"Техника-Молодежи" 9/1974
«Северные сияния» рождаются на стапелях
Петр Потапов, директор Тюменского судостроительного завода
Передо мной небольшая карта. На ней в легкой паутине параллелей и меридианов огромные пространства северо-востока нашей страны. За контурными очертаниями побережий Заполярья угадываются воды холодных морей Ледовитого океана — Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского... За темными извилистыми змейками — великие и малые сибирские реки — Обь, Лена, Колыма, Алдан...
Карта не простая, она одновременно и плакат. На белых, словно заснеженных, участках далеких земель, на реках и на побережье четко обозначены пункты, где уже работают или в скором будущем вспыхнут яркими огнями плавучие электростанции «Северные сияния» — творения рук тюменских корабелов.
Советские геологи открыли в северных и северо-восточных районах страны месторождения нефти, газа, золота, алмазов, олова и других полезных ископаемых. Для промышленной добычи природных богатств необходима в первую очередь электроэнергия. В ближайшие годы здесь-будут построены крупные электростанции на ядерном и местном естественном топливе, которые с помощью линий электропередачи объединятся в общую энергосистему. Но все это произойдет в будущем... Что же делать сейчас?
Специфика горнодобывающей промышленности такова, что ее предприятия разобщены в пространстве, далеко отстоят друг от друга. И каждому предприятию в отдельности требуется сравнительно малая мощность, порядка 20 тыс. квт. Вот и появилась идея соорудить плавучие электростанции указанной мощности — их можно транспортировать прямо к новостройкам (благо водных путей в тех местах предостаточно), туда, куда еще не шагнули мачты высоковольтных линий.
И раньше пытались создавать плавучие электростанции — например, в Канаде переоборудовали для этой цели старые суда, баржи. Однако столь крупную ПлЭС замыслили и построили впервые у нас.
«Северное сияние» несет немало выгод государству. Раньше близ Полярного круга действовали в основном энергопоезда. Один такой поезд, «выдающий» 4 тыс. квт, обслуживают 50—70 человек. Плавучую же электростанцию, которая в 5 раз мощнее, — всего 26. А теперь вспомните, сколь дефицитна на Крайнем Севере и Дальнем Востоке рабочая сила. И еще. Практика показала, что в северных условиях стационарную электростанцию возводят 5—7 лет и больше, а ее стоимость в 6—10 раз выше стоимости аналогичной электростанции, построенной в обжитом районе. «Северное сияние» сооружают за 15—18 месяцев (плюс 2—3 месяца на доставку к месту эксплуатации).
Итак, преимущества плавучей электростанции налицо.
Было решено спроектировать и построить первый ее экземпляр — «Северное сияние-1».
Проектирование поручили Центральному конструкторскому бюро в Горьком, а строительство — нашему заводу.
Кратко охарактеризуем плавучую электростанцию. Однопалубное буксируемое судно с развитой надстройкой. Длина его 75,0 м, ширина 16,7 м, высота 20,08 м, водоизмещение 2244 т. Сравнительно мелкая расчетная осадка 2,15 м позволяет устанавливать станцию на любых реках и морских бухтах. В днищевых и бортовых цистернах располагается 3-суточный запас топлива. Пять поперечных переборок, достигающих главной палубы, разделяют корпус на шесть водонепроницаемых отсеков.
Понимая, что судну предстоит работать в отдаленных районах, проектировщики предусмотрели на нем резервное оборудование, мастерские для ремонта. Наличие низких температур также наложило свой отпечаток на конструкцию «Северного сияния». Его помещения расположены таким образом, что можно попасть в любое из них, не выходя наружу. Мощная тепловая изоляция корпуса и надстройки исключает какие-либо теплопотери даже при 65-градусном морозе. Развитая вентиляция и воздушное отопление поддерживают внутри корабля необходимую температуру.
Чтобы при стоянке станция не вмерзла в лед, она снабжена системой обогрева акватории. Внутри корпуса проложен трубопровод, подключенный к бортовым отверстиям. К последним присоединены дырчатые трубы, окружающие извне судно. В трубопровод подается подогретая вода из охлаждающего контура турбин. Через отверстия в трубах она выливается в акваторию — образуется участок, свободный ото льда.
В каютах станции не услышишь, как работает главная энергетическая установка. Шумопоглощающая изоляция — в турбогенераторном отделении, и в помещениях воздухозабора, утилькотлов и вентиляторов.
Началу строительства плавучей электростанции предшествовала большая подготовительная работа. Так, пришлось соорудить новый стапель, смонтировать козловой кран грузоподъемностью 50 т, установить особое спусковое устройство, провести водолазные работы. Для испытания агрегатов построено нагрузочное устройство, а для защиты труб от коррозии — участок оцинковки труб термодиффузионным методом...
И вот 30 декабря 1967 года была обработана первая корпусная деталь. А в июне 1969 года технический проект головного образца газотурбинной плавучей электростанции мы воплотили в жизнь.
Трудным оказался путь станции по арктическим трассам. Более десяти тысяч километров прошла она, буксируемая ледоколами, по сибирским рекам Туре, Тоболу, Иртышу, Оби, по Ледовитому океану. Установить «Северное сияние-1» на Чукотке, в устье реки Колымы, было решено в арктическую навигацию 1969 года, но тяжелая ледовая обстановка в проливе Вилькицкого задержала экспедицию. В сентябре 1970 года, после зимовки на Диксоне, была начата проводка судна к месту назначения.
Надо сказать, что северяне спешно и старательно готовились к приему нашего первенца. Приведу только одну цифру. Для передачи тока от «Северного сияния-1» Билибинским электромонтажным управлением в короткий срок была построена 300-километровая линия. Электрическая река напряжением 110 кв питает прииски «Северовостокзолото», стройку Билибинской АЭС да и само Билибино.
Еще свежи были в памяти людей проводы первой станции, а завод получил новый заказ. Июнь 1971 года. «Северное сияние-2», пройдя на буксире мимо стапеля, где уже возводился корпус третьей плавучей электростанции, отправилось на далекую Печору.
Приобретенный опыт не прошел даром. Если при сооружении первой ПлЭС работало много субподрядчиков, то последующие «сияния» построены в основном руками работников нашего завода.
5 июля 1973 года мы проводили третье судно. Оно будет снабжать электроэнергией и теплом поселки, рудники и золотые прииски, расположенные на берегах Лены.
Сейчас на стапеле возводится корпус «Северного сияния-4». Проектировщики ввели ряд изменений: произведена частичная перепланировка помещений, усилена прочность корпуса, увеличена мощность до 24 тыс. квт. Четвертая ПлЭС строится в морском исполнении. Год ее сдачи — 1975-й. Место назначения — порт Мыса Шмидта на побережье Чукотского моря.
На очереди и пятая плавучая электростанция...
Что же, можно считать, что экзамен на высшее корабельное образование коллектив завода выдержал. Не случайно и к нам, и в адрес министерства поступает немало запросов от разных стран, в том числе и капиталистических: нельзя ли купить плавучую электростанцию? К сожалению, наши производственные мощности пока ограниченны. Необходима коренная реконструкция предприятия. Уже выделены капитальные вложения, определен подрядчик, чтобы возвести цех крупных судостроительных блоков. Пройдет немного времени, и мы сможем увеличить выпуск «Северных сияний».
Плавучая электростанция
Ha центральном развороте журнала изображен первенец Тюменского судостроительного завода — «Северное сияние-1». Мысленно прогуляемся по этому необычному кораблю.
С крытой веранды левого или правого борта по трапу спускаемся вниз, в газотурбогенераторное отделение. Просторное высокое помещение, на судовых фундаментах установлены два агрегата мощностью по 10 тыс. квт.
По обоим бортам находятся небольшие комнаты. Это местные посты управления, откуда осуществляется пуск агрегатов. Их работу обеспечивают вспомогательные механизмы. Вдоль агрегатов под палубой располагаются грузоподъемные механизмы для возможного ремонта оборудования.
Через двери в кормовой переборке попадаем в помещение, где установлена запасная турбина. Сейчас она законсервирована. Но при необходимости можно за несколько часов заменить вышедший из строя основной двигатель. Он демонтируется и откатывается по рельсам в сторону. (Специальной стрелой грузоподъемностью 16 т его можно вынуть из трюма и подать на берег для ремонта). На поперечной переборке снимается накладной лист, запасной двигатель выкатывается и устанавливается на судовой фундамент.
В этом же помещении расположена механическая мастерская с токарно-фрезерным станком, сверлильным станком и слесарными верстаками. А рядом электросварочная.
Возвращаемся в газотурбогенераторное отделение, проходим через дверь носовой переборки во вспомогательное котельное отделение.
Здесь мы увидим оборудование, которое можно найти в любой стационарной котельной: сепаратор и конденсатор пара, топливные и водяные насосы, станцию очистки котельной воды, состоящую из четырех ионообменных фильтров, дозаторной установки и водяных насосов. Но главное — это два автоматизированных котла паропроизводительностью по 6 т в час. Один работает, другой запасной. Включить его можно в считанные минуты.
По трапу и переходным решеткам поднимаемся наверх. В большом помещении находятся два утилизационных котла паропроизводительностью по 18 т в час. Выхлопные газы турбин, нагретые до 375° С, проходят через испарители котлов. Полученный пар может подаваться по трубам (через соответствующее оборудование) к судовым потребителям и на берег.
Спускаемся снова в котельную и проходим в следующее помещение — вспомогательное машинное отделение. Тут установлены два дизель-генератора, по 300 квт каждый. Справа находятся компрессоры, подогреватель воды, слева — санитарные агрегаты, подающие воду потребителям.
Осмотрев машинное отделение, отправляемся дальше. Идя по коридору, слева через открытую дверь видим шесть агрегатов. Это сепараторы для очистки топлива и масла от воды и механических примесей. Еще две двери. Надписи гласят: «Помещение озонаторов» и «Мастерская КИПа и автоматики».
Поднимаемся по трапу на главную палубу и проходим по коридору мимо столовой — красного уголка, камбуза, химлаборатории, канцелярии и других помещений.
В надстройке расположены жилые каюты, санбытовые помещения, помещение щита управления и распределительных устройств.
Плавучая электростанция, как и всякое современное судно, радиофицирована, на ней установлена станция АТС, она обеспечена средствами двухсторонней связи, обнаружения, пожарной сигнализацией и многим другим, о чем в небольшой статье не расскажешь.