.
Прогноз со многими неизвестнымиВ Мурманской области и соответственно в Арктике, считающейся континентальной “кухней погоды”, практически свернута деятельность метеофлота. Из четырех экспедиционных судов, которыми располагало региональное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, сегодня осталось лишь дваПричем одно из них почти не отходит от причалов Мурманска, другое давно работает на зарубежную туристическую компанию. Места ученых в Арктике заняли состоятельные путешественники. В итоге страдает не только собственная гордость, но и точность прогнозов погоды для значительной части нашей страны.
Научный флот начал приходить в упадок 13 лет назад. Тогда “порезали на иголки” уникальный
ледокол “Отто Шмидт”, оснащенный в свое время по последнему слову техники, списали научно-исследовательское судно “Всеволод Березкин”. “Виктор Буйницкий” который год в ремонте… Регулярно выходит в море лишь “Профессор Молчанов”. Но в Мурманске, порту приписки, его не видели уже 12 лет. Судно сдано в аренду одной из кипрских компаний. Основания для этого были: федеральный бюджет не выделял денег на содержание судна и научные исследования. Три года назад в договор аренды внесли изменение: “бербоут-чартер” переименовали на “оказание взаимных услуг”. Однако сути дела это не меняет: до 2013 года “Профессор Молчанов” будет возить иностранных туристов.
В Росгидромете о происходящем знают. В письме заместителя руководителя ведомства
Искэндэра Якубова говорится, что “с учетом выполнения комплекса совместных экспедиций, гидрометрических наблюдений и других уставных задач Росгидромет не возражает по вопросу совместного использования судна “Профессор Молчанов” с коммерческой фирмой… Судно обязательно должно зайти в порт приписки Мурманск”.
Но говорить о научной деятельности экипажа и “совместных экспедициях” не приходится. Специалистов, которые могли бы вести наблюдения, выполнять серьезные исследования, на судне не держат, оно давно переоборудовано в круизный лайнер, все дорогостоящее научное оборудование с борта снято.
А ведь данные о погодных условиях в океане, тем более Северном Ледовитом крайне важны для Кольского полуострова и всего российского Заполярья. Как признает начальник Мурманского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Анатолий Семенов, “решение задач прогнозирования и предупреждения опасных явлений в регионе осложнено из-за отсутствия регулярных наблюдений за погодой на обширной акватории Баренцева моря и Северной Атлантики. В частности, характерной особенностью атмосферной циркуляции Атлантико-Арктической зоны умеренного пояса является высокая повторяемость дней с адвекцией (горизонтальным движением. – В. А.) воздушных масс с запада и севера. В этих случаях информация с искусственных спутников Земли не является достаточной”.
В последние годы сокращается и сеть добровольных наблюдательных судов. В арктических морях их стало вдвое меньше. Если тенденция сохранится, недостаток данных рано или поздно скажется на точности прогнозирования погоды как в акватории, так и в прибрежных районах, что поставит под угрозу безопасность мореплавания и эффективность функционирования местных отраслей экономики. Метеосводки востребованы и рыбаками, и геологами, и строителями.
Чтобы разобраться, почему “Профессор Молчанов” занимается в Арктике исключительно круизами, не предоставляя синоптикам “взаимных услуг”, начальнику базы экспедиционного флота Мурманского управления гидрометеослужбы и мониторинга окружающей среды Игорю Сапе пришлось “ловить” судно в Голландии. На стол Анатолия Семенова лег рапорт: “Механизмы эксплуатируются на износ. Ремонт производится с меньшими затратами и лишь в том объеме, которого непосредственно требует Морской регистр”.
Для Мурманского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды главный вопрос – денежный, признает Анатолий Семенов: “Сегодня мы не можем обойтись без сдачи судна в аренду – эти средства покрывают недостаток бюджетного финансирования”. Доход синоптиков невелик. Плата по договору бербоут-чартера составляет согласно фрахтовой ставке 300 долларов в день плюс суточные экипажу из 20 человек – еще около двухсот долларов. Между тем недельный круиз по Арктике приносит доход более 100 тысяч евро. Куда идут налоги – в Россию, Голландию или на Кипр и платятся ли они вообще, в Мурманске никто не знает. Кстати, раньше для обслуживания туристов использовался и ремонтирующийся “Виктор Буйницкий”. Куда с этого судна делось научное оборудование, опять-таки неизвестно.
Рапортом Игоря Сапы заинтересовался Октябрьский ОВД Мурманска. Однако оснований для возбуждения уголовного дела сыщики не нашли. Они признают, что нарушения есть, но вроде как незначительные.
Более или менее внятную оценку ситуации дали в Минприроды: “В ходе проверки… эксплуатации судна “Профессор Молчанов” выявлено отсутствие специального оборудования, отсутствует санитарное свидетельство на корабль. Руководство министерства рассматривает возможность
провести комплексную проверку Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на предмет эффективного использования государственного имущества”.