Антология таинственных случаев
Ни в коей мере не умаляя заслуг цивильных энтузиастов, давно ратующих за сохранение образцов уникальных машин, все-таки напомним, что первую в стране постоянную выставку авиационной техники создали военные летчики; Музей бронетанковой техники — танкисты; подводные лодки, торпедные, сторожевые и бронированные катера периода Великой Отечественной преобразовали в памятники боевой славы моряки. Причем подобные коллекции, как правило, возникали без предварительной шумихи с нулевым обычно результатом, что относится к музеям автомобиля, железнодорожного транспорта, кузнечного дела, старинных рудников и заводов.
Вот типичная история. Работники Музея авиации Краснознаменного Северного флота и военные авиаторы, что называется в инициативном порядке, собрали на местах вынужденных посадок несколько советских, английских и американских боевых самолетов, на которых наши летчики сражались в небе Заполярья. А рядом поставили немецкий Ме-109. Ни в одном другом музее (кроме Музея бронетанковой техники) не увидишь и не сравнишь отечественное и союзническое оружие с вражеским!
При этом сотрудники музея не ограничиваются восстановлением исторических машин. Они стараются выяснить обстоятельства гибели пилотов-североморцев, особенно тех, кто десятилетиями считался без вести пропавшим. Например, в 1979 году им стало известно, что на северной оконечности полуострова Канин обнаружен советский двухмоторный самолет военного времени. Поисковая группа обследовала его. Это оказался дальний истребитель Пе-3. В кабине — столько десятилетий! — покоились останки экипажа — старшего лейтенанта Ю. Михина и лейтенанта Н. Никульникова из 95-го истребительного авиаполка. Видимо, в воздушном бою над морским конвоем союзников их машину подбили, летчики дотянули до суши, но при посадке потерпели катастрофу. А родным сообщили: «Пропали без вести...»
В 1981 году неподалеку от поселка Никель нашли обломки истребителя Як-9. Фамилию погибшего 21 октября 1944 года командира звена 197-го истребительного авиаполка лейтенанта П. Шакуна установили по номеру найденной в кабине медали.
Не первый год североморцы ищут самолет дважды Героя Советского Союза Б. Сафонова. Встретив войну старшим лейтенантом, командиром эскадрильи 78-го смешанного авиаполка, он вечером 30 июля 1942 года одержал последние победы, защищая конвой PQ-16. «Самолет Сафонова, теряя высоту, планировал в направлении «Куйбышева», однако не дотянул 20—25 кабельтовых, упал в море и мгновенно затонул,— вспоминал адмирал А. Головко, командовавший Северным флотом.— Два часа после боя эскадренный миноносец «Куйбышев» искал Сафонова в море. И не нашел. Так и осталась невыясненной причина его гибели». К тому времени на счету командира 2-го гвардейского авиаполка, подполковника Сафонова, было 25 вражеских самолетов, уничтоженных лично, и еще 14, сбитых вместе с другими летчиками. Североморцы верят, что истребитель прославленного аса найдут, поднимут со дна Баренцева моря, и он займет почетное место в музее, находящемся в поселке Сафоново...
В Вооруженных Силах немало тех, кто отдает свободное время исследованию неизвестных доселе обстоятельств гибели наших воинов, розыску боевой техники периода Великой Отечественной. Причем иной раз выявляется нечто совершенно неожиданное...
© Виктор ДУДИН, старший лейтенант, г. Архангельск
Последний полет Пе - 3
Ранним утром 5 ноября 1942 года с аэродрома "Ягодник", что под Архангельском, взлетели два истребителя Пе-3, лейтенантов Александра Устименко и Виктора Горбунцова.
Ведущим шел Устименко, как наиболее подготовленный и имевший боевой опыт, о чем свидетельствовал орден Ленина на его гимнастерке. Вместе с ним летели штурман лейтенант Кузьма Банцев и пассажир - начальник штаба Беломорской авиагруппы Северного флота полковник Федор Попов. Ему предстояло руководить действиями флотской авиации против неприятельских кораблей, все чаще появлявшихся в наших арктических водах.
Дело в том, что после разгрома союзного конвоя РQ-17 в июле 1942 годa англичане и американцы задержали следующий РQ -18 до сентября, а потом и вовсе приостановили поставки военных грузов в нашу страну морем. Почти одновременно противник активизировал действия против советских судов не только в Баренцевом море, как было до сих пор, но и в Карском. Только в августе тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" совершил набег на Диксон, потопив при этом ледокольный пароход "А. Сибиряков", подводная лодка У-209 у Новой Земли атаковала буксир и две баржи - погибло 305 человек, немецкие бомбардировщики все чаще совершали налеты на Архангельск. Наше командование в сентябре усилило противовоздушную оборону этого порта, направив на ближайшие к нему аэродромы 104-ю авиадивизию, 95-й истребительный авиаполк, оснащенный двухмоторными, двухместными дальними истребителями Пе-3, и часть самолетов 78-го авиаполка. Несколько раньше была создана Новоземельская военно-морская база, и гидросамолеты начали вести разведку вражеских субмарин в проливах и Карском море. Вот для координации действий авиации на этом театре военных действий и командировали опытного штабиста Попова, что означало и исключительную секретность полета пары Пе-3. До определенной точки маршрута с экипажами даже не поддерживалась радиосвязь. Но когда ее установили, то почти сразу же она прервалась - навсегда...
Сорок шесть лет тайна гибели двух боевых самолетов оставалась неразгаданной. Много здесь было непонятного - ведь перелет экипажей Устименко и Горбунцова был тщательно подготовлен, учтены все возможные неожиданности. Оставалось только гадать, что могло случиться на трассе, пролегавшей над безлюдными местами. Ведь не могли внезапно отказать двигатели сразу у двух машин! Могла случиться авария в неблагоприятных погодных условиях, выйти из строя системы управления. Но опять-таки не на двух машинах одновременно!
Два года назад в группу "Поиск", созданную в нашем гарнизоне, пришло сообщение от геологов, видевших в тундре разбитый советский самолет, видимо, военного времени. Через начальника геологоразведочной партии, я и Евгений Овчаренко связались с геологом Борисом Брянцевым. Побеседовали. Судя по его рассказу, нашли "пешку". Так летчики фамильярно называли двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и их вариант, истребитель Пе-3.
"А что, если самолет перевезти в городок, восстановить и сделать центром задуманного мемориала в честь авиаторов Великой Отечественной?" - подумали мы. Поговорили с сослуживцами, посоветовались в политотделе, получили поддержку, и вскоре сложилась группа энтузиастов, готовых найти и взяться за восстановление машин, ведь на Пе-3 воевали летчики-фронтовики нашего полка!
По не зависящим от нас причинам экспедиция состоялась лишь летом 1988 года. Прежде всего, по данным геологов, мы проложили по карте маршрут к месту гибели самолета, подготовили инструмент, договорились с командованием об отпусках. Кстати, оно помогло группе, перебросив ее в нужный район на вертолете. А там начались долгие и трудные поиски в болотистой тундре. И вот она, "пешка"!
Разбитый истребитель покоился в травянистой, зыбкой почве, и пришлось немало потрудиться, извлекая его обломки. Да, это действительно был Пе-3. В кабине обнаружили останки трех летчиков, планшетку, полуистлевшие партийные билеты, личные вещи и оружие. Там, в тундре, на месте катастрофы, мы решили, что мемориал потерпит - прежде нужно установить имена погибших, постараться разыскать их родственников. Ведь исходные данные у нас имелись - удалось очистить от ржавчины и выявить заводской номер самолета.
Документы мы отправили в лабораторию экспертизы областного управления Министерства внутренних дел, потом списались с архивами, военными учреждениями, за водами и военкоматами, съездили в Центральный военно-морской архив в Гатчину. Настойчивость принесла успех. Выяснилось неожиданное - этот самолет принадлежал нашему авиаполку! Больше того, командиром погибшего Пе-3 оказался тот самый Устименко!!!
Среди погибших был и полковник Попов. Его боевая " судьба сложилась непросто. Войну он встретил на Балтике, в должности начальника штаба авиационного соединения. Дрался умело, храбро, но случилось непредвиденное,- среди подчиненных нашелся предатель, некто Иванов, перелетевший на боевой машине к врагу. Незамедлительно командира соединения отправили с понижением на Дальний Восток, a Попова - на Север. Полковник и здесь бил нацистов, получил орден Красной Звезды. Кстати, когда Федор Федорович садился в кабину Пе-3, у него на руках уже было служебное предписание о назначении его начальником штаба Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Балтийского флота. Не зря же он накануне вылета написал жене в Ленинград, обрадовав ее скорой встречей. С тех пор полковник Попов числился пропавшим без вести.
На церемонию захоронения погибших авиаторов в военный городок приехали дочери Попова и Устименко, шестеро братьев и сестер Банцева. Им показали вещи, найденные в обломках Пе-3, и надо было видеть потрясение Антонины Андреевны Банцевой, когда она узнала расческу брата, и Альбины Александровны Кузьминой (Устименко), повторявшей, что она совсем было потеряла надежду узнать что-нибудь об отце...
Устименко и Банцева похоронили рядом с могилами летчиков, павших в годы Великой Отечественной войны, а урну с прахом Попова по просьбе дочери Маргариты Федоровны отвезли в Ленинград. Теперь он покоится рядом с прославленным подводником Александром Маринеску, который стал Героем Советского Союза спустя 45 лет после подвига.
А наша группа не остановилась на этом. Преодолев многочисленные бюрократические препоны, мы добились, чтобы дочери погибших фронтовиков получили положенные им по закону льготы, полк взял над ними шефство.
...Осмотрев разбитый самолет, мы пришли к выводу, что он потерпел катастрофу при попытке совершить вынужденную посадку. В самый последний момент планирующий истребитель зацепился за деревья, перевернулся и ударился о землю. Оставалось непонятным, что именно заставило Устименко прервать столь ответственный полет и искать мало-мальски подходящее место, чтобы сесть в безлюдной тундре? Техническая неисправность, как предполагали еще в 1942 году?
Нет, на частях обшивки и деталях были пробоины от авиационного крупнокалиберного пулемета! Такие стояли на немецких истребителях, но каким образом они могли оказаться под Архангельском?
По нашей просьбе штурманы сделали расчеты. Оказалось, что вражеский истребитель должен был стартовать с ближайшего аэродрома люфтваффе, пролететь над Кольским полуостровом, горлом Белого моря, затем углубиться в архангельскую тундру. То есть до встречи с "пешкой" пройти чуть ли не полный радиус, за считанные секунды поразить цель и немедленно лечь на обратный курс - в противном случае ему не хватило бы топлива, чтобы дотянуть до своих. Это было невероятно.
Но, может, немцы знали, куда и зачем шли - в конкретное время и конкретную точку маршрута Пе-3 по данным своей разведки. Нет, это исключалось, поскольку время вылета и путь пары держали в строжайшем секрете.
Так неужели у немцев на нашей территории был "аэродром подскока"? Ничем иным объяснить гибель "пешек" не представлялось возможным. Поверить было трудно, к тому же архивы какими-либо сведениями на сей счет не располагали, а историки единодушно утверждали, что на территорию Архангельской области нога немецкого оккупанта не ступала.
Тем не менее решили проверить и эту версию. В июле 1989 года наши летчики произвели аэрофотосъемку одного из "подозрительных" районов и близ Окулова озера обнаружили заброшенную, удлиненную площадку, напоминавшую аэродром. Туда мы и направились.
Это был действительно аэродром, причем не наш, а именно немецкий, о чем свидетельствовало покрытие взлетно-посадочной полосы пластинами рурскрй стали. Мы увидели полуразвалившиеся жилые постройки, сооружения для обслуживания боевой техники. Позже геологи Юрасской разведэкспедиции рассказали, что в том районе находили бочки из-под горючего, в маркировке которых имелась свастика. Они же встречали старых охотников-промысловиков, видевших здесь во время войны немецких солдат.
Все это не только поразило нас, но и поставило перед нами массу новых вопросов. Например, ладно, факт существования секретного вражеского аэродрома позволяет объяснить тайну гибели и найденной "пешки", и других исчезнувших машин, но когда, как он появился в нашем тылу? И что случилось с другим истребителем - Горбунцова? Он, как мы знаем, был ведомым и при появлении противника, несомненно, вступил в бой. Значит, где-то неподалеку лежит и второй самолет, да и не исключено, что и сбитые немецкие. Словом, точку ставить рано. "Поиск" продолжает поиск...
продолжение следует