Хоть и немного запоздало, но все равно - хочется здесь обсудить нижеприведенный шедевр.
Поплеваться устало.
Ибо безмерно надоело.
Привожу в сокращенном виде, так как полностью эту "простыню" здесь постить бессмысленно. Но.
Внизу, по завершении статьи, есть подпись под фотографией и послесловие. Так вот, особенно расстраивает меня тот факт, что опубликовал всю эту ересь (а иначе не назвать) мой хороший знакомый, главред "В окияне-море", который казался мне вполне вменяемым и разумным человеком. Я с ним даже сотрудничала одно время.
Конечно, понимаю - полемический запал и все такое. Но за словосочетание "фонящий атомоход" я бы, честно говоря, с ходу, далее не читая, отрывала бы оба фаберже уважаемых авторов, а если оные отсутствуют, то - допустим, волосы и уши.
Ну сколько можно, а?..
Ладно, я всего два месяца своей жизни провела на атомоходе (Жалею, что не выходит пока больше). Но есть, например, среди поларпостовских героев заведующий лабораторией изучения ледового плавания отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ Сергей Викторович Фролов, капитан атомного ледокола "50 лет Победы" Дмитрий Викторович Лобусов...
Это я тех называю, кто в прямом доступе практически в любое время. Есть еще туча людей, которые, по самым приблизительным расчетам, провели на ледоколах много лет.
И вот что удивительно - работают и здравствуют на "фонящих атомоходах".
Господи, как же задолбало.
Так выглядит ледокол «50 лет Победы» из центральной части Мурманска, с улицы Шмидта, которая окаймляет Октябрьский округ. Ниже Шмидта – только железная дорога, за рельсами суша заканчивается и начинается Кольский залив. От железнодорожного вокзала до атомного ледокола – метров триста-четыреста. Пассажиры с удовольствием фотографируются на фоне атомохода. Они не понимают, насколько опасно такое соседство. Фото «В окияне-море».
ОТ РЕДАКЦИИ. Фальсификация расчёта и оценки радиационной обстановки в порту Витино при вероятной ядерной аварии – это уже что-то из области голливудских триллеров. Капитану порта Бородачёву впору проходить медицинское обследование, говорят, это помогает уйти от ответственности. Впрочем, отсутствие Портового аварийного плана в Мурманске – ничем не лучше. Увы, опасные инциденты с атомными ледоколами не просто возможны, они происходят на наших глазах. К примеру, приведённому Евгением Селюковым, можем добавить напоминание о достаточно серьёзной аварии на мелкосидящем атомном ледоколе «Вайгач» (см. у нас новости и фото «Пять с половиной часов горел атомный ледокол «Вайгач». Погибли 2 члена экипажа, один пострадал» от 15.12.2011 и «Вот так выглядит со стороны левого борта атомный ледокол «Вайгач» после пожара» от 18.12.2011). Сотрудникам порта Витино, куда заходил фонящий атомоход, об опасности просто не сообщили. А ремонтировался «Вайгач» здесь же, в Мурманске.
В связи с данной публикацией мы направляем обращения в Росатомфлот, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, в Кандалакшскую транспортную прокуратуру и Северо-Западное Следственное управление на транспорте.
Господи, что за мерзкая заказуха?.. Вот уж не думала, что серьезное СМИ до такого опустится. Никакой матчасти, никаких доказательств о том, где и как "фонили" атомоходы, на сколько был превышен радиационный фон.
Где цифры?? Где нормативы?..
Только жонглирование какими-то законодательными актами и тупые наезды на капитана Витино. Дался, блин, им этот капитан. Давнишние терки.
Но Атомфлот-то зачем примазывать к этой белиберде?? Небезопасные атомоходы, ах-ах, ремонтируются в центре Мурманска.
Нагнетаем истерию, срочно.
Блин, убила бы.
Атомное разгильдяйство24.04.2013
Радиационная безопасность морских портов России при заходе и стоянке в них атомных судов в настоящее время портовыми властями не обеспечивается.
Город Мурманск расположен по обоим берегам Кольского залива Баренцева моря. Докование, то есть, плановый осмотр и ремонт в доке – необходимое регулярное мероприятие для атомных ледоколов. Оно происходит, примерно, раз в год. То есть, суда с ядерными энергетическими установками – частые гости в Мурманском порту, главной базе российского атомного ледокольного флота. На снимке за ледоколом «50 лет Победы» террасами поднимается вверх Октябрьский округ города, здесь находятся администрация Мурманска и Мурманской области и прочие административные учреждения.
В конце марта 2013 года в плавдок ОАО «Мурманский судоремонтный завод морского флота» (далее- СРЗ МФ), для планового докования, был поставлен а/л «50 лет Победы».
Судоремонтное предприятие СРЗ МФ и принадлежащие ему плавдоки находятся, практически, в центре города Мурманска, в границах территории и акватории морского порта Мурманск.
Докование атомных ледоколов в плавдоках СРЗ МФ проводится на регулярной основе.
В настоящее время жители и гости города Мурманска имеют возможность полюбоваться, стоящим в плавдоке, самым мощным в мире атомным ледоколом, каким является «50 лет Победы». Ядерное судно находится в пределах реальной видимости у областного, транспортного и природоохранного прокуроров и у других правоохранительных органов.
Руководители области и города также имеют возможность ежедневно наблюдать атомный ледокол, стоящий в плавдоке СРЗ МФ.
Смотрится атомный ледокол «50 лет Победы», действительно, очень красиво.
Ну, а как обстоят дела с радиационной безопасностью морского порта Мурманск и прилегающей к СРЗ МФ центральной части города Мурманска во время докования ядерных судов? Это довольно длительный период. Разработаны ли мероприятия по защите работников порта и населения города Мурманска, в случае аварии на атомном ледоколе при стоянке в плавдоке СРЗ МФ?
В силу ч.3 ст.41 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (от 21ноября 1995 г. №170-ФЗ, в редакции от 25 июня 2012 г.), администрация морского порта, в который разрешён заход судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), должна располагать Планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварии на таких судах и обеспечивать, при необходимости, его реализацию (далее- Портовый аварийный план).
Ответственность за осуществление Плана мероприятий по защите населения в прилегающем к порту жилом районе, в случае такой аварии, Федеральным законом возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
Представляется, что ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» не располагает Портовым аварийным планом в случае аварии на атомном ледоколе при стоянке в плавдоке СРЗ МФ.
11 марта 2013 года на сайте Минтранса России опубликован проект Обязательных постановлений в морском порту Мурманск, подготовленный при непосредственном участии капитана порта Мурманск-руководителя ФГУ «АМП Мурманск».
В проекте Обязательных постановлений нет ни слова о радиационной безопасности морского порта Мурманск при заходе и стоянке атомных судов.
Не определён порядок захода судов с ЯЭУ в морской порт Мурманск.
Ничего не сказано о наличии Портового аварийного плана в случае аварии на атомном ледоколе при стоянке в плавдоке СРЗ МФ. Содержание Плана отнюдь не секретно, наоборот, его должны знать, понимать и быть готовы осуществить в реальности все пользователи Обязательных постановлений. Если о Портовом аварийном плане нет ни слова, это, скорее всего, означает, что его нет.
В проекте Обязательных постановлений отсутствуют мероприятия по выводу аварийного атомного ледокола из плавдока СРЗ МФ и буксировке его на отдалённую якорную стоянку или к причалам ФГУП «Атомфлот». Вывести любой а/л из плавдока – это достаточно трудоёмкая и длительная операция. В плавдоке атомоход стоит на киль-блоках. Если такие мероприятия даже не предусмотрены, портовые службы, соответственно, не готовы к немедленному действию. В аварийной ситуации с атомным ледоколом это может стоить жизни и здоровья многим и многим сотрудникам порта.
В СССР вопросам радиационной безопасности морских торговых портов уделялось большое внимание.
Например, 12 июля 1985 года приказом начальника Мурманского морского пароходства №269/од был введён в действие «План мероприятий в случае аварии атомного судна в порту Мурманск».
Портовый аварийный план был разработан НИИ «Союзморниипроект» для атомного лихтеровоза «Севморпуть».
Оценочный расчёт уровней излучения, при нахождении аварийного судна (а/л «Севморпуть») у причала №14 торгового порта и при стоянке у причалов Базы 92 (сейчас ФГУП «Атомфлот»), был выполнен специалистами Центрального научно-исследовательского института имени академика А.Н. Крылова.
В настоящее время этот Портовый аварийный план потерял свою актуальность, так как уже не существует предприятий, указанных в Плане, да и а/л «Севморпуть» находится на отстое.
В Портовом аварийном плане отсутствуют также расчёты для случая аварии на атомном ледоколе при стоянке в плавдоке СРЗ МФ.
....
В 2011 году Кандалакшский транспортный прокурор обязал капитана морского порта Витино иметь Портовый аварийный план.
Для разработки такого документа, особенно, в части выполнения оценочного расчёта уровней излучения, при нахождении аварийного атомного судна в порту, необходимо иметь соответствующие знания в области ядерной физики. Например, расчёт распределения радиоактивных примесей в порту Мурманск при предполагаемой аварии на а/л «Севморпуть» был выполнен учёными ЦНИИИ имени академика А.Н. Крылова.
Капитан морского порта Витино, не являясь специалистом в области ядерной физики, разработал, утвердил и ввёл в действие «План мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории морского порта Витино и в его акватории, в случае аварии на судах с ядерными установками и радиационными источниками».
Расчёт и оценка радиационной обстановки, приведённые в Портовом аварийном плане (стр.17-29) прямого отношения к акватории и территории морского порта Витино не имеют. Например, на стр.25 Плана имеется таблица №8 «Уровень загрязнённости радионуклидами вод акватории». Таблица содержит фактические и допустимые данные о выбросах радионуклидов в Ирландское море с предприятий Селлафилда в Англии в 1998 году.
Можно предположить, что капитан морского порта Витино не читал Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, и Обязательных постановлений в морском порту Витино.
На странице 13 Портового аварийного плана он пишет: «Порядок захода судов с ЯЭУ на акваторию определён «Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним» и «Обязательными постановлениями в морском порту Витино».
На самом деле, ни в первом, ни во втором нормативном правовом акте ничего не говорится о порядке захода судов с ЯЭУ на акваторию морского порта Витино.
<....>
Существование трёх нормативных актов, регулирующих одни и те же правоотношения, создаёт правовую неопределённость и допускает их произвольное толкование капитанами морских портов.
....
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется, что Минтранс России не выполняет свои функции по нормативно-правовому регулированию в области радиационной безопасности морских портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них судов с ядерными энергетическими установками.
Возможно, чиновники Минтранса России ждут, когда «грянет гром», и только тогда начнут что -то регулировать в данной сфере.
Но в Кольском заливе Баренцева моря этот гром уже грянул!
29 декабря 2011 года на АПЛ «Екатеринбург», стоящей в плавдоке 82-го судоремонтного завода ВМФ (посёлок Росляково), произошёл пожар.
Есть основания предположить, что администрация 82-го СРЗ ВМФ не располагала Портовым аварийным планом в случае аварии на атомной подводной лодке, стоящей в плавдоке. Пожар пришлось ликвидировать специалистам МЧС, которые не знакомы ни с конструкцией АПЛ, ни с конструкцией плавдока.
....
Видимо, этот урок не пошёл впрок ни чиновникам Минтранса России, ни капитану морского порта Мурманск-руководителю ФГУ «АМП Мурманск».
Е.В.Селюков, капитан дальнего плавания, почётный работник морского флота, ветеран труда