Примерно на ту же тему, что и постом выше. Уже про РККА.
Из упомянутой в
"Оленьей" теме книги:
К.И. Соколов-Страхов
Зимняя кампания в Карелии в 1921/22 г.(Борьба за обладание Мурманским незамерзающим портом
и железно-дорожным путем к нему)
Штаб РККА. Управление по исследованию и использованию опыта войн., 1927г.
Неудачи авиации.
Нижеперечисленные действия авиации в Карелин рассматриваются отдельно от описания боевых действий по следующим мотивам: воздушная деятельность, в сущности, не повлияла на развитие кампании, авиация не смогла принять участия в боях, несмотря на все усилия в этом направлении летного состава. Работу авиации останавливали суровые, жестокие климатические условия и вся деятельность летного состава свелась к борьбе со стихиями.
Опыт в Карелии чрезвычайно поучителен для организации воздушной работы, в условиях нашего сурового севера.
а) Состав воздушных сил. В течение ноября — декабря в Карелию были перевезены по железной дороге следующие воздушные части:
1). 50 авиаотряд, в составе 2 аппаратов системы "Вуазен", в г. Петрозаводск;
2). одно авиагидроотделение, в составе 2 аппаратов системы "Ферри" и авиагидроотряд, в составе 5 самолетов: один системы "Ферри", два "М-9" с мотором системы "Рено", один «М-9» с мотором «Сальмсон» и один системы "Шорт". Оба из состава воздушных сил Балтийского моря, в г. Петрозаводск;
3). 5 авиаотряд: шесть английских самолетов системы "DH-9", в м. Сороцкая;
4). Авиаотделение Ленинградской шкоды летчиков-наблюдателей, в составе 2 самолетов, системы "Ансальдо", в г. Кемь.
Всего 17 аппаратов.
Летным составом и соответствующими специальными предметами части эти были обеспечены в надлежащей степени. Управление было объединено в одном лице. Авиаснабжение производилось непосредственно на местах стоянки частей из подвижной промежуточной базы (летучка). Основная же база находилась в Ленинграде.
Самолеты, направленные в Карелию, не были лучшими, моторы были значительно изношены и запускались крайне скверно. В некоторых случаях прежде, чем запустить мотор нужно было его нагреть, на что требовалось до 8-10 ведер горячей воды на один мотор. Приспособлений же для кипячения воды на местах не было; вместе с тем на месте не было и ангаров и приспособлений для хранения самолетов, в силу чего аппараты, обледенев, подвергались быстрой порче и разрушению.
Задачи и работа авиации. 16 декабря 1921 года воздушные силы Карелии получили задание срочно произвести разведку и фотосъемку маршрутов, по коим должны были через 10 дней продвигаться на запад от Мурманской ж. д. пехотные колонны. Эти маршруты, были намечены следующие: 1) ст. Лоухи-Кокосальма; 2) ст. Сороки-Тунгудская — Ухтинская; 3) ст. Медвежья Гора — Севдозеро — Поросозеро и 4) ст. Петрозаводск-Поросозеро. Кроме того, было указано произвести разведку и фотосъемку зимней дороги г. Кемь-Майдерская-Ухтинская. Последнее направление по оперативным соображениям признавалось нежелательным оставлять без воздушного наблюдения.
Между тем, сразу же по прибытии в Карелию воздушные силы встретились с целым рядом местных стихийных препятствий. Прежде всего низкие температурные условия указали на конструктивную неприменимость английских самолетов; последние не были рассчитаны на условия работы на крайнем севере. Масляные баки этих самолетов расположены для охлаждения под струей винта; это привело к тому, что кипящее масло, влитое в баки, стыло после 8-10 минут работы мотора, главным образом, в маслопроводах в помпе; вода в радиаторах, даже концентрированная веществами, понижающими точку замерзания, мерзла. Сборка и регулировка аппаратов была необычайно тяжелая; мотористы, работавшие во всех отрядах от рассвета до сумерок, поотморозили себе руки. Резкие температурные колебания крайне резко отражались на регулировке самолетов, все стальные тросы и части, вследствие резких колебаний или укорачивались или удлинялись, перекашивая коробки планов, и удовлетворительно отрегулированный самолет на другой день оказывался совершенно разрегулированным. Случалось, что от мороза лопались стяжки, а всё металлические части настолько охлаждались, что обнаженные руки прилипали к ним.
Посадочные площадки почти ежедневно заносились сугробами снега, а это окончательно дезорганизовало всякий план работы. Кроме того, глубокие снега делали невозможным посадку гидросамолетов: лодочные и поплавковые аппараты не могли выполнять работы в Карелии.
Таким образом, авиачасти-борясь постоянно с указанными стихийными явлениями, не могли приступить к немедленному выполнению поставленного оперативного задания. В первые же дни, попытки произвести полеты по заданию не увенчались успехом, окончившись авариями лучших гидросамолетов
"Ферри", при чем один гидросамолет. погиб окончательно. Причина-низкий, густой туман. Кроме того, вышли из строя одни "Вуазен" из-за вынужденной посадки на лес, вследствие отказа мотора; причина — чрезвычайно низкая температура (40°); один "М-9" ввиду слома правой коробки плоскостей, сорванной снежным ураганом, и один «Шорт»-вследствие большой разрегулировки; причина-резкое колебание температуры.
Столкнувшись с подобными условиями работы авиационные части принуждены были бездействовать. В то же время, начавшиеся 25 декабря 1921 г. операции пехоты привели в начале января к ряду успехов на фронте: была окончательно разгромлена южная группа противника и преследование, совместно с авиацией, могло бы привести к еще более крупным результатам на фронте. Поэтому командование войсками Карельского района в начале января настойчиво указывает начальнику авиачастей начать боевую работу.
8 января 1922 г. за HP 090 оп штабом армии отдается следующее приказание:
«1) Средствами 5 авиаотряда (6 самолетов) 10 января совершить боевой полет из Сороки по направлению Ругозерская — Ребольская — Кемасозерская — Сорока, имея задачею пробомбить Ребольское и Кемасозерское. 2) 11 сего января средствами того же отряда (6 самолетов) совершить боевой полет от Сороки в направлении Ухтинская-Тихтозерская — Сорока. Задача пробомбить Ухтинскую и Тихтозерскую, 3) Втечение 11 и 12 сего января средствами авиаиотделения школы летнаблюдателей (2 аппарата) совершить полет с задачей произвести фотосъемку направления Кемь-Сорока-Ругозерская-Ребольское. 4) Втечение 13 и 14 сего января средствами того же отделения (2 аппарата) совершить полет с задачей произвести фотосъемку направления: ст. Кемь- р. Кемь до Юшкозерская и дороги: озеро нижнее Кунто- среднее Кунто, Ухтинская».
Эти задания, в коих указаны сроки выполнения работы и количество работающих самолетов, несмотря на героические усилия всего состава авиачастей, точно также не смогли быть выполнены. Только в конце января части начали приспосабливаться к обстановке и совершать полеты в следующем порядке:
а) 27 января в 13 часов со ст. Сорока вылетело 3 самолета, но туман, сильная облачность и ветер заставили их повернуть и через 45 минут они вернулись обратно, не выполнив задания; через несколько минут вылетел 1 самолет, но ввиду густого тумана также вернулся обратно, не выполнив задания;
б) 29 января 3 самолета с целью бомбометания вылетели на д. д. Майдерская, Сапосальмская и сбросили бомбы на 22 п. 35 ф.;
в) 29 января 3 аппарата вылетели из Кеми с целью фотосъемки, указанной первым заданием командования, но вследствие низких облаков и сильного ветра вернулись обратно, не выполнив задания;
г) 2 февраля те же 3 аппарата вылетели с той же целью, но вследствие низких облаков вернулись обратно и задания не выполнили;
д) 4 февраля 1 самолет, вылетев из Кеми, дошел до дер. Погостской, при чем удалось сфотографировать реку Кемь; движений не было замечено;
е) 5 февраля вылетели 2 самолета по маршруту: один-Кемь-Подужемская и другой-гор. Кемь-ст. Кемь. Оба маршрута хотя и были сфотографированы, но все же снимки, за отсутствием прозрачного воздуха, получились неразборчивыми;
ж) 7 февраля вылетело 4 самолета из Сороцкая на Ухтинскую для бомбометания, но вследствие замерзания карбюраторов задание не было выполнено;
з) 7 февраля вылетел самолет по р. Кемь по маршруту г. Кемь-Сапосальмская-Воинга-Подужемская-Кемь с целью съемки водных прорывов реки Кемь к определения новой зимней дороги, взамен старой по р. Кемь. Съемка не была произведена вследствие лопнувшей пленки.
9 февраля авиация получает указания командования о необходимости немедленно доставить и разбросать агитационную литературу на следующие пункты: Воинга, Сапосальмская, Машозерская, Лехта, при чем в приказании отмечено, что "несмотря на отданные боевые задания, при наличии 17 самолетов, еще не выполнено, не сделано ни одного боевого полета" (№ 976-826/орг. нач. штаба войск Кар. района).
и) 10 февраля были произведены два последние полета четырех аппаратов 5 авиаотряда и была сброшена литература на д.д. Воинга, Сапосальмская, Машозерская, Лехта.
После полета 10 февраля участие авиации в кампании со-вершенно окончилось и ни одного боевого полета впоследствии не было произведена Таким образом, мы видим, что план работы соблюсти было нельзя. Полеты эпизодичны и в большинстве случаев неудачны. Результаты работы сводятся к нескольким довольно неудачным снимкам р. Кеми в района г. Кемь, к доставке немногочисленной литературы и в одном только случае к сбрасыванию бомб на деревни.
Из упомянутых в тексте самолетов нашел один с сайта из предыдущего поста-DH9A.
Может авиаспецы еще что-то покажут из упомянутых машин?