ЛЕЙЦИНГЕР (Leizinger) Яков Иванович (Якоб Иоганн) (15 марта 1855 - 2 сентября 1914, Архангельск), общественный деятель. Из семьи переселенца из Швейцарии (кантон Глярус) мастера-сыровара Иоганна Якоба Лейцингера (приглашён в Вологодскую губернию в 1832 помещиком Гольским в с. Кириллово). В два года лишился отца и потерял мать в 11 лет (1866). Воспитывался в семье предводителя Вологодского дворянства. Отбыв воинскую повинность во время русско-турецкой войны в Каспийском полку, вернулся в Вологду и самостоятельно занялся фотографией. В 1881 Л. с молодой женой переезжает в Архангельск и открывает собственную фотографию. Обладая природным даром художника, он превратил ремесло фотографа в искусство. Его портреты, пейзажи, бытовые сцены и в настоящее время поражают воображение. Не удовлетворяясь павильонной съёмкой, получает право вести съёмки по всему городу. В качестве штатного фотографа участвует в экспедициях губернаторов по Архангельской губернии в 1897-98 с Энгельгардом и в 1901-02 с Сосновским. В результате были изданы два альбома с иллюстрациями Л. Прирождённый организатор и общественный деятель. Его дом является центром большинства мероприятий, устраиваемых различными благотворительными обществами по сбору денежных средств, в 1897 он избирается гласным городской думы, участвует во многих комиссиях по улучшению работы городского хозяйства. В 1898 член Попечительского совета городского публичного музея, по рекомендации думы в 1902 староста Михаило-Архангельской церкви. В 1903 избран в городскую Думу и городским головой, каковым и оставался до конца жизни. За время службы в качестве городского головы он в два раза увеличил городские доходы. При нём проведены большие работы по благоустройству города, построено несколько школ, улучшена медицинская часть, усовершенствована работа созданной им ранее вольной пожарной дружины, обновлен и расширен городской водопровод, пущен городской трамвай, воздвигнут памятник Петру Великому. За добросовестное исполнение обязанностей городского головы Л. в 1908. высочайше награжден званием личного почетного гражданина, а в 1912 ему Высочайше пожалована серебряная медаль за усердие для ношения на шее на Владимирской ленте. За активное участие в праздновании 200-летия юбилея Полтавской победы в 1909 пожалован светло-бронзовой медалью на Андреевской ленте для ношения на груди. Награждён знаком в память 300-летия царствования Дома Романовых и золочёным знаком Ведомства учреждений императрицы Марии. Л. имел пятерых сыновей и восемь дочерей. Трое сыновей репрессированы в 1937-39, один погиб в блокаде в Ленинграде в 1942. Трое дочерей унаследовали дело отца и до последних дней работали портретными ретушёрами. Внуки Л. живут в Москве, С.-Петербурге, Харькове, правнуки в Архангельске. Могила Л. находится на городском кладбище г. Архангельска. В 1884 фотографии Л. были награждены на выставке в Москве Большой медалью Дагера, медалью Российского общества изучения Севера. Сведения о Л. помещены в памятную книгу, посвященную 300-летию Дома Романовых.
© Н. Целикова (Архангельск).
http://www.photonews.ru/creative_foto/64
Градоначальник с фотоаппаратом
К началу ХХ столетия фотография стала столь популярна в России, что практически в каждом городе существовало несколько ателье, и везде был свой летописец. К сожалению, мы плохо знаем их имена. Сегодня мы расскажем об одном из них. Яков Иванович Лейцингер (1855-1914) четыре раза избирался архангельским городским головой.
В адрес-календаре за 1910 год список его официальных должностей занимает несколько строк. Но прославился он на поприще довольно неожиданном для столь важного лица. Он был самым известным фотографом Архангельска.
Если сегодня вам на глаза попадется старая открытка с видом Архангельска, или в исторической публикации вы встретите изображение города столетней давности, то знайте, что, скорее всего, вы наткнулись на фотографию, сделанную Лейцингером.
Яков Иванович был не просто самым популярным фотопортретистом в этом старом русском городе, но и подлинным летописцем северного края, прекрасным фотографом, оставившим после себя огромную коллекцию уникальных снимков Архангельска, архитектурных и исторических памятников, северных монастырей, жителей Севера конца XIX-начала XX веков.
Многие из этих снимков, в том числе и снимки, сделанные Я. Лейцингером на Соловках в 1895 и 1911 годах, дошли до наших дней, они неоднократно публиковались в многочисленных книгах, фотоальбомах, издавались в форме открыток.
Родился будущий светописец в селе Спасском Вологодского уезда Вологодской губернии 18 (30) марта 1855 год в семье сыродела Иоганна-Якоба, приехавшего в Россию из Швейцарии в 1832 году по приглашению одного из вологодских помещиков, пожелавшего наладить у себя производство сыра.
Здесь иноземный мастер-сыровар влюбился в крепостную девушку, и вскоре у них появился сын. Иоганн назвал его своим именем, только переставил местами имя и отчество. Получилось Якоб-Иоганн, что со временем превратилось в более привычное русскому уху имя – Яков Иванович.
В 1880 году по окончании воинской службы (других сведений об этом периоде его жизни нам найти не удалось – В. Н.) Яков Иванович перебрался в Архангельск, где в мае 1882 года подал на имя архангельского губернатора прошение с просьбой об открытии фотографического дела.
Разрешение было получено, и вскоре им в собственном доме на Псковском проспекте была открыта фотостудия. Теперь это улица носит название Чумбарова-Лучинского и, сохранив местами облик города столетней давности, является своеобразным архитектурным музеем-заповедником города Архангельска.
Фотография в те годы была делом сравнительно новым, перспективным и прибыльным. В 1884 году Лейцингер получил право на съемку Архангельска и губернии и с этого времени интенсивно занялся видовой и жанровой фотографией. Его снимки и сейчас вызывают большой интерес, а тогда и вовсе расходились тысячами в виде наклеенных на паспарту отдельных отпечатков и многочисленных подарочных альбомов.
«Обилие его фотографий, попадающихся коллекционерам в наши дни, говорит о том, что студия в числе других подобных, числом до полдюжины, была весьма популярна среди горожан, которых в Архангельске, согласно переписи 1897 года, проживало без малого 21 тысяча человек, и приезжего народа самого разного сословия, желавшего сделать свой портрет.
Это позже произойдет некое расслоение. Мещане, солдаты и матросы, рыбаки-поморы, мастеровые и крестьяне станут клиентами более дешевых, а значит, и более простых фотостудий М. Сорокина и П. Подрухина.
Соловецкие паломники и священнослужители будут фотографироваться больше у отца и сына Ефремовых, державших свое основное ателье в Соломбале, где находилось Соловецкое подворье с пристанью, от которой отходили монастырские пароходы с паломниками к Соловецкому архипелагу, находившемуся в Белом море.
А средний класс и офицерство – у Яна Соберга. Жители немецкой слободы, имевшие, в основном, европейские корни, в салоне А. Матисена», – пишет в своей статье о творчестве Лейцингера журналист и коллекционер Юрий Комболин.
Само перечисление фамилий архангелогородских фотографов говорит о популярности светописи в те дни. Другим подтверждением этого может служить тот факт, что уже тогда в городе функционировало фотографическое общество. Его учредителями выступили видные архангельские фотографы-профессионалы и любители: П. А. Булычев, А. А. Быков, И. В. Кривоногов, А. Р. Пец, А. А. Поплавский. И. А. Третьяков, А. Н. Шешура. Яков Иванович, естественно, был в их числе, играл в этом обществе заметную роль, несколько лет возглавлял его.
В первые годы деятельности общество насчитывало около 50 членов, была основана библиотека. Первую фотовыставку АФО провело в октябре 1910 г. в фойе городского театра. Вторая выставка АФО состоялась в апреле-мае 1913 г. Выставка эта размещалась в помещении Технического училища Императора Петра I, посетили ее несколько сот человек.
И вот даже на этом фоне творчество Лейцингера явно выделялось не только очевидным мастерством, но и разнообразием сюжетов, невероятной географией охвата и новаторским взглядом подлинного художника-документалиста. Помимо огромного количества пейзажных снимков города, которые делали и некоторые его коллеги, фотограф оставил нам множество репортерских фотографий, на которых запечатлел повседневную самобытную жизнь города и его обитателей.
На его снимках можно увидеть то, чем жил и был знаменит Архангельск, который был крупным портом, занимался рыболовством, строил суда, заготавливал и экспортировал лес, отсюда уходили полярные экспедиции. Здесь испокон веку жили свободные и предприимчивые люди, сюда приходили торговые суда из-за границы, и на улицах города нередко слышалась иноземная речь.
Вот как описывает тогдашний Архангельск Борис Шергин: «У Архангельского города, у корабельного пристанища, у Лодейного прибежища в досельные годы торговала булками честная вдова Аграфена Ивановна.
В летнюю пору судов у пристани – воды не видно, народу по берегам – что ягоды-морошки, торговок – пирожниц, бражниц, квасниц – будто звезд на небе. И что тут у баб разговору, что балаболу! А честну вдову Аграфену всех слышней. Она со всем рынком зараз говорит и ругается, Аграфена и по-аглицки умела любого мистера похвалить и облажить».
Многие снимки Лейцингера – документальные иллюстрации к этому образному описанию: рыбные пристани, ярмарки, торговля свежей рыбой, всевозможные празднества и городские гуляния, типы, жанровые сцены и, конечно, события – радостные, необычные и даже драматические.
Возможно, и другие фотографы делали в те майские дни 1899 года снимки, но до нас дошли фотографии, сделанные Яковом Ивановичем, – заснеженный город и перед его фотоателье извозчик на санях. Для обитателей северного города снег в мае не редкость, но тогда было что-то невероятное – целую неделю, начиная с 12 мая, валил снег, и на улицы города поневоле вернулись сани! Или другое, более драматическое событие – пожар на Смоляном буяне.
Этот невиданный доселе пожар уничтожил на складах годовой запас смолы, подготовленный к отправке на ярмарку. Черным дымом заволокло все небо над городом, временами становилось темно, а потом все вокруг потемнело от падающей с небес копоти. Снимки эти позднее появились в российских иллюстрированных журналах.
Но особую популярность не только в городе, но и по всей России получили снимки Лейцингера после того, как были они опубликованы в виде почтовых открыток, изготовленных в московской фототипии Шерера и Набгольца.
Эти открытки принципиально отличались от видовых картинок подавляющего большинства тогдашних авторов, на которых, как правило, изображались лишь виды городов, памятники архитектуры, да местные достопримечательности. Архангельские открытки Лейцингера – это обширный фоторепортаж, доносящий до нас неповторимый аромат оживленной жизни города-порта.
Известны эти снимки были и за пределами России. Так, например, шотландская писательница Евгения Фрейзер в своей книге «Дом над Двиной» написала, что во время пребывания в России ее мать регулярно переписывалась со своей семьей в Шотландии, используя для этого художественные открытки с видами города. В одном из писем она с гордостью пишет, что сделаны они со снимков ни какого-то заезжего мастера, а своего, архангельского фотографа.
Можно предположить, что в связи с частыми визитами в город многочисленных моряков из самых разных стран эти открытки как сувениры отправлялись по миру, рассказывая о своеобразной жизни северного русского города.
Яков Иванович много путешествовал по русскому северу с фотоаппаратом. Зная его как отменного мастера, архангелогородский губернатор И. В. Сосновский, изъездивший все подчиненные ему территории, неоднократно приглашал Лейцингера с собой в поездки, результатом которых стали многочисленные фотографии, которые поначалу увидели свет в виде различных альбомов, сделанных фотографом.
Один из них, названный «Северный край», вышел в 1914 году в печатном виде, правда, весьма ограниченным тиражом. Он издавался на средства «друзей и почитателей» ушедшего со своего поста губернатора, много сделавшего для развития подчиненной ему губернии, и предназначался в качестве подарочного издания, с целью сохранить память о его трудах.
На снимках Лейцингера бескрайние просторы Карелии, Мурмана, Печерского края, Новая Земля и, конечно же, люди, обитающие в этих краях, – ненцы, которых тогда называли «самоедами», лопари, русские, издавна населявшие эти отдаленные места, – охотники, рыбаки, земледельцы. Надо сказать, что альбом этот переиздан в Архангельске в 2006 году.
Отдельно стоит упомянуть о нескольких поездках фотографа на Соловки. Там мне довелось увидеть один из его альбомов, чудом сохранившийся на островах и являющийся сегодня одним из ценнейших экспонатов местного музея.
Благодаря ему мы можем увидеть, как выглядел монастырь в ту пору, увидеть не разрушенные еще покои, библиотеку, другие интерьеры северного монастыря, полностью уничтоженные при советской власти, можем увидеть быт монахов и трудников – добровольных и неоплачиваемых работников, исполнявших все основные работы в монастыре. Эти снимки не только уникальный изобразительный материал, повествующий о давно ушедшей жизни, но и потрясающее документальное подспорье реставраторам, шаг за шагом пытающимся восстановить былое обличье этого уникального места.
© Владимир Никитин
К началу ХХ столетия фотография стала столь популярна в России, что практически в каждом городе существовало несколько ателье, и везде был свой летописец. К сожалению, мы плохо знаем их имена. Сегодня мы расскажем об одном из них. Яков Иванович Лейцингер (1855-1914) четыре раза избирался архангельским городским головой.
В адрес-календаре за 1910 год список его официальных должностей занимает несколько строк. Но прославился он на поприще довольно неожиданном для столь важного лица. Он был самым известным фотографом Архангельска.
Если сегодня вам на глаза попадется старая открытка с видом Архангельска, или в исторической публикации вы встретите изображение города столетней давности, то знайте, что, скорее всего, вы наткнулись на фотографию, сделанную Лейцингером.
Яков Иванович был не просто самым популярным фотопортретистом в этом старом русском городе, но и подлинным летописцем северного края, прекрасным фотографом, оставившим после себя огромную коллекцию уникальных снимков Архангельска, архитектурных и исторических памятников, северных монастырей, жителей Севера конца XIX-начала XX веков.
Многие из этих снимков, в том числе и снимки, сделанные Я. Лейцингером на Соловках в 1895 и 1911 годах, дошли до наших дней, они неоднократно публиковались в многочисленных книгах, фотоальбомах, издавались в форме открыток.
Родился будущий светописец в селе Спасском Вологодского уезда Вологодской губернии 18 (30) марта 1855 год в семье сыродела Иоганна-Якоба, приехавшего в Россию из Швейцарии в 1832 году по приглашению одного из вологодских помещиков, пожелавшего наладить у себя производство сыра.
Здесь иноземный мастер-сыровар влюбился в крепостную девушку, и вскоре у них появился сын. Иоганн назвал его своим именем, только переставил местами имя и отчество. Получилось Якоб-Иоганн, что со временем превратилось в более привычное русскому уху имя – Яков Иванович.
В 1880 году по окончании воинской службы (других сведений об этом периоде его жизни нам найти не удалось – В. Н.) Яков Иванович перебрался в Архангельск, где в мае 1882 года подал на имя архангельского губернатора прошение с просьбой об открытии фотографического дела.
Разрешение было получено, и вскоре им в собственном доме на Псковском проспекте была открыта фотостудия. Теперь это улица носит название Чумбарова-Лучинского и, сохранив местами облик города столетней давности, является своеобразным архитектурным музеем-заповедником города Архангельска.
Фотография в те годы была делом сравнительно новым, перспективным и прибыльным. В 1884 году Лейцингер получил право на съемку Архангельска и губернии и с этого времени интенсивно занялся видовой и жанровой фотографией. Его снимки и сейчас вызывают большой интерес, а тогда и вовсе расходились тысячами в виде наклеенных на паспарту отдельных отпечатков и многочисленных подарочных альбомов.
«Обилие его фотографий, попадающихся коллекционерам в наши дни, говорит о том, что студия в числе других подобных, числом до полдюжины, была весьма популярна среди горожан, которых в Архангельске, согласно переписи 1897 года, проживало без малого 21 тысяча человек, и приезжего народа самого разного сословия, желавшего сделать свой портрет.
Это позже произойдет некое расслоение. Мещане, солдаты и матросы, рыбаки-поморы, мастеровые и крестьяне станут клиентами более дешевых, а значит, и более простых фотостудий М. Сорокина и П. Подрухина.
Соловецкие паломники и священнослужители будут фотографироваться больше у отца и сына Ефремовых, державших свое основное ателье в Соломбале, где находилось Соловецкое подворье с пристанью, от которой отходили монастырские пароходы с паломниками к Соловецкому архипелагу, находившемуся в Белом море.
А средний класс и офицерство – у Яна Соберга. Жители немецкой слободы, имевшие, в основном, европейские корни, в салоне А. Матисена», – пишет в своей статье о творчестве Лейцингера журналист и коллекционер Юрий Комболин.
Само перечисление фамилий архангелогородских фотографов говорит о популярности светописи в те дни. Другим подтверждением этого может служить тот факт, что уже тогда в городе функционировало фотографическое общество. Его учредителями выступили видные архангельские фотографы-профессионалы и любители: П. А. Булычев, А. А. Быков, И. В. Кривоногов, А. Р. Пец, А. А. Поплавский. И. А. Третьяков, А. Н. Шешура. Яков Иванович, естественно, был в их числе, играл в этом обществе заметную роль, несколько лет возглавлял его.
В первые годы деятельности общество насчитывало около 50 членов, была основана библиотека. Первую фотовыставку АФО провело в октябре 1910 г. в фойе городского театра. Вторая выставка АФО состоялась в апреле-мае 1913 г. Выставка эта размещалась в помещении Технического училища Императора Петра I, посетили ее несколько сот человек.
И вот даже на этом фоне творчество Лейцингера явно выделялось не только очевидным мастерством, но и разнообразием сюжетов, невероятной географией охвата и новаторским взглядом подлинного художника-документалиста. Помимо огромного количества пейзажных снимков города, которые делали и некоторые его коллеги, фотограф оставил нам множество репортерских фотографий, на которых запечатлел повседневную самобытную жизнь города и его обитателей.
На его снимках можно увидеть то, чем жил и был знаменит Архангельск, который был крупным портом, занимался рыболовством, строил суда, заготавливал и экспортировал лес, отсюда уходили полярные экспедиции. Здесь испокон веку жили свободные и предприимчивые люди, сюда приходили торговые суда из-за границы, и на улицах города нередко слышалась иноземная речь.
Вот как описывает тогдашний Архангельск Борис Шергин: «У Архангельского города, у корабельного пристанища, у Лодейного прибежища в досельные годы торговала булками честная вдова Аграфена Ивановна.
В летнюю пору судов у пристани – воды не видно, народу по берегам – что ягоды-морошки, торговок – пирожниц, бражниц, квасниц – будто звезд на небе. И что тут у баб разговору, что балаболу! А честну вдову Аграфену всех слышней. Она со всем рынком зараз говорит и ругается, Аграфена и по-аглицки умела любого мистера похвалить и облажить».
Многие снимки Лейцингера – документальные иллюстрации к этому образному описанию: рыбные пристани, ярмарки, торговля свежей рыбой, всевозможные празднества и городские гуляния, типы, жанровые сцены и, конечно, события – радостные, необычные и даже драматические.
Возможно, и другие фотографы делали в те майские дни 1899 года снимки, но до нас дошли фотографии, сделанные Яковом Ивановичем, – заснеженный город и перед его фотоателье извозчик на санях. Для обитателей северного города снег в мае не редкость, но тогда было что-то невероятное – целую неделю, начиная с 12 мая, валил снег, и на улицы города поневоле вернулись сани! Или другое, более драматическое событие – пожар на Смоляном буяне.
Этот невиданный доселе пожар уничтожил на складах годовой запас смолы, подготовленный к отправке на ярмарку. Черным дымом заволокло все небо над городом, временами становилось темно, а потом все вокруг потемнело от падающей с небес копоти. Снимки эти позднее появились в российских иллюстрированных журналах.
Но особую популярность не только в городе, но и по всей России получили снимки Лейцингера после того, как были они опубликованы в виде почтовых открыток, изготовленных в московской фототипии Шерера и Набгольца.
Эти открытки принципиально отличались от видовых картинок подавляющего большинства тогдашних авторов, на которых, как правило, изображались лишь виды городов, памятники архитектуры, да местные достопримечательности. Архангельские открытки Лейцингера – это обширный фоторепортаж, доносящий до нас неповторимый аромат оживленной жизни города-порта.
Известны эти снимки были и за пределами России. Так, например, шотландская писательница Евгения Фрейзер в своей книге «Дом над Двиной» написала, что во время пребывания в России ее мать регулярно переписывалась со своей семьей в Шотландии, используя для этого художественные открытки с видами города. В одном из писем она с гордостью пишет, что сделаны они со снимков ни какого-то заезжего мастера, а своего, архангельского фотографа.
Можно предположить, что в связи с частыми визитами в город многочисленных моряков из самых разных стран эти открытки как сувениры отправлялись по миру, рассказывая о своеобразной жизни северного русского города.
Яков Иванович много путешествовал по русскому северу с фотоаппаратом. Зная его как отменного мастера, архангелогородский губернатор И. В. Сосновский, изъездивший все подчиненные ему территории, неоднократно приглашал Лейцингера с собой в поездки, результатом которых стали многочисленные фотографии, которые поначалу увидели свет в виде различных альбомов, сделанных фотографом.
Один из них, названный «Северный край», вышел в 1914 году в печатном виде, правда, весьма ограниченным тиражом. Он издавался на средства «друзей и почитателей» ушедшего со своего поста губернатора, много сделавшего для развития подчиненной ему губернии, и предназначался в качестве подарочного издания, с целью сохранить память о его трудах.
На снимках Лейцингера бескрайние просторы Карелии, Мурмана, Печерского края, Новая Земля и, конечно же, люди, обитающие в этих краях, – ненцы, которых тогда называли «самоедами», лопари, русские, издавна населявшие эти отдаленные места, – охотники, рыбаки, земледельцы. Надо сказать, что альбом этот переиздан в Архангельске в 2006 году.
Отдельно стоит упомянуть о нескольких поездках фотографа на Соловки. Там мне довелось увидеть один из его альбомов, чудом сохранившийся на островах и являющийся сегодня одним из ценнейших экспонатов местного музея.
Благодаря ему мы можем увидеть, как выглядел монастырь в ту пору, увидеть не разрушенные еще покои, библиотеку, другие интерьеры северного монастыря, полностью уничтоженные при советской власти, можем увидеть быт монахов и трудников – добровольных и неоплачиваемых работников, исполнявших все основные работы в монастыре. Эти снимки не только уникальный изобразительный материал, повествующий о давно ушедшей жизни, но и потрясающее документальное подспорье реставраторам, шаг за шагом пытающимся восстановить былое обличье этого уникального места.
© Владимир Никитин
© ООО «ИРА Фото Бизнес Ньюс» 2006