"Пурга", ПСКР

От ладьи и коча до атомохода.

"Пурга", ПСКР

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Октябрь 2008 01:44

http://www.geraldika.org/04_2006_16.htm

Оскар ФАСОЛЬКО,
ветеран погранвойск

Флагман пограничного флота

Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г. а и в течение 33 лет охранял морские границы СССР. Интерес к этому самому крупному и уникальному во многих отношениях кораблю вызван не только славным боевым прошлым, но и историей многих поколений моряков-пограничников, прослуживших на нем.

Изображение



Известно, что до Великой Отечественной войны границы Заполярья длительное время охранял сторожевой корабль «Пурга», который погиб при загадочных обстоятельствах в 1938 г. И по существующей на флоте традиции новый пограничный корабль, заложенный в декабре 1938 г., был назван так же «Пургой». На закладной доске, закрепленной на киле, был текст: «Корабль заложен в бытность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина, наркома внутренних дел Л.П. Берия».

Целевое назначение корабля — охрана северных морских границ, и в частности горла Белого моря, где в зимнее время иностранные суда вели незаконную добычу морского зверя. «Пурга» строилась в Ленинграде на заводе «Судомех», ныне «Адмиралтейские верфи», где, между прочим, в свое время были построены крейсер «Аврора» и атомный ледокол «Ленин».

«Пурга» была спущена на воду для последующего монтажа энергетического оборудования — сердца корабля — незадолго до начала войны. В годы блокады Ленинграда корабль стоял у берега Невы, закрывая своим корпусом крейсер «Киров» от разрывов вражеских снарядов, и получил при этом ряд повреждений.

Лишь в 1951 г., после переработки проекта корабля с учетом последних достижений в области морской техники, началась достройка «Пурги».

Ледовые качества корабля обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креповых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, были изготовлены из качественной стали и имели съемные лопасти.

Следует также отметить значительную сложность и уникальность энергетической установки «Пурги». Впервые в мире на корабле для передачи мощности от главных двигателей на гребные винты использовались гидротрансформаторы, которые обеспечивали движение судна во льдах, а также реверсирование гребных валов (передний и задний ход). Ледовые качества превзошли проектные, поскольку «Пурга» успешно передвигалась во льдах толщиной около одного метра.

Согласно расписанию экипаж корабля в мирное время составлял 226 человек, из них 75 человек в составе электромеханической боевой части.

Формирование команды началось примерно за 1,5-2 года до вступления корабля в строй, поскольку личный состав всех боевых частей должен был освоить сложную технику, подготовиться к дальнему походу и к службе по охране морских границ.

Первым командиром «Пурги» был капитан 1 ранга Матвей Алексеевич Гончаров — бывалый и опытнейший моряк. Еще до войны он охранял дальневосточные морские границы. В штормовую погоду и в минуты опасности командир всегда был на мостике. И казалось, что здесь он мог находиться сутками, если того требовала ситуация. «Пурга» была его родным домом — даже на берег он сходил редко.

Первый старпом — капитан 3 ранга Н.М. Антонов, который затем в течение многих лет командовал «Пургой».

Командиры и офицеры боевых частей корабля В.П. Маричев, Г.Л. Минченко, М.Г. Егоров и другие также имели опыт флотской службы и были хорошими специалистами. Несколько позже командиром дивизиона движения был назначен я, автор этих строк, а командиром электротехнического дивизиона — Б.А. Григорьев.


На ходовые испытания «Пурга» вышла только в феврале 1957 г. Для нас, моряков, особенно для механиков, это был исторический момент, поскольку корабль теперь стал нам родным домом и словно живым существом. Испытания длились более месяца, после чего производились различного рода доработки и устранения дефектов по замечаниям личного состава. Но в целом, на что мы сразу обратили внимание, корабелы построили добротный корабль, снабдив его большим количеством запасных частей и материалов для длительных переходов.

Первый переход корабля из Ленинграда к месту дислокации — Кувшинская Салма — был очень интересным. Тогда, в разгар «холодной войны», наши боевые корабли не столь часто ходили в дальние походы, поэтому «Пурга» проследовала через Датский пролив под пристальным вниманием самолетов и кораблей НАТО. Самолеты летали над кораблем столь низко, что, казалось, вот-вот заденут мачты, а встречные корабли НАТО проходили параллельными курсами буквально в 10-12 метрах, приветствуя нас, играя «захождение». Когда проходили через проливы, хорошо были видны низкие зеленые берега Дании, стада коров и машущие нам дети.

В Заполярье служба корабля продолжалась недолго, но уже в первый выход «Пурги» во льды горла Белого моря были обнаружены и задержаны 6 иностранных шхун, занимавшихся незаконным промыслом тюленей. Появление пограничного корабля для них было полной неожиданностью. Шхуны были отконвоированы в одну из бухт, недалеко от нашей базы.


Летом 1959 г. «Пурга» прошла Северным морским путем на Дальний Восток. Этот переход еще раз подтвердил высокие мореходные качества корабля и хорошую выучку личного состава. Конечно, основная нагрузка легла на электромеханическую боевую часть, обеспечивающую движение корабля. Нормальный шум работы главных двигателей и других механизмов корабля для механиков был подобен музыке.

Во время этого перехода жестко ограничивалось потребление пресной воды для бытовых нужд. Какова же была радость личного состава, когда на одном из этапов нашего пути неожиданно обнаружилось, что за бортом вода слабосоленая, видимо в результате поступления огромных масс пресной воды из могучих сибирских рек. На корабле сразу же был объявлен банный день.

«Пурга» пришла к месту постоянного базирования — в бухту Соленое озеро (Петропавловск-Камчатский) — 9 сентября 1959 г. и затем более 30 лет охраняла морские границы от Чукотки до Южных Курил, находясь в оперативном подчинении командования войск Тихоокеанского пограничного округа.

Корабль в основном выполнял задачи охраны природных богатств и ресурсов, а также оказывал помощь сухопутным подразделениям, особенно в тяжелых зимних условиях.

Служба на «Пурге» была для моряков-пограничников суровой школой, требовавшей большой отдачи, а порой и героических усилий.

В сложных, а зачастую в экстремальных условиях проходили многочисленные задержания нарушителей границы с высадкой осмотровой группы во главе с помощником командира корабля капитаном 3 ранга М.Г. Егоровым.


Однажды во время сильного шторма вышло из строя рулевое управление «Пурги». Чтобы устранить неполадку, нужно было попасть в румпельное отделение. А это можно было сделать только через верхнюю палубу, на которую обрушивались огромные волны. С большим риском для жизни командир электротехнического дивизиона капитан-лейтенант Б.А. Григорьев все-таки пробрался в отделение и устранил неисправность.

В трудных ледовых и метеорологических условиях «Пурга» неоднократно оказывала помощь затертым во льдах и терпящим бедствие судам, прокладывала пути через льды от Магадана до Чукотки.

Во время длительного пребывания корабля на охране границы, которое затягивалось порой до пяти месяцев, личный состав был сильно ограничен в расходе пресной воды. По инициативе командира электромеханической боевой части капитана 3 ранга А.И. Скрысанова были произведены конструктивные изменения в системе обеспечения пресной водой. В результате запасы увеличились в четыре раза за счет возможности использования дифферентных и креновых отсеков.

Старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Г.С. Кулышев вспоминает операции, которыми он руководил.

Однажды ранней весной прервалась связь с постом радиотехнического наблюдения Камчатской военной флотилии на мысе Африка (восточный берег Камчатки). После высадки поисковой группы в сложных условиях, при сильном волнении и в дрейфующих битых льдах, личный состав поста был обнаружен в бессознательном состоянии и доставлен на корабль. На «Пурге» им была оказана первая медицинская помощь, а затем спасенные люди были доставлены в больницу поселка Усть-Камчатск.

— В районе острова Уташуд (юго-восточное побережье Камчатки), — рассказывает Г. Кулышев, — пограничная поисковая группа с собакой из-за продолжительного шторма оказалась в тяжелом положении: закончилось продовольствие, прервалась связь. Со скалистого берега на сильной прибойной волне группа была снята и доставлена в Петропавловск-Камчатский.

Или же такой пример. Глубокой осенью личному составу «Пурги» была поставлена задача — срочно доставить из Петропавловска-Камчатского на Чукотку, в бухту Провидения, несколько тонн аммонита для геологических работ. Аммонит был погружен в один из освобожденных от боезапаса артиллерийских погребов. В штормовую погоду в условиях сильного обледенения груз был доставлен по назначению.

Были случаи гибели японских рыболовецких шхун, выброшенных в штормовую погоду на скалы Курильских островов. Выживших и погибших японских рыбаков с большим риском доставляли на борт «Пурги». Корабельный врач Филиппенко оказывал пострадавшим первую помощь, после чего они передавались на японские полицейские корабли или торговые суда в согласованных с японскими властями точках Тихого океана.

Капитан 1 ранга В.И. Изергин, командовавший «Пургой» в течение 10 лет, вспоминает:

— В феврале 1973 года корабль был направлен в район южных Курил, где образовались скопления льда у Малой Курильской гряды, островов Кунашир и Итуруп. Пограничные корабли не могли выйти в море и нести службу, чем и воспользовались японские браконьеры.

Придя в район, «Пурга» сразу же обнаружила несколько иностранных шхун, занимавшихся промыслом в наших водах. Одна из шхун ловила краба буквально в 500 метрах от острова Итуруп. Пограничники предприняли все меры к задержанию нарушителей. Шхуна попыталась покинуть наши воды, на ходу выбрасывая краба за борт. Но очень скоро японские браконьеры поняли, что уйти им не удастся, поэтому повернули к берегу и успели подойти к нему вплотную. Как только катер с осмотровой группой направился к шхуне, японцы развернулись и на полном ходу устремились к берегу.

По указанию командования, подошедшему японскому полицейскому кораблю было разрешено снять команду шхуны. А потом была нота МИД Японии о том, что советский пограничный корабль вынудил шхуну выброситься на берег. Только любительская киносъемка одного из офицеров «Пурги» помогла оправдать действия экипажа.


А однажды, когда «Пурга» привела одну из задержанных японских шхун в бухту Крабовая на острове Шикотан и сдала ее пограничной комендатуре, по телевизору, который принимал программы японского телевидения, мы увидели оповещение для японских рыбаков о том, что в таком-то районе находится советский пограничный ледокольный корабль… И показали нашу «Пургу».

В июле ПСКР «Пурга» обычно направляли для несения службы в район Чукотки, и, как правило, до конца навигации. Кроме несения пограничной службы приходилось оказывать самую различную помощь отдаленным погранзаставам.

Так, в 1965 г. в Чукотском море сложилась очень тяжелая ледовая обстановка, и суда Севморпути не смогли завезти на заставы Арктического побережья продукты. Поэтому с выходом ПСКР из текущего ремонта во Владивостоке в сентябре этого же года начальник Тихоокеанского пограничного округа поставил задачу обеспечить северные заставы продовольствием. Для этого в носовой части корабля построили временную деревянную платформу для вертолета — другого способа доставить груз из-за льдов вдоль побережья не было. «Пурга» успешно пробилась сквозь льды ко всем заставам и обеспечила их буквально в течение четырех дней.

Учитывая опыт использования вертолета, мы предложили (и даже включили в ремонтную ведомость на средний ремонт в 1968-1969 гг.) оборудовать «Пургу» штатной вертолетной площадкой. Однако морское управление ГУПВ запретило переоборудование, обосновав это большой ответственностью и риском. Но в дальнейшем на Дальнем Востоке, в частности на Камчатке, используя наш опыт, успешно действовали пограничные корабли ледового класса с вертолетами на борту.

…Пограничный сторожевой корабль «Пурга» закончил свой боевой путь 16 марта 1990 г., пройдя около полмиллиона миль. В торжественной обстановке был спущен военно-морской флаг Пограничных войск и гюйс. К сожалению, после длительного «отстоя» корабль был отбуксирован и продан на металлолом в Японию, о чем мне поведал много лет спустя последний командир «Пурги» В.В. Минкевич.

Тактико-техническая характеристика ПСКР «Пурга»:

полное водоизмещение — 3860 тонн;
длина — 95 метров, ширина — 15 метров;
суммарная мощность шестиглавых двигателей, обеспечивающих ход корабля, — 12 000 л. с.;
максимальная скорость при работе трех винтов — 17,5 узла;
дальность плавания при экономическом ходе — 12 600 миль.

«Пурга» имела относительно сильное для пограничного корабля вооружение:

4 универсальных орудия калибра 100 мм;
4 спаренных зенитных орудия;
4 бомбомета.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пограничный сторожевой корабль "Пурга"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Октябрь 2008 01:37

Пограничный сторожевой корабль "Пурга"
1938 - 1990
Сторожевой корабль для несения дозора в районах со сложной ледовой обстановкой.
Заложен 17 декабря 1938 года на Ленинградском заводе "Судомех", спущен 24 апреля 1941 года
На 1 июня 1941 года техническая готовность составляла 28%.
Приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достраивался для морской погранохраны по откорректированному проекту (утвержден 1 января 1952 года). Ходовые испытания продолжались до 1 февраля 1957 года, государственные испытания проходили с 3 февраля по 31 марта 1957 года.
Во льду толщиной до 50 мм развил скорость 15 узлов, 150 - 180 мм - 10 узлов.
Зачислен в состав Управления погранохраны КГБ СССР, базировался на Петропавловск-Камчатский.
16 марта 1990 года исключен из состава морчастей погранвойск.

Водоизмещение полное: по проекту 3640 т, фактически 3819 т.
Размерения: по проекту 86.8 х 14.15 х 5.14 м, фактически 95.3 х 15.1 х 5.37 м.
ГЭУ дизельная, по проекту 3 х 400 л.с., фактически 6 х 2000 л.с. дизелей 37-Д, 3 винта
Скорость: по проекту 17.5/10 узлов, фактически 17/10 узлов.
Дальность: по проекту 10000 миль, фактически 12000 миль., Автономность 35 суток.
Вооружение: по проекту 3 х 130 мм, 4 х 45 мм, фактически 4 х 100 мм, 12 х 37/68 мм,
4 бомбомета БМБ-2, 70 больших глубинных бомб, 30 мин.
Экипаж: по проекту 140 чел., фактически 251 чел.
http://navsource.narod.ru/photos/06/417/index.html#

Изображение
Пограничный сторожевой корабль пр 52. "Пурга", 1990 год
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Адмиралтейские верфи: ПСКР "Пурга"

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Май 2009 18:55

Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996, Санкт-Петербург Издательство "Гангут" 1996, ISBN 5-85875-110-5

.. Интересной стала работа по достройке ледокола (сторожевого корабля пограничных войск) "Пурга", выполненная в 50-е годы по новому проекту заводского КБ. Проект разрабатывался под руководством главного конструктора А. А. Гайсенка группой молодых тогда конструкторов Р. Р. Вельсмана, Ю. П. Бслявина, Г. Н. Васильева, В. К. Дурнева, Е. М. Штсйнбока, В. Г. Масловского, П. А. Самсонова, Л. Б. Гришковой, В. Румянцевой, В. Н. Смирнова, В. А. Питьева, П. А. Заостровнсва и других. Старшим строителем ледокола был А. Г. Мадера. Сдача корабля проводилась в течение полугода в Белом и Баренцевом морях и завершилась в 1958 году.

„Пурга" (зав. № 630)
строился на заводе № 196. заложен 17.12.1938, спущен на воду 24.04.1941, достроен на заводе № 194 по проекту 52К, сдан флоту 31.03.1957, ответственный сдатчик А.Г.Мадера; пограничный сторожевой корабль
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Пурга", ПСКР

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Июнь 2009 12:00

 Ship+Photo+Purga.jpg
shipspotting.com : http://www.shipspotting.com/modules/mya ... lid=641580
Vitaliy Kostrichenko

«ПУРГА»
Ледокольный сторожевой корабль (проект 52). Заложен 17.12.1938 г. на заводе «Судомех» (ныне Северная площадка «Адмиралтейских верфей») в Ленинграде по заказу Морской пограничной охраны НКВД СССР. Разработан в ЦКБ-32 (ныне «Балтсудопроект»). Спущен на воду 24.04.1941 г. Из-за начала войны строительство корабля при готовности 28% было прекращено, а сам сторожевик законсервирован. В 1951 г. постройка возобновлена. Вступил в строй 31.03.1957 г. В 1957-59 гг. проходил службу на Севере. Летом 1959 г. Северным морским путем перешел на Д. Восток (база в Петропавловске-Камчатском). 16.03.1990 г. на корабле спущены флаг и гюйс. Вскоре был продан на слом за границу. За время службы прошел 411386 миль, задержал 26 иностранных судов-нарушителей границы.
Водоизмещение 3819 т, длина 95,3 м, ширина 15,1 м, осадка 5,37 м, мощность силовой установки 12000 л.с, максимальная скорость 17 узлов. Дальность плавания 12500 миль. Экипаж 250 чел. Вооружение: 4 -100-мм (Б-34УСМ), 12 -37-мм (В-11), 4 бомбомета (БМБ-2). ( Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010. )
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Пурга", ПСКР

Сообщение Захаров » 06 Январь 2012 13:02

Прочитал вашу статью очень понравилась. У меня отец ходил на Пурге 1961-1963 .Осталось очень много фотографий корабля и команды.
Аватара пользователя
Захаров
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06 Январь 2012 12:30

"Пурга", ПСКР

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Январь 2012 13:42

Захаров пишет:У меня отец ходил на Пурге 1961-1963 .Осталось очень много фотографий корабля и команды.

Просим! :good:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Пурга", ПСКР

Сообщение Захаров » 08 Январь 2012 12:15

Извиняюсь за качество ! :shoked:
Вложения
 Изображение 002.jpg
 Изображение 003.jpg
 Изображение 004.jpg
 Изображение 005.jpg
 Изображение 006.jpg
 Изображение 007.jpg
 Изображение 008.jpg
 Изображение 009.jpg
 Изображение 010.jpg
 Изображение 011.jpg
 Изображение 012.jpg
 Изображение 013.jpg
 Изображение 014.jpg
 Изображение 015.jpg
 Изображение 016.jpg
 Изображение 017.jpg
 Изображение 018.jpg
 Изображение 019.jpg
 Изображение 020.jpg
Аватара пользователя
Захаров
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06 Январь 2012 12:30

"Пурга", ПСКР

Сообщение Захаров » 08 Январь 2012 12:19

ещё немножко .....
Вложения
 Изображение 021.jpg
 Изображение 022.jpg
 Изображение 023.jpg
 Изображение 024.jpg
Аватара пользователя
Захаров
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06 Январь 2012 12:30

"Пурга", ПСКР

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Январь 2012 12:52

А это где, когда?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения