"Владимир Каврайский", ИС ВМФ

Исследовательское судно проекта 97Б "Владимир Каврайский".
От ладьи и коча до атомохода.

"Владимир Каврайский", ИС ВМФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Октябрь 2009 21:42

Исследовательское судно проекта 97Б "Владимир Каврайский"
http://navsource.narod.ru/photos/06/395/index.html
Исследовательское судно проекта 97Б "Владимир Каврайский". 2003 г. : 06395001-ИС Владимир Каврайский.jpg

1969 - ???
Заложен на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде (зав. №779)
25 февраля 1969 года, спущен на воду 31 октября 1969 года,
вступил в строй 31 декабря 1969 года и перешел на Северный флот.

Водоизмещение 2055/3200 т, длина 70,0 м, ширина 18,1 м, осадка 6.4 м.
2*2500 л.с. электродвигатели ПГ-147, 14 уз, 5500 миль (12,5 уз),
3 ДГ 13Д-100 по 1375 кВт, 4 ДГ по 200 кВт. Экипаж 39 человек


Исследовательское судно ВМФ пр. 97Б "Владимир Каврайский", 1974 год. Источник:Combat Fleets of the World, 1982-1983<br />Волков Роман : 06395002-ИС Владимир Каврайский.jpg
Исследовательское судно ВМФ пр. 97Б "Владимир Каврайский", 1991 г. Источник: US Navy. DN-SN-92-07068<br />http://www.defenseimagery.mil : 06395003-ИС Владимир Каврайский.jpg
Исследовательское судно ВМФ пр. 97Б "Владимир Каврайский. Soviet Navy Surface Ship Indentification Guide, 1982 год. Волков Роман : 06395004-ИС Владимир Каврайский.jpg


Биографическая справка:
Каврайский, Владимир Владимирович (22.IV.1884—26.II.1954) — советский астроном, геодезист и картограф. Род. в с. Жеребятниково, Симбирской губернии. Окончил в 1916 г. Харьковский ун-т, С 1921 г. работал в Военно-морской академии (проф. с 1935 г., инженер контр-адмирал с 1944 г.). Разработал метод совместного определения времени и широты (способ Каврайского) для выполнения точных астрономических наблюдений в высоких широтах (от +60° до +80°). Метод основан на наблюдении не менее двух пар звезд попарно на равных высотах. Основные труды относятся к математической картографии. Изобрел новые оптические приборы — пеленгатор и наклономер, с помощью которых навигационные и астрономические определения места корабля стали проще и доступнее даже в условиях недостаточной освещенности. Лауреат Государственной премии СССР (1952).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Владимир Каврайский", ИС ВМФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Октябрь 2009 22:18

Сомнерова линия
Владимир Вейхман

© Copyright: Владимир Вейхман, 2009

Владимир Владимирович Каврайский, профессор военно-морской академии, хоть и получил к шестидесятилетию звание инженер-контр-адмирала, но в дальних плаваниях никогда не бывал. Вследствие этого он по-хорошему завидовал своим коллегам по академии Николаю Александровичу Сакеллари, Борису Павловичу Хлюстину, Николаю Николаевичу Матусевичу, за плечами каждого из которых была не одна тысяча миль и участие в громких морских сражениях начала века. Правда, в начале Великой Отечественной Каврайский был назначен военным комендантом Пулковской обсерватории, где он руководил астрометрической практикой слушателей гидрографического факультета академии. Ему, как и положено, выдали пистолет с двумя обоймами патронов и предложили разработать план обороны обсерватории на случай прорыва немцев. Проект плана составил и принес профессору на подпись лейтенант Дима Брюханов, который тут же и попросил: «Владимир Владимирович, отдайте-ка мне Ваш пистолет, я его надежно спрячу, а то ведь и пораниться нечаянно можете. А за несение караульной службы не беспокойтесь, мы все обеспечим, занимайтесь своими научными трудами». «Да, да», - несколько смущенно пробормотал Каврайский, поочередно открывая ящики письменного стола и шаря под бумагами, чтобы найти запропастившийся куда-то пистолет.
Владимир Каврайский, выпускник Харьковского университета, отличался широтой научных интересов. Он зарекомендовал себя блестящим специалистом в области практической астрономии, геодезии, картографии, оптики. Его добротный, зрелый труд «Графическое решение астрономических задач» был опубликован в 1913 году, когда Каврайский был еще студентом, и предложенная им в этой работе сетка для изображения сферы на плоскости многие годы включалась в практические руководства под названием «Планисфера Каврайского». В 20-30-е годы, когда интенсивно осваивалась Арктика, он разработал способ совместного определения широты и долготы, предназначенный для использования в высоких северных широтах, - способ Каврайского. Фундаментальные труды Каврайского по математической картографии считаются классическими; таблицы для решения задач картографии, разработанные им, воспроизведены во многих изданиях, а несколько разработанных им картографических проекций получили его имя. Ленинградский университет считал своей честью то, что Владимир Владимирович в 1948 году, еще за два года до ухода в отставку из военно-морских сил, начал читать лекции студентам на кафедре картографии.
Удивительно, что профессор, казалось бы, кабинетный ученый, создал два прибора, предназначенных для сугубо практического использования на судах и кораблях: пеленгатор Каврайского и наклономер Каврайского. Именно за них он получил в 1952 году Сталинскую премию.
Но была у профессора Каврайского еще одна область научных интересов, в которой он трудился почти тридцать лет, начиная с 1920 года. Познакомившись с методом Сомнера, предназначенным для обработки морских астрономических наблюдений, он увидел в нем куда б;льшие возможности, чем до того времени считалось. Прежде всего, он заметил, что небольшой отрезок кривой линии, отвечающей равным значениям величины, определяющей место судна, можно заменить прямой - линией положения, подобной сомнеровой линии. Это позволило свести теорию определения местоположения судна в море с использованием линий, отвечающих самым разнообразным измеренным величинам – направлениям, углам, расстояниям, глубинам под килем или высотам светил над горизонтом, к единообразным операциям исключительно с прямыми линиями, поведение которых описывается наиболее простыми математическими выражениями, что так важно для планирования и анализа определения.
В минуты усталости Владимир Владимирович откидывался на спинку стула и закрывал глаза. Перед ним, как живые, вставали картины далекого украинского детства: утоптанный шлях, по которому он спешит за отцом, а справа и слева, сколько видит глаз, простирается бескрайнее поле пшеницы. Под несильным ветром зеленовато-золотые волны одна за другой неровными полосами бегут от горизонта к горизонту, и кажется, что в мире нет ничего, кроме этого всеохватывающего поля, да бесконечно глубокого неба над ним с редкими островками облаков и приветливым, как масленичный блин, геометрически ровным кругом солнца. «О поле, поле!..» – накладывалась на эту благостную картину тревожная мелодия Глинки. И тут же сознание механически отчеканивало: «Перед нами поле пшеницы, равномерно распределенной на плоскости, во всех точках которого градиент кучности посева равен нулю…»
«Тьфу ты, сгинь, сгинь, наваждение!» – возвращался к действительности исследователь Каврайский. Он впервые применил математическую теорию поля к способам навигационных определений и оценке их точности, используя заимствованное из нее понятие градиента. Работы Владимира Владимировича Каврайского обеспечили превращение разрозненных сведений в стройную систему, простирающуюся от одинокой линии Сомнера к эпохе автоматизированных компьютерных систем, еще неведомых при жизни профессора.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Владимир Каврайский", ИС ВМФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Октябрь 2009 22:42

Начальник кафедры геодезии и астрономии профессор, инженер-капитан 1 ранга В. В. Каврайский проводит практические занятия со слушателями академии в Пулковской обсерватории. : 328.jpg
Начальник кафедры геодезии и астрономии профессор,
инженер-капитан 1 ранга В. В. Каврайский проводит практические занятия со слушателями академии
в Пулковской обсерватории.
http://flot.com/publications/books/shelf/vma/32.htm
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Владимир Каврайский", ИС ВМФ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Октябрь 2009 22:45

КАВРАЙСКИЙ Владимир Владимирович (1884-1954)
http://flot.com/publications/books/shelf/vma/32.htm
337.jpg


Ученый-геодезист, картограф, астроном, педагог, доктор физико-математических наук (1934 г.), профессор (1935 г.), инженер-контр-адмирал (1944 г.). В ВМФ с 1918 г. В 1916 г. окончил Харьковский университет. С 1916 г. работал в мастерской мореходных инструментов при Главном гидрографическом управлении. В 1921 — 1922 гг. адъюнкт кафедры астрономии и геодезии Военно-морской академии. В 1922—1926 гг. — астроном Главного гидрографического управления. Преподаватель (1926—1930; 1931 — 1934 гг.), временно исполняющий обязанности начальника гидрографического факультета (1929—1930 гг.) Военно-морской академии, одновременно читал лекции в Ленинградском горном институте (1922—1939 гг.), научный сотрудник Государственного института геодезии и картографии (1930—1933 гг.), астроном Пулковской обсерватории (1925—1926 гг.), член Военно-морской экспертной комиссии. В 1930 г. репрессирован, а в 1931 г. восстановлен в звании. В 1934—1937 гг. старший руководитель по астрономии, в 1935—1937 гг. исполнял должность начальника кафедры, в 1937—1948 гг. начальник кафедры геодезии и астрономии гидрографического факультета Военно-морской академии. С 1948 г. в отставке, читал лекции в Ленинградском государственном университете. Автор более 100 научных работ, в том числе монографии «Математическая картография» (1934 г.), «Избранные труды» (в 2 т., 1956—1960 гг.). В 1951 г. сконструировал прибор, названный «наклономером Каврайского», изобрел оптический пеленгатор. Лауреат Сталинской премии (1952 г.). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Умер в Ленинграде, похоронен на Академическом кладбище при Пулковской обсерватории. Его именем названы гора на острове Уруп (Курильские острова), гора на Земле Виктории в Антарктиде и океанографическое исследовательское судно.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Владимир Каврайский", ИС ВМФ

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Октябрь 2009 23:15

 97Б-Каврайский.jpg
 97Б-Каврайский_в_походе.jpg
 97Б-Каврайский_СФ.jpg
От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта». Ледоколы проекта 97 и их модификации. // Морская Коллекция № 8 - 2009
viewtopic.php?f=4&t=1362#p14766

Проект 97Б гидрографическое судно «Владимир Каврайский»

В 1969 г. для Гидрографической службы военно-морского флота на базе ледокола проекта 97 было построено гидрографическое судно «Владимир Каврайский». От прототипа оно отличалось увеличенными размерами (водоизмещение — 3450 т; длина — 70,1 м; осадка — 6,4 м), а также дальностью и продолжительностью автономного плавания — 13 100 миль и 60 суток соответственно. На судне оборудована вертолётная площадка. Экипаж судна увеличен до 63 человек, научный состав — 17 человек. Военный представитель по приёмке заказа — майор В.Н. Нестеров.

Названо в честь Владимира Владимировича Каврайского (1884—1954) — советского геодезиста, картографа и астронома.
Входит в состав Отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов Гидрографической службы Краснознамённого Северного флота.


Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010.

«ВЛАДИМИР КАВРАЙСКИЙ»
Гидрографическое ледокольное судно проекта 97Б. Названо в честь геодезиста, картографа и астронома Владимира Владимировича Каврайского (1884-1954). Заложено 25.02.1969 г. на Адмиралтейском судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде (завод №194) по проекту, разработанному в ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг») под рук. А.Н. Василевского (см.). За основу принят проект 97. Спущено на воду 31.10.1969 г., вступило в строй 31.12.1969 г. Входит в состав Отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов Северного флота.
Водоизмещение 3450 т, длина 70,1 м, ширина 18 м, высота борта 8,3 м, осадка 6,4 м, мощность силовой установки 5400 л.с, скорость 14,5 узлов, 3 гребных винта (1 носовой), дальность плавания 13100 миль, автономность плавания 60 суток. На судне оборудована вертолетная площадка. Экипаж 63 чел., научный персонал 17 чел.
Судно занесено в Книгу Почета Мурманской обл.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11079
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения