Дополнения о катастрофе ТУ-16 МА ВМФ СССР в 1988 г. у берегов Камчатки:26.02.88г.Ту-16РМ.К-н Ефремов К.
Выполняя тренировочный полет над Тихим океаном с военного аэродрома Елизово,из-за отказа энергетики и остановки обоих двигателей сел на воду и затонул у побережья Камчатки.Экипаж:кк Ефремов К.,пк Казимиров Ю.,шк Ле А., нач.связи Иващенко В.,вшк Пятков А.,с-т Блохин В.Температура воздуха в месте трагедии была ночью 17,4 мороза.Выжил один-командир.
ДЕНЬ И НОЧЬ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ. Медицина утверждает: в воде с температурой, близкой к нулю, человек может прожить 20—30 минут, затем сердце останавливается.
Место падения самолета в северной части Тихого океана спасатели обнаружили через... 17 часов после того, как экипаж оказался в ледяной воде. О чуде выживания был короткий комментарий специалистов, подготовленный автором этих строк (
«Известия» № 179, 1988 г.). Но там ни слова о катастрофе, о судьбе экипажа. На это был ряд причин, главную назову ниже.
Драму и подвиг морских летчиков в субарктике я восстанавливаю строго на основе свидетельств.
ТИХИЙ ОКЕАН... Самолет еще летел, но уже падал. Эта явь ворвалась в сознание экипажа вместе с угрожающей тишиной, когда внезапно заглохли оба двигателя. Попытки вновь оживить турбины не удались. Враз вышли из строя приборы, прервалась связь внутри самолета и с аэродромом. Многотонная боевая машина, похожая на серебристую птицу с веретенообразным телом и скошенными крыльями, падала в океан. А впереди по курсу пилоты уже видели знакомый берег с характерными очертаниями вулкана. Теперь все зависело только от техники пилотирования. Но что мог экипаж, если машину этого типа даже в исправном состоянии еще не сажал на воду никто? Аварийный отказ энергетики исключал возможность маневрирования скоростью, механизацией крыла. Пилоты понимали: стоит одному крылу коснуться воды чуть раньше другого — и вся махина пойдет на бешеной скорости кувырком. А темная поверхность океана приближалась неотвратимо.
В обреченном самолете критический отсчет времени начался для
командира экипажа Константина Ефремова, второго пилота Юрия Казимирова, штурмана Афанасия Ле, начальника связи Владимира Иващенко, оператора Александра Пяткова и стрелка-радиста Вадима Блохина. Они хорошо выполнили учебное задание, возвращались в свой дальний гарнизон, где почти всех ждали жены и детишки. И вдруг — беда.
Самолет шаркнул по воде, перемешанной с полями тонкого льда-ниласа, сперва хвостом в направлении на ветер, затем всей плоскостью фюзеляжа и крыльев. Обитатели кормовой кабины — Иващенко и Блохин — погибли почти сразу.
ЗЕМЛЯ, АЭРОДРОМ.
Руководитель полетов Иван Семенцов принял по радио спокойный доклад Ефремова: «Я —
четыреста шестой, прохожу контрольный...» Разрешил самолету снижение, задал курс, эшелон, дождался подтверждения. Светящаяся метка — отраженный сигнал летящих — сместилась с периферии обзорного экрана локатора, приближаясь, и вдруг пропала. Семенцов попытался вызвать самолет по основному радиоканалу, по запасному. Тишина. Запросил службу ПВО, другие пункты наведения — ни на одном индикаторе Ефремов не проявился. В таких случаях у авиаторов механизм спасательных действий срабатывает немедленно.
ТИХИЙ ОКЕАН... Море в зоне бедствия было на редкость спокойным. Самолет покачивался на легкой зыби, проваливаясь кормой. Из люка операторской кабины в центре фюзеляжа показался Пятков с разбитым окровавленным лицом. К нему через крыло заспешил промокший — успел искупаться — Ефремов, помог выбраться, отстегнул парашют, усадил в одноместную резиновую лодку. С воды донесся возглас правого пилота Казимирова: «Самолет тонет». Они не успели даже посмотреть, как там Иващенко и Блохин в кормовой кабине: пытались выбраться или нет. Корма затонула сразу. Самолет ушел в пучину стоймя. Но погибшие товарищи успели отстрелить пятиместную спасательную лодку. Она покачивалась в стороне, метров за четыреста, во льдах. Добирались к ней по двое в индивидуальных надувнушках, промокли насквозь, одежда стала тяжелой. Большая лодка оказалась перевернутой. Казимиров влез на ее дно, схватился за бортовые шнуры и опрокинул на себя. Трое разместились в большой лодке, привязав к ней одноместную, где остался Пятков. Пока второй пилот собирал дюралевые весла, Ефремов и Ле занялись радиостанцией. Портативный передатчик командир сохранил в кармане, но химическая «долгоиграющая» батарея к нему куда-то исчезла. В лодке скопилась вода — нанесли с одеждой, один отсек, поврежденный, по всей вероятности, льдом при сбросе на скорости, стал подозрительно худеть. Они стали вычерпывать воду и вдруг увидели батарею питания — на нее уселся Казимиров. Непослушными пальцами Ефремов попытался завернуть тугую резиновую манжету и снять колпачки с разъемов на шнуре питания. Ничего не получилось: руки онемели. Тогда он извлек из комбинезона охотничий нож...
БОРТ ПОИСКОВОГО САМОЛЕТА.
Командир Ан-12 отряда поисково- спасательной службы Николай Яковлев команду на запуск получил через 19 минут после объявления готовности номер один. О цели полета и секторе поиска экипаж узнал во время рулежки. Перед этим взлетел гидроплан. Погода была ясная, что, конечно, обнадеживало. Они шли на высоте 1.800 метров над морем вдоль берега. Вдруг услышали позывные передатчика. Примерно в 17.05. Одновременно сработал автоматический пеленгатор. Стали разворачиваться, а стрелка отвернула на 180 градусов, заиграла. Похоже, источник сигнала был где-то под ними. Но работал передатчик всего 3 минуты 15 секунд. И замолк. Они еще покрутились — тишина. Доложили на КП, дали район удаления, азимут. Получили команду вывести в этот район гидроплан и два вертолета. Искали вместе.
— Мы видели какую-то красную точку, — сказал мне Яковлев. — Она то исчезала, то появлялась. Наводили вертолетчиков прямо на нее — они ничего не подтвердили. Все в предзакатном солнце блестело, отсвечивало, рябило, шуга отдавала красным...
ТИХИЙ ОКЕАН... Так совпало, что Ефремов соединил рацию с питанием, включил ее, когда на горизонте появился Ан-12 Яковлева. Самолет явно повернул, пошел по кругу, Ефремов передал радиостанцию штурману, сам схватил маленькую лодку, вскинул ее, используя блестящее дно как рефлектор. Казимиров сидел на корме, он заметно ослаб: сказывался возраст — без малого 44 года прожито, давно мог уйти на наземную работу, нынче как раз решил расстаться с небом. Он напряженно следил за эволюциями Ан-12. После двух виражей самолет скрылся с глаз. Но осталась надежда: их обнаружили, помощь близка. Ветер с берега прижимал надувнушки к ледяному крошеву. Большая лодка продолжала худеть. Ефремов кое-как перекрыл один клапан. Казимиров начал заваливаться назад, через опавший борт на воду. Командир перебрался в маленькую лодку, подтянулся к корме большой, принял голову и плечи второго пилота на свои колени. Штурман Ле придерживал туловище Казимирова, который говорить уже не мог, терял сознание. Он был еще жив, когда появились вертолеты и летающая лодка. Но уже не мог осознать, что спасатели ищут их где-то в стороне, не приближаясь. Дотемна второй пилот не дожил...
Катастрофа произошла за три дня до начала прошлой весны, но в таких широтах Тихого океана, куда весеннее тепло приходит с большим отставанием от календаря. Работая над материалом, я позвонил в региональное управление гидрометеослужбы и узнал: той ночью метеостанция ближайшего к месту трагедии маяка регистрировала 17,4 мороза. На что же могли уповать с приходом темноты авиаторы, насквозь промокшие, относимые течением и ветром от точки, где был засечен их радиосигнал?
РАССКАЗЫВАЕТ
ТАНЯ ЕФРЕМОВА, МЕДСЕСТРА: Часа в три у нас, в авиагородке, по громкой связи передали: «Парашютной службе — тревога». А в пятом часу тревога была объявлена по гарнизону. Дочь спала. Я из магазина принесла восемь тонких стаканов, смотрю — один лопнул. Я, конечно, в приметы не верю, а тут, как назло, какое-то нехорошее совпадение. Дочь проснулась, спрашивает: папы нет? Пошли на улицу, там люди собираются. Встретила Галю Глухову. Что-то Кости, говорю, долго нет. Она мне: не волнуйся, обычная тревога, может, лодка чужая появилась, может, самолет. До полуночи ждала — Костя не идет. В половине второго ночи отправилась к Глуховым, а они сидят одетые. С Костей? — спрашиваю. Да, говорят, мы пока не хотели тебе сообщать. Под утро появился помполит. Объясняет: исчезла точка на экране, мол, искали, ночью поиск прекратили, с рассвета снова начнется. Ребята приходили. Зайдут, фуражку снимут, постоят и уйдут. Такое чувство: хоть и говорят — ищут, найдут, а сами не верят...
РАССКАЗЫВАЕТ КОНСТАНТИН ЕФРЕМОВ: К ночи остались мы втроем. Подбадривали друг друга: не спи, не спи. У Саши что-то зрение повредилось, наверное, рана на лице сказалась. Он все спрашивал: ищут ли? Мы говорили: да, ищут, держись. Саша помоложе нас... был. Такой сухощавенький. Видимо, тепла не удержал, начал засыпать. Мы его тормошили, но и сами чувствовали — замерзаем. Большая лодка сильно опала. Штурману пришлось лечь грудью к Саше, а под туловище я ему подоткнул правую сторону лодки, где воздух еще держался. Когда Саша замолчал навсегда, Афанасий сказал: теперь наша очередь. Вообще никто не хныкал, не жаловался, никого ни в чем не упрекал. Держались дружно до конца. Только тормошили друг друга. Ноги я, например, до колен и пальцы рук не ощущал, они распухли. Часам к девяти замолчал и Афанасий. Я остался один. Подумал, что где-то в большой лодке должна остаться парочка сигнальных фальшфейеров. Руку туда засунул, шарил-шарил, что-то зацепил, оказалось — парус. Потянул его на себя, укрылся полностью. Ветер ночью крепчал, начало побалтывать. Лодку постоянно терло об лед. Часы у меня на руке шли, водонепроницаемые, время контролировал. Сильно захотел есть. Одну шоколадку мы с ребятами съели еще днем. За час до полуночи пробил ножом две дырки в баночке сока и выпил. В кармане оставалась шоколадка, три галетины, витаминки, леденцы. Все это размокло. Карман распорол сверху ножом. Решил, что до трех часов не притронусь. Ближе к утру начал выгребать все из размокшего кармана. Руками уже не понимал, что вытаскивал. Начал жевать — там ключ от квартиры. Вспомнил, как Таня спрашивала, вернусь ли к обеду. Внушал себе: держись, держись. Всю ночь зарядкой занимался. Бесчувственными ногами пытался шевелить. А когда уже двигаться не мог, все равно напрягался. Сидел в воде по пояс, живот судорогой начало сводить. Утром голоса услышал. Откинул парус, гляжу — люди...
Его спасли моряки подводной лодки через семнадцать часов после катастрофы. Когда в госпиталь привезли, Таня кинулась к носилкам, а он поднял забинтованные руки, сжал их, показывая, что все в порядке. И Таня, сдерживая слезы, сказала:
— Мы теперь вместе, должны победить — ты, я, вот гляди: нас там сколько, все переживают...
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ. Я познакомился с Ефремовым в госпитале, когда он лежал в бинтах и возле него бессонно дежурила жена Таня. Самолет еще не нашли, причины его падения были неясны. Но объявились желающие возложить всю вину на командира экипажа: мол, он сам ошибочно выключил двигатели и затем не справился с управлением. Помимо ведомственной комиссии, аварией занималась военная прокуратура. Так что моему материалу, подготовленному по горячим следам, пришлось ждать долго.
Недавно камчатские рыбаки сообщили: они обнаружили самолет, зацепили его сетью. Военные водолазы, опустившись в жестких скафандрах, увидели: самолет разломан на две части, лежит на 150 метровой глубине у кромки обрыва. Из прокуратуры мне сообщили: привлекать Ефремова к ответственности не за что. А значит, самая пора рассказать о беспримерной крепости командира и честной доблести экипажа, до конца исполнившего свой долг.
Боевые товарищи Константина Ефремова погибли. Но вот жгучий вопрос: была ли гибель Юрия Казимирова, Афанасия Ле, Александра Пяткова вне тонущего самолета неизбежной, фатальной? Ответ необратимо горек: их можно было спасти. Их выручили бы, не откажи аварийная радиостанция в самый важный момент, когда ее услышали. Я держал в руках это «чудо» связи морских авиаторов. Чтобы соединить аварийный приемопередатчик с батареей питания, надо закатать на разъемах шнура тугую резиновую манжету, стащить пластмассовый колпачок (руками это не всем удается, приходится зубами). Затем надо точно совместить штырьки с гнездами, снова надвинуть герметизирующую манжету, нажать две тугие кнопки и надвинуть на них фиксатор. Интересно, чем оправдывают выпуск этого заведомо не пригодного для экстремальной ситуации радиоустройства его создатели?
Вопросы, вопросы...
Лет десять назад упал в Тихом океане американский самолет «Орион». Летчики, которых спасли камчатские рыбаки, были одеты в специальные костюмы с автономным химическим обогревом, могли продержаться в воде достаточно долго. Экипаж Ефремова не был специально экипирован и погибал от переохлаждения. Говорят, у нас костюмы с индивидуальным обогревом, независимые от каких-либо внешних систем, придуманы лишь для рыбаков-любителей. И это в державе, обращенной фасадом к самым суровым морям планеты.
Чем больше вникаешь в детали морской трагедии, тем сильнее охватывает недоумение. В дальнем гарнизоне мне показали изодранный спасательный жилет Ефремова. Я примерил аналогичный с двумя поплавками под мышками. Спросил: легко ли с такими пузырями взобраться из воды на плот? И услышал: почти невозможно. Не выдерживают критики и надувные спасательные лодки. Характерно, что оставшиеся в живых моряки с подводной лодки «Комсомолец», выступая по телевидению, тоже сетовали на несовершенство спасательных снаряжений.
Все мы твердо знаем — доказательств тому множество, — каким высоким профессиональным мужеством обладают наши моряки, летчики, полярники, все те, кто связал свою жизнь с делом, не исключающим экстремальные ситуации, повышенный риск. Но это отнюдь не значит, что, скажем, при создании экипировки для этих людей, при разработке оборудования кому-то позволено допускать просчеты, а то и производить откровенный брак, как бы рассчитывая при этом на особую выносливость, особую закалку своей «клиентуры». Дескать, все равно выдюжат, стальные ведь люди... Неужели не ясно: чем рискованнее дело, тем тщательнее должно оно быть продумано, подготовлено, тем безотказнее должна действовать техника, тем надежнее должно быть оборудование. Даже самая сложная профессия должна заключать в себе минимальную долю риска, если уж этот риск вообще не может быть сведен к нулю. Это надо понимать, строго спрашивая с тех, кто на своем месте, отношением к своему делу создает, по сути, дополнительные искусственные трудности в работе людей героических профессий.
Ю. БАЛАКИРЕВ, соб. корр. «Известий». ВЛАДИВОСТОК.
http://khorol-avia.clan.su/publ/5-1-0-18Как ТУ-16 приводнился в океане.Ср, 10/03/2010 - 08:15.
Недавно исполнилась трагичная годовщина одной уникальной авиакатастрофы, случившейся на Камчатке.
26 февраля 1988 года при выполнении тренировочного полета
над Тихим океаном из-за остановки обоих двигателей разведывательный самолет Ту-16 совершил вынужденную посадку на воду у побережья полуострова.
Примерно в 70 километрах от берега он и затонул...
Приводнение прошло успешно. Хочу подметить, что посадить тяжелый самолет на воду крайне сложно – в мировой авиации такие случаи единичны. В экипаже корабля были шесть человек: командир Константин ЕФРЕМОВ, помощник командира - правый летчик Юрий КАЗИМИРОВ, штурман Афанасий ЛЕ, второй штурман А. ПЯТКОВ, воздушный стрелок-радист В. БЛОХИН, командир огневых установок начальник связи В. ИВАЩЕНКО. В живых остался лишь командир, которого спасла атомная подводная лодка, хотя после приземления самолета живыми остались четверо. Эта история до сих пор окутана загадкой, и вряд ли кто-то когда-нибудь ее разгадает.
Об этом ЧП я впервые узнал из уст своего друга
Славы Коротеева, бывшего камчатского вертолетчика, ныне живущего в Евпатории. Рассказанное им показалось мне фантастикой. Слава сетовал, что их экипажи не подняли на поиски. Эта интересная история может послужить настоящим сюжетом для детективного кино или романа.
Задание
Итак,
самолет возвращался из полета на елизовский аэродром. Командир Ефремов убрал обороты на малый газ и не заметил, что полностью выключил РУДами двигатели. При взлете он не поднял специальную перемычку, которая предотвращала подобное действие. Поскольку двигатели работают очень тихо, а в кабине достаточно шумно из-за приборов, экипаж поздно заметил, что они уже не летят, а падают. При этом бортовая аппаратура и локатор быстро посадили аккумуляторы. Завести двигатели не удалось. Авторотацией тоже не смогли, т.к. скорость была потеряна. Командир с правым пилотом Казимировым к ужасу своему поняли, что садиться придется на воду. Что было дальше – все знают только со слов командира. Дальнейшие события так и остались окутаны покровом тайны и недосказанностью, поскольку живым нашли только Ефремова... Он был один в пятиместной лодке, а во второй пятиместке, дрейфовавшей отдельно, находились два замерзших штурмана. Куда исчез правый летчик, доподлинно неизвестно. Ефремова спустя сутки спасла
атомная подводная лодка К-430. Командир подводного корабля получил медаль за спасение утопающего. Температура воздуха на месте трагедии была минус 17,4 градуса. При такой температуре в воде выжить невозможно. Судьба радиста и командира огневых установок, находившихся в хвосте самолета, также неизвестна, но три члена экипажа из первой кабины и один из средней благополучно вышли из приводнившегося самолета. Они спустили на воду две пятиместные спасательные лодки ЛАС-5, надувшиеся автоматически. Командир, говорят, рассказывал, что они к ужасу слышали как стрелок и радист рукоятками своих пистолетов пытались разбить боковое стекло задней гермокабины. Входной люк хвостового отсека, где находились два прапорщика, открывался вниз. Они стреляли в стекло, но оно было пуленепробиваемым для 20-мм снарядов. По всей видимости, при приводнении люк кабины заклинило. Хорошо, если у них остались патроны застрелиться...
Глазами сослуживцев
В
Елизово до сих пор живут однополчане того экипажа. Один из них -
Александр Фаизович Бикбулатов. Одно время он был депутатом Елизовской райдумы. Я к нему дозвонился.
Справка «КВ»
Ту-16 выпускался как средний бомбардировщик, разведчик или топливозапращик, разрабатывался на базе «Боинга» Б-29. На вооружение поступил в 1955 году. Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя тягой по 9500 кг. Максимальная скорость на высоте 6000 м – 992 км/ч. Потолок – 15000 м. Дальность – 5000 км. Масса пустого – 37730 кг. Максимальная взлетная масса – 72000 кг. Размах крыльев 32,99м, длина 34,8 м, высота 10,36 м, площадь крыла 165 кв.м.
Построено 1511 самолетов. Потерпели катастрофу: 126. Погибли л/с чел.: 608. - Александр Фаизович, когда там базировались Ту-16, и почему их сейчас нет?
- Базировались с шестидесятых по девяностые годы. Потом самолеты были списаны и отправлены в небытие…
-Кем вы были в полку?
- Я был
замполитом эскадрильи - командиром корабля Ту-16. Наше подразделение называлось
Дальнеразведывательная авиационная эскадрилья. Она входила в состав
смешанного авиационного полка. На вооружении находились самолеты-разведчики разных модификаций и самолеты-топливозаправщики.
- Почему самолет называют кораблем?
- Все, что весило свыше 30 тонн, и называлось корабль.
- Были у вас Ту-16, которые могли нести атомные бомбы?
- У нас были разведчики и топливозаправщики. Самолеты эскадрильи не являлись носителями ядерного оружия.
- Вы можете вспомнить тот день?
- Он не забудется. Было солнечно и ясно. У нас проходила физподготовка на лыжах. Экипаж капитана Ефремова выполнял
плановый полет на обеспечение сил флота. Ничего не предвещало беды. Но к завершению занятий нам через посыльного стало известно, что самолет Ефремова исчез с экранов локаторов. Мы понеслись в полк. А дальше – режим томительного ожидания, за время которого любой экипаж полка был готов подняться в воздух на поиск товарищей. У нас поисково-спасательные силы и средства были в соответствующей готовности, в том числе в самой эскадрильи имелся самолет-спасатель, способный нести на борту спасательный катер «Фрегат» (если вы смотрели фильм «Случай в квадрате 36-80», там самолет Ту-16 сбрасывает терпящим бедствие спасательный катер. Это и есть «Фрегат» - прим. авт.). Однако наши силы и средства задействованы не были. Для нас было довольно странно, что поисками экипажа Ефремова занимались изначально гражданские летчики и корабли флота, хотя в полку имелись все средства для организации спасения своими силами. Прошла ночь, и на следующий день мы узнали, что командира нашла подлодка. А до этого был страшный момент извещения родным о случившемся.
- Вспомните, пожалуйста, этот момент.
- Моя группа в составе четырех человек извещала семью правого летчика Юрия Казимирова. Это было уже ночью. Семьи спали. На звонок открывается дверь, и жена сразу чувствует неладное, тревожно спрашивает: «Где Юра?» Дальше уже и слова не нужны, да их и вымолвить невозможно… немая сцена, слезы… А к командиру корабля, как только он был доставлен в госпиталь, поехали комэск, штурман, руководство полка.
- Вы с ним разговаривали, и как он погиб?
- Нет, я лично с
Ефремовым о катастрофе не разговаривал.
Вскоре после выписки и реабилитации он был назначен на должность начальника парашютно-десантной службы в отдельной авиационной эскадрилье в п. Романовка Приморского края, но, к сожалению, судьба не была к нему благосклонна: он погиб в автотранспортном происшествии. -Александр Фаизович, я списался с
Татьяной Казимировой, женой погибшего правого летчика. Она считает, что командир виновен во всем.
- Я тоже считаю, что в данном происшествии виноват, прежде всего, командир корабля хотя бы потому, что именно он отвечает за безопасность полета и профессионально обязан был вовремя определить выключение обоих двигателей в полете, своевременно принять соответствующие меры по их запуску.
- Они могли все катапультироваться еще до приводнения?
- Возможно, не могли - на это могло просто не хватить времени! Абсолютно непонятны действия экипажа в воздухе и не совсем понятны действия экипажа после приводнения. Так и осталось невыясненным, что стало с радистом и командиром огневых установок, которые располагались в хвосте самолета. Почему не были использованы аварийные радиостанции? Куда исчез правый летчик? Почему лодка с замерзшими штурманами дрейфовала отдельно, почему лодки не были связаны друг с другом? Есть только версии и предположения. Я никак не могу их использовать как фактуру. В этой истории нужен был герой – героя сделали. Но этому герою не верят жены погибших ребят, ни Татьяна Казимирова, ни
Валентина Ле,
проживающая в Артеме, с которыми я длительное время общался пока была возможность и с которыми так и не нашел общего языка Константин Ефремов.
Версия командира В итоге наиболее верна первая версия, которую рассказал Ефремов сразу после спасения, находясь в стрессовом шоке… По мере возвращения сознания в реальный мир и осознания произошедшего версии стали принимать все более благородный вид. Это понятно. Я не знаю, что говорил командир корабля в первые минуты после спасения. У меня остаются вопросы. Остались они и у жен погибших ребят. На 26 км, где жили пять осиротевших семей экипажа Ту-16, держать командира дольше, чем это было необходимо следствию, командование не решилось. Сделано это было как нельзя вовремя. Психологическая атмосфера вокруг ЕФРЕМОВА накалилась до предела. Постепенно вокруг него образовалась пустота, пришедшая на смену популярности героя, которой он был окружен в первые дни после спасения... По словам командира, при приводнении два члена экипажа в корме Ту-16 не смогли выбраться и утонули.
Из рассказа Т. Казимировой, жены правого погибшего пилота на Интернет-форуме: «Где-то в июле-августе 1988 г., когда его выписали из госпиталя, я попросила, чтобы он пришел ко мне. Он пришел. И весь его рассказ был о том, как он выживал, а выживал, видимо, на стрессе от того, что сделал. Заводил самолет на посадку Ефремов сам и РУДами заглушил двигатель, а потом, когда они с Юрой поняли, что не смогут его запустить, Ефремов встал в кресло и начал раскрывать люк вверху т. к. он, мол, сильнее, а мой муж сажал самолет один и посадил на воду, поэтому они смогли выбраться. Тогда, в 88-м, мне еще
начальник политотдела ВВС ТОФ Анатолий ЩЕРБО сказал, что на Юрия отправили представление на орден Красного знамени. Кто еще в мире посадил такую махину на воду в одиночку?
Возможно, они выясняли отношения уже в лодке. Вот поэтому на маленькой лодке Ефремов и оказался один. Он постоянно твердил мне, как он
заходил на посадку от мыса Шипунского, что там не было какой-то перемычки, уставливаемой вручную после запуска двигателей с целью недопущения случайного выключения двигателей в воздухе».
А.Бикбулатов: «Слова Казимировой подтверждаю. Она их говорила ранее и не изменила с того самого времени».
(Продолжение следует).http://kamtime.ru/node/580-продолжение:Загадочная катастрофаСр, 17/03/2010 - 09:56
(
Окончание, начало в "КВ" от 10.03.10, kamtime.ru/taxonomy/term/432?page=1)
Недавно исполнилась годовщина трагической, но уникальной авиакатастрофы, случившейся на Камчатке. 26 февраля 1988 года при выполнении тренировочного полета над Тихим океаном из-за остановки обоих двигателей разведывательный самолет Ту-16 совершил вынужденную посадку на воду у побережья полуострова. Примерно в 70 км от берега он затонул...
Экипаж корабля составляли шесть человек: командир Константин ЕФРЕМОВ, помощник командира - правый летчик Юрий КАЗИМИРОВ, штурман Афанасий ЛЕ, второй штурман А. ПЯТКОВ, воздушный стрелок-радист В. БЛОХИН, командир огневых установок начальник связи В. ИВАЩЕНКО.
ДЕНЬ И НОЧЬ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ
Восстановим события по рассказу ЕФРЕМОВА. ...Море в зоне бедствия было спокойным. Самолет покачивался на легкой зыби, медленно проваливаясь кормой в пучину. Из люка операторской кабины в центре фюзеляжа показался Пятков с окровавленным лицом. К нему через крыло заспешил промокший - успел искупаться - Ефремов, помог выбраться, отстегнул парашют, усадил в одноместную резиновую лодку. С воды донесся крик правого пилота Казимирова: «Самолет тонет!» Они не успели даже посмотреть, как там Иващенко и Блохин в кормовой кабине: пытались выбраться или нет? Корма затонула сразу. Самолет ушел в пучину полностью. Но погибшие товарищи успели отстрелить пятиместную спасательную лодку. Она покачивалась в стороне метров за четыреста во льдах. Добирались к ней по двое в индивидуальных надувнушках, которые есть в ранцах парашютов, промокли насквозь, одежда стала тяжелой. Большая лодка оказалась перевернутой. Казимиров влез на ее дно, схватился за бортовые шнуры и опрокинул на себя. Трое разместились в большой лодке, привязав к ней одноместную, где остался Пятков. Пока второй пилот собирал дюралевые весла, Ефремов и Ле занялись радиостанцией. Портативный передатчик командир сохранил в кармане, но химическая «долгоиграющая» батарея к нему куда-то исчезла. В лодке скопилась вода — нанесли с одеждой, один отсек, поврежденный, по всей вероятности, льдом при сбросе на скорости, стал подозрительно худеть. Люди вычерпывали воду и вдруг увидели батарею питания — на нее уселся Казимиров. Непослушными пальцами Ефремов попытался завернуть тугую резиновую манжету и снять колпачки с разъемов на шнуре питания. Ничего не вышло: руки онемели. Тогда он извлек из комбинезона охотничий нож.
Поиски с воздуха
В это время
около 17 час. взлетел на поиск Ан-12 (Н.Яковлев). Перед этим из Елизово - гидроплан. Самолеты шли на высоте 1800 метров над морем вдоль берега. Услышали позывные передатчика примерно в 17 час. 5 мин. Одновременно сработал автоматический пеленгатор. Стали разворачиваться, а стрелка отвернула на 180 градусов, заиграла. Похоже, источник сигнала был где-то под ними. Рработал передатчик всего три минуты 15 секунд. И замолк. Самолеты еще покрутились - тишина. Доложили на КП, дали район удаления, азимут. Была дана команда вывести в этот район гидроплан и два вертолета. Искали все вместе. В Халактырке было немало вертолетов, но их не подняли на поиски. Поисковые экипажи ничего не увидели. Все в предзакатном солнце блестело, отсвечивало, рябило, шуга отдавала красным. Ефремов соединил рацию с питанием, включил ее, когда на горизонте появился Ан-12 Яковлева. Самолет явно повернул к ним, пошел по кругу. Ефремов передал радиостанцию штурману, сам схватил маленькую лодку, вскинул ее, используя блестящее дно как рефлектор. После двух виражей самолет скрылся с глаз. Но осталась надежда: их обнаружили, помощь близка. Ветер с берега прижимал ЛАС-5 к ледяному крошеву. Большая лодка продолжала худеть. Ефремов кое-как перекрыл один клапан. Казимиров начал заваливаться через опавший борт на воду. Дотемна второй пилот не дожил. Почему тело Казимирова командир не привязал к лодке непонятно. Поэтому существует версия, что он с Ефремовым ругался, они выясняли отношения, кто заглушил двигатели, и ЕФРЕМОВ застрелил сослуживца...
Атомный крейсер
На следующий день
атомный подводный крейсер К-430, выйдя из бухты Крашенинникова, миновал ворота
Авачинской бухты, идя надводным курсом (по другим данным - под перископом). Вдруг вдали в шуге подводники увидели что-то красное. Это была лодка. Так был спасен К. Ефремов. Кстати, рубка подлодки была вырезана и установлена в 2006 году во Владивостоке во славу поколений всех подводников. Именно К-430 в 1974 году дала залп 8-ю баллистическими ракетами с имитацией пуска 16-ю и последующим полным затоплением всех 16 шахт, после чего была принята на вооружение.
Версии гибели
В этой истории остается жгучий вопрос: была ли гибель Юрия Казимирова, Афанасия Ле, Александра Пяткова вне тонущего самолета неизбежной и фатальной? Ответ необратимо горек: их можно было спасти. Их выручили бы, не откажи аварийная радиостанция в самый важный момент, когда ее услышали. Их бы спасли, если бы военные бросили на поиски и военных, и гражданских. Тем более, что Халактырский аэродром находится совсем рядом с океаном. 70 км от берега - это почти дома. Не зря недоумевает А.Бикбулатов, что их самолет Ту-16 с подвешенным катером «Фрегат» так и не задействовали. Что такое аварийный радиопередатчик, которым пользовался экипаж? Это чудо. Чтобы соединить аварийный приемопередатчик с батареей питания, надо закатать на разъемах шнура тугую резиновую манжету, стащить пластмассовый колпачок (руками это не всем удается, приходится зубами). Затем надо точно совместить штырьки с гнездами, снова надвинуть герметизирующую манжету, нажать две тугие кнопки, надвинув на них фиксатор. Интересно, чем оправдывают выпуск этого заведомо непригодного для экстремальной ситуации радиоустройства его создатели? Думаю, что вряд ли с тех пор улучшились спасательные средства и средства связи экипажей самолетов и подлодок. Хотя самолеты сейчас так часто не летают, как раньше...
Крушение «Ориона»
В конце 90-х упал в Тихом океане американский самолет «Орион». Летчики, которых спасли камчатские рыбаки, были одеты в специальные костюмы с автономным химическим обогревом и смогли продержаться в воде достаточно долго. У них были прекрасные средства связи, навигаторы. Экипаж Ефремова не был специально экипирован и погиб от переохлаждения. Говорят, у нас костюмы с индивидуальным обогревом, не зависимые от внешних систем, придуманы лишь для рыбаков-любителей. И это в державе, обращенной фасадом к самым суровым морям планеты!
Самолет ТУ-16 нашли!
И последнее. Примерно пять лет назад камчатские рыбаки тралом зацепили обломок хвоста самолета. Доложили куда надо. В районе находки совершили погружение военные водолазы. На краю обрыва, где начинается так называемый свал глубин, на глубине примерно 150 м они обнаружили Ту-16, затонувший 26 февраля 1988 г. Корабль разломился на две части. Доставать его не стали. Да у нас сил уже таких специальных нет. Вспомните, когда в бухте Березовой в сети запутался батискаф, его спасать прилетали англичане... Хотя хвостовую часть самолета и стоило поднять. Наверняка там сохранилисьь останки двух членов экипажа. Стоило бы их похоронить по-человечески. Но про то, как Россия относится к своим погибшим, мы все знаем...
Игорь КРАВЧУК.
http://kamtime.ru/node/580