«СИБИРЬ» ИДЕТ К ПОЛЮСУВ. Бардин, А. Награльян (фото)
Высокоширотный рейс атомохода «Сибирь» — уникальный в истории полярного плавания. До сих пор никакое другое надводное судно, кроме атомного ледокола «Арктика», не достигало в активном плавании района Северного полюса. Рейс «Сибири», однако, не повторяет поход «Арктики». У него были совсем иные задачи, и проходил он иным маршрутом, в весеннее время, то есть в еще по-зимнему крепких льдах.
Организация и проведение высокоширотной экспедиции осуществлялись Госкомгидрометом СССР, министерствами морского флота и гражданской авиации. На борту ледокола работала научно-оперативная группа, состоявшая из опытных специалистов-практиков ледового плавания и ученых, в задачу которых входил анализ всей гидрометеорологической обстановки, прогнозов погоды и ледовых условий. Всего на борту «Сибири» находилось 260 человек. Возглавлял экспедицию заместитель председателя Госком-гидромета СССР А. Н. Чилингаров; капитан «Сибири» — 3. А. Вибах. Экспедиция была приурочена к 50-летию организации первой научной обсерватории (СП-1), которой руководил И. Д. Папанин.
Комплекс научных наблюдений охватывал изучение по сути всех оболочек Земли — от ионосферы до подошвы океанической земной коры. Исследовании проводились с широким использованием дистанционных методов, включая прием и обработку на борту «Сибири» разносторонней информации с искусственных спутников Земли типа «Метеор» и «Космос».
Атомоход «Сибирь» вышел из Мурманска 8 мая 1987 года. Первый этап экспедиции — от Мурманска через Баренцево море между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа к 87° северной широты — месту дрейфа полярной станции «СП-27».
Десять суток ушло на преодоление 1369 миль, из них 1145 — во льдах. Последние мили давались особенно тяжело, в сутки проходили всего по 25—28 миль — расстояние, на которое атомоход при благоприятных условиях затрачивает не более двух часов.
Полярная станция «СП-27», на которой зимовало 13 полярников во главе с гидрологом Юрием Тихоновым, просуществовала 3 года. «Сибирь» приняла на свой борт зимовщиков, так как течении ныносили станцию к Гренландии. По аналогичному пути 50 лет назад дрейфовала «СП-1», знаменитая «папанинская» льдина.
Второй этап экспедиции от «СП-27» к району географического полюса с выполнением комплекса исследований в околополюсном районе. Информация, полученная на данном этапе, наиболее важная и уникальная. Северный полюс был достигнут «Сибирью» 25 мая в 15 часов 59 минут, а 26 мая в 1 час 48 минут атомоход взял курс на юг. Но еще в течение почти недели, пока он не вышел к островам Франца-Иосифа, продолжались интенсивные исследования всеми отрядами экспедиции по полной программе.
Третий этап - переход через Карское море к острову Диксон (пришли 3 июня) и от Диксона через пролив Вилькицкого в море Лаптевых для организации полярной дрейфующей станции «СП-29».
В море Лаптевых «Сибири» вновь пришлось преодолевать тяжелые десятибалльные льды, толщиной 4— 6 м. Еще до подхода в намеченный район на вертолете МИ-8 обследовали льдину, выбранную для зимовщиков «СП-29». Ее размеры: длина 900 м, ширина 700 м. толщина от 2,5 до 4,5 м. Более крупных льдин в этом районе не оказалось.
Девятого июня на льдине - координаты 80°24' северной широты, 112°53' восточной долготы — начались работы по организации новой дрейфующей станции, продолжавшиеся посменно круглые сутки, — было выгружено 350 тонн различного снаряжения. Десятого июня был поднят флаг СП, а на следующее утро атомоход покинул станцию. На льдине остались работать 26 полярников во главе с гидрологом Валерием Лукиным.
Заключительный этап — возвращение в Мурманск в обход мысов Арктический и Желания, и вот 19 июня атомоход «Сибирь» возвратился домой.
За весь рейс ледокол прошел 5517 миль, из них 4916 — во льдах. Наиболее низкие температуры, отмеченные в околополюсном районе, —18—20°. Около 90% ходового времени энергетические установки атомохода работали на полную мощность. Рейс этот, длившийся 42 дня, безусловно, оставил свой след в истории освоения Арктики.
Экспедиция на «Сибири» по сути первая комплексная экспедиция такого масштаба, выполнявшая работы в околополюсном пространстве. Пока аналогичные рейсы будут иметь эпизодический характер, так как для этого требуется отвлечение от выполнения народнохозяйственных задач атомоходов, работающих на трассе Северного морского пути. Вопрос о создании специального научно-исследовательского судна—ледокола, способного вести самостоятельные исследования в Центральном полярном бассейне, — задача ближайшего будущего. Возможно, ее надо решать на международной основе, сообразовываясь с идеями нового политического мышления.