1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 09 Февраль 2011 21:17

Сереж, на "Садко" в ВШЭ 1935-го года было два самолета. Это второй — "Хейнкель" Н-133. Пилот — Г. П. Власов.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение SVF » 09 Февраль 2011 21:33

Точно! Спасибо, Саша. На ветке Н-133 и фото такое же есть, там я его и видел :tnxman:
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Февраль 2011 21:52

SVF пишет:Нашел в "Советской Арктике" (1936 г., №1) статью Н.Н. Зубова о 1-й высокоширотной экспедиции на "Садко". Решил отсканировать ее полностью, поскольку кроме собственно об экспедиции, в ней немало любопытных взглядов на организацию исследований Арктического бассейна, потепление Арктики, "Землю Джиллиса" и т.п.

Большая.
OCR закинул в "библиотеку" : Зубов Н.Н., Экспедиция "Садко" viewtopic.php?f=52&t=3483
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение SVF » 09 Февраль 2011 22:01

Правильно, спасибо.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Февраль 2011 22:21

Это за статью спасибо.
Сканировать - занятие нудное и неинтересное. Сколько славного материала из-за этого лежит в бумаге - ужасть.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение SVF » 09 Февраль 2011 22:45

Еще статья про ту же экспедицию. На этот раз покороче. Тот же номер "Советской Арктики".

 bub-1.jpg
 bub-2.jpg
 bub-3.jpg
 bub-4.jpg
 bub-5.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Февраль 2011 23:47

Над льдами
М. С. БАБУШКИН

Летаем...

"Садко" подошел к Семи островам в районе северо-западной части острова Шпицберген. Дальше итти нельзя, — путь преградили льды. Корабль загружен углем до отказа. Ведь путь далек и тяжел, предстоит борьба со льдами, а для этого угля понадобится много. Ледовый пояс "Садки" сидит глубоко в воде. С большой осторожностью входим в льды, следим, чтобы они не придавили обшивку. Не ожидали мы так рано встретить ледовые заграждения. Решили спустить самолет и сделать разведку.

Мы, два пилота, два человека воздуха — я и т. Власов, жили в течение месяца на коробле, и неудивительно, что у обоих было страстное желание скорей вырваться на простор. Но лететь нужно только одному.

Бросили жребий. Полет достался мне. Лихорадочно начали готовиться. Со мной в качестве наблюдателя летит капитан ледокола т. Николаев. По карте намечаем маршрут. Все готово. Идем в воздух.

Нет, кажется, на человеческом языке слов, чтобы выразить те чувства, которые испытываешь, вырвавшись на свободу после месяца добровольного заключения в каюте. Поворачиваем на восток, берем направление к мысу Платен. Под нами лед, плотный, крупно-мелко-битый, торосистый, доходящий до 8—9 баллов. Изредка попадаются торосистые поля. С правого борта вдоль берега виднеется полоса разреженного льда, но скоро и она кончается, тоже упираясь в крупно-мелко-битый торосистый лед 7—8 баллов. Этот лед заполняет весь залив между островами и мысом Платен. Дальше от мыса тянется лед более разреженный, нужно только пробиться к нему. Расстояние 15—20 миль ледокол пройдет в сплошном льду, а дальше уж будет легче. Пролетая около мыса Платен, видя в стороне остров Карла XII, остров Фонн, острова Рекс, невольно вспоминаю дни 1928 года, когда здесь пролетал дирижабль "Италия". Вспоминается его печально закончившийся рейс, работа спасательных экспедиций. Особенно памятна наша советская экспедиция на ледоколах "Красин" и "Малыгин", наши первые попытки выступить на международной арене, испытать свои силы в искусстве летать и побеждать суровую стихию Севера.

Чувство большой гордости овладевает тобою, когда пролетаешь над теми же местами, где раньше пробирались чуть ли не ощупью. Теперь, имея за плечами десять лет ледовой летной практики, в полете чувствуешь себя уверенно.

Мы вернулись обратно на ледокол, наметив ему путь сквозь льды. Подняли самолет на борт и двинулись вперед. Двигались медленно. Полет был сделан в 5 часов, а в 12 часов снова остановились, — лед сильно уплотнился. Началось сжатие. В 18 часов появилось разводье, опять спустили самолет. На этот раз полетел на разведку пилот Власов. Наблюдателем — научный работник магнитолог т. Жонглович.

После их полета снова двинулись вперед и только на вторые сутки, оставив позади тяжелые льды, достигли мыса Платен. Вышли на большую полынью; перед нами оставался еще один этап с тяжелым льдом — это район островов Северного и Южного Рекса. Снова вылетаем, чтобы решить, где лучше обойти острова — с севера или между ними. Поднявшись на высоту 500—600 м, я увидел впереди за островом Северный Рекс, к острову Фойн полоску чистой воды. На горизонте за зной полоской никакого льда не видно. Северная часть острова Рекс более доступна, лед мелко-битый, торосистый, 8—9 баллов. Полынья же, с которой поднялся самолет, намного уменьшилась, ее загромождал движущийся лед. Проход нами намечен точно, решаем вернуться и сесть, пока еще есть возможность.

К утру следующего дня вышли на чистую воду, а вечером приблизились к северо-восточной земле Шпицбергена. Здесь решено остановиться, сделать научную станцию, спустить оба самолета и провести аэрофотосъемочные работы северной части берега Шпицбергена и прилегающих к нему островов, чтобы исправить на карте замеченные нами неточности.

Снимая берега, выяснили много интересных деталей по конфигурации и расположению прибрежной полосы Шпицбергена и прилегающих островов. Например, некоторые сильно выдвинутые в море как бы части острова нанесены на карте, как мысы Шпицбергена, а на самом деле они представляют собой отдельные острова, которые разделяются узкими проливами, совершенно незаметными со стороны моря и только обнаруженными и заснятыми нами с самолета.

Я летел с магнитологом т. Жонгловичем, снимая северо-восточную часть берега; на восточной его части мы встретились со следующим: на карте нанесены выступающие на поверхность воды, на отмели, камни. Эти камни не имеют названия, а нам нужно как-то их назвать для того, чтобы "привязаться" к ним и отметить свой маршрут. Я предложил т. Жонгловичу условно назвать их островками Октябрят.

Поиски "Земли Джиллиса"

Нам не везет. Пока мы шли около Шпицбергена, все время стояла хорошая погода, а затем она резко ухудшилась. Виденная накануне облачность быстро закрыла все небо. Налетел туман, приходится двигаться только по исчислению. Через каждые 30 миль — научные станции.

14 августа, наконец, наступает перелом в погоде. Туман рассеялся, осталась только небольшая облачность.

Остановились сделать научную станцию. Решено использовать временное улучшение погоды, слетать в разведку, поискать "Землю Джиллиса".

Лететь — моя очередь. Поднимаюсь к начальнику экспедиции т, Ушакову, спрашиваю:

— Георгий Алексеевич, кто будет штурманом-наблюдателем?

— Я.

Мне хотелось возразить и попытаться отговорить его от этого полета, но, посмотрев на него, решил, что все мои возражения будут бесполезными. Раз уж он решил, то настоит на своем.

А впоследствии я понял, что он был прав. В такую ответственную, сопряженную с опасностями разведку, безусловно, лететь надо было ему самому. Если даже случится вынужденная посадка, то, конечно, лучше и благополучней всех выйдет из тяжелого положения именно он. Многолетний опыт хождения по льдам и зимовок воспитал и закалил его волю и мужество. В случае вынужденной посадки он был бы незаменимым и самым ценным спутником.

На мой вопрос, почему он решил сам лететь, Георгий Алексеевич ответил:

— Видишь ли, оно пожалуй спокойнее, когда сам летишь, а когда другие в разведке, то, пока они не возвратятся обратно, просто места себе не находишь, всякая чертовщина в голову лезет.

Я понял, что, когда улетает самолет, то Георгий Алексеевич неспокоен за экипаж, и, чтобы не увеличивать его волнения, впоследствии я всегда настаивал на том, чтобы время, назначенное на полет, было бы строго соблюдено, чтоб вовремя возвращались обратно.

Мы поднялись в воздух. Идем курсом на норд-вест. Под нами льды постепенно уплотняются. Из крупно-мелко-битых они переходят в крупные торосистые и гладкие поля.

Вот мы летим уже над сплошным массивным льдом. Попадаются колоссальные гладкие поля, сторошенные по краям от ударов. Эти поля с очень маленькими трещинами, местами разъединяющими их, но пройти но этим трещинам нашему ледоколу нет возможности. Да не только "Садко", но и более мощные суда не в состоянии такие поля раскалывать.

Нас постепенно приподнимает. Облачность снижается. С востока надвигается туман.

Обследовав возможный для полета и довольно большой район, подлетаем вплотную к туману. Нас прижало к льдам на 100—50 метров. Воздух сильно насыщен влагой, появляется иней. Это первые признаки оледенения.

Полет становится бесполезным. Ничего не видно. "Земли Джиллиса" не обнаружено. Не только земли, но и признаков ее существования никаких нет.

Остров Ушакова

Это было в районе северной части Карского моря, между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей. Мы вышли на очень маленькие глубины. Снова сильно мешает туман. Попадаются в большом количестве громадные айсберги. Часто принимая айсберг за землю, поднимали ложную тревогу, кричали: "Земля сбоку! Земля появилась!" Все спешили на палубу, но разочарованно расходились.

Так как это продолжалось несколько раз, то, когда действительно появился берег неизвестной земли, не все вышли полюбоваться на медленно вырисовывавшиеся ее контуры, сплошь покрытые вековой шапкой ледника.

Медленно приближаемся. Осторожно измеряем глубину. Теперь уже нет сомнения — это остров, но какой он? Большой ли? Какая его поверхность? Этого еще нельзя определить из-за густого тумана, покрывающего большую его часть. Но вот туман постепенно отступает. Перед нами высится гора сплошного ледника.

Тов. Ушаков приказал готовить бот, наметил людей, и началась лихорадочная подготовка и высадка на берег для проведения ряда научных работ. У всех глаза горят желанием отправиться на берег. Кажется, только крикни: "Кто хочет на берег?" — все бросятся, опустеет корабль. Но вот этого-то и нельзя делать. Отправляется только маленькая партия людей, а оставшиеся зорко следят за дрейфом льда, чтобы, если появится опасность быть зажатым льдами, то подать сигнал к возвращению и уходить подальше от берега, который во время шторма может оказаться очень негостеприимным для ледокола и острыми краями ледника не совсем приятно погладить бока и поломать шпангоуты.

Бот ушел к берегу, на нем несколько человек научных работников и спецкоров наших газет. Возглавляет эту группу т. Ушаков.

К концу дня вылетели в разведку.

Летит пилот Власов, наблюдателем — капитан Николаев.

Ждем с нетерпением их возвращения. Самолету дано задание осмотреть остров, если возможно — произвести разведку по ту сторону его и через два часа сделать посадку у ледокола.

Время.... Но как медленно ползет оно! Самолета не видно и не слышно. Прошел час. Вдруг с левого края острова, над самым ледником, он вынырнул под нависшим туманом, а через 15 минут мы наперебой расспрашиваем, что они видели. Оказалось, что весь остров с воздуха осмотреть не удалось, часть его закрыта, пришлось отходить в море и с воды нырять под туман, но видимость очень ограничена. Все же успели зарисовать его контуры и выяснить, что весь остров покрыт сплошным ледником. Ничего похожего на наличие вблизи других островов нет. Дальше лететь было нельзя, — все покрыто туманом.

От возвратившейся сухопутной партии мы узнали, что им удалось сделать ряд наблюдений и определить координаты острова. Поставили знак, видели много медвежьих следов. По обломкам от ледника видно, что айсберги, которые попадались нам на пути, не местного происхождения. Они, очевидно, оторвались от более мощного ледника нежели этот. Возможно, где-нибудь поблизости имеется еще остров или ряд островов. Но сплошной туман затрудняет дальнейшие поиски.

Вечером за торжественным ужином по единогласному мнению всей экспедиции решено было послать телеграмму в Москву с просьбой наименовать новый остров именем Георгия Алексеевича Ушакова.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение Александр Андреев » 10 Февраль 2011 09:11

padsee пишет:41. Остальцев (Остальский ?), ?, имеет право читать корреспондентские радиограммы


Видимо Остальцев А.В. По 4-му тому М.И.Белова : в 1938г. руководил экспедицией на л.п "Таймыр" по спасению СП-1. (Общее руководство экспедицией осуществлял О. Ю. Шмидт). В навигацию 1938 г. был "начальником операций восточного района СМП". В 1942 г. также руководил морскими операциями в восточном районе, сменив погибшего А. П. Мелехова.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Февраль 2011 11:55

тема выделена из л/п "Садко"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Садко", ледокольный пароход

Сообщение SVF » 10 Февраль 2011 16:06

Изображение
Александр Андреев пишет: Кстати вот, чего нашлось. Даже точно не вспомню откуда. Однозначно не музейная. Ну, по крайней мере, не я сканировал.
Все та же экспедиция. Внизу - Л.Л. Балакшин, Г. П. Власов, М. М. Ермолаев. Кто вверху - не знаю.


Эта же фотография есть в книге А.М. Ермолаева и В.Д. Дибнера "Михаил Михайлович Ермолаев. Жизнь исследователя и ученого" (СПб., Эпиграф. 2005 г.).
Подпись: "На борту л/п "Садко". В 1-м ряду (слева направо): гидролог Л.Л. Балакшин, штурман М.Г. Марков, геолог М.М. Ермолаев. Во 2-м ряду (стоят): геофизик Вл. А. Березкин и физик П.Г. Факидов. 1-я ВШЭ. 1935 г. (ФМАА)".
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение Litke74 » 12 Февраль 2011 12:40

Садко : Садко3.jpg
Участники 1-й высокоширотной экспедиции на л/п "Садко" перед выходом в море. Архангельск,1935год. Оригинал хранится в музее революции СССР.
Из тех кого знаю: вторая слева-Анна Григорьевна Николаева,справа от неё соответственно её муж-Николай Михайлович Николаев.
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Февраль 2011 12:41

Легко узнаваемые: слева - Бабушкин М.С., крайний справа - Ушаков Г.А.
Справа вверху - вроде бы Евгенов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение Litke74 » 12 Февраль 2011 12:46

Ещё одно фото. Николаев Н.М, Марков В.Т. "Садко" 1935г
Садко : Садко4.jpg
Соответственно -капитан и штурман. Видимо инициалы штурмана перепутаны...
Последний раз редактировалось Litke74 12 Февраль 2011 12:49, всего редактировалось 1 раз.
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение Александр Андреев » 12 Февраль 2011 12:48

Вверху — Н. И. Евгенов. Чуть ниже, с орденом Красной звезды— Н. К. Матусевич (?).
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

1935: Высокоширотная экспедиция на л/п "Садко"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Февраль 2011 13:25

Из книги: Дерюгин К.К. 'Советские океанографические экспедиции' - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1968 - с.235 : Плавания л-п Садко в 1934-1935 гг.jpg
Плавания ледокольного парохода"Садко" в 1934-1935 гг.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения