http://www.morvesti.ru/analytics/index. ... T_ID=13365Ямал не потерпит простых решений. Новый морской порт Сабетта для отгрузки СПГ планируется построить в Арктике на полуострове Ямал
Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности России неразрывно связаны с перемещением центров нефте- и газодобычи на Север – в районы побережья Ненецкого автономного округа. В связи с этим ожидается, что темпы развития арктических портов будут выше средних по России.
Одним из основных центров формирования современной портовой инфраструктуры для освоения морских месторождений нефти и газа должен стать Ямал с прилегающими к нему территориями, где только запасы газа превышают 15 трлн м3.
Такие планы опираются на ряд директивных документов Правительства РФ и Минтранса России, в том числе на «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом РФ в 2007 г.), «Комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал» (утвержден распоряжением Правительства РФ в 2010 г.) и Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2010 г. № 2145-р.
Максим МИНИН, директор проекта ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»
Первый в арктическом регионе терминал отгрузки природного газа предполагается создать в районе п.Сабетта в рамках крупного инвестиционного международного проекта «Ямал СПГ» на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения. Проект предусматривает ежегодное производство и морскую транспортировку около 16 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,35 млн тонн газового конденсата (ГК) в год (выход на проектную мощность – 2018 г.) с возможностью расширения производства и перевалки в перспективе до 25 млн тонн СПГ, 2,2 млн тонн ГК и 3,5 млн тонн нефти в год.
Инвесторами проекта выступают российская компания «НОВАТЭК» и французская TOTAL. Инвестиционная стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит 850 млрд рублей, большая часть этой суммы пойдет на строительство завода СПГ, другая составляющая – на строительство морской инфраструктуры, которая выделена в отдельный проект, включая создание судоходного морского канала в северной части Обской губы.
В окрестностях Сабетты, по сути, будет построено два района порта: первый – с семи причалами для завоза стройматериалов и конструкций завода СПГ, второй – с двумя причалами для отгрузки СПГ и ГК в специализированные суда. Таким образом, на Ямале, в условиях вечной мерзлоты, сурового климата и отсутствия транспортной инфраструктуры, впервые будет реализован проект по строительству специализированного морского порта с рекордным для России грузооборотом СПГ.
МОРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЕКТА
Морской порт будет состоять из основных и вспомогательных объектов. Основные предназначены для выполнения и технологических мероприятий по обеспечению отгрузки на морские транспортные суда СПГ и ГК. Задача вспомогательных заключается в обеспечении строительства и эксплуатации объектов обустройства Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, в том числе завода СПГ.
Заказчиком по проектированию и строительству выступает дочерняя компания «НОВАТЭКа» – ОАО «Ямал СПГ». Проектирование общепортовой инфраструктуры и выполнение инженерных изысканий по договору с «Ямал СПГ» поручено проектной организации ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», имеющей соответствующий опыт в проектировании подобных объектов на территории РФ. В соответствии с условиями договора проектирование разделено на два основных периода: 1. Строительство объектов подготовительного периода. 2. Строительство основных объектов морского порта.
В состав объектов подготовительного периода входят: акватория, подходной канал, средства навигационного оборудования, объекты системы управления движением судов (СУДС); база портофлота и ЛРН, грузовые причалы для приема строительных грузов; причал перегрузки накатных грузов и крупногабаритных модулей (Ро-Ро), а также объекты подсобно-производственного и складского назначения.
Объекты подготовительного периода подразумевают только обеспечение приема грузов, доставляемых морским транспортом в процессе строительства морского порта и завода по производству СПГ, а также грузов материально-технического снабжения в ходе дальнейшей эксплуатации (при проектировании основной части порта многие объекты поменяют назначение).
В составе основных объектов морского порта предусматривается строительство отгрузочного терминала СПГ и ГК с перспективой удвоения его мощности (годового грузооборота).
На сегодняшний день выполнены комплексные инженерные изыскания для разработки проектной документации на строительство объектов подготовительного периода морского порта и выполняется разработка проектной документации. Завершение разработки проектной документации по объектам подготовительно периода планируется весной 2012 года, а проектирование основных объектов морского порта – весной 2013 года.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Территория под объекты морского порта административно находится в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, а по географическому положению – в северо-восточной части полуострова Ямал, на западном берегу Обской губы.
Ближайший населенный пункт к порту – вахтовый посёлок Сабетта, в котором расположена база производственного обслуживания промысла. В 30 км к северу от Сабетты находится п.Тамбей и к 120 км к югу – п.Сеяха.
Сообщение вахтового поселка Сабетта с центром Ямало-Ненецкого автономного округа возможно вертолётом, в период навигации возможно сообщение водным транспортом по Обской губе, в зимний период – по зимникам.
Вахтовый поселок рассчитан на 500 человек и размещает в своем составе ремонтно-механические мастерские, ремонтно-строительный участок, участок пароводоснабжения, цех спецтехники и транспорта, участок материально-технического снабжения, хозяйственный цех, электроцех.
Производственные площадки имеют на своей территории котельные, резервуарные парки, блок сепарации углеводородного сырья, насосные, АЗС, технологические трубопроводы, автомобильные дороги. Электроснабжение осуществляется от передвижных авиационных электростанций на газе, теплоснабжение – от собственных котельных. Водоснабжение на хозяйственно-питьевые и производственные нужды п.Сабетта осуществляется из оз. Глубокое.
В п.Сабетта имеется грузовой причал, оборудованный для выгрузки грузов и расположенный у береговой черты в устье реки Сабеттаяха. Вблизи п.Сабетта расположен базовый полевой аэродром.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА
Район строительства морского порта характеризуется особыми условиями арктической климатической зоны, в частности, длительностью ледового периода в Обской губе более восьми месяцев; отсутствием производственной и материальной базы в районе строительства.
Акватория проектируемого порта расположена в 1 км южнее устья реки Сабеттаяха. Глубина 15 м, являющаяся границей зоны открытого судоходства, находится на расстоянии 7,5 км.
Климатические условия территории полуострова Ямал обусловлены близостью холодного Карского моря. Район строительства располагается в пределах арктического пояса за пределами полярного круга.
Климат отличается весьма продолжительной и холодной зимой с сильными ветрами, коротким холодным и пасмурным летом с довольно частыми заморозками, а иногда и со снегом, но длительным световым днём. В течение всего года велика облачность и относительная влажность. Холодная и длительная зима с малой высотой снежного покрова обусловливает глубокое и длительное промерзание почвы, что приводит к существованию в тундре вечной мерзлоты. Суровость зимы определяется большими скоростями ветра и частыми метелями, которые нередко возникают внезапно и часто переходят в пургу.
Максимального развития ледяной покров достигает в апреле – мае. В конце мая, когда лед достигает максимальной толщины, начинается его разрушение в южной части Обской губы. В начале июня под действием ветра и волнения взламывается припай в ее северной части и северная граница припая смещается до бухты Тамбей. В первой декаде июля взламывается ледяная перемычка в средней части Обской губы. В период вскрытия льда в результате дрейфа льда в северном направлении наблюдается значительное торошение льда на восточном берегу Обской губы, на мысе Хонорасле.
Вообще, по ледовым условиям район п.Сабетта нужно признать удачным местом. После вскрытия припая за счёт преобладающих ветров и течения акватория легко очищается ото льда. Как правило, в августе, сентябре и начале октября в Обской губе льда нет. В конце первой и начале второй декады октября в ней начинается устойчивое ледообразование. У западного берега Обской губы, изобилующего отмелями, молодой лед появляется через 2-3 суток после установления температуры воздуха ниже 0°С.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Необходимо резюмировать, что проектирование и строительство морского порта будут вестись в крайне сложных условиях.
Сегодня все основные силы проектировщиков нацелены на выполнение первоочередных задач по исследованию естественных условий и проектированию объектов первого этапа строительства. Обозначенный состав объектов требует тщательного анализа материалов инженерных изысканий для учета сложных климатических, гидрологических, геологических и экологических условий. Сильное волнение, большая заносимость, слабые грунты, недостаточные глубины, полярная ночь и прочие условия арктической климатической зоны создают множество требований, которые ограничивают и без того небольшой выбор проектных решений.
Кроме того, проектирование должно предусмотреть интеграцию с другими проектами, выполняемыми по объектам – «Строительство комплекса по добыче, подготовке, сжижению газа, отгрузке СПГ и газового конденсата Южно-Тамбейского ГКМ», «КОЖО», «Аэропорт Сабетта».
Вместе с тем, рассматривается необходимость приема в морском порту уникальных грузов весом до 12,5 тыс. тонн (резервуаров для накопления отгрузочных партий СПГ и других модульных конструкций завода) и танкеров-газовозов вместимостью до 170 тыс. м3 (для обеспечения судоходства таких танкеров в порту Сабетта будет построен морской канал длиной около 48 км и шириной почти 0,5 км).
ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», не снимая приоритета с качества проектной продукции, стремится выполнить поставленные задачи в установленные договором сроки и в ближайшее время планирует принять все основные решения проекта, которые могут повлиять на основные характеристики объектов проектирования, и приступить к оформлению проектной документации.