику самолета, уже в июне они вместе с начальником гидрографического отряда С. Д. Лаппо* вылетели на север догонять шхуну "Пионер", которая под командованием капитана А. А. Кухарского вышла вслед за льдом в низовье Лены производить гидрографическую опись побережья от Лены до Хатанги. Доставив С. Д. Лаппо на шхуну "Пионер", Линдель вылетел в бухту Тикси на полярную станцию в заливе Сого для заправки горючим, а гидрографы задержались у поселка Булун для определения стока Лены в паводковый период.

МИХАЙЛОВ Б. М. РОЖДЕНИЕ ПОРТА ТИКСИ
"Летопись Севера", т.11, Москва, "Мысль", 1985 г
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ЛИНДЕЛЬ Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2012 13:15

Ссылки на "ПП"
1934 г.

Сам Б. В. Лавров на самолете летчика М. Я. Линделя облетел все восточное побережье Таймыра. Там, где 26 мая 1934 года они совершили вынужденную посадку, теперь на картах показываются бухта Лаврова и лагуна Линделя. Но та посадка была кратковременной. Хуже пришлось 12 июля, когда у берегов Северной Земли на самолете взорвался цилиндр. Машину пришлось бросить у мыса Кржижановского и десять дней, утопая в намокшем от таяния снегу, добираться до ближайшей полярной станции на острове Домашнем.

Несколько слов о спутнике Лаврова в его полетах над западной частью моря Лаптевых летчике Мауно Яновиче Линделе. Его биография очень напоминает биографию другого воздушного первопроходца Якутии Отто Артуровича Кальвица (его имя носит на Новой Земле залив, предполагавшееся переименование острова Большой Ляховский в остров Кальвица не состоялось). Оба — финские коммунисты, за участие в гражданской войне награждены орденами Красного Знамени. Оба начинали летать в Якутии — Кальвица в конце июля 1929 года совершил первый полет на остров Врангеля, затем перелет из бухты Лаврентия вдоль побережья до Тикси и дальше до Булуна. Линдель в бухте Тикси побывал через четыре года, а в 1935 году вместе с Героем Советского Союза М. В. Водопьяновым совершил перелет Москва-Хабаровск-Анадырь-мыс Шмидта. Оба погибли в Арктике: Кальвица — 7 марта 1930 года под Сангаром, Линдель — в 1937 году в Дудинке.


Попов С.В. Морские имена Якутии. Очерки по топонимии морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. – Якутск: Кн. Изд-во, 1987-168 с., ил. 45 к. 10000 экз.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ЛИНДЕЛЬ Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2012 13:22

Ссылки на "ПП"
1935 г.

 360_noaouey_1.jpg
Вчера утром из Москвы на мыс Шмидта вылетели самолеты «СССР Н-67» и «СССР Н-68, на которых пилоты тт. ВОДОПЬЯНОВ и ЛИНДЕЛЬ совершают перелет Москва — мыс Шмидта — Москва.
viewtopic.php?f=37&t=1047&p=8293&hilit=%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D0%9C.%D0%AF.#p8290


 4_Водопьянов и Линдель 1935г.jpg

7-IV-1935 г., м. Шмидта.
Утром получили телеграмму, что вылетают из Анадыря Водопьянов и Линдель, всё время имели с ними связь до самой станции, и в 15.13 над аэродромом показались самолёты. Первым сел Водопьянов, за ним Линдель. Они оба прилетели на Р-5, которые немного переоборудовали для Севера – сделали газоотводные трубы в кабину для обогрева. Из-за отсутствия ребят из авиаотряда пришлось мне и б/м (бортмеханику. – Ред.) Арабкину принимать оба самолёта. Машину Водопьянова приняли очень хорошо, а у Линделя при пришвартовке откололась кромка крыла центроплана, так что придётся его заклеить, но это пустяк.
Привезли они очень много писем и разных посылок и газет… Водопьянов летит на остров Врангеля и обратно на мыс Шмидта…

© Владимир МАРЧУК. ИЗ АРКТИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ЛИНДЕЛЬ Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Март 2012 13:28

Ссылки на "ПП"
1937 г.
Наиболее активным был худощавый инженер-геолог, как он представился, завороживший нас своими рассказами про полеты. Всего год назад полярный летчик Линдель поднялся на своем самолете с площадки Волочанки. Альтиметр не дошел еще до 1000 метров, как летчик опустил голову на баранку управления и резко пошел вниз. Приземлился удачно и мы услышали как он слабым голосом произносит: водки, водки. Прибежавший к самолету начальник посадочной площадки организовал носилки и летчика понесли в дом. Он по-прежнему просил водки. Вскоре ЛИНДЕЛЬ умер при страшных муках. Поскольку умер знаменитый летчик, его товарищи немедленно прилетели за ним из Москвы и привезли с собой профессора, большого специалиста по сердечно-сосудистым заболеваниям. Осмотрев умершего, профессор сокрушенно сказал: - «ему нужно было дать всего 50 граммов водки и он был бы жив. У него был кризис, который можно было преодолеть только этим путем. Дело в том, что ЛИНДЕЛЬ, как и многие летчики того времени, неравнодушен был к спиртному и этим злоупотреблял. В результате стал алкоголиком. Врачи категорически потребовали от него бросить пить и он это сделал, будучи человеком сильной воли, но переломного момента ему не помогли перенести.

Конюшко В.К., Арктика.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ЛИНДЕЛЬ Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение Александр Андреев » 29 Ноябрь 2012 22:07

Кадры из фильма "Летопись полувека, год 1935". Сюжет о перелете Москва- мыс Шмидта, самолет "СССР-Н68"
 ark3_1.jpg
 Линдель.jpg
 Линдель1.jpg
 Линдель2.jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

ЛИНДЕЛЬ Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Март 2013 10:51

«Восточно-Сибирская Правда», 1935, №58, Понедельник 11 марта

 1935-58 Линдель.jpg
Летчик Линдель участник перелета Москва — мыс Шмидта

— В 1917-18 г.г. я дрался с английскими интервентами под Мурманском. Позже, события в Финляндии заставили меня эмигрировать в Россию. Так я, финский рабочий, очутился в Москве.
Приехав в Москву, я сразу же зашел в финскую секцию Коминтерна. Там встретил одного из руководителей финской компартии товарища Сиролла Вистон. Он предложил мне пойти в школу летчиков. Финской секции было предоставлено пять мест.
Революции были нужны пилоты.
И я, никогда не летавший на самолете, пошел овладевать техникой полета. Так требовала партия. Техникой полета я овладел быстро. В 1919 году я уже управлял самолетом.
Партия меня сразу же бросила на фронт. Летал я неплохо, бомбил метко.
В 1920 году принимал участие в подавлении кронштадтского меньшевистского мятежа. Награжден орденом Красного Знамени.
Значительно позже я работал инструктором Севастопольской авиошколы. В школу я принес революционные традиции Балтийского военного воздушного флота. С большой любовью я передавал свои знания молодежи. В числе курсантов были, ставшие героями нашей родимы: т.т. Молоков, Доронин и Леваневский. Они учились под моим непосредственным руководством.
Я оказался неплохим учителем, и горжусь этим. Я воспитал десятки пилотов революции. Это лучшая для меня награда.
В 1930 году я перешел на работу в гражданский воздушный флот. Меня тянуло на Север. Первый мой полет — бухта Тикси. Был в Карском море, на Северной земле, в море Лаптева. Сейчас совершаю самый длительный перелет в звене тов. Водопьянова. Веду второй самолет.
Спокойно, уверенно сижу за управлением. Летим мы хорошо, без осложнений, не выходя из графика.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение Молибога » 08 Октябрь 2014 09:49

РГАЭ, ф.9570, оп.2, д.1366 - Стенограмма совещания о работе зимовки мыса Челюскин [в 1935-36 гг.]

Игнатьев. ...В отношении приема физической силы по отношению к тов.Линделю, который сделал вынужденную посадку и сидел 7 дней, я знаю – без физического насилия здесь обойтись было трудно, т.к. последний пил вино (л.17)


Из документов того же дела следует, что "вино" там все пили. Что же он такого сделал спьяну, что под раздачу угодил? Бегал за метеорологами с наганом и криками "Убью, контра!" ?
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение Адольф Милованов » 20 Декабрь 2014 11:09

РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, д. 1967. Годовой отчёт УВС за 1934 г. по эксплуатационной лётной работе.
… Н-7 при полёте на л/разведку 12 июня пилот Линдель (с Лавровым) по Западному берегу Северной Земли, вследствие поломки в воздухе мотора произошла вынужденная посадка. Самолёт бросили и 150 км прошли до о. Домашнего, где были сняты самолётом Н-2. Потом была попытка использовать Н-7 (МП-5) для полётов, окончилась неудачно, т.к. при выводе самолёта для пробного полёта на застругах был сломан винт и за отсутствием запасного, самолёт вышел из строя.

оп. 5, д. 68. Л. 135-145. 5.1.1935г. №60/с Секретно Экз. №3.
Секретарю ЦК ВКП(б) – т. Сталину.
Председателю ЦИК СССР – т. Калинину М.И.
Основной и стержневой проблемой в работе Главсевморпути остаётся Северный морской путь. …
Для того, чтобы отличить, поощрить честных и действительно лучших ударников нашей повседневной работы, подлинных героев труда, а также для того, чтобы показать молодым кадрам, в большом кол-ве приходящим в нашу систему, что повседневная будничная является таким же делом доблести и геройства, как и работа в больших Советских экспедициях, прошу о награждении наиболее отличившихся и заслуженных в этом «героизме будней» следующих работников Главсевмопути: ...
10. Лётчик Линдель М.Я. попал на вынужденную зимовку «м. Челюскин», караван Ленских судов, на котором он шёл со своим самолётом, обслуживал суда ледовой разведки, зазимовал у о. Самуила. Тов. Линдель, воспользовавшись этой вынужденной зимовкой, совершил ряд совершенно исключительных по своей смелости полётов. Тов. Линдель облетел Восточный берег Таймырского п/о от о. Самуила до б. Нордвик, вёл регулярное наблюдение за льдами в р-не пролива Вилькицкого и архипелага Норденшельда. Работа тов. Линдель является двойным рекордом: так далеко на Север, зимою, никогда не летал самолёт и в том районе, где летал тов. Линдель, никогда ещё в истории человечества не было полётов вообще.

Нач. Главсевморпути при СНК СССР /О.Ю. Шмидт/

Л. 15-23. Сов. Секретно. 5.11.1935г. №519/сс.
ЦК ВКП(б) тов. Сталину СНК СССР тов. Молотову.
Прошу наградить орденами и Грамотами ЦИК СССР следующих наиболее отличившихся работников Севера, участников главных экспедиций и походов 1935 года. …
Приложение. Список представленных к наградам.
Нач. ГУСМП при СНК СССР /О. Шмидт/.

Л. 16-23. Список лиц … (к орденам 18 человек).
18. Линдель Маун Янович, б/п к ордену Красной Звезды.
Старейший северный лётчик, учитель нескольких наших Героев Советского Союза /Молокова/. Произвёл ряд рекордных полётов, в т.ч. в прошлом году на Северную Землю, во время которого после вынужденной аварии прошёл вместе со своим пассажиром 150 км по льду, сумев правильно ориентироваться и выйти к станции. В 1935 году наравне с Водопьяновым на втором самолёте совершил известный зимний перелёт из Хабаровска к Берингову проливу на мыс Шмидта. …
(+ см. Н-7)
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение ББК-10 » 30 Октябрь 2016 13:57

Проблемы Арктики. №5, 1937, с.99-100.

 н1.jpg
МАУНО ЯНОВИЧ ЛИНДЕЛЬ

30 августа 1937 г. в с. Дудинке от кровоизлияния в мозг скоропостижно скончался один из старейших полярных пилотов Мауно Янович Линдель.
М. Я. родился в г. Гельсингфорсе в 1897 г. С 1912 г. по окончании технического училища он работает слесарем на моторном заводе в Гельсингфорсе. В годы Октябрьской революции М. Я. активно борется с белогвардейщиной; работая некоторое время в подполье, он в декабре 1917 г. вступает в ряды Красной гвардии, участвуя в ее технических частях. В 1918 г. М. Я. командируется в Школу морской авиации в Нижнем-Новгороде, и с этого времени начинается жизненный путь Линделя-пилота. Бесстрашие, отвага, выдающиеся летные качества, а главное преданность делу революции ставят М. Я. в число лучших работников тогда еще молодой Красной авиации. Со всех сторон на молодую Республику Советов нападали интервенты и белогвардейцы, и М. Я. всегда был на самых трудных участках фронта. В 1919 г. он участвует в сражении под Мурманском в составе Воздушного дивизиона морских летчиков, под Ленинградом М. Я. громит Юденича, интервентов и белых финнов. Вспыхивает кронштадтский мятеж, и М. Я. посылает с воздуха бомбы мятежным белогвардейцам. Разгром белых финнов у Петрозаводска в 1921 г. и сокрушительный удар по колчаковским форпостам на Волге. Вот далеко не полный список боевых сражений, в которых принимал участие М. Я. В годы, когда Советская республика наголову разбила всех врагов и принялась за созидательную работу, М. Я. оставался в славных рядах Красной морской авиации. В качестве инструктора в Севастопольской школе морских летчиков он готовил новое поколение летчиков. В совершенстве обладая сложным качеством самолетовождения, М. Я. свои навыки и опыт передает ученикам. Герои Советского Союза Молоков, Леваневский, Доронин — вот ученики М. Я., которыми он вправе гордиться. С 1928 г. по 1931 г. М. Я. работает в качестве начальника Летной школы в г. Твери, затем летчиком Осоавиахима. С 1931 г. он переходит на работу в Арктике. Две зимовки на мысе Челюскина вписывают в историю его жизни ряд замечательных страниц: беспримерные ночные полеты с взлетами и посадками при свете плошек, разведка льдов, переброска научной партии, с мыса Челюскина в пролив Шокальского — первый воздушный полярный научный десант. В одном звене с Водопьяновым М. Я. совершает рекордный по дальности перелет Москва — мыс Шмидта — Хабаровск протяжением в 20 тыс. км.
Всегда и всюду он полон энтузиазма, полон решимости преодолевать трудности. Он первым в Арктике сменил лыжи и поплавки на колеса, первым совершил там мертвую петлю. Его замечательные ночные полеты в высоких широтах, также как и вся его работа на Севере, подымают нашу полярную науку на новую, еще более высокую ступень.
Смерть М. Я. вырвала из наших рядов отважного пилота, неутомимого энтузиаста-исследователя, прекрасного товарища, целиком отдавшего себя делу строительства социализма.
Б. Данилов
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение ББК-10 » 12 Май 2019 18:03

Адольф Милованов пишет: РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, д. 1967. Годовой отчёт УВС за 1934 г. по эксплуатационной лётной работе.
Н-7 при полёте на л/разведку 12 июня пилот Линдель (с Лавровым) по Западному берегу Северной Земли, вследствие поломки в воздухе мотора произошла вынужденная посадка. Самолёт бросили и 150 км прошли до о. Домашнего, где были сняты самолётом Н-2. Потом была попытка использовать Н-7 (МП-5) для полётов, окончилась неудачно, т.к. при выводе самолёта для пробного полёта на застругах был сломан винт и за отсутствием запасного, самолёт вышел из строя.
противоречие
Адольф Милованов пишет:Дело 1964 (ф/к-6б, 324л) Годовой отчёт УВС по эксплуатации за 1934г.
С-т П-5 Н-7 в марте 1934г снят с эксплуатации вовсе.

По другим источникам полет выполнялся на самолете "У-2" (Н-12 ?), см.:

ПЕРЕХОД НАЧАЛЬНИКА ПЕРВОЙ ЛЕНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Б. В. ЛАВРОВА С МЫСА ГАМАРНИКА НА ОСТРОВ С. КАМЕНЕВА
Б. В. Лавров, Первая Ленская На мысе Челюскина. Полет к Северной Земле. Авария
Изображение

Л.В. Рузов. На стыке двух морей. Л-М., изд. Главсевморпути. 1940
V
Полет на остров Домашний. Поиски экипажа, потерпевшего
аварию у североземельцев.

Чтобы расширить радиус действия «У-2», бортмеханик Леня Игнатьев сделал и установил на центроплане дополнительный бачок с запасом горючего на три часа. Таким образом, горючего на самолете хватало, примерно, на семь часов. Исходя из этих соображений, Лавров стал собираться в рейс на остров Домашний к североземельцам. Вечером в кают-компании начались оживленные прения по вопросу о целесообразности и возможности этого полета. Я лично высказался отрицательно, мотивируя это состоянием пролива Вилькицкого, покрытого снежницами, и отсутствием посадочной площадки в тундре, где снег осел, местами тундра совершенно оголилась. В случае вынужденной посадки, подъем в проливе немыслим, а пешее продвижение чрезвычайно затруднительно. Но Лавров твердо отстаивал намеченный план. Вечером, совместно с Линделем, он занялся прокладкой маршрута полета.
12 июня самолет загружен. Помимо горючего на семь летных часов, на самолет взяты запас продуктов суток на шесть, карабин с 60 патронами и наши «подарки» североземельцам: 5 килограммов лимонов, 2 килограмма чеснока, 2 килограмма шоколаду, 3 бутылки вина и 2 килограмма глазированных фруктов.
Погода благоприятствовала полету; по сведениям с острова Домашнего там тоже стояла летная погода. Температура воздуха была +2°, видимость хорошая. Дул легкий боковой ветер.
В 18 часов самолет с трудом оторвался и лег курсом на мыс Неупокоева. В дальнейшем предполага-
[42]
лось пересечь гору Герасимова и далее итти курсом на остров Домашний. Весь полет был рассчитан на четыре летных часа.
С момента вылета между рациями мыса Челюскина и острова Домашнего установилась непрерывная радиосвязь. Спустя три с половиной часа прошу североземельцев усилить костер, так как скоро самолет должен быть в их районе. Соседи усиленно подливают нефть, и густая черная дымовая завеса стелется по небу. Если самолет близко, — черные клубы дыма должны быть отчетливо видны. Но проходит еще полчаса, еще час, еще два, а самолета все нет. Истекли все сроки, больше самолет не может быть в воздухе, так как горючее должно иссякнуть. Значит, или авария, или вынужденная посадка. Но где? Что с людьми, живы ли? Десятки всевозможных предположений молнией проносятся в голове. Созываю общее собрание, на котором решаем организовать поисковую партию. Детально анализируем состояние пролива Вилькицкого. Заторошенность в районе станции лишает возможности пересечь пролив в этом месте, почему и решаем, что партия пойдет к острову Гансена, откуда часть состава на лыжах попытается итти к мысу Неупокоева. Всем понятна сложность обстановки. В проливе снежницы, фирн — все это является значительным препятствием. Будь это в мае или марте, — такой маршрут не представлял бы ничего сложного, но сейчас это серьезная проблема. Однако сидеть сложа руки и ждать — тоже не выход. Надеяться на мощный самолет с Большой Земли бессмысленно, так как даже для «Р-5» посадки на колесах — да и на лыжах — у нас нет.
Поисковая партия в составе четырех надежных полярников вышла к острову Гансена. 26 июня наши товарищи, усталые и измученные непосильным переходом, возвратились домой. Путь от острова Гансена к мысу Неупокоева оказался непроходимым. Собаки изрезали лапы об острый фирн. Почти одновременно с появлением наших разведчиков пришла радиограмма с Северной Земли, извещавшая нас о приходе на зимовку острова Домашнего Лаврова и Линделя.
Радиограмма рассказала о скитаниях экипажа. Вна-
[43]
чале полет протекал в благоприятных условиях. Мотор работал четко и безукоризненно. Смазка протекала нормально. Но за горой Герасимова в воздухе взорвался цилиндр, вылетели поршень и шатун. При вынужденной посадке лопнул поддерживающий крыло трос. Два дня Лавров и Линдель пытались вывести самолет из глубокого снега, но выпавшие дожди сделали эту работу невозможной. Сняв с самолета магнето, компас и масляный бак, приспособив крышку фюзеляжа под нарты, потерпевшие аварию, не ожидая в связи с наступлением теплых дней и сложностью перелета помощи, двинулись пешком к островам. Дорога была крайне тяжелая, вследствие глубокой воды, мокрого снега, частых дождей и туманов. Идя до полного изнеможения, иногда проходили по 6 километров в сутки. К счастью, скоро путники наткнулись на склад пеммикана, оставленный североземельцами. Здесь они подкрепили свои силы. Импровизированные сани выдержали поход только до острова Среднего, где пришлось оставить часть багажа. 26 июня, через четырнадцать суток после аварии, пилоты прибыли на зимовку на остров Домашний.
Такой визит мало порадовал североземельцав, ожидавших реальной помощи. Теперь вместо четырех зимовщиков стало шесть, при прежних скудных продовольственных запасах.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение ББК-10 » 12 Май 2019 18:30

У-2 (Н-12 ?) после аварии у м.Гамарника и МР-5 (Н-7):
 Н-12 и Н-7.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение ББК-10 » 22 Ноябрь 2020 13:51

3-й выпуск морских лётчиков Военной школы морских летунков имени Троцкого: http://contragents.ru/culture/exhibits/prev_7995374
 bb3b97372177.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение pilpav » 29 Июль 2022 14:54

Завтра 30 июля 2022 года исполняется 85 лет со дня смерти Мауно Линделя. В журнале «Проблемы Арктики» указан дата 30 августа, но это скорее всего ошибка.

Также скоро исполнится 125 лет со дня рождения лётчика. Финский краевед Veikko Huuska считает, что Мауно Линдель родился 24 августа 1897 в местечке Икалис недалеко от крупного промышленного города Таммерфорса (дата скорее всего по новому стилю).

А фотографию Линделя 1920 года интересно сравнить с содержанием расстрельного приговора Карцеву. Это один из командиров печально известного дивизиона морской авиации, в котором служил Линдель. В расстрельный приговор попали объяснения Карцева, в которых он написал интересную психологическую характеристику Линделя. Оба соседа Линделя на фотографии (Адамсон и Фатькин) тоже упоминаются в сборнике документов по кронштадтскому мятежу.

Как я понимаю, в 30-х годах Линдель был уже беспартийным («18. Линдель Маун Янович, б/п»). Однако непонятно, когда Линдель стал беспартийным (сразу в 1921 году или позднее).
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение pilpav » 01 Август 2022 10:38

Л.В. Рузов. На стыке двух морей. Л-М., изд. Главсевморпути. 1940


В самом первом номере журнала «Советская Арктика» (№ 1 за 1935 год, страницы 57-62) была опубликована большая статья Л.В. Рузова «Одна из зимовок (На мысе Челюскина)». В этой статье довольно подробно рассказывается о полёте Линделя. В целом содержание статьи соответствует книге, но есть отличия в оценке событий.

В статье прямо написано, что полёт выполнялся на „У-2", так как „Р-5" к этому времени «выбыл из строя» (полёт был в июне, в самом конце зимовки).
Полет на Северную Землю на „У-2" был безусловно рискован, особенно в этот период. Достоинство этого самолета заключалось в наличии мотора с воздушным охлаждением. Недостатков много: малая скорость, небольшая мощность мотора, небольшой радиус действия. Полет на Северную Землю был вполне возможен, но только, на самолете большого радиуса действия а именно на „Р-5". Но так как последний выбыл из строя, решили лететь на „примусе*, т. е. на „У-2".


Однако в целом в статье Рузова не очень ясно написано, как Линдель появился на мысе Челюскина. Автор как бы намекает, что Линдель приехал на мыс Челюскина вместе со всеми зимовщиками на «Сибирякове».
В 1933 году Главсевморпуть значительно расширил зимовку на мысе Челюскин. В штат станции было включено летное звено, и общее количество зимовщиков доведено до 22 человек.


Далее в тексте статьи автор намекает, что авиазвено относилось к полярной станции.
Максимум свободного времени зимовщики уделяли самолету. Биолог Тюлин заведывал аэродромом, принимая и выпуская самолет. Д-р Рынейский работал в качестве второго механика. Высокие лётные качества экипажа — тт. Линделя и Игнатьева — обеспечили четкую работу авиозвена. 54 подъема и спуска, 90 налетанных часов на „У-2" до момента аварии у мыса Гамарника выдвигают станцию в общей работе авиации в Арктике в 1934 г. на одно из первых мест.


На самом деле Линдель относился скороее к ленской экспедиции Лаврова, а не к полярной станции. В тексте книги Рузов уже намекает на конфликт (он был против вылета, но решение принял Лавров).
Текст статьи намекает на возможную причину аварии. Типовой ресурс советских моторов того времени был сто моточасов между переборкой двигателя. А „У-2" к моменту аварии налетал уже не менее 90 часов. Причём весь этот налёт был в холодное время года, а количество запусков мотора тоже было велико («54 подъема и спуска»).
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения