Спасательные крейсеры на Мурмане (1902—1914 годы)В. Г. Андриенко
Г19 Гангут-вып. 3: Сб. ст.— СПб.: «Ленко», 1992. ISBN 5-85875-007-09
... В 1902 году Общество спасения на водах решило создать на северо-восточном берегу Кольского полуострова в бухте Лодейной в Териберском заливе и на острове Посьета в губе Рында две такие станции, на которых должны были базироваться специальные спасательные суда. По разработанной инструкции этим судам в период промыслов вменялось в обязанность крейсировать [прим.: Отсюда одно из названий спасательного судна — крейсер, то есть плавающий в определенном районе с определенной целью.] вдоль всего побережья, в штормовую погоду — постоянно находиться в районе лова и при необходимости оказывать им помощь, в первую очередь экипажам, затем судам, буксируя их к ближайшей закрытой стоянке.
Прототипом спасательного судна послужил парусный бот конструкции норвежца Колина Арчера, прославившегося созданием знаменитого "Фрама" для экспедиции Ф. Нансена. Кстати, его именем был назван первый из ботов. С 1893 по 1901 год на верфи Арчера в Нарвике было построено 16 судов. Они оказали значительную помощь норвежским рыбакам и получили одобрение морских специалистов за прекрасные мореходные качества.
В мае 1902 года представители Общества спасения на водах заказали К. Арчеру два одинаковых спасательных бота общей стоимостью 18,5 тыс. рублей. Одно из них должно называться "Великая княгиня Ксения Александровна", другое — "Великий. князь Алексей Михайлович" (впоследствии просто "Ксения" и "Алексей Михайлович"). В разработке проектного задания на постройку принимали участие морской инженер-судостроитель генерал-майор А. К. Боярский и заведующий спасательными станциями и начальник Мурманской промысловой экспедиции Л. Л. Брейтфус. Заказанные суда имели большие по сравнению с прототипом размеры, так как должны были эксплуатироваться в более суровых условиях. Каждый из них представлял собой килевой двухмачтовый парусник, вооруженный по типу кэча. Почти весь набор корпуса выполнили из дуба, только киль и кильсон — из американской сосны. Наружная обшивка толщиной 60 мм была из дуба, а внутренняя — из сосновых досок толщиной 38 мм. Планширь, кнехты, входные люки, руль и румпель сделали из дуба. Судно разделялось четырьмя поперечными водонепроницаемыми переборками из сосновых досок толщиной 63,5 мм с плотно запиравшимися дверями, между которыми располагались жилые помещения. Чугунный киль посредине судна скреплялся с кильсоном сквозными железными болтами. В трюме находился дополнительный балласт — чугунные чушки.
Гафельное парусное вооружение состояло из грота, бизани, кливера, стакселя и топселя. Имелось также два запасных паруса: грот и стаксель. Просторную верхнюю палубу сделали из сосновых досок толщиной 60 мм. В корме для рулевого устроили специальный люк с непроницаемыми стенками высотой 0,9 м со шпигатами для стока воды. В снабжение бота входили шлюпка длиной 3,66 м, два адмиралтейских якоря весом 150 и 100 кг, один верп, якорная цепь длиной 137 м, лебедка для подъема якоря и пушка на дубовом основании для выстреливания линя. Корпус выше ватерлинии окрасили в белый цвет, ватервейс, планширь и дельные вещи, выполненные из дуба, покрыли лаком.
После завершения постройки 20 октября 1902 года боты со своими командами (шкипер и четыре матроса на каждом) вышли в море для определения мореходных качеств и хода под парусами. Вместе с ними для сравнения ходило норвежское спасательное судно. Боты хорошо слушались руля, легко поворачивались под парусами, не зарывались в волну и не принимали воды на палубу.