Сейчас еще раз прослушал звукозапись о Д/Э "Лена".
Прошу извинить, но ошибку сделал я.
А.И.Кирилин вспоминает так:
На "Лене" было 4 дизеля. По инструкции судостроителя их нужно было использовать одновременно. Однако, когда судно находилось под погрузкой в Риге (потом оно пришло под погрузку самолетов в Калининград), тамошние механики-рационализаторы решили, что дизеля можно включать по два, по три ( в зависимости от нагрузки). Так и сделали, но генератор "раскрутил" неработающий четвертый дизель, его рвануло, повредило картер и коленвал.
Когда "Лена" пришла во Флиссинген (Влиссинген), там "промурыжили" советских моряков 10 дней. Дизель не заменили, топливом и водой не заправили (Кирилин считает, что голландцев подговорили американцы - наши конкуренты в Антарктиде). И до Южной Африки "Лена" шла на трех дизелях, и с последними запасами пресной воды (судовые опреснители по 2,5 тонн в сутки работали только на охлаждение дизелей). До Кейптауна команда была вынуждена пить смесь воды с сухим вином.
Ни одной учебной тревоги за все время, пока "Лена" шла к Южному полюсу, не проводилось, так утверждает Кирилин. Капитан Ветров все время плавания устраивал коллективные застолья с учеными. С вином, анекдотами и т.п. Однажды Кирилин не выдержал (сам он из семьи балаковских староверов - поэтому никогда не пил и не курил), и надерзил капитану. Произошел скандал, и И.П.Мазурук "от греха подальше" спрятал дерзкого бортмеханика в своей каюте.
Как профессионал А.И.Кирилин заслуживает уважения и доверия. Интересно, что он был зачислен во 2-. и 3-ю антарктические экспедиции, не будучи членом КПСС или ВЛКСМ - среди авиаторов он был такой единственный (вообще учение большевиков, погубивших большую часть его семьи, он ненавидел, и в партию не вступал сознательно). По этому вопросу его даже лично вызывали в ЦК КПСС, но руководство экспедиции сумело убедить инструкторов ЦК в необходимости для авиаотряда именно этого бортмеханика.
Погибших во время обрушения ледового барьера, действительно, было двое. Кирилин описывает одного из них - гидролога (немолодой человек, с бородкой). Остальные восемь выживших после почти часового пребывания в воде имели страшные раны на руках (до кости), которые люди получили, цепляясь за обломки льдин. Судно сильно накренилось под весом снега и льда, шлюпки застряли в ложементах, тросы замерзли в блоках, и пока сумели спустить шлюпку, прошло много времени. На рейде находилось маленькое вспомогательное гидрографическое судно "Пингвин", однако оно было далеко от "Лены" и подошло не сразу. Катастрофа произошла в 11 часов (Кирилин не пояснил - дня или ночи), до окончания вахты оставался один час. В следующую вахту на разгрузку наверх на барьер должен был отправиться как раз экипаж Кирилина, так как на погрузочно-разгрузочный аврал выходили все без разбора участники экспедиции.
Третья беда с "Леной" произошла уже в Ленинграде. Судно завели в сухой док и стали производить сварочные работы снаружи. Это было на второй день после прибытия. Однако, из-за того, что в трюмах везли большое количество бочек с горючим (и часть бочек в шторм, видимо, была повреждена), на дне трюма и в твиндековом пространстве скопилось какое-то количество ГСМ. От сварки начался пожар, он продолжался всю ночь, пока наутро рабочая смена не затопила док. Выгорело почти все, кроме машинного отделения. "Лену", по словам Кирилина через какое-то время отремонтировали, год-два она плавала, но потом её все-таки спсали на металолом.
Вот так, конспективно, я пересказал содержание рассказа А.И.Кирилина про злоключения "Лены". Это, разумеется, лишь часть его рассказа о своей жизни.
Прикладываю фото авиаторов морского отряда третьей антарктической экспедиции. Кирилин - второй справа в среднем ряду. Его командир - известный полярный летчик М.Н. Каминский - третий справа в верхнем ряду.