Ежедневная республиканская газета "Якутия"
23 апреля 2011 г. № 72(32030) СубботаВоздушная трасса барона Корфа
Иван НЕГЕНБЛЯ
В начальный период развития гражданской авиации, прежде чем пустить самолёт по новому маршруту, в кабинетной тиши изучали карты местности, отчёты многолетних метеонаблюдений, проектировали воздушную трассу с учётом рельефа, климата, погодных условий и ещё множества других факторов. Если же сведений было недостаточно, если район будущей трассы мало изучен, то в путь снаряжались изыскатели. Они километр за километром обследовали землю, над которой предполагался полёт самолётов. Пионером первых воздушных трасс в Якутии был видный деятель отечественной авиации Семён Яковлевич Корф.
Молодость С. Я. Корфа совпала с бурным и трагическим периодом в истории нашей Родины. С началом первой мировой войны его призвали в армию и вскоре за личную храбрость произвели в офицеры. В 1916 году поручик Корф учится в Севастопольской школе лётчиков и Киевской школе лётчиков‑наблюдателей. Получив звание военного пилота, он участвует в боевых действиях в составе одного из авиационных отрядов, был дважды ранен.
Октябрьская революция застала штабс-капитана Корфа в США, где он с группой русских авиаторов закупал самолёты. Не мешкая, пользуясь оказией, на японском пароходе он пересекает Тихий океан от Лос-Анджелеса до Владивостока. Вихрь гражданской войны затягивает его в колчаковскую армию, но, быстро разобравшись, кто за что воюет, он при первой же возможности переходит на сторону советской власти: становится красным военным лётчиком.
С августа 1920 года красвоенлёт Корф по рекомендации командующего Западным фронтом М. Н. Тухачевского руководит боевой авиаэскадрильей, а немного погодя становится начальником штаба воздушного флота фронта. Тухачевский после своего «польского похода», высоко оценивая С. Я. Корфа как лётчика и организатора авиации, брал его с собой для проведения «кронштадтской операции» и подавления восстания крестьян в Тамбовской губернии. Гражданскую войну Семён Яковлевич закончил кавалером двух орденов Красного Знамени, Ревовоенсовет республики вручил ему почётный подарок — именные часы с надписью: «Корфу — честному воину Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Осенью 1924 года после демобилизации Семён Яковлевич переходит на работу в общество «Добролёт» начальником эксплуатационного отдела, где ему поручают ответственный участок работы — изыскание и открытие в Сибири почтово‑пассажирских аэролиний.
Правительство Якутии, едва закончилась гражданская война, стало ходатайствовать перед Совнаркомом страны об установлении воздушной связи республики с железной дорогой, с культурными и промышленными центрами Союза. Идя навстречу этим просьбам, 23 февраля 1925 года президиум «Добролёта» принял решение об организации изыскательских экспедиций по двум маршрутам: станция Рухлово (ныне Сковородино) Амурской железной дороги — Алдан — Якутск и Иркутск — Якутск. 28 июня того же года первая группа Алданской экспедиции, техническим руководителем которой был С. Я. Корф, вышла на изыскание сухопутной авиалинии Рухлово — Якутск.
Три долгих месяца горстка смелых первопроходцев — С. Я. Корф, лётчик Я. Д. Романов и метеоролог М. А. Загулин — пробивалась по таёжной глухомани, преодолевая топи и болота, буреломы и нагромождения скал, гари и горные реки, вздувшиеся после дождей. Масса оводов, мошек и комаров донимала экспедицию днём и ночью. Почти все 1500 вёрст маршрута изыскатели прошли пешком. Были изысканы и размечены пять аэродромов и двадцать посадочных площадок, определены астрономические пункты, проведена глазомерная съёмка пути, собран богатый технико-экономический материал, сделано около 700 фотоснимков, отражающих разнообразные стороны этого таёжного края. 20 октября изыскатели благополучно прибыли в Якутск.
9 ноября в Совнаркоме республики под председательством М. К. Аммосова состоялось совещание по вопросам установления воздушной связи в Якутии. С докладом выступил С. Я. Корф. Он подробно изложил итоги работы изыскательской партии, предложил оптимальный вариант авиалинии Рухлово — Алдан — Якутск. Правительство республики признало работу, проведенную экспедицией, очень ценной. В эти же дни Семён Яковлевич высказал руководству Якутии свою точку зрения на предпочтительность и экономическую целесообразность первоочередного открытия гидроавиалинии по Ангаре и Лене от Иркутска до Якутска с ответвлением на Бодайбо и Алдан.
В мае 1926 года М. К. Аммосов и С. Я. Корф участвовали в заседании правления «Добролёта», постановившего признать проект воздушной линии Иркутск — Усть-Кут — Киренск — Якутск «технически осуществимым, постройку линии необходимой с экономической точки зрения». Тогда же правление «Добролёта» направило в Совет гражданской авиации представление об организации аэролинии Иркутск — Якутск и Иркутск — Бодайбо с ходатайством отпустить на осуществление этого проекта 428,5 тысячи рублей.
В середине 20‑х годов в условиях быстрого развития военно-воздушных сил страны потребность в лётных кадрах возрастала. Практическое решение этой задачи возлагалось на авиационные школы и училища, сеть которых значительно расширялась. Важное место среди них принадлежало Серпуховской высшей военной авиационной школе воздушного боя. В 1926 году её начальником стал С. Я. Корф. Боевой опыт и стиль работы начальника школы способствовали успешному освоению новой авиационной техники. Однако на этой должности он почему-то долго не задержался. Возможно, уже тогда всё большую роль при назначении на руководящие посты играла анкета, а она у С. Я. Корфа была «нечистая» — происхождение не только из потомственных дворян, но из рода баронов, не одно поколение которых верой и правдой служило Российской империи.
В мае 1928 года правление «Добролёта» образовало в Иркутске Управление Сибирских воздушных линий (СВЛ) с подчинением ему Бурят-Монгольской и вновь создаваемой Якутской воздушных линий. Начальником управления назначили Г. Н. Волобуева, а его заместителем и техническим руководителем СВЛ—С. Я. Корфа. Это, конечно же, было для Семёна Яковлевича значительным понижением в должности. Но и здесь он продолжал работать творчески, используя свой богатый опыт авиатора и организатора.
Одним из первых его больших дел на новом посту стало открытие Якутской гидроавиационной линии. 7 июня 1928 года из Иркутска в Якутск для изыскания этой воздушной линии вылетела экспедиция, возглавляемая С. Я. Корфом. О характере перелёта можно судить по отрывку из дневника С. Я. Корфа:
«7 июня экспедиция прибыла в Жигалово. По согласованию с местным райкомом партии начальником аэростанции был назначен по совместительству зав. почтово‑телеграфной конторой. Гидродром выбрали у самого села Жигалово. Для причаливания самолёта начали делать причальную площадку дешёвого типа. Обучили начальника станции, как подавать сведения о погоде, произведены фотосъёмки гидродрома, станции и общего вида местности…»
Потом были Усть-Кут и Бодайбо. Расстояние от Бодайбо до Якутска — 1800 километров — самолёт преодолел за 11 часов и приводнился на ленской протоке вечером 29 июня. Долгожданных авиаторов радостно встречал весь Якутск. Так была открыта воздушная линия, по протяжённости и трудности пути ещё не имевшая аналога в мире.
И в последующие годы Семён Яковлевич отдавал всего себя развитию гражданской авиации. В 1935 году под редакцией инженера С. Я. Корфа вышла книга «Общий курс гражданской авиации». В том же году он перешёл на работу в Аэрографический институт, составлял лоции воздушных линий в Закавказье, Средней Азии, Сибири и Монголии. Маршрутами его экспедиций исследованы бескрайние просторы Дальнего Востока, Камчатки, Сахалина, Охотского побережья и Чукотки.
Наступил 1939 год. Корф планировал новые экспедиции. Но повальная кампания борьбы с «врагами народа» не могла обойти стороной его, бывшего царского офицера, потомка дворянского да ещё и баронского рода, соратника маршала Тухачевского. В феврале 1939 года Семёна Яковлевича арестовали. Приговор суда: «… Признан виновным в том, что с 1934 года являлся участником правотроцкистской организации, существовавшей в Аэрографическом институте, и проводил вредительскую работу. Приговорён к пятнадцати годам дальних лагерей».
Пройдя неимоверные муки и лишения, С. Я. Корф дожил до восстановления справедливости. В 1955 году его полностью реабилитировали. Советская власть, чтобы как-то загладить свою вину перед Семёном Яковлевичем, в связи с 50‑летием Октябрьской революции наградила его орденом Ленина.
Умер Семён Яковлевич Корф в 1970 году.