Попов Василий Андреевич

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Попов Василий Андреевич

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2009 02:43

Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Попов Василий Андреевич
14. 1. 1918
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 06.12.1949 ( медаль № 6991)
Popov_V_A.jpg
Попов Василий Андреевич – командир авиаэскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии капитан.

Родился 1 (14) января 1918 года в селе Ивановка ныне Курьинского района Алтайского края. Русский. Окончил школу-семилетку. Работал учётчиком в совхозе, счетоводом на строительстве железной дороги на станции Поспелиха (Алтайский край). С 1936 года учился в Иркутской железнодорожной технической школе. В 1938 году окончил Иркутский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. До октября 1939 года обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков, в 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 года – лётчик 161-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), в сентябре-октябре 1941 – лётчик 187-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). 5 октября 1941 года был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте. Несколько дней провёл в госпитале. В октябре 1941-августе 1942 – командир звена 41-го истребительного авиационного полка (ПВО города Москвы и Волховский фронт). В апреле 1942 года был сбит второй раз, спасся на парашюте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, битве за Москву и обороне Ленинграда. Совершил 206 боевых вылетов на истребителях И-16, МиГ-3 и Як-1, в 52 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника.

В августе 1942-октябре 1945 – командир звена 2-го авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ. Перегнал с Аляски 256 американских самолётов: истребителей Р-63 «Кингкобра», Р-39 «Аэрокобра», Р-40Е «Киттихаук», Р-47 «Тандерболт» и учебно-тренировочных АТ-6 «Тексан», поставлявшихся в нашу страну по ленд-лизу.

С октября 1945 года служил в строевых частях ВВС (в Группе советских войск в Германии). С марта 1947 года – заместитель командира, с декабря 1948 года – командир авиаэскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе).

Весной 1948 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-2». В составе группы из трёх истребителей Ла-11 выполнил перелёт Москва – мыс Шмидта (на Чукотке) дальностью 8.500 километров. Провёл испытания Ла-11 в условиях Крайнего Севера, летая с аэродромов на мысе Шмидта и острова Врангеля. Дважды выполнял посадки на ледовый аэродром в Северном Ледовитом океане, расположенный на 82 градусе 15 минутах северной широты (на расстоянии 1.200 километров от материка). Посадки истребителя на дрейфующие льды были выполнены впервые в истории авиации.

Весной 1949 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-4». В составе группы из шести Ла-11 выполнил перелёт Москва – остров Диксон дальностью 6.000 километров. Продолжил испытания по боевому применению истребителя Ла-11 в высоких широтах.

За мужество и героизм, проявленные в высокоширотных экспедициях, гвардии капитану Попову Василию Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6991).

В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы (город Таганрог). Был командиром авиаэскадрильи, помощником командира авиаполка (в Белоруссии и Мурманской области). С января 1954 года служил в морской авиации (на Северном флоте). В 1957 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии (Монино). Командовал полком, был заместителем командира авиадивизии в ВВС Северного флота. Освоил реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, Миг-19, Як-25.

С июля 1960 года полковник В.А.Попов – в запасе. Живёт в городе Ярославль. В 1961-1986 годах работал техником, старшим инженером, начальником сектора авиационных шин ОКБ Ярославского шинного завода.

Полковник (1958), военный лётчик 1-го класса. Награждён 2 орденами Ленина (1944, 1949), орденами Красного Знамени (1942), Отечественной войны 1-й степени (1985), 4 орденами Красной Звезды (1941, 1943, 1953, 1955), медалями.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

Источники
Герои огненных лет. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1985
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988
Кузнецов И.И. Золотые звезды иркутян. - Иркутск, 1982.
Кузнецов И.И., Джога И.М. Золотые Звёзды Алтая. - Барнаул: 1982
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Попов Василий Андреевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Октябрь 2009 23:27

Герой Советского Союза Василий Андреевич Попов. : 2_1.jpg

Герой Советского Союза
Василий Андреевич Попов.

06/05/2009 © http://www.yar.rodgor.ru/gazeta/35/history/663/

Последний из Героев
В преддверии Дня Победы «Родной город» рассказывает о последнем ярославце Герое Советского Союза.
Сергей Гвоздев. Фото Дмитрия Шиманского

Е го зовут Василий Попов. Он – последний Герой Советского Союза, проживающий в Ярославской области. Военный летчик совершил за годы войны более двухсот боевых вылетов. Однажды горел в воздухе и чудом остался жив. После госпиталя перегонял с Чукотки через всю Сибирь самолеты, полученные от американцев. Но «Золотую Звезду» получил за подвиг, совершенный в послевоенном 1948-м в арктических льдах.

Звезда во льдах

– Вызвали к командующему ВВС маршалу Вершинину меня, Витю Боровкова и Скорнякова Сережу, – вспоминает Василий Андреевич. – Нам и поручили совершить на истребителях Ла-11 посадку на льдину. На восемьдесят второй широте, возле Северного полюса. Учли большой опыт длительных полетов на истребителях в сложных метео‑
условиях.
Стартовали возле чукотского поселка Уэлькаль. Перелетели на остров Врангеля. Два дня ждали погоды. Затем полетели на льдину, где была подготовлена посадочная полоса. Приземлились благополучно. Через двенадцать часов двинулись обратно.
А вот второй полет на льдину уже шести истребителей кончился плохо. Василий Попов и его друзья долетели и вернулись. Три других летчика, не имевших опыта полетов в Заполярье, заблудились и погибли.
Вся операция носила характер сверхсекретный. Создавали воздушный щит против возможного прорыва американских стратегических бомбардировщиков через Северный полюс. Поэтому вручали награды героям без всякой помпы.

Восемь правнуков
В 1960-м Василий Попов ушел из военной авиации. Выбрал местом жительства Ярославль и четверть века трудился на шинном заводе. Сейчас ему пошел девяносто второй год. У него три сына, четыре внука и восемь правнуков. Жена, к сожалению, недавно умерла.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Попов Василий Андреевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Октябрь 2009 23:31

Василий Попов (четвертый слева) среди сослуживцев перед увольнением из военной авиации. Мурманск, 1960 г : 3_1.jpg
Василий Попов (четвертый слева) среди сослуживцев перед
увольнением из военной авиации. Мурманск, 1960 г.
© http://www.yar.rodgor.ru/gazeta/35/history/663/
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения