16 ноября 2010, 16:40
http://www.b-port.com/news/archive/2010-11-16-52/
Сегодня, 16 ноября, атомный ледокол «Россия» отправился из Мурманска в зимний рейс на восток Арктики, почти через месяц после официального завершения летне-осенней навигации на трассах Северного морского пути. Об этом сообщил начальник отдела внешних связей ФГУП «Атомфлот» Владимир Блинов.
По его словам, необычны уже сами поздние сроки плавания. Лишь в 1998 году атомный ледокол «Советский Союз» провел в ноябре-декабре с запада в восточный порт Певек танкер с топливом, по сути, дела спасая жителей отдаленного российского побережья от холодной зимовки. Сегодня ситуация принципиально иная, не критическая: представители Швеции обратились в Росатомфлот с просьбой обеспечить с помощью атомного ледокола проводку по Севморпути из моря Бофорта на востоке Арктики в Европу ледокольного буксира «Тор Викинг». Это судно обеспечивало буксировку канадской буровой установки Kulluk, проводившей бурение скважин на шельфе в море Бофорта, когда оно было свободно ото льда. Сезон закончился, и встал вопрос о возврате буксирного ледокола на запад. У шведских моряков было три варианта пути назад, в Европу. Первый – через Берингов пролив в Тихий океан с переходом в Атлантику по Панамскому каналу. Это примерно в 4-5 раз длиннее, чем возвращение по трассе Севморпути. Также есть возможность пройти вдоль канадского побережья по так называемому Северо-Западному проходу. Но сейчас на этом пути встречается много тяжелых льдов, осложняющих продвижение.
Наиболее оптимальным, по расчетам шведских специалистов, оказался северный вариант плавания «Тор Викинга» вдоль российского побережья Арктики в сопровождении атомного ледокола. Предполагается, что зимнее плавание каравана судов по Севморпути займет около двух недель. Им предстоит пройти во льдах более двух с половиной тысяч миль, но судоводителей атомохода этот путь не пугает: новообразовавшиеся льды вполне проходимы. Сейчас «Россия» взяла курс на точку встречи с «Тор Викингом» в Чукотском море, недалеко от острова Врангеля. Для специалистов атомного ледокольного флота рейс интересен не только с коммерческой точки зрения, но и для изучения возможностей расширения сроков транзитных плаваний по Севморпути в зимний период. Опыт успешных летних сквозных рейсов крупнотоннажных судов показал, что возможности и перспективы арктического транзита еще далеко не исчерпаны, и каждый новый рейс за пределами традиционных сроков навигации в Арктике чрезвычайно важен.
По его словам, необычны уже сами поздние сроки плавания. Лишь в 1998 году атомный ледокол «Советский Союз» провел в ноябре-декабре с запада в восточный порт Певек танкер с топливом, по сути, дела спасая жителей отдаленного российского побережья от холодной зимовки. Сегодня ситуация принципиально иная, не критическая: представители Швеции обратились в Росатомфлот с просьбой обеспечить с помощью атомного ледокола проводку по Севморпути из моря Бофорта на востоке Арктики в Европу ледокольного буксира «Тор Викинг». Это судно обеспечивало буксировку канадской буровой установки Kulluk, проводившей бурение скважин на шельфе в море Бофорта, когда оно было свободно ото льда. Сезон закончился, и встал вопрос о возврате буксирного ледокола на запад. У шведских моряков было три варианта пути назад, в Европу. Первый – через Берингов пролив в Тихий океан с переходом в Атлантику по Панамскому каналу. Это примерно в 4-5 раз длиннее, чем возвращение по трассе Севморпути. Также есть возможность пройти вдоль канадского побережья по так называемому Северо-Западному проходу. Но сейчас на этом пути встречается много тяжелых льдов, осложняющих продвижение.
Наиболее оптимальным, по расчетам шведских специалистов, оказался северный вариант плавания «Тор Викинга» вдоль российского побережья Арктики в сопровождении атомного ледокола. Предполагается, что зимнее плавание каравана судов по Севморпути займет около двух недель. Им предстоит пройти во льдах более двух с половиной тысяч миль, но судоводителей атомохода этот путь не пугает: новообразовавшиеся льды вполне проходимы. Сейчас «Россия» взяла курс на точку встречи с «Тор Викингом» в Чукотском море, недалеко от острова Врангеля. Для специалистов атомного ледокольного флота рейс интересен не только с коммерческой точки зрения, но и для изучения возможностей расширения сроков транзитных плаваний по Севморпути в зимний период. Опыт успешных летних сквозных рейсов крупнотоннажных судов показал, что возможности и перспективы арктического транзита еще далеко не исчерпаны, и каждый новый рейс за пределами традиционных сроков навигации в Арктике чрезвычайно важен.