Развтие авиации в ЯкутииАнтонов Е. П.
Промышленное освоение Якутии в 1920–1930-е гг.
http://zaimka.ru/03_2002/antonov_sakha/В 20-е годы в Якутии стал распространяться такой новый вид транспорта, как авиация. Еще до официального создания в Советском Союзе гражданской авиации руководство Якутской АССР подняло перед Центром вопрос о прокладки воздушного сообщения республики со всей страной. В мае 1923 г. М. К. Аммосов обратился с этой просьбой в Сибревком, где была создана специальная комиссия для решения вопроса об организации авиалинии. СТО РСФСР выделил из госбюджета 50 тыс. руб. на исследование будущей трассы Иркутск-Якутск. Но из-за отсутствия опытных авиаторов-изыскателей не удалось освоить выделенные деньги ни в 1923 г., ни в 1924 г. Совет по гражданской авиации решил исключить из своих планов прокладку авиалинии Иркутск-Якутск. Но М. К. Аммосов с присущей ему энергией и настойчивостью продолжал добиваться в различных государственных и партийных инстанциях осуществления своей заветной идеи. Его кипучая деятельность по созданию авиалинии была исключительно насыщенной и включала в себя составление многочисленных докладных, объяснительных записок, деловых бумаг с большим объемом экономических выкладок, выступления с докладами на различных заседаниях и собраниях. Максим Кирович неоднократно встречался и беседовал по этому вопросу с крупными деятелями партии и правительства В. В. Куйбышевым, Е. М. Ярославским, г. К. Орджоникидзе, А. С. Енукидзе. Он установил деловые и дружеские отношения с ведущим инженером «Добролета» С. Я. Корфом[84]. 8 октября 1925 г. в Якутске был произведен первый полет аэроплана «Сопвич». Экипаж воздушного судна состоял из инструктора Сибавиахима Б. С. Масленникова, летчика П. М. Фаддеева, бортмеханика И. С. Михайлова и секретаря Иркутского ОДВФ В. А. Брузгулиса[85]. Выдающийся полярник г. Д. Красинский в 1927 г. поставил перед руководством Якутии вопрос о значении авиации в Арктике. Ему ответил М. К. Аммосов, который подчеркнул мысль о том, что появление самолетов Осовиахима (Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству) на Севере будет иметь «исключительное, крупнейшее значение» в ликвидации религиозных предрассудков среди населения, в подъеме культурного уровня людей и укреплении доверия к советской власти. Георгий Давидович возглавил Северо-восточную летную группу ГУСМП, которая оказала помощь экспедиции О. Ю. Шмидта, совершавшей плавание на пароходе «Челюскин» в 1932 г. по Северному морскому пути. В следующем году Красинский участвовал в арктическом перелете по маршруту: Красноярск — Якутск — Колыма — Чукотка — море Лаптевых — Хатанга — Красноярск. В 1936 г. он стал уполномоченным ГУСМП по организации Тихоокеанской воздушной линии. При этом Георгий Давидович остался одним из ответственных лиц «по внедрению дирижаблей в Арктике»[86]. В 1928 г. экипаж в составе пилота О. А. Кальвица и бортмеханика Ф. Ф. Леонгарда произвел разведку Северо-восточного побережья Азии и бухты Тикси с целью определения возможности строительства там аэродромов. Перелет также был необходим для выяснения возможности вывоза воздушным путем ценной пушнины, которая традиционным путем доходила до мирового рынка в течение одного года. Экипаж осуществил ледовую авиаразведку в районе острова Врангеля для установления связи с первым советским поселением[87]. Летчик И. В. Доронин благодаря четырем рейсам по маршруту Якутск-Средникан установил регулярную воздушную связь с Колымской группой районов[88]. В 1935 г. летчики В. Л. Галышев и К. Г. Неронен, осуществив большой арктический перелет, открыли одну из наиболее трудных авиалиний Иркутск — Якутск — Тикси. В следующем году В. Л. Галышев произвел полет по линии Якутск — Сангар — Вилюйск, проложив трассу, соединяющую вилюйскую группу районов с Центральной Якутией. Экипаж Якутской авиалинии в составе И. В. Доронина, В. Л. Галышева, бортмеханика Я. Г. Савина оказал помощь знаменитым летчикам М. В. Водопьянову и Н. П. Каманину при спасении челюскинцев[89]. Начальник аэрографической части Управления полярной авиации ГУСМП в 1933–1935 годах В. И. Авгеевич впервые составил шесть карт арктических авиационных линий. Он использовал триангуляцию (создание сети геодезических пунктов) для съемки 600-километровой полосы побережья Северного Ледовитого океана. За самоотверженный и упорный труд его наградили значком «Почетный Полярник»[90]. Если в 1929 г. общее протяжение авиалиний равнялось 2700 км, то в 1938 г. — 12610 км, в том числе 10030 км регулярно действующих авиалиний. Таким образом, рост составлял 500%[91].на что идут ссылки в тексте:
[84] Зуев Ю. Н., Остапенко Ю. А., Бородин О. П. Авиация в Якутии. Якутск, 1983. С. 9-13.
[85] Пестерев В. И. Хроника авиации Якутии (1921–1987 гг.). Новосибирск, 1997. С. 44.
[86] РГАЭ Ф. 237 Оп. 1 Д. 4 Л. 5, 30, 32, 35.
[87] Зуев Ю. Н., Остапенко Ю. А., Бородин О. П. Авиация в Якутии… С. 46, 60.
[88] Там же. С. 65.
[89] Там же. С. 64-74.
[90] РГАЭ Ф. 169 Оп. 1 Д. 3 Л. 7.
[91] НА РС (Я) Ф. 52 Оп. 17 Д. 252 Л. 25.
[92] Пестерев В. И. Аэропланы над землей Саха (1925–1945 гг.). Якутск, 1993. С. 111, 113, 114, 116.