"Раскопки"

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

"Раскопки"

Сообщение vetalgve » 26 Май 2011 17:48

Прошу помочь, если у вас есть таковые знания в поиске самолета Ли-2 ГУЛАГа НКВД СССР и членов его экипажа борт номер Х-36? в период 1943-1947 год принадлежал Челябметалургстрой. В феврале 1947 передан в строительство 859. Данные необходимы для подтверждения службы. Мне нужен совет в каких архивах встречаются точные данные самолетов, за пол года поисков не нашел ни одной ссылки на этот самолет. Судя по ответам на форуме у вас есть багаж знаний в отличии от моего. Запрашивал в ГУАЧО, в УВД Челябинска дело там только в автобиографии, что он летах на самолете хозотдела бортмехаником, но ее не считают за документ. Выяснилось что по материалам дела не проходит. Запросил Лубянку ответ отрицательный переслали в ГАРФ(где я сейчас пока безрезульатно просматриваю пленки фонда 9414 и Центральный военный архив. У пограничников в архиве тоже нет. Если я не по адресу прошу извенить. С Уважением сын Евгения Петровича Виталий. более подробно судьба описана сдесь https://profiles.google.com/11764159177 ... 9516/about
Аватара пользователя
vetalgve
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 24 Апрель 2011 11:41

"Раскопки"

Сообщение Кара » 27 Май 2011 08:38

Если Вы ведёте поиск в Госархиве экономики (на Пироговке), то просмотрите фонды Наркоматов тяжёлой промышленности и чёрной металлургии. В разделе ведомственного транспорта должны быть документы авиационных подразделений, если таковые у них имелись
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

"Раскопки"

Сообщение vetalgve » 27 Май 2011 08:40

Очень признателен. Вдруг кому из иследователей попадется информация по самолету Ли-2 мне бы узнать в каком фонде какого архива смотреть а пока сам смотрю в ГАРФе но ничего такого как в сети не нашел в сети больше, например:На конец 1940 г. авиаотряд располагает 13-ю машинами годными к эксплуатации:
а) самолёты типа ПС-7 - 3 ед. №№ Х-257, 258, 259;
б) самолёты типа Р-5 - 5 ед. №№ Х-209, 235, 236, 237, 296;
в) самолёт типа МП-1 - 1 ед. № Х-120;
г) самолёты типа СП-1 - 3 ед. №№ Х-177, 178, 184;
д) самолёт типа У-2 - 1 ед. № 232, который служит для тренировки личного состава и неприспособлен для перевозки грузов и пассажиров.

Список рабочих и служащих на 1 января 1941 г.
Бухонин А.И., бортмеханик
Булкин А.В., начальник рации
Белов С.Н., пилот
Валавин Г.С.. бортмеханик
Воронин В.П., начальник рации аэропорта
Гревцов А.И., бортмеханик
Голубев А.И., начальник аэропорта
Герасимов А.И., бортмеханик
Журавлёв В.Т., начальник порта
Клубникин, пилот
Клепацкий Н.А., зам. командира
Максименко И.А., пилот
Медведчиков Н.Н., авиатехник
Менде Ф.И., начальник рации
Никитинский И.Е., авиатехник
Одинцев Ф.Ф., ст. авиатехник
Протопопов П.В., начальник порта
Попов В.М., бортрадист
Попов Влад., начальник рации
Старов А.Н., пилот
Столяров М.В., начальник аэропорта
Столяров П.М., начальник аэропорта
Суслов А.Н., бортмеханик
Фомин А.И., главный инженер
Фастрицкий А.С., пилот
Шарков Н.И., пилот
Шумейко А.А., пилот
Яковлев А.И., начальник аэропорта.
Командир авиаотряда ГУСДС НКВД СССР капитан Ш.И. Шимич
Гос. архив Магаданской области. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 9837. Л. 2, 3, 47.
Жаль отец не узнал ни одну фамилию видать нет среди них знаомой.
Аватара пользователя
vetalgve
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 24 Апрель 2011 11:41

"Раскопки"

Сообщение Александр Кот » 11 Июнь 2011 20:09

Статья И.П. Мазурука из журнала "Гражданская авиация " № 8, 1938 г.
Куда приткнуть - не знаю. Пристройте в нужную рубрику!
 Статья Мазурука 2.jpg
 Статья Мазурука 1.jpg

 Статья Мазурука 3.jpg
 Статья Мазурука 5.jpg

 Статья Мазурука 4 .jpg
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Раскопки"

Сообщение SVF » 18 Июнь 2011 10:38

Разбирая старую кладовку на службе нашел фотографию вот такого дружеского шаржа на кого-то из ледовых разведчиков.
Вопрос к нашим "авиаторам", знатоков реестров и пр.: в таком сочетании "1960 - Н-405 - Ан-24" что-то реальное может быть? Или это "художественное" творчество?

 H-405.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Раскопки"

Сообщение Кара » 18 Июнь 2011 12:54

Нет, Ан-24 вряд ли.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

"Раскопки"

Сообщение Алексей54 » 13 Август 2011 13:29

на пост SVF » 17 окт 2008, 17:24

SVF пишет:Коллеги, в книге [Г.Б. Жилинский. Следы на Земле. Записки участника первых геологических экседиций на Чукотке. Магадан, Магаданское книжное изд-во. 1975.] нашел описание сл. истории:

"В сорок втором году весеннюю воздушную навигацию, как всегда, первыми открывали летчики полярной авиации Главсевморпути.
Поступило сообщение, что с мыса Шмидта вылетел АНТ-6. Встречать самолет на берег бухты вышли почти все жители Певека.
И вот послышался гул моторов. К поселку, быстро снижаясь, приближалась ярко-оранжевая двухмоторная крылатая машина.
Летчик бывал в Певеке не один раз и хорошо знал место, поэтому он решил не осматриваться и, не делая круга, прямо с хода пошел на посадку ...
Самолет пронесся над нашими головами по направлению бухты и, коснувшись раз-другой лыжами об лед, стал вновь набирать высоту ...
И вдруг мы увидели, как машина накренилась набок и на глазах у оцепеневшей толпы встречающих прямо носом врезалась в лед ... Над моторами в морозном воздухе заструились две ниточки пара ...
После минутной растерянности все бросились к самолету ... Но помощь уже была не нужна ... Весь экипаж погиб, а из пассажиров только один чудом остался совершенно целехонек и отделался лишь ушибами и испугом.
Причиной катастрофы была беспечность пилота ... На этот раз, против обыкновения, бухта покрылась торосами и посадочную полосу пришлось соорудить не в том направлении, как в прошлом году, а поперек. Пилот же, по привычке, зашел на посадку как обычно. Уже коснувшись лыжами льда, он только тогда увидел впереди торосы и понял ошибку ... Самолет снова взмыл в воздух, но скорость была потеряна, и при развороте машина клюнула носом ..."

Кто знает, о чем речь?


Есть небольшая книжка Игоря Ивановича Молчанова "Четыре страницы Певека" (Певек, 1992). Вопрос, где ее найти сейчас - у меня была своя, подарили в Певеке, но кмой экземпляр хранится в фондах Магаданского музея. Честно говоря, меня подвела память и я думал. что это цитата именно оттуда. книгу Г.Б.Жилинского чаще вспоминаю как источнико по этнографии (кстати, она выложена в "Колымской библиотеке"). Может быть, что-то есть там. Там же есть информация про две неудачные попытки заключенных захватить "Каталины" в Певеке.
Алексей54
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 16 Октябрь 2008 23:18

"Раскопки"

Сообщение петрович » 12 Сентябрь 2011 21:21

Из последнего. Качество не ахти -10х6 и тисненая бумага, но двухцветную окраску и надпись "авиаарктика" рассмотреть можно.
Вложения
 ТБ-3 на льдинекопирование.jpg
петрович
 
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Раскопки"

Сообщение Александр Кот » 13 Сентябрь 2011 21:17

 Krylja_01(06)_2011[1] Титул.jpg
Возвращаясь к ранее анонсированному номеру "Крыльев".

М.Маслов, М.Орлов

ДОРНЬЕ "ВАЛЬ" - ПОЛЯРНЫЙ "КИТ"

В связи с ожидаемым ростом транспортных перевозок в арктических районах появилась необходимость более широкого внедрения авиации. В 1929 году по решению советского правительства создается транспортно-индустриальный комбинат "Комсеверпуть". Этой организации поручается обеспечение регулярного морского сообщения с реками Западной Сибири - Обью и Енисеем, создание в бассейнах рек промышленных центров и развитие инфраструктуры для освоения богатств Сибири. Дальнейшее сообщение с миром предполагалось осуществлять по Северному морскому пути, то есть вдоль северного побережья Советского Союза...
Дорнье Валь - полярный кит.doc [108.93 МБ Скачиваний: 620]
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

"Раскопки"

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Ноябрь 2011 13:57

Чайка СВ
Прошу сообщить, кто что знает по самолету ЛИ-2 СССР Н-444 Командир Попов В. Меня интересует состав экипажа и пассажиров (полностью Ф.И.О.) в каком конкретном месте они разбились. Кто и когда их нашел. И где они захоронены. Ниже привожу данные из архива Ненецкого АО, Центрального архива экономики (полярной авиации), а так же выдержки из книг.
Окружной Архив
Фонд 157. Оп. 1. Дело 27А
(1948 г.)

Архангельск – 13 марта. Крупину.
Через все возможные виды связи, опросите население от острова Вайгач до полуострова Канин, Хабарова, Варнек, Каратайка, Синкин Нос, Варандей, Черная, Нельмин-Нос, Тобседа, Сенгейский шар, Носовая, Коткино, Индига, Пеша, Волонга, так же все промежуточные радиостанции в этом радиусе, о посадке или пролете самолета типа «Дуглас». В период 20 часов 7, до 2 часов 8 марта. Обо всех полученных сведениях информируйте. Секретарь обкома партии Николаев;

Нарьян-Мар – 13 марта.
Вне всякой очереди. Передать по пунктам.
От острова Вайгач до полуострова Канин, Хабарова, Варнек, Каратайка, Синкин Нос, Варандей, Черная, Нельмин-Нос, Тобседа, Сенгейский шар, Носовая, Коткино, Индига, Пеша, Волонга, так же все промежуточные радиостанции в этом радиусе.
Немедленно сообщить, не имел ли посадки или пролета самолет типа «Дуглас», в период 7 марта, начиная с 20 часов, до 2 часов 8 марта.
Результат молнируйте.
Секретарь Окружкома партии Круглов
ОКН Некрасов.
______________________________________________________________
13 марта – 1948 года, г. Нарьян-Мар, Окружком ВКП (б)
Передано 14 часов 10 мин.
Принял Поташев
Передал Воробьев


Дальше, идут ответы на телеграмму:
Амдерма – 10 марта – 13 часов 30 минут: 8 марта в 20 часов самолет Севморпути, ведущий розыск, совершил вынужденную посадку. Продолжаем поиски. В целях улучшения поисков самолета, просим оказать содействие и направить в Амдерму, в распоряжение начальника УБА Чибисова – 2 самолета. Обследуйте район Каратайки. РКП Безумов. Чибисов;

Носовая – 13 марта – 16 часов 13 минут: По опросу населения известно, что самолет пролетал вечером, но число неизвестно. Мартынова;

Болванская – 14 марта – 9 часов 15 минут: нет (Хозяинов);

Несь – 14 марта – 11 часов 20 минут: не видели (Подпись не разборчиво);

Константиновский – 14 марта – 11 часов 25 минут: Полет самолета наблюдался только 12 марта в 1 часу в направлении Шойны, тип самолета не известный. Начальник гидрометеостанции Любов;

Шойна – 14 марта – 11 часов 28 минут: не замечали (Сельсовет);

Коржи – 14 марта – 12 часов 17 минут: не замечали (Кононов);

Амдерма – 14 марта – 12 часов 30 минут. Крупину.: В поиске работают 4 больших и 3 маленьких машины. 13 марта вылетов не было, в виду плохой погоды. С Чибисовым принимаем дополнительные меры по организации поисков. Безумов;

Нижняя-Пеша – 14 марта – 15 часов 53 минуты: в указанное время самолета не видели (Некрасов);

Синкин Нос – 14 марта – 16 часов 25 минут: не пролетал (Неклюдова);

Каратайка – 14 марта – 17 часов: С 7 на 8 марта никто не заметил пролета. В конце февраля, в 19 часов – пролетал, была сильная пурга, кружился 20 минут, очень низко, ушел в направлении Хабарово – Амдерму. Радист Островский;

Белушье – 14 марта – 17 часов 15 минут: не замечали (Скуратова);

Дресвянка – 15 марта: По Вашей телеграмме сообщаю, Дуглас пролетал высоко 7 марта в 18 часов, по словам рыбаков. (Подпись не разборчиво);

Черная – 16 марта – 10 часов 45 минут: Отвечаю на Ваш запрос 195/с. Провели опрос населения. Пролетал в сторону Варандея, дату не помнят. (Черная. Радио);

Кос нос – 16 марта – 11 часов 30 минут: не пролетал (Кисляков);

Варнек – 16 марта – 12 часов 52 минуты: не наблюдали (Репин);

Тобседа – 16 марта – 16 часов 58 минут: не видели (Подпись не разборчиво);

Белушье – 16 марта – 19 часов 25 минут: провели опрос населения, охотников, ни каких сведений нет (Романов);

Амдерма – 16 марта – 21 час 58 минут: 15 марта обследован район Новой земли, все безрезультатно, в остальных районах поисков не было из-за плохой погоды. Завтра начинаю обследование других районов. Безумов;

Амдерма – 17 марта – 19 часов 17 минут: На 16 марта поиски, безрезультатны. Поиски продолжаются (Райком парт. Безумов);

Варандей – 17 марта – 21 час 45 минут: провели опрос населения. 7-8 марта, самолет не наблюдали (Матвеев);

Срочная. Амдерма. Райком парт. Безумову.
По сообщению из Волонги (Канино-Тиманского района), 10 марта в районе Камня – Тиманского хребта, был виден черный дым, есть необходимость проверить этот район. Переговорите с Чибисовым. Сообщите подробнее, с какого времени самолет держал связь с Амдермой и где, по Вашему мнению, мог вероятнее всего сделать посадку. Нарьян-Марский аэродром открыт, вылетайте, семинар начался 16 марта. Секретарь окружкома Крупин.
17 марта – 1948 года. Г. Нарьян-Мар. Окружком ВКП (б)
Секретарь окружкома ВКП (б) А. Крупин

Амдерма – 18 марта – 7 часов 12 минут: Район Канино-Тиманского хребта, будет обследован завтра (Безумов);

Амдерма – 19 марта – 12 часов 57 минут: Было дано задание рейсовым самолетом Черевичного, Титлова попутно обследовать Тиманский хребет. Задание удалось выполнить частично в с вязи с условием плохой погоды. Прошу уточнить какими данными располагает окружком, ориентируйтесь так же мыса Костяной нос Канина. = 1205 Чибисов;

Срочная. Амдерма. Чибисову.
Опросив население округа, получены сведения, что 7 марта в 22 часа 30 минут, пролетал самолет от Нельмин-Носа, северо-западнее Нарьян-Мара в 60 км. 10 марта в 50 км, от Нижней Пеши, в районе Камня, был виден черный дым. 7 марта в 9 часов вечера, был слышен звук мотора самолета над поселком Чижа, в районе Неси Канино-Тиманского района. 9 марта, был виден в течении 15 минут огненный свет в юго-восточной стороне острова Колгуева. Секретарь окружкома Крупин. Секретарь Амдерминского райком партии Безумов.
20 марта – 1948 год г. Нарьян-Мар. Окружком ВКП (б)

Амдерма – 21 марта – 12 часов 11 минут: Ваш 222 принят. Прошу уточнить, какое исчисление времени московское или местное. В район Колгуева направляю машину. После выполнения посадка в Нарьян-Маре. 210924 Чибисов;

Передать только по проводам. Пеша.
Райисполком Жданову.
Райком парт Бабошину.
Срочно организуйте поиски на оленьих упряжках, самолета Ли-2 в районе вершин рек Волонга, Приштница, озер Безмощица, Травянка, далее на Камень до сопок Кавказских. О принятых мерах по розыску информируйте ежедневно. Окрисполком Росляков. Окружком партии Крупин.
23 марта – 1948 год г. Нарьян-Мар. Окружком ВКП (б)

Индига – 27 марта – 6 часов 40 минут: самолет 8 марта не наблюдали. В район Камня на поиски направлены оленеводы. По их возвращению сообщим. Тундровый совет. Филиппов. РСН Малыгин.

Мезень – 31 марта – 4 часа 45 минут: самолета не видели;

Нарьян-Мар – 3 апреля – 1948 года, сообщение для Нижней Пеши: Немедленно сообщите результаты поисков самолета в районе Камня, поиски продолжайте, кроме того организуйте поиски юго-западнее Нижней Пеши, на глубину 150 км, дайте указание оленеводам детально обследовать Канинский полуостров, объявите населению, кто первым обнаружит самолет, тому будет выделена крупная премия. О принятых мерах сообщите в Окружком партии 12 апреля, дальнейшую информацию давать через каждые 3 дня. Крупин.

Архангельск – 6 апреля. Крупину: Убедительно прошу оказать содействие в разрешении аэропорта, принять 8 апреля самолет. Из-за этого задерживается выезд. Кашинцева;

Нижняя Пеша – 10 апреля – 13 часов. Крупину: В районе Камня, поиски самолета продолжались неделю. Самолет не обнаружен. На Канине в районе Шойны, в радиусе 5-8 км, поиски также не дали положительных результатов. В направлении торны Северной Камбальницы поиски продолжаются на двух собачьих упряжках. Даны указания продолжать поиски по вашим маршрутам;

Нарьян-Мар – 12 апреля – 1948 г. В Пешу, начальнику экспедиции Векилову. По переброске Вас в Архангельск, дано указание авиаотряду, свяжитесь по этому вопросу с Новицким. Крупин;

Нижняя-Пеша – 10 мая – 17 часов 54 минуты: Поиски на оленьих упряжках в районе Нижней-Пеши около озер Глубокое, Вижское, Несское закончены, самолет не обнаружен, в Канинской тундре поиски продолжаются;

Архангельск – 31 мая – 1948 год. Аэропорт. Сальникову.
Просим 1 июля послать в Нарьян-Мар самолет Ли-2, загрузку обеспечиваем, также необходимо нам вылететь в Обком парт.
Секретарь Окружкома партии Крупин.
Председатель окрисполкома Росляков.




Фонд 263. Опись 8. Дело 18.
(1948 г.)

17/4 – 48г., № 84. Спецчасть.

Начальнику Управления Полярной Авиации
Главсевморпути тов. Чибисову.

Сообщаю, что по розыскам самолета - экипажа Попова в Амдерминском районе наземные поиски проводились в следующих направлениях: с 12/3 по 1/4 – 1948 г.
1. Остров Вайгач Карская сторона от полярной станции до острова Оленный, от мыса Воронова до мыса Болванский нос, от Болванского носа до реки Волчьей, от реки Волчьей до реки Дровяной, от Дровяной до Сухого мыса;
2. От Амдермы до Кары по побережью Карского моря, по реке Каре, до реки Сибирчета в сторону Ямала, по побережью Карского моря, Байдарадской губе до фактории Яры;
3. От Амдермы до Каратайки, по побережью Баренцевого моря, через Хабарово, Белый нос на Каратайку.
В поисках участвовали оленьи и собачьи упряжки (оленьих 2, собачьих 10). По осмотренной территории опрошены охотники, поиски положительных успехов не дали.

Председатель Амдерминского Районного
Совета депутатов трудящихся: - подпись (Прохорков).
-------------------------------------------------------------------------------------------------


Фонд 263. Опись 8. Дело 18.
(1948 г.)

СЕКРЕТНО

Председателю Амдерминского райсовета
т. Прохорову, от председателя с/совета Ледкова
докладная

Сообщаю по Вашему распоряжению, по розыску аварийного самолета нами было организовано - пять упряжек, из них одна оленья и четыре собачьих упряжки. Розыски производились в следующих районах: Вылко Иван Васильевич, от м/станции до острова Олений; Ледков, от мыса Воронова до мыса Болванский нос; Ледков и Выучейский Михаил Николаевич, от мыса Болванский нос до реки Волчья по северному берегу; Ардеев Егор Ильич, от реки Волчьей до реки Дровяной; Тоже по берегу от реки Дровяной до Сухого мыса Лагейский Павел Васильевич. Всего объехали километров в один конец 172. 1. Вылка И.В. – 12 км; 2. Ледков – от мыса Воронова до реки Волчьей – 100 км; 3 Выучейский – от мыса Болванский до реки Волчьей – 60 км; 4. Ардеев – 30 км; Лагейский 30 км. Что и мог сообщить.
Председатель Вайгачского с/совета И. Ледков
16/4 – 48 г.

Проведен просмотр территорий от Амдермы до Каратайки, от Амдермы до Кары, от Кары до Сибирчеты.
С помощью упряжек собак.
-------------------------------------------------------------------------------------------------

Справка

Секретарь Окружкома партии Крупин.
Крупин Алексей Николаевич. По данным Окружного архива: Фонд 1. Опись 1. Дело 412; (1910 – 1966);
Председатель окрисполкома Росляков.

Секретарь обкома партии Николаев.

Начальник УБА Чибисов.
Начальник Управления Полярной Авиации Главсевморпути Чибисов
Райком парт Безумов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
Информация к размышлению

(И.Д. Папанин, «Лед и пламень», М. «Политическая литература», 1988г, стр.333 – действие происходит в 1944 году)
«…Командир самолета, ветеран полярной авиации Матвей Ильич Козлов. Второй пилот – Владимир А. Попов, молодой, очень талантливый человек, к несчастью вскоре погибший в Арктике, при аварии самолета. Старший бортмеханик – Н.П. Камирный. Штурман И.Е. Леонов, бортрадист Н.А. Богаткин, второй бортмеханик – А.Д. Земсков»
Сделана ссылка на «Летопись Севера», М, Мысль, 1971 год, т. 5, с. 106.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

В воспоминаниях М.И. Козлов, писал, что Попов Владимир А., погиб в предгорьях Урала (?)

11. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕДСТВИЙ
А. Катастрофы

В 1-м полугодии 1948 года произошли 3 катастрофы (в том числе 1 катастрофа самолета Ли-2), против 6 катастроф в 1947 г.
По причинам катастрофы распределяются:
Плохая организация и руководство полетами – 1, или 33%
Недисциплинированность экипажей – 2, или 67%.
Катастрофы произошли при следующих обстоятельствах:
1. 7 марта 1948 года, пропал без вести (потерпел катастрофу) самолет ЛИ-2 Н-444, принадлежащий Управлению Полярной авиации Главсевморпути.
При катастрофе погибло 14 пассажиров и 6 человек экипажа.
Обстоятельства: 7 марта самолет Ли-2 Н-444 (командир корабля ПОПОВ) был выпущен из Дудинского аэропорта УПА в Амдерму.
Перед этим экипаж прилетел в Дудинку из Тикси, налетав около 7 часов. Вместо того, что бы дать экипажу должный отдых, Начальник аэропорта Лебедев выпустил самолет Ли-2 Н-444 в Амдерму в ночных условиях без всякой особой надобности в этом.
Диспетчер аэропорта Бураго за полетом самолета Н-444 должным образом не следил и им не руководил.
Пользуясь этим, экипаж в полете не соблюдал требования Наставления по производству полетов в части поддерживания связи с аэропортом вылета и сообщения своего местонахождения и режима полета.
За все время полета (с 17ч.20м. до 20ч.25м.) самолет никому о своем местонахождении не сообщал, а с аэропортом Дудинка имел всего лишь одну связь.
Средствами радионавигации полет самолета Н-444 не обеспечивался, так как действующих пеленгаторных и приводных радиостанций по маршруту не было.
По данным метеостанций, погода по маршруту была летная. Самолет Н-444 в Амдерму не прибыл и не произвел посадки ни в одном аэропорту по маршруту. Организованные поиски на самолетах и наземных партий положительных результатов не дали.
Благодаря плохого оборудования воздушной трассы Амдерма – Дудинка средствами радионавигации и плохого руководства полетом самолета Н-444, Комиссии не представилось возможным определить примерное место и обстоятельства происшествия с этим самолетом.
Катастрофа самолета Ли-2 Н-444, явилась следствием плохого оборудования воздушной трассы Амдерма – Дудинка ГУСМП средствами радионавигации и плохого руководства и контроля за полетами со стороны Начальников и диспетчеров аэропортов Дудинка и Амдерма. (Архив экономики - ГА РФ. Отдела перевозок нквд СССР ф. Р-9410).

Виктор Перов
«Полярными трассами»
Воспоминания заслуженного полярного летчика В.М. Перова 1924-1954 годы

Выписка по Самолету Попова

Глава 17. Стр. 181.

В период подготовки к экспедиции в управлении произошло неприятное происшествие. 8 марта 1948 года самолет Ли-2, пилотируемый летчиком Поповым, следовал с востока на Усть-Кару. После сообщения о времени прилета в аэропорт связь с ним была потеряна, и самолет пропал без вести.
Полет проходил в ночное время, на борту самолета находилось много пассажиров, в числе которых был и командир Чукотской авиагруппы Телес.
Поиски пропавшего самолета начались уже на следующий день. Велись они интенсивно и долго, но результатов не дали. Об исчезновении самолета было объявлено через местные власти от Усть-Кары до Архангельска и Воркуты. В штаб поиска, находившегося в Амдерме, начали поступать самые невероятные сообщения. Из района Нарьян-Мара поступило сообщение, что какие-то очевидцы слышали работу двигателей пролетавшего самолета ночью 8 марта. С полуострова Канин-Нос поступило сообщение, что в эту ночь люди видели, как кто-то подавал сигналы, стреляя ракетами. Несмотря на абсурдность сообщения с Канина-Носа (у самолета, чтобы долететь до этого района, не хватало горючего), проверять его было необходимо.
Подготовку к проведению экспедиции проводили параллельно с поисками самолета, и только когда была потеряна всякая надежда найти людей, было решено перенести поиски на более благоприятный летний период. Летом поиски возобновились, но и они были безрезультатны.
Спустя несколько лет геологи, работая в северных отрогах Уральского хребта, найдут останки людей и обломки самолета.
Комиссия, расследовавшая данное происшествие, сделает довольно убедительное, хотя предположительное заключение.
В ночном полете штурман неправильно рассчитал время прибытия в аэропорт Усть-Кара. Фактическая скорость самолета была значительно больше расчетной. Это была первая ошибка экипажа. Вторая грубейшая ошибка штурмана, да и в какой-то мере бортрадиста, заключалась в том, что они неточно настраивались на радиопривод Усть-Кары.
Всем экипажам было известно, что близко к частоте слабого радиопривода Усть-Кары работает мощная радиостанция Перми, поэтому при неточной, небрежной настройки радиокомпаса стрелка последнего указывает и уводит самолет на Пермь. В данном полете так и произошло. Стрелка неверно настроенного радиокомпаса показывала, что Усть-Кара впереди, а экипаж, зная, что при подходе к Усть-Каре с севера – море и низкие тундровые берега, продолжал снижение вне видимости земли.
Фактически самолет уже пролетел Усть-Кару, оказался в северных отрогах полярного Урала, где и врезался в одну из гор.
Так грубая небрежность экипажа привела к тяжелейшей катастрофе.

Стр.308

Попов В. Полярный летчик, командир корабля УПА ГСМП.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Раскопки"

Сообщение SVF » 11 Ноябрь 2011 14:15

А у нас в реестре Н-444 - Ил-14, явно не тот.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Раскопки"

Сообщение ЧАЙКА СВ » 11 Ноябрь 2011 15:28

Чайка СВ
Веду розыск еще одного экипажа самолет марки Р-6. По нему у Вас на сайте в воспоминаниях Бурого С.С. есть немного информации, цитирую:

7. Авария в районе Пеши (Архангельская область)
За время войны мне пришлось летать в нескольких авиационных частях.
1. 118-й авиационный полк.
2. 2-я отдельная авиагруппа 72-го авиаполка.
3. 53-й смешанный полк.
4. 118-й авиаполк.
Находясь во 2-й авиагруппе, меня включили на одно задание в экипаж командира корабля Филипцева. Это был уже старый полярный летчик, и только война делала ему допуски на выполнение несложных заданий. Обычно я летал с командиром авиагруппы майором Крестьяновым. В тот день он меня вызвал и сказал:
— Тов. Бурый, полетите с Филипцевым, произведете разведку и поиск кораблей в море, посадку произведете в Нарьян-Маре, заберете там 12 моряков, доставите их в Архангельск, после чего вернетесь в часть.
Филипцев выполнил задание, произвел посадку в Нарьян-Маре, погода была хорошая, на другой день мы взяли на борт 12 военных моряков и взяли курс на Мезень. Самолет Р-6 не пригоден для перевозки пассажиров, поэтому 4 моряка разместились в плоскостях самолета, головами в фюзеляж, остальные 8 человек набились в мою кабину. Было тесно, неудобно держать связь с землей. Эти матросы имели болезненный вид, перенесли большое потрясение, так как их кораблю был торпедирован немецкой подводной лодкой, спастись удалось не многим, которых подобрало рыболовецкое судно. Наш самолет был весьма тихоходным (160-180 км/час) и плохо оборудованным пилотажно-навигационным оборудованием. Но была война, и все, что было, использовалось для нужд войны. Первые 2 часа полет проходил нормально. Мы шли на высоте 200 м, видимость отличная. Но потом погода стала меняться, появились слабые снежные заряды, Филипцев стал снижаться до бреющего полета, держа в видимости землю. Я понял, что в сложных условиях по приборам он летать не может. Моряки сбились в кучку, прижались друг к другу и грелись, ничего не подозревая. Находясь в турели, я видел, как замелькал кустарник под самолетом, я понял, что нам грозит столкновение с землей. Штурман Рогожкин Петр стал вылезать из кабины, чтобы вывалиться при случае из нее на снег.
В это время Филипцев начинает разворачиваться на обратный курс и цепляет крылом самолета за кустарник и снег, самолет пикирует носом и от удара разваливается в районе турели. За хвостом вылетел и я, почувствовал боль в ноге от удара. К моему удивлению все моряки оказались живы. Филипцев, ударившись о приборную доску лицом, кричал и плакал, вытирал рукавом комбинезона стекающую кровь с лица. Колпак кабины заклинило, и мы с матросами с трудом сорвали его и извлекли командира корабля и бортмеханика. Заметив вытекающий бензин, стали его собирать в ведра, в подогревную лампу, применяемую для прогрева моторов перед пуском в зимнее время. Обсудили план дальнейших действий. Зная, что рядом должен быть поселок Пеша. Снарядили группу на поиск поселка. Я не попал в эту группу из-за ушибленной ноги и остался на месте аварии. Стали мастерить из обломков самолета укрытие. Снег оказался очень глубоким и рыхлым, что нас и спасло от жертв. Но и передвигаться по такому снегу было тяжело. Стоял апрель, но в арктике тепла в эту пору нет, но и продуктов у нас не было. Штурман указал Филипцеву примерное направление на Пешу. Борт паек из расчета на 3-4 человека на 3-4 дня пришлось разделить между группой Филипцева и нашей, оставшейся на месте аварии. Одиннадцать человек быстро израсходовали неприкосновенный запас еды, как мы его ни экономили. Попытки что-то подстрелить не увенчались успехом. Ни птиц, ни зверей мы не нашли, да и передвигаться по такому снегу было чрезвычайно сложно. Страшный холод, неуверенность в то, что нас найдут, мучительные ожидания, а главное — голод, действовали на нас угнетающе. Все находящиеся в снежном плену выглядели страшно, заросли щетиной, грязные и чумазые, с выпученными глазами, в которых светились безнадежность и смерть, стали даже пугаться друг друга… Я пытался отвлекать разговорами, шутками, которые не получались в такой обстановке. Нас нашли на седьмые сутки на самолете СБ, на котором летал командир группы майор Крестьянов. Когда мы услышали гул моторов, Рогожкин радостно кричал, мы все ощутили блаженную бесконечную радость. Но радость, как известно, соседствует с печалью. Вместо того, чтобы нам сбросить продукты, спальные мешки и прочее, СБ, сделав 2 круга, помахал крыльями и ушел на Мезень. Мы ругали глупый поисковый экипаж, но легче от этого не стало. Но надежда нас не покидала, мы поняли, что нас ищут, и помощь вот-вот придет. Не буду описывать все наши мытарства, лишь скажу, что через 21 сутки нас нашел тот же СБ, сбросил все, что нужно, хотя мы были уже почти мертвецами, в сознании мелькали какие то галлюцинации, временно всплывало что-то в сознании, но потом опять забытье. Вот когда я понял, что такое голодная смерть, холода мы тогда не ощущали. Добраться до мешков с продуктами мы уже не могли, и не пытались. Да это оказалось бы и смертельно опасным. В этот день нас нашли на оленях ненцы, погрузили нас, как дрова, и доставили в Пешу. Нас привезли в больницу, поставили на ноги и вновь полеты, тревоги и переживания. Добавлю из своего опыта, что поиск любого объекта с воздуха должен производиться по определенной схеме, а не беспорядочно, тем более — в тундре, где обнаружить маленький объект почти невозможно. Вскоре пришел приказ о переводе меня в 72-й морской авиаполк, а через месяц погиб экипаж командира 2-й авиагруппы майора Крестьянова. Причиной явилась, как показало следствие, остановка моторов при возвращении с задания. Нужно было просто слить отстой бензина из баков перед вылетом. Бортмеханик этого не сделал. В итоге самолет разбился при вынужденной посадке.


У меня есть так же информация из Гатчинского архива, по этому самолету:

По материалам Гатчинского ЦВМ архива
(Привезла Коловангина М.Ю. 1.02.2005 г.)



(л. 157). Докладная об аварии самолета Р-6, от 17 апреля 1942 г.

17.04.1942 г. старший лейтенант Филипцев в составе экипажа штурмана капитана Рогожкина, механика – военного техника 2 ранга Михайлова и стрелка-радиста Якуничева на самолете Р-6 выполняли… Нарьян-Мар – Ягодник (перевозка 10 краснофлотцев). В районе Пеши попал в плохие метеоусловия находясь в тундре, сделал попытку вернуться, но на развороте врезался крылом в землю. Филипцев с 2 краснофлотцами вышел к Чешской губе (в Нижнюю Пешу). Через местное население приняты меры поиска самолета и вывозке людей.
27.04.1942 г. 5 краснофлотцев вышли к реке Суле в Коткино (в Нарьян-Мар). Самолет из Мезени 4.05.1942 г., нашел самолет. Экипаж на оленях (в Нижнюю Пешу), куда было произведено 2 вылета с посадкой на реке Пеше. Вывезено в Мезень 9 человек, груз 500-600 кг.

Самолет Р-6 разбит, восстановлению не подлежит. Радиостанция, вооружения сняты, доставлены на Ягодник. Пулемет ДА-2 старший лейтенант Филипцев оставил в тундре, не имея сил нести при выходе к морю, 2-й пулемет взят краснофлотцами в Коткино.
Военком 2 АГ ВВС СФ, батальонный комиссар Федоров, командир Крестьянов.


(л. 170). Акт, от 14.05.1942 г.

21.04.1942 г. от места аварии отправились…
23.04.1942 г. в лесу в 1 км от русла р. Безмошницы, на левом берегу были сложены в нос части самолетной лыжи, 2 полушубка и меховой комбинезон, в них завернут пулемет ДА-2 и 2 диска, и пулемет без патрон, оставлены там после перехода р. Безмошницы.
В ночь на 26.04.1942 г. пришли в Белужье, построенное 3 года назад на реке Пеше, вверх по течению в 20 км от Белужьего становища.

Старший лейтенант Филипцев.
Краснофлотцы СКР-73 Гусев,…

Но ни в первом случае не во втором нет Бортового номера этого самолета, Ф.И.О. (полное) членов экипажа, не конкретного места, где разбился данный самолет. В конце августа этого года мы проводили в том районе (Район сопки Лодка - Северный Тиман, Ненецкий АО) поисковую экспедицию, но пока не нашли этот самолет.

Кроме того в этом районе находиться еще один самолет марки ТБ-3. Состав экипажа нам не известен. История аварии ТБ-3 похожа с аварией Р-6, поэтому из-за этого до настоящего времени, происходила путаница с этим двумя самолетами. При тьщательном осмотре этого самолета, нам удалось найти две маркировочные таблички, а так же номер или часть бортового номера этого самолета. К сожалению я незнаю как расшифровываются цифры на маркировках, поэтому постараюсь приложить фотки, и ниже часть иформации, что у меня есть по этому самолету:

Авария ТБ-3 в Тиманской тундре

Это было в апреле 1942 года. Хоменко Николай Васильевич тогда работал на радиостанции в п. Нижняя Пеша. Небольшая радиостанция так же была в п. Белушье.
С поселка Белушье пришла радиограмма: «…Где-то в тундре, разбился военный бомбардировщик – ТБ-3. К нам пришел командир. Еще три летчика остались у самолета: второй пилот, штурман, стрелок-радист. Авария произошла в верховье реки Волонга.» Хоменко отправил три телеграммы: в г. Архангельск, г. Нарьян-Мар и г. Мезень. Груза на самолете не было, он летел, с каким то, военным поручением.
Командир самолета позже рассказывал. Летели в сплошной снегопад, прижимаясь к земле. Зацепили колесами за сопку. Крепление колес, не выдержало такой нагрузки, и они оторвались. Самолет стал падать, лег на «брюхо» и стал скользить по склону сопки. Стрелок-радист, вылез из своего верхнего люка почти по пояс, упершись локтями в его края и осматриваясь по сторонам. Тем временем самолет подняло на следующую сопку и на ее вершине – развернуло, переломив по верхнему месту, где сидел стрелок-радист. Края люка сдавили летчика, он закричал от боли, но не знает, слышали ли его другие. Затем он потерял сознание и очнулся лишь оттого, что услышал шум струящейся воды. «Откуда здесь вода?» - подумал он. Летчик огляделся и с ужасом увидел вытекающий из бака бензин. Он стал кричать другим летчикам, об утечке бензина, что бы они бежали от самолета, так как он в любой момент мог взорваться. Сам он самостоятельно выбраться не мог, чувствовал, что сильно повредил руку. Топливо все вытекло, но взрыва не произошло. Все с облегчением вздохнули. Вечерело. Греться у костра было нельзя, так кругом все было пропитано топливом. Чтобы не замерзнуть, стали снимать ватные моторные чехлы, понимая, что самолет уже не восстановить. У летчиков были маленькие американские электрические фонарики, компасы и карта. Они сразу определили, где находятся – верховье рек Приштница и Волонги. На реке Волонге в то время была деревня, а на Приштнице – рыбацкий стан. Поэтому решили идти в деревню Волонга. Стрелку-радисту оказали первую медицинскую помощь, из подсобных материалов наложили шину. А командиру обработали переносицу.
На утро командир принял решение идти один. А остальные остались с больным летчиком. Командир, сориентировавшись по компасу, направился к верховью Волонги. Но, дойдя до ближайшего ручья, посчитал, что это уже Волонга и пошел вдоль ее берега. На самом деле, это была река Приштница. Но это даже к лучшему, если бы он пошел по Волонге, ему пришлось бы делать лишний круг. А Приштница речка прямая и короткая, с выходом на Чешский залив, а там и Белушье рядом.
Лыж на самолете не было, поэтому он шел пешим, в унтах, проваливаясь в сугробы по пояс, а то и по самые плечи. Были такие места, где кустарник – находящийся в ложбинах, заметало снегом по самые верхушки. Попав в такой снежный омут, приходилось, около часа выбираться из него. С начало всем телом делаешь воронку, а затем осторожно выползаешь из нее, что бы, не провалиться вновь. Порядком, намучившись, он решил, что будет легче идти по самой реке, и вышел на лед. По реке он шел гораздо быстрее. По началу небольшие берега, постепенно стали выше и превратились в обрывы и каньоны. Наконец, после очередного поворота реки, берега расступились, уступив место простору – вот оно побережье! Вдалеке, он увидел четверых рыбаков проверяющих сети и направился к ним. Рыбаки же увидев человека в военной форме – белый полушубок, портупея, наган - висевший на поясе, не понятно от куда взявшегося, испугались. Подумали немец. Случаи разные бывали, на зимовьях немцы высаживались в тундру с подводных лодок, кто его знает, кто там идет. Но подумали нас больше – всех не успеет уложить, к тому же у нас пешни есть. А один из мужиков, что постарше, сказал: «Вряд ли он немец, скорее наш». По мере приближения летчика они услышали крик: «Не бойтесь меня мужики, я русский!»
Летчика на лошадях отвезли в Белушье (12 км.), а затем в Нижнюю-Пешу (где-то около двух часов езды на лошадях). Начальник НКВД Пешского района Рухлов, сообщил о найденном летчике, в Н-Мар. Летчика срочно доставили в Нарьян-Мар. Его отчет заслушивали на Бюро Окружкома партии. Первым Секретарем Ненецкого окружкома ВКПБ, был тогда, Кузин Серафим Петрович. Сразу же из города в Нижнюю-Пешу была отправлена телеграмма: «Срочно вывезти оставшихся летчиков и все самое ценное!» Сказали об этом опытным оленеводам и показали по карте место, где разбился самолет. Оленеводы сказали, что это рядом и вывезли летчиков на оленьих упряжках. А также забрали 2 пулемета и патроны к ним. В Пеше летчики какое-то время отдыхали и отсыпались, так как у самолета они старались много не спать, чтобы не замерзнуть. Спали, в основном по очереди – один спал, двое дежурили. Потом они уехали в город, а стрелок-радист, еще остался в Пеше на лечении. Его самого последнего вывезли из Пеши. В последствии выяснилось, что рука была не сломана, но имела трещину в кости. По словам Хоменко Н.В., врачом в то время была Потеряева, а фельдшером Рогозина Валентина. Как звали летчиков, он не помнит.
Много позже отдельные части самолета, двигатели были вывезены вертолетом МИ-6, через поселок Нижняя-Пеша, в музей п. Катунино, что под Архангельском. В настоящее время музей ликвидирован.
Поиск продолжается.

У нас есть масса фоток этого разбитого самолета, сделанных в ходе экспедиции, но они большого объема и долго будут загружаться, поэтому прилагаю только одну.
Вложения
 Маркировочная табличка на краю крыла.jpg
 Маркировочная табличка на краю крыла 2.jpg
 Номер на хвосте.jpg
 ТБ-3.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Раскопки"

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2011 11:10

Два "странных" номера. Помещаю пока в "Раскопки".

Самолет "Н-1"
Пилот Шульженко. Штурман А.А. Тимонов. Гидролог Н.А. Волков.

6 мая. Место вылета - бухта Тикси. Место посадки - Усть-Таймыра.
7 мая. Место вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - м. Северо-Восточный.
11 мая. Место вылета - м. Северо-Восточный. Место посадки - Амдерма.

[Ледовый ежегодник 1947/1948 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях за зиму 1947/1948 года и в навигацию 1948 года. Под
ред. А.Ф. Лактионова. 1953 г.]

Известно, что "весной 1948 года Шульженко участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-2», а весной 1949 года – в высокоширотной экспедиции «Север-4». В качестве командира самолёта С-47 совершил несколько десятков полётов для перевозки грузов, горючего и личного состава экспедиции на ледовые аэродромы в районе Северного полюса."




Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1948 г.

Самолет "Н-14"
Пилот М.И. Козлов. Штурман Ф.И. Бурлуцкий. Гидролог В.В. Бирюков.

29-30 июля. Место вылета - Игарка. Место посадки - Усть-Таймыра.
31 июля. Место вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - о. Диксона.
5 августа. Место вылета - м. Северо-Восточный. Место посадки - м. Северо-Восточный.
9-10 августа. Место вылета - м. Северо-Восточный. Место посадки - м. Северо-Восточный.

Самолет "Н-14"
Пилот М.И. Козлов. Штурман Ф.И. Бурлуцкий. Гидролог В.И. Решеткин.
11 августа. Место вылета - м. Северо-Восточный. Место посадки - м. Северо-Восточный.
17-18 августа. Место вылета - м. Северо-Восточный. Место посадки - Игарка.

[Ледовый ежегодник 1947/1948 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях за зиму 1947/1948 года и в навигацию 1948 года. Под
ред. А.Ф. Лактионова. 1953 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Раскопки"

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2011 11:18

И еще один "интересный" самолет.

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1948 г.

Самолет "РА-16"
Пилот Н.Л. Сырокваша. Штурман Б.И. Иванов. Гидрологи П.А. Гордиенко, А.А. Кухарский, С.Д. Лаппо.

2-3 июля. Место вылета - Архангельск. Место посадки - Игарка.
4-5 июля. Место вылета - Игарка. Место посадки - Хатанга.
6 июля. Место вылета - Хатанга. Место посадки - Чокурдах.
7-8 июля. Место вылета - Чокурдах. Место посадки - Кресты-Колымские.
12 июля. Место вылета - Чокурдах. Место посадки - Певек.
12 июля. Место вылета - Певек. Место посадки - бухта Провидения.
14 июля. Место вылета - бухта Провидения. Место посадки - м. Биллингса.
15 июля. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - м. Шмидта.

Самолет "РА-16"
Пилот Н.Л. Сырокваша. Штурман Б.И. Иванов. Гидролог П.А. Гордиенко.

19-20 июля. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - м. Шмидта.
21 июля. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - м. Шмидта.
23 июля. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - м. Шмидта.

Самолет "РА-16"
Пилот Н.Л. Сырокваша. Штурман Б.И. Иванов. Гидролог Рожков.

1 августа. Место вылета - Певек. Место посадки - Кресты-Колымские.
2-3 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - м. Шмидта.
7 августа. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - м. Шмидта.
9 августа. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - Кресты-Колымские.
9 августа. Место вылета - Певек. Место посадки - м. Биллингса.
15-16 августа. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - м. Шмидта.

[Ледовый ежегодник 1947/1948 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях за зиму 1947/1948 года и в навигацию 1948 года. Под
ред. А.Ф. Лактионова. 1953 г.]

Летчики и гидрологи - известные "полярные" спецы. А вот с машиной - :scratch:
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Раскопки"

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2011 11:50

Посмотрел сейчас Ежегодник за 1948/49 г. - там опять данные по Н-1 и (вы будете смеяться) по Н-2, Н-18. Во как.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения